Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 декабря 2014, 21:01 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Конец одного мифа. Презентация книги Юлии Балакшиной о группе "32-х" петербургских священников начала ХХ века, ошибочно считавшихся "предтечами обновленчества"


Среди культурных событий текущего декабря презентация в московском Культурном центре «Покровские ворота» книги Юлии Балакшиной обращает на себя особое внимание. И потому, что в ее представлении приняли участие известные церковные деятели, историки и филологи. И потому, что наконец-то один из центральных мифов православно-исторического фундаментализма оказался опровергнутым.

На первый взгляд работа Балакшиной с несколько протяженным названием  - «Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст» (М.: СФИ, 2014) - касается сугубо внутрицерковной темы. Разговоры о необходимости перемен в церковном управлении, об изменении качества жизни верующих не должны вроде бы иметь серьезного общественного звучания. Но все эти темы находятся в определенной связи с гражданским обществом, со зрелостью его институтов.

Участники группы «32-х» (Николай Петрович Аксаков, о. Григорий Петров, о. Николай Егоров, о. Константин Агеев и другие) оказались в центре не только церковных коллизий эпохи, но и того религиозно-философского ренессанса, который переживала в начале ХХ века русская культура. Несмотря на свою относительную малочисленность и, казалось бы, узкую направленность, это движение поставило серьезные вопросы, связанные с необходимостью обновления церковной жизни, ответственностью Церкви за жизнь общества, преодолением векового разрыва между Церковью и светской культурой.

В начале вечера Юлия Балакшина сказала, что обращала внимание не только на фонды церковных учреждений, но и на личные письма, записки, дневники членов движения. Для нее было важно показать церковные проблемы через человека, через личность. А вопросы, которые пытались решить участники движения, актуальны и по сей день: как соотносятся свобода и достоинство личности, как разорвать пагубную зависимость Церкви от государства и другие.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии прот. Георгий Митрофанов отметил, что автору удалось создать яркие портреты петербургских священников – искренних, талантливых и совестливых людей. В то же время он обратил внимание на некоторую узость их мировоззрения – все они генетически связаны с поздними славянофилами. Да, собственно, и само слово «соборность» культивировалось именно в славянофильской среде. По его мнению, славянофилы ставили церковную свободу в зависимость от таких понятий как «Святая Русь», «русский народ», что «может быть так же пагубно для церковной жизни, как и зависимость от самодержавия».

Митрофанов напомнил, что деятельность группы «32-х» способствовало созыву Поместного Собора 1917-18 гг. Это были «люди глубокой христианской совести, и Юлия Балакшина показала: нет оснований говорить о том, что группа «32-х» была предтечей «обновленчества». Главная отличительная черта последних – беспредельный сервилизм, тогда как группа «32-х» выступала за максимальное освобождение Церкви от диктата государства».

С ним полностью согласился кандидат исторических наук о. Илия Соловьев, сказавший, что обновление и обновленчество – это два совершенно разные проекты, запущенные совершенно в разные исторические эпохи, генетически никак не связанные. И советская власть, поддерживая обновленцев, возрождала архаику.

Здесь стоит, наверное, сделать некоторые пояснения. В начале 1990-х в церковном сознании произошло смещение понятий «обновление» и «обновленчество». Фундаменталисты, не желавшие изменений внутри церковной ограды, запустили миф о том, что предреволюционное обновление через цепь событий привело к расколу при большевиках. Сторонники этой точки зрения стали называть обновленцами всех современных им реформаторов, устраивать гонения на всех несогласных, спекулируя на страхе верующих. Жупел «обновленец» активно использовался во время нападок на меневские, кочетковские и другие современные общины. Но обновленческая Церковь, возникшая в 1922 году, не имела ничего общего с обновлением. И, как справедливо заметил на презентации игумен Иннокентий (Павлов), стала первым церковным проектом революционной власти.

Конечно, среди деятелей обновленческой, или как ее еще называют, «живой» Церкви встречались реформаторы. Но оказалось среди них немало и консерваторов, всякие реформы заморозивших. Вопрос упирался не в реформы, а в политику. Их альтернативное "православие" прославляло власть партийно-чекистской номенклатуры, готово было на любые изменения в своей структуре.

Примечательно, что политическая философия обновленчества была в послевоенное время воспринята руководством РПЦ МП. И сейчас она продолжает давить на церковных топ-менеджеров.

В последнее время термин «обновленец» в адрес либеральных клириков стал использоваться гораздо реже (впрочем, на место ему пришло словечко «сектант»). Это заметил в заключительном слове ректор СФИ о. Георгий Кочетков: «Сейчас у людей уже язык не поворачивается назвать нас «обновленцами». Мы можем смело причислять себя к тем, кто вдохновляется наследием дореволюционной синодальной Церкви».

Не смутили о. Георгия Кочеткова и слова о славянофильских коннотациях обновления, поскольку «участники группы «32-х» полагали в основание церковного возрождения соборность как обретение свободы».

Так или иначе, монография Юлии Балакшиной расставила в запутанном на первый взгляд вопросе все точки над "i". И это не может не радовать.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации19 сентября 2017, 18:16  
ФОТО ДНЯ: Ваше Святейшество, совет да любовь!
Материал содержит видео информацию19 сентября 2017, 18:13  
ВИДЕО: "Священник превращается в замполита". "Особое мнение" о. Андрея Кураева о "Матильде" и исторической трансформации РПЦ МП
19 сентября 2017, 18:00  
Уличный баннер противников "Матильды" появился в Кургане
19 сентября 2017, 17:41  
Выборы Константинопольского Патриарха Армянской Церкви снова зашли в тупик
19 сентября 2017, 17:08  
АРХИВ: Красные и белые: примирение через непримирение. Прогноз Леонида Севастьянова 2016 г. реализовался в нынешней истории с "Матильдой"
19 сентября 2017, 16:57  
Челябинская епархия РПЦ МП предостерегает от "активизации саентологов"
19 сентября 2017, 16:39  
Юридическая служба Московской патриархии уточняет, что ее предложение ограничить использование слова "православный" в РФ не касается религиозных объединений
Материал содержит иллюстрации19 сентября 2017, 15:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Откровение наследника российского престола. Константин Севенард, считающий себя правнуком балерины Кшесинской и Николая II, вышел к российскому обществу с откровением
19 сентября 2017, 15:38  
Официальный представитель РПЦ МП напомнил "православным активистам", что император Николай II канонизирован "не за святость прожитой жизни"
Материал содержит иллюстрации19 сентября 2017, 15:26  
Десятилетие присоединения РПЦЗ к РПЦ МП отметят в Свято-Тихоновском университете в Москве
19 сентября 2017, 15:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Новый светский": как "Матильда" подвела мину под закон "О свободе совести"
19 сентября 2017, 14:42  
"Нужно понять, из-за чего сыр-бор", - спикер заксобрания Севастополя решила посмотреть "Матильду"
19 сентября 2017, 14:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Настоящая русофобия. "Русское — это прежде всего Чайковский и Толстой, а не Иван Грозный и Иосиф Сталин, и уж тем более не Поклонская и Проханов"
19 сентября 2017, 13:38  
Фильм об императоре Николае II должен "вдохновлять на ратный подвиг и созидательный труд", а не "разделять общество", заявил патриарший экзарх всея Беларуси (РПЦ МП)
19 сентября 2017, 13:24  
Таджикам, согласно инструкции Комитета по делам религии Республики, во время траура запретили громко причитать, нанимать плакальщиц и носить черную одежду
Материал содержит иллюстрации19 сентября 2017, 13:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: От Украины до "Закона Яровой". На семинаре в Совете Федерации была затронута "роль религии в мировой политике"
19 сентября 2017, 12:56  
Показ «Матильды» в Петербурге состоится 20 сентября
19 сентября 2017, 12:47  
АРХИВ: «"Активисты" — горе нашей страны». Филолог европейской известности, поэт и переводчик Ольга Седакова — об изоляционизме, имперском пути и европейском сознании
19 сентября 2017, 12:06  
Религиозный фанатизм - проявление религиозного невежества, убежден глава департамента образования Москвы
19 сентября 2017, 10:58  
Европейский суд принял к рассмотрению 8 жалоб россиян на запреты религиозной литературы и отказ в регистрации религиозных организаций


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования