Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 декабря 2014, 21:01 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Конец одного мифа. Презентация книги Юлии Балакшиной о группе "32-х" петербургских священников начала ХХ века, ошибочно считавшихся "предтечами обновленчества"


Среди культурных событий текущего декабря презентация в московском Культурном центре «Покровские ворота» книги Юлии Балакшиной обращает на себя особое внимание. И потому, что в ее представлении приняли участие известные церковные деятели, историки и филологи. И потому, что наконец-то один из центральных мифов православно-исторического фундаментализма оказался опровергнутым.

На первый взгляд работа Балакшиной с несколько протяженным названием  - «Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст» (М.: СФИ, 2014) - касается сугубо внутрицерковной темы. Разговоры о необходимости перемен в церковном управлении, об изменении качества жизни верующих не должны вроде бы иметь серьезного общественного звучания. Но все эти темы находятся в определенной связи с гражданским обществом, со зрелостью его институтов.

Участники группы «32-х» (Николай Петрович Аксаков, о. Григорий Петров, о. Николай Егоров, о. Константин Агеев и другие) оказались в центре не только церковных коллизий эпохи, но и того религиозно-философского ренессанса, который переживала в начале ХХ века русская культура. Несмотря на свою относительную малочисленность и, казалось бы, узкую направленность, это движение поставило серьезные вопросы, связанные с необходимостью обновления церковной жизни, ответственностью Церкви за жизнь общества, преодолением векового разрыва между Церковью и светской культурой.

В начале вечера Юлия Балакшина сказала, что обращала внимание не только на фонды церковных учреждений, но и на личные письма, записки, дневники членов движения. Для нее было важно показать церковные проблемы через человека, через личность. А вопросы, которые пытались решить участники движения, актуальны и по сей день: как соотносятся свобода и достоинство личности, как разорвать пагубную зависимость Церкви от государства и другие.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии прот. Георгий Митрофанов отметил, что автору удалось создать яркие портреты петербургских священников – искренних, талантливых и совестливых людей. В то же время он обратил внимание на некоторую узость их мировоззрения – все они генетически связаны с поздними славянофилами. Да, собственно, и само слово «соборность» культивировалось именно в славянофильской среде. По его мнению, славянофилы ставили церковную свободу в зависимость от таких понятий как «Святая Русь», «русский народ», что «может быть так же пагубно для церковной жизни, как и зависимость от самодержавия».

Митрофанов напомнил, что деятельность группы «32-х» способствовало созыву Поместного Собора 1917-18 гг. Это были «люди глубокой христианской совести, и Юлия Балакшина показала: нет оснований говорить о том, что группа «32-х» была предтечей «обновленчества». Главная отличительная черта последних – беспредельный сервилизм, тогда как группа «32-х» выступала за максимальное освобождение Церкви от диктата государства».

С ним полностью согласился кандидат исторических наук о. Илия Соловьев, сказавший, что обновление и обновленчество – это два совершенно разные проекты, запущенные совершенно в разные исторические эпохи, генетически никак не связанные. И советская власть, поддерживая обновленцев, возрождала архаику.

Здесь стоит, наверное, сделать некоторые пояснения. В начале 1990-х в церковном сознании произошло смещение понятий «обновление» и «обновленчество». Фундаменталисты, не желавшие изменений внутри церковной ограды, запустили миф о том, что предреволюционное обновление через цепь событий привело к расколу при большевиках. Сторонники этой точки зрения стали называть обновленцами всех современных им реформаторов, устраивать гонения на всех несогласных, спекулируя на страхе верующих. Жупел «обновленец» активно использовался во время нападок на меневские, кочетковские и другие современные общины. Но обновленческая Церковь, возникшая в 1922 году, не имела ничего общего с обновлением. И, как справедливо заметил на презентации игумен Иннокентий (Павлов), стала первым церковным проектом революционной власти.

Конечно, среди деятелей обновленческой, или как ее еще называют, «живой» Церкви встречались реформаторы. Но оказалось среди них немало и консерваторов, всякие реформы заморозивших. Вопрос упирался не в реформы, а в политику. Их альтернативное "православие" прославляло власть партийно-чекистской номенклатуры, готово было на любые изменения в своей структуре.

Примечательно, что политическая философия обновленчества была в послевоенное время воспринята руководством РПЦ МП. И сейчас она продолжает давить на церковных топ-менеджеров.

В последнее время термин «обновленец» в адрес либеральных клириков стал использоваться гораздо реже (впрочем, на место ему пришло словечко «сектант»). Это заметил в заключительном слове ректор СФИ о. Георгий Кочетков: «Сейчас у людей уже язык не поворачивается назвать нас «обновленцами». Мы можем смело причислять себя к тем, кто вдохновляется наследием дореволюционной синодальной Церкви».

Не смутили о. Георгия Кочеткова и слова о славянофильских коннотациях обновления, поскольку «участники группы «32-х» полагали в основание церковного возрождения соборность как обретение свободы».

Так или иначе, монография Юлии Балакшиной расставила в запутанном на первый взгляд вопросе все точки над "i". И это не может не радовать.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал30 марта 2017, 18:10  
МЫСЛИ: Арье Ольман. ОТНОШЕНИЕ К НЕЕВРЕЯМ В СОВРЕМЕННЫХ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ГАЛАХЕ И ФИЛОСОФИИ. Часть четвертая, заключительная
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации30 марта 2017, 17:57  
ФОТО ДНЯ: Первый социальный лифт Московской патриархии
30 марта 2017, 17:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Народный профсоюз» поборется за православные ценности. Но перспективы его превращения в партию весьма призрачны
30 марта 2017, 17:49  
СБУ закрыла реабилитационный центр УПЦ МП в Черниговской области, потому что там "пытали пациентов"
Эксклюзивный материал30 марта 2017, 17:44  
Инициатор референдума об Исаакиевском соборе разъясняет, почему Московская патриархия ошибается, утверждая, что проведение такого референдума противоречит законy
Материал содержит видео информацию30 марта 2017, 17:20  
ВИДЕО: "Нельзя начинать гражданскую войну против школьников и студентов!" Александр Сокуров на церемонии вручения премии "Ника" 28 марта говорит о духовном и моральном разложении российской власти под видом "воцерковления"
30 марта 2017, 16:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Пользуемся мы — платите вы». РПЦ МП не просто претендует на Исаакиевский собор в Петербурге, но и не намерена брать на себя его содержание и реставрацию
30 марта 2017, 16:47  
Ромодановский районный суд Мордовии опроверг сообщения СМИ о том, что он разрешил учителям местной школы ходить на работу в хиджабах
30 марта 2017, 16:38  
22 крымских общины Свидетелей Иеговы обратились в Верховный суд РФ с требованием признать их соответчиками по делу о ликвидации этой конфессии в России
Материал содержит иллюстрации30 марта 2017, 15:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Семинаристы в поддержку Соколовского. Не все православные - "активисты", и не у всех верующих "оскорбляются чувства"
Материал содержит иллюстрации30 марта 2017, 14:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: История в кривом зеркале. Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый о воспоминаниях Анастасии Шатиловой, дочери многолетнего секретаря Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе)
30 марта 2017, 14:39  
Противники передачи Исаакиевского собора Московской патриархии обжаловали прекращение производства в суде по их иску
30 марта 2017, 13:47  
МОНИТОРИНГ СМИ: О "вековой ненависти Европы к России". Протодиакон Андрей Кураев о недавнем заявлении "православного коммуниста" Зюганова
30 марта 2017, 13:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Выступления парламентариев России и Украины, которые звучали как антисемитские. 2016-2017 годы
30 марта 2017, 13:14  
Ростовская епархия РПЦ МП продолжит судиться с музеем за здания в древней столице казачества, в том числе за Атаманский дворец
30 марта 2017, 13:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Новые сюжеты в истории с Исаакием. Сотрудники Государственного музея-памятника обратились к Путину с напоминанием, что обеспечить сохранность такого сложного объекта может только большое число специалистов
30 марта 2017, 12:56  
Режиссеры-демократы лишают женщин прав на слезоточивый газ, автозак или шконку - "православный байкер" и "личный друг Путина" Хирург рассказывает, как государству следует поступать с протестным движением в России
30 марта 2017, 12:44  
Обыски у саентологов в Подмосковье проходят в рамках расследования дела "о незаконной предпринимательской деятельности", - заявили в УФСБ Петербурга
Материал содержит иллюстрации30 марта 2017, 12:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: Режим и народ: как жить без любви. Об использовании РПЦ МП в качестве высшего органа идеологического надзора и контроля, насаждении агрессивной архаики в школах и вузах и т.д. и т.п.
30 марта 2017, 12:17  
Председатель ОВЦС МП обеспокоен, что Константинополь ведет переговоры с украинскими православными, не принадлежащими к "русскому миру"
30 марта 2017, 12:05  
В ДУМ РФ выступают против установки в России памятников Ивану Грозному
30 марта 2017, 11:59  
Главный юрист Московской патриархии призывает отклонить заявку о референдуме по Исаакиевскому собору в Петербурге
30 марта 2017, 11:50  
В распоряжение РПЦ МП перейдут здания бывшего монастыря, принадлежащие музею-заповеднику "Бородино"
30 марта 2017, 11:44  
Лидер фракции "Справедливая Россия" поддержал идею референдума о передаче Исаакиевского собора РПЦ МП
30 марта 2017, 11:38  
Суд в Грузии не отпустил под залог протоиерея Георгия Мамаладзе, обвиняемого в попытке убийства


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования