Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 декабря 2014, 09:27 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Когда священник забывает Христа... Архимандрит УПЦ МП Феогност (Пушков) о политиканстве своего собрата протоиерея Александра Авдюгина


«Или ты не знаешь, что это тело (церкви)

подвержено большим болезням и напастям,

нежели плоть наша; скорее ее повреждается и

медленнее выздоравливает?» [1]

Чувство шока я испытал, когда прочел некоторые высказывания протоиерея Александра Авдюгина – священника Ровеньковской епархии УПЦ (МП) [2]. Шок не от его политических взглядов (тут нет для меня ничего нового), но от его религиозных ремарок. Мы давно с ним не общаемся, да и сам я не просматриваю ленту в Живом Журнале (ЖЖ) – нет на это времени. Поэтому о его ЖЖшных высказываниях узнал из вышеуказанного текста на портале «Религия в Украине».

Итак, поскольку месседж о. протоиерея содержит в себе две темы – религиозную и политическую – начну с религиозной:

1. Религиозные тезисы: «Имя Московского Патриарха возносится на литургии, значит мы в Церкви. Не возносится – значит в хлеву скотском» [3]. Именно этот тезис меня шокировал до глубин души! Человек, который является «кандидатом богословия КДА», не знает ни истории, ни богословия Церкви. Но и это не беда – было бы духовно чуткое сердце. Видимо, и тут у о.Александра проблемы. Я хочу задать вопрос ему прямо: отец Александр, скажи, вот ты зашел в этот «хлев» и увидел …образ Распятого Христа – ты как, пройдешь мимо этого образа (ибо хлев же?), или все-таки вспомнишь, что эти люди призывают имя общего нашего Искупителя? Пойдем дальше! В «хлеву» вдруг зазвучало Евангелие. Нет, имени патриаршего не прозвучало, а вот Евангелие Иисуса Христа читается – ты как, и Слово Господне в топку кинешь, в лучших традициях НКВДэшных комиссаров, нагибавших в 1920-30-х гг. Церковь на Востоке Украины?

Не чувствуешь ли ты сам глубокого противоречия: Наши иерархи вполне спокойно встречаются с «самым отдаленным» крылом Христианства – с протестантизмом, и не называют их сообщества «хлевом» [4]. При этом с протестантами у нас самые глубокие, самые серьезные догматические и литургические расхождения (это уж если не упоминать о многочисленных социокультурных). Зато мы плюемся в сторону христиан из Киевского патриархата, с которыми у нас расхождения только национально-политического и социокультурного, а не вероучительного характера. Неужели эти расхождения могут христиан разделить глубже, чем вероучение? Пусть тот патриархат сколько угодно юридически не легитимный в поле Мировой Ортодоксии, но не каноны формируют Церковь, а Церковь создает и меняет каноны [5].

Да, мы признаем роль патриархатной системы – но это только административная система, а не сакральное устройство Церкви. Нарушение порядка и мира – тоже грех против Церкви, собственно, в этом и состоит грех всевозможных самопровозглашенных автокефалий. Но чтобы назвать эти церковные организмы «хлевом», нужно чтобы в сознании произошла жуткая мутация: Патриарх занял место Христа. Напомню еще раз для выпускника богословских школ: Система патриархата – это административная, а не сакраментальная система. Апостольское преемство – это сан епископа, а не патриарха. Собирание епископов под руку одного – это организационная форма, возникшая далеко не сразу. И возникла она по практическим требованиям, а не по сакраментальным. А значит, какие-либо нарушения в этой системе, попытки отказаться от нее и вернуться к допатриаршей системе управления, или попытки реформировать саму систему патриархатов и принципы автокефалии – это все не сакральные и не вероучительные вопросы. Следовательно, и погрешность в этих вопросах не может лишить статуса Церкви погрешающие в этих вопросах сообщества. По крайней мере, они к нам ближе, чем те же монофизиты, несториане (были осуждены Вселенскими Соборами), латиняне (с коими у нас многовековая догматическая полемика) – все те, кого мы принимаем к себе «в сущем сане».

Что же получается? Ереси, которые осуждены Вселенскими Соборами (!) – признаются частью Церкви (хотя и поврежденными, больными), а потому никто не произносит суда над их священнодействиями и служением. А братия, которые отделились от нас по социокультурным причинам (причем и не без нашей вины!) – они хуже осужденных Вселенскими Соборами еретиков, и их Церкви уже не Церкви, а «хлев»? Московский Собор 1992 важнее 4-го Вселенского, осудившего монофизитов? И разве выпускник богословских школ не должен помнить слова русского святого – святителя Филарета Дроздова, митрополита Московского: «Ни одну из Церквей, исповедующих имя Христово и слушающих Слово Евангелия Его, я не рискну назвать неистинной и ложной. Я могу утверждать, что полноту Истины содержит лишь Православная Церковь, а все прочие – в различной степени кто больше, а кто меньше удалены от Полноты, но не лишены совершенно самой Истины, лишь исповедуют ее не во всем и не везде, частью имея повреждения». То же самое говорит и преподобный Иероним Стридонтский, комментируя послание ап. Павла к Галатам: «Павел называет их цекрвами, хотя и подвергшихся заблуждению. …И та Церковь, которая не имеет скверны или порока, есть истинное Тело Христово, и та, которая, во Имя Христово собираясь, не имеет полноты добродетелей»6. Заметим, тут речь идет о вероучительных заблуждениях (ересях), а не об отказе поминать кого-то в качестве своего «великого господина …святейшего патриарха»! Как же о. Александр высокомерно называет хлевом Церковь, исповедующую имя Христа?

Не находишь ли ты, дорогой мой собрат о Господе, довольно странным то состояние, в котором пребывает сегодня наша Церковь? Мы готовы терпеть в качестве члена Тела Христова любой самый загнивший член. Ты можешь верить в «карму» или в сглаз; не верить в то, что Христос Рожден Приснодевой и физически Воскрес из мертвых (т.е. отрицать краеугольные Истины нашей религии), и при этом ты будешь считаться «православным христианином» (большего издевательства над православием и не придумать) при одном условии: «Только признавай патриарха Московского своим духовным пастырем», и никакие ереси никогда не станут причиной анафемы на тебя. Зато если ты возомнишь отказаться от этой административной схемы управления Церковью или сменить юрисдикцию, на тебя посыплются все, какие ни есть анафемы и ты сразу же станешь и «нехристем», и «иудой», будь ты хоть эталоном нравственной чистоты и носителем строгой ортодоксии! Парадокс! Анафема изначально употреблялась как меч исключительно против еретиков, т.е. против всего того, простите за прямоту, мусора, который сегодня уютненько чувствует себя «православным народом», не зная ничего о Православии и не трудясь узнать! Мы же стали пользоваться этим сакральным оружием исключительно как административной дубиной.

Древние отцы Церкви не знали такой практики, чтобы епископа или ряд епархий, отделившихся от предстоятеля не по причине единства в догматах, предавать анафеме. Зато этим грешил Ветхий Рим. И это понятно. Там догматически мыслится единство с «престолом Петра» как условие полноценной церковности. Священномученик Киприан Карфагенский (учитель Церкви, которого именуют «отцом православной экклесиологии») осуждал епископа Рима за то, что тот отлучал от Христа и проклинал тех, кто отказывает ему в «послушании». «Кто из епископов сам захочет послушать тебя – пусть слушает и пусть следует твоим наставлениям. Но кто считает себя вправе самому распоряжаться своей епископской властью без твоего совета, пусть поступает согласно своей свободе», писал учитель Церкви в Рим. Парадокс! У нас на дворе самое настоящее папство. Чем ты, дорогой о. Александр, лучше тех католических священников, которые заявляли: «Если вы не будете возносить имени Папы при богослужении, то ваше богослужение – что скотский вопль, а священнодействия и Таинства – безблагодатны»? Называя храмы Божьи, которые не признали над собою омофор Москвы, «хлевом скотским», ты выступаешь, как самый настоящий «эмиссар папства». Экклесиология же ортодоксии отличается не тем, что у нас вместо одного – несколько Пап (Патриархов), а в том, что нам в принципе чужд дух папства, его административный универсализм, а единство ряда епархий под одним омофором мы считаем формой администрирования, а не богоустановленным сакральным условием церковности!

Ты, наверное, задашь мне вопрос: «При таком отношении к данному вопросу почему ты сам не идешь в Киевский Патриархата»? Отвечу! – Одним из основных понятий православной экклесиологии является не вертикаль патриархата, а …Евхаристическое общение Церквей! Те Церкви, которые получили от других Церквей «протянутую руку», признавались легитимными (каноническими), поскольку в их кругуосуществляется союз любви, символом чего и является Евхаристия. Церкви, которые оказались вне этого круга, считались пребывающими в расколе. Но этот статус не означал, что они – хлев скотский! Они так и назывались, «Церкви, пребывающие вне общения (Евхаристического единства)». Но при этом ониоставались Церквами. Рана раскола всегда осознавалась в Церкви как рана одного Тела (в отличие как раз от ереси, которая отторгала от Тела). Поэтому переходить в Церковь, пребывающую в расколе, значит, углублять эту рану. Я этого не стану делать. Но я так же не стану пинать ногой по этой ране (как делаешь ты, дорогой мой собрат о Господе)!

Как актуальны сейчас слова свт. Григория Богослова: «Когда возмутились против нас члены, великое и честное тело Христово начало разделяться и рассекаться, так что едва не сыплются кости наши в челюсти преисподней (Пс. 140: 7), подобно тому, как глубина земли раздирается плугом и рассыпается по поверхности. Когда лукавый, разодравши нераздираемый, неразделимый и весь тканый хитон (Ин. 19: 23), присвоил его весь себе, успев через нас сделать то, чего не мог сделать через распинателей Христовых… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа, из-за Истины (Ин. 14: б) стали лгать друг на друга, ради Любви (Ин. 4: 8) поучались ненависти, из-за Камня (1Кор.10:4) поколебались, из-за краеугольного камня (Еф. 2:20) рассыпались, сверх нужды ратовали из-за Мира» [7]. Заметим две вещи: 1. «Отделение», о котором пишет святитель, было не административным, а вероучительно-евхаристическим. Григорий Богослов не претендовал на власть над епархиями, которые бы возносили его имя как «великого господина и отца нашего», а отделившиеся отделялись по причине вероучительного с ним разногласия. 2. Даже эти отделившиеся от него заблудшие души по-прежнему остаются – по словам святителя – частью Тела Христова, хотя и растерзанного этим расколом.

Помимо чисто религиозного значения (т.е. понимание природы вопроса) есть еще и этическая сторона: что, кроме раздора сеет такое ригористическое отношение к своим собратьям во Христе? Ну, плюнул ты в сторону «филаретовцев», а они плюнули в нашу сторону – и разбежались. А как дальше жить?

2. Политические тезисы о. Александра Авдюгина: «Весной мы просто высказали свое мнение, вчера (на выборах главы ЛНР – прим. Арх.Ф.) мы его подтвердили. Единогласно, повсеместно и во веки веков. Мы не желаем с Вами (с Украиной – прим. Арх.Ф.) жить». Много было в истории умных уроков, когда наши праотцы решали вопрос на «веки веков», а мы расхлебываем их решения. Может не стоит брать на себя роль обузы для будущих поколений, которым придется сознавать, что за них все решили? Ведь это еще одна мина замедленного действия, которая рванет и приведет к кровавым конфликтам в будущем!

И снова об этике и последствиях таких высказываний для судьбы самой УПЦ МП в Украине: Неужели автор громких тезисов не понимает, что он усложняет судьбу канонического Православия в Украине? Вы-то отделились, и ты, герой ты наш, собрат во Христе, за свои слова отвечать не будешь. Вместо тебя за твои политические крики будут отвечать священники канонической Церкви на Западной и Центральной Украине: Им ревнивые не по разуму (твои точные копии, только на другой идеологической волне) крикуны будут причинять вред, наносить физические побои и моральное унижение, поджигать или забирать храмы: дураков ведь везде хватает – не только в Ровеньковской епархии! Ты возьмешь на себя за все это ответственность? Ты осознаешь, что это результаты твоих слов, аукнувшихся в Украине? И с точки зрения национальной эти люди будут правы: раз представители этого Патриархата не желают жить с нами в одном государстве, то и мы не желаем видеть этот Патриархат на своих просторах. Это – с национальной точки зрения. С религиозной же неправы обе стороны конфликта, когда бы они ни проявляли агрессию и насилие! Неужели ты не понимаешь, что твои слова – это медвежья услуга Московскому Патриархату?

По-человечески я понимаю тебя: все твои интересы – в России. Там ты знаком с многими «влиятельными» лицами в церковных структурах; там твои рассказы публикуют в «Фоме», издают твои книги (и все это – за хороший гонорар, который в другом месте и не снился бы). Но надо же отличать твои собственные интересы от интересов Церкви. И даже интересы твоих соотечественников и непосредственных сограждан тоже следует отличать от интересов Церкви. У них на первом месте политиканство, а у нас с тобою на первом месте должен быть Христос!

3. Напоследок личное: Ты пишешь: «Мы сами их (добровольцев из России – прим. Арх.Ф.) позвали, сказали, братушки, приходите, помогите». Скажи мне, а чего тогда стоит вся та истерика, которую ты закатил в сети Интернет минувшим летом по поводу того, что я назвал тебя «духовником сепаратистов»? Ты сам сейчас открыто признаешься в этом (как иначе можно понимать твои слова «мы сами их позвали»?). Ты закатил истерику с разными угрозами (интересно, как бы смотрелся твой иск против меня в Церковном Суде сегодня на фоне твоих высказываний?). Я – по твоему настоятельному требованию – сделал примечание, что эпитет «духовник сепаратистов» это моя ошибка. Сейчас же ты сам выступаешь от лица сепаратистов («мы с вами жить в одном государстве не будем» и «мы сами пригласили россиян»). А я скажу, чем были твои тогдашние заявления: банальной трусостью! Кода еще не было понятно, «чья возьмет»; когда пару раз срывались назначенные «на 15 число» (неизвестно какого месяца) штурмы Киева «ополченцами», ты лавировал «между Сциллой и Харибдой». А сейчас ты уверен, что перед «этими украми» отвечать за свои слова тебе не придется. Правильно, отвечать придется, как я сказал выше, другим – священникам одного с тобою Патриархата, но живущим не на подконтрольной сепаратистам территории. Им сполна придется хлебнуть за твои высказывания! Как ты будешь в глаза смотреть тем священникам, которых ты подставил своими политиканскими играми?

Знаешь, когда ты написал минувшим летом, что «всегда готов предать анафеме и Порошенко, и Яценюка, и Турчинова, и Обаму, и Путина, потому что любой из них может остановить эту бессмысленную бойню», я зауважал тебя: мне казалось, что ты действительно понял, что все «игроки» в этой истории друг друга стоят. Теперь оказалось, что это были слова, «сказанные по обстоятельствам времени с неопределенными условиями». Разве это слова пастыря Христовых овец?

* * *

В свое время доктор Ф. Гааз сказал святителю Филарету Дроздову, митрополиту Московскому: «Владыко, Вы Христа забыли»! И у иерарха нашлось сил признать, что он действительно согрешил. Отец Александр! Ты много раз во время моих баталий в Интернете говорил об этике, о самообладании. Во многом ты был прав. Сейчас я обращаюсь к тебе братски: Батюшка, ты Христа забыл! И вопрос сейчас только в том, найдешь ли ты силы в себе, чтобы это осознать и исправить покаянием. Да поможет тебе в этом Господь!

С братской любовью и молитвой,

+ архимандрит Феогност (Пушков)

Кандидат богословия,

священник Луганской епархии УПЦ (МП)

---------------------------------------------------------

1 Иоанн Златоуст. Шесть слов о Священстве, IV: 3.

2 http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/27535-luganskij-protoierej-aleksandr-avdyugin-podderzhivayushhij-separatistov-napomnil-kievu-pro-svyatuyu-dubinu.html 

3 Все слова о.Александра. я цитирую по публикации на портале «Религия в Украине», т.к. у меня нет возможности перепроверять текст в он-лайн режиме.

4 http://www.patriarchia.ru/db/text/3834342.html

5 Этому вопросу и посвящена моя статья «Почему в канонической Православной Церкви не работают каноны»?

6 Иероним Стридонский. Три книги толкований на послание к Галатам, кн.I, гл. 1:2 // Творения, ч. 17.

7 Григорий Богослов. Слово 6. О мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих.

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 9 декабря 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

01 августа 2017, 17:00  
Влиятельный украинский политик, прихожанин и меценат УПЦ МП, поддержал стремление президента Украины "ускорить автокефалию"
28 июля 2017, 15:42  
ВИДЕО: Владимирская горка-2017. Празднование 1029-летия Крещения Руси начали в центре Киева 28 июля представители УПЦ КП
28 июля 2017, 15:37  
Глава ОВЦОиСМИ МП призвал россиян заменить по отношению к украинцам "слово ненависти в своем лексиконе на слово любви и сострадания"
28 июля 2017, 13:20  
В своем поздравлении с годовщиной Крещения Руси президент Украины призвал Константинопольский патриархат признать автокефалию Украинской Церкви
27 июля 2017, 19:07  
ВИДЕО: Владимирская горка-2017. Празднование 1029-летия Крещения Руси начали в центре Киева 27 июля представители УПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации21 августа 2017, 23:19  
Госсекретарь Святого Престола прибыл в Москву и встретился с председателем ОВЦС МП
21 августа 2017, 15:36  
Житель Кузбасса скончался из-за того, что его проткнула арматура в строящемся храме
Эксклюзивный материал21 августа 2017, 12:30  
ДОКУМЕНТ: О необъяснимом смещении игумена Кирилла (Сахарова). Заявление Союза православных братств
21 августа 2017, 12:24  
Российские активисты утверждают, что собрали миллион подписей за запрет абортов


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования