Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 декабря 2014, 21:01 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Конец одного мифа. Презентация книги Юлии Балакшиной о группе "32-х" петербургских священников начала ХХ века, ошибочно считавшихся "предтечами обновленчества"


Среди культурных событий текущего декабря презентация в московском Культурном центре «Покровские ворота» книги Юлии Балакшиной обращает на себя особое внимание. И потому, что в ее представлении приняли участие известные церковные деятели, историки и филологи. И потому, что наконец-то один из центральных мифов православно-исторического фундаментализма оказался опровергнутым.

На первый взгляд работа Балакшиной с несколько протяженным названием  - «Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст» (М.: СФИ, 2014) - касается сугубо внутрицерковной темы. Разговоры о необходимости перемен в церковном управлении, об изменении качества жизни верующих не должны вроде бы иметь серьезного общественного звучания. Но все эти темы находятся в определенной связи с гражданским обществом, со зрелостью его институтов.

Участники группы «32-х» (Николай Петрович Аксаков, о. Григорий Петров, о. Николай Егоров, о. Константин Агеев и другие) оказались в центре не только церковных коллизий эпохи, но и того религиозно-философского ренессанса, который переживала в начале ХХ века русская культура. Несмотря на свою относительную малочисленность и, казалось бы, узкую направленность, это движение поставило серьезные вопросы, связанные с необходимостью обновления церковной жизни, ответственностью Церкви за жизнь общества, преодолением векового разрыва между Церковью и светской культурой.

В начале вечера Юлия Балакшина сказала, что обращала внимание не только на фонды церковных учреждений, но и на личные письма, записки, дневники членов движения. Для нее было важно показать церковные проблемы через человека, через личность. А вопросы, которые пытались решить участники движения, актуальны и по сей день: как соотносятся свобода и достоинство личности, как разорвать пагубную зависимость Церкви от государства и другие.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии прот. Георгий Митрофанов отметил, что автору удалось создать яркие портреты петербургских священников – искренних, талантливых и совестливых людей. В то же время он обратил внимание на некоторую узость их мировоззрения – все они генетически связаны с поздними славянофилами. Да, собственно, и само слово «соборность» культивировалось именно в славянофильской среде. По его мнению, славянофилы ставили церковную свободу в зависимость от таких понятий как «Святая Русь», «русский народ», что «может быть так же пагубно для церковной жизни, как и зависимость от самодержавия».

Митрофанов напомнил, что деятельность группы «32-х» способствовало созыву Поместного Собора 1917-18 гг. Это были «люди глубокой христианской совести, и Юлия Балакшина показала: нет оснований говорить о том, что группа «32-х» была предтечей «обновленчества». Главная отличительная черта последних – беспредельный сервилизм, тогда как группа «32-х» выступала за максимальное освобождение Церкви от диктата государства».

С ним полностью согласился кандидат исторических наук о. Илия Соловьев, сказавший, что обновление и обновленчество – это два совершенно разные проекты, запущенные совершенно в разные исторические эпохи, генетически никак не связанные. И советская власть, поддерживая обновленцев, возрождала архаику.

Здесь стоит, наверное, сделать некоторые пояснения. В начале 1990-х в церковном сознании произошло смещение понятий «обновление» и «обновленчество». Фундаменталисты, не желавшие изменений внутри церковной ограды, запустили миф о том, что предреволюционное обновление через цепь событий привело к расколу при большевиках. Сторонники этой точки зрения стали называть обновленцами всех современных им реформаторов, устраивать гонения на всех несогласных, спекулируя на страхе верующих. Жупел «обновленец» активно использовался во время нападок на меневские, кочетковские и другие современные общины. Но обновленческая Церковь, возникшая в 1922 году, не имела ничего общего с обновлением. И, как справедливо заметил на презентации игумен Иннокентий (Павлов), стала первым церковным проектом революционной власти.

Конечно, среди деятелей обновленческой, или как ее еще называют, «живой» Церкви встречались реформаторы. Но оказалось среди них немало и консерваторов, всякие реформы заморозивших. Вопрос упирался не в реформы, а в политику. Их альтернативное "православие" прославляло власть партийно-чекистской номенклатуры, готово было на любые изменения в своей структуре.

Примечательно, что политическая философия обновленчества была в послевоенное время воспринята руководством РПЦ МП. И сейчас она продолжает давить на церковных топ-менеджеров.

В последнее время термин «обновленец» в адрес либеральных клириков стал использоваться гораздо реже (впрочем, на место ему пришло словечко «сектант»). Это заметил в заключительном слове ректор СФИ о. Георгий Кочетков: «Сейчас у людей уже язык не поворачивается назвать нас «обновленцами». Мы можем смело причислять себя к тем, кто вдохновляется наследием дореволюционной синодальной Церкви».

Не смутили о. Георгия Кочеткова и слова о славянофильских коннотациях обновления, поскольку «участники группы «32-х» полагали в основание церковного возрождения соборность как обретение свободы».

Так или иначе, монография Юлии Балакшиной расставила в запутанном на первый взгляд вопросе все точки над "i". И это не может не радовать.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
26 мая 2017, 22:18  
Ограничения на миссионерскую деятельность в России, введенные "законом Яровой", оспорены в Конституционном суде
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 19:38  
"Православный активист" Милонов, ставший депутатом Госдумы РФ, получил замечание от комиссии по депутатской этике за недостойное поведение
Эксклюзивный материал26 мая 2017, 19:28  
Суд принял решение арестовать главу сельского района в Воронежской области, выбивавшего у предпринимателей пожертвования на храм РПЦ МП
26 мая 2017, 17:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: Всеволод Чаплин: «Святитель Николай, взирая на нас с Неба, огорчается, все это видя». Вокруг мощей: «секта» либералов, коварные планы Ватикана и экуменические заявления Патриарха
26 мая 2017, 16:44  
Глава МИД Болгарии ответила на слова Путина о Кирилле и Мефодии и о том, что письменность пришла на Русь из Македонии
26 мая 2017, 16:36  
В Орловской области прошли обыски, арест и возбуждено уголовное дело по "экстремистской" статье против Свидетелей Иеговы
26 мая 2017, 15:57  
Суд не стал рассматривать дело о затягивании решения по референдуму о судьбе Исаакиевского собора в Петербурге
26 мая 2017, 15:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Мы показали, что у нас есть свои Pussy Riot». Кто такие верующие и что их оскорбляет, зачем РПЦ МП учит жить неверующих, чего ждут паломники от мощей св. Николая Чудотворца...
26 мая 2017, 15:25  
"Абсолютно нормальным процессом" назвали в Кремле начавшиеся в РФ проверки в отношении представителей искусства, чем-либо не угодивших государству или его "православным активистам"
26 мая 2017, 15:12  
Режиссер Алексей Учитель объяснил череду полицейских проверок, инициированных "православной активисткой" Натальей Поклонской
26 мая 2017, 14:57  
Спикер Госдумы РФ прокомментировал запрос своей коллеги, "православной активистки" Поклонской, о проверке кинокомпании Учителя на предмет "налоговых преступлений"
26 мая 2017, 14:47  
Петербургская блокадница не знала о наличии своей подписи за референдум об отзыве оппозиционных депутатов, противников передачи Исаакиевского собора РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 14:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: Храм ювелирного искусства. РПЦ МП хочет получить Исаакиевский собор: из музея выйдет неплохая безналоговая ювелирная лавка...
26 мая 2017, 14:19  
Петербургские оппозиционные депутаты, выступающие против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП, поддерживают референдум по отзыву их мандатов
26 мая 2017, 14:09  
Суд рассмотрит иск к ЗакСу Петербурга из-за референдума по Исаакиевскому собору
26 мая 2017, 13:57  
К организации референдума в Петербурге за отставку оппозиционных депутатов, противников передачи Исаакиевского собора РПЦ МП, причастны сторонники «Единой России»
26 мая 2017, 13:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриарх в шоколаде. Новыми почетными гражданами Петербурга стали предстоятель РПЦ МП Кирилл (ГУндяев) и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко - и в этом решении не обошлось без вмешательства высших сил...
26 мая 2017, 13:41  
Горизбирком Петербурга рассмотрел заявку на референдум о лишении мандатов депутатов-оппозиционеров, выступающих против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 13:30  
Инициатором референдума за отставку депутатов заксобрания, выступивших против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП, стала куратор массового досрочного голосования в Петербурге
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 12:33  
АРХИВ: Мы по-прежнему гоняемся за нашими священными легендами вместо того, чтобы взять лопаты и начать работать. Правнук П.А. Столыпина - о разочаровании сторонников «воссоединения» РПЦЗ с РПЦ МП и о многом другом
26 мая 2017, 12:11  
Адвокат блогера-атеиста Соколовского сравнил своего подзащитного с бардом Новиковым
26 мая 2017, 11:58  
Руслан Соколовский удалил ролики, за которые его судили: тем, кто их выложит, грозит уголовное дело, предостерегает адвокат блогера
26 мая 2017, 11:14  
ДОКУМЕНТ: Сообщение Международного центра Рерихов по поводу выступления министра культуры РФ В.Р. Мединского в Государственной думе РФ 17 мая 2017 года
26 мая 2017, 08:53  
Полиция проверяет кинокомпанию Алексея Учителя, снявшего фильм "Матильда", с целью выявления налоговых преступлений


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования