Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 декабря 2014, 19:29 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Фреска в Зале Чайковского. "Бах-ансамбль" и другие коллективы под руководством Г. Риллинга исполнили в Москве "Страсти по Матфею"


Гельмут Риллинг и его "Бах-ансамбль" исполнили в Москве «Страсти по Матфею» И.С. Баха. Этот концерт, безусловно, можно назвать одним из главных событий нынешнего филармонического сезона, какими бы яркими ни были (или ещё будут) другие концерты. 

Самый грандиозный шедевр ораториального жанра у И.С. Баха – «Страсти по Матфею» (BWV 244) был исполнен 25 ноября в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского под управлением всемирно известного знатока творчества Баха и одного из лучших исполнителей его кантат и ораторий Гельмута Риллинга. 

Исполнители: 
- «Bach Ensemble Helmuth Rilling» (Германия); 
- Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра; 
- Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова.

Солисты: Мирелла Хаген (сопрано, Германия – партия сопрано), Лидия Виньес Кертис (меццо-сопрано, Испания – партия альта), Лотар Одиниус (тенор, Германия – Евангелист), Тобиас Берндт (бас, Германия – партия баса, Пилат), Клаус Хегер (бас, Германия – Иисус).

«Из каждой ноты, из каждого звука этого произведения истекает, лучится и пронизывает всё — исключительная, всеохватывающая и поражающая своей глубиной и подлинностью любовь к Господу Иисусу Христу. Это проявилось даже во внешнем виде партитуры: слова Христа Бах записал в своих нотах красными чернилами», – рассказывал игумен Пётр (Мещеринов) в своей лекции, читанной в преддверии Страстной седмицы весной 2014 года.

«Страсти по Матфею» предназначались для исполнения в церквах св. Фомы и св. Николая в Лейпциге, в которых И.С. Бах служил кантором. В литературной основе всех «Страстей по Матфею» лежат 26-я и 27-я главы Евангелия от Матфея в лютеровском переводе на немецкий язык, текст которых исполняется речитативом. Хоры, хоралы и арии служат или поэтическим комментарием к евангельским текстам и событиям, или монологами их участников. Тексты для этих номеров написаны Пикандером (настоящее имя — Христиан Фридрих Генрици). Некоторые тексты Бах заимствовал из текстов Барнольда Генриха Брокеса для его же «Страстей по Иоанну», написанных ранее, и Соломона Франка – либреттиста Баха веймарского периода его жизни.

Всего «Страсти по Матфею содержат 78 номеров, разбитых на две части. Первая пелась на утрене, вторая - во время обедни. 

Нынешний концерт - не первый пример сотрудничества российских и немецких музыкантов под управлением Г. Риллинга в исполнении ораториальных фресок И.С. Баха. «Мастера хорового пения» участвовали 4 марта 2011 года в исполнении «Страстей по Иоанну» и 7 октября 2012 года Мессы h-moll Баха, 8 февраля 2013 года - оратории Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Нынешнее исполнение «Страстей по Матфею» приурочено к 330-летию со дня рождения гениального кантора и входило в абонемент «Грани бессмертия. Великие произведения ораториального жанра» Московской филармонии. 

«Бах-ансамбль» основан Гельмутом Риллингом в 2001 году как составная часть Международной Баховской академии в Штутгарте и Европейского музыкального фестиваля (Musikfest Stuttgart), существующих с 1981 года. Ежегодно Г. Риллинг проводит в Штутгарте «Баховскую неделю» – своеобразный фестиваль, включающий лекции, мастер-классы, репетиции, концерты. Начиная с 2011 года специально для «Баховской недели» формируется молодёжный штутгартский «Бах-ансамбль» (JSB Ensemble), включающий оркестр и хор из представителей более чем 20 стран мира. Здесь изучают и под руководством Г. Риллинга исполняют произведения И.С. Баха.

Г. Риллинг дважды записал все хоровые сочинения Баха. Кроме того, к 250-летию смерти композитора он на 172 CD-дисках записал свыше тысячи его сочинений. 

Сфера интересов Г. Риллинга-исполнителя не замыкается исключительно на Бахе. В 1988 году Риллинг продирижировал мировой премьерой Messa per Rossini – сочинением, написанным тринадцатью итальянскими композиторами по инициативе Дж. Верди к первой годовщине смерти Россини, но впервые исполненным только спустя 120 лет. 

Исполняет Г. Риллинг и сочинения современных композиторов. В 1995 году он предложил идею, продирижировал и записал Requiem Versöhnung – «Реквием примирения» – коллективное сочинение, написанное к 50-летию окончания Второй мировой войны 14 крупнейшими композиторами современности, в том числе Альфредом Шнитке, Кшиштофом Пендерецким, Лючано Берио и др. 
В 2000 году Риллинг получил премию Grammy за запись Credo К. Пендерецкого. Он сделал «живую» запись «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена. Именно Риллинг предложил Эдисону Денисову завершить неоконченную ораторию Франца Шуберта «Воскрешение Лазаря» и в 1996 году записал её. В 2013 году вышла в свет его запись оратории Артюра Онеггера «Жанна д'Арк на костре».

На восемьдесят втором году жизни Гельмут Риллинг полон энергии. «Страсти по Матфею» длятся с антрактом более трёх часов. И всё это время Риллинг дирижировал стоя, да ещё и без партитуры, по памяти. (Хотя последним меня не удивишь: покойный Григорий Соломонович Померанц, будучи уже за девяносто, мог по памяти прочесть такое количество стихов, какого я не помнил и в молодости.)

Это исполнение «Страстей по Матфею» под управлением Гельмута Риллинга произвело колоссальное впечатление. Не меньшее, чем исполнение четыре года назад под его же управлением «Страстей по Иоанну» И.С. Баха.

Показателем огромного интереса московских меломанов к этому концерту стал полный зал на последней репетиции концерта утром в день исполнения, которая была публичной с платными билетами. 

Исполнение грандиозной композиции восхищает своим стилевым единством всех его участников и выстроенной формой. Риллинг добился этого за две репетиции! 

Очень хорошо прозвучали оба хора. Нельзя не отметить их хорошую дикцию. Качество дикции (притом не на современном, а на старонемецком!) отметил ещё в 2011 году на пресс-конференции перед репетицией сам Риллинг. Я помню, как уже после репетиции он с восхищением сказал, что в ходе репетиции ему с трудом верилось, что поёт не немецкий хор.

Стилистически безупречен был Баховский инструментальный ансамбль.

Среди солистов лучшим был превосходный тенор Лотар Одиниус – Евангелист. На его плечи (точнее - связки) легла самая большая вокальная нагрузка. Сольных фрагментов в его партии немного, но состоит она главным образом из эмоционально насыщенных речитативов, требующих особо надёжного вокала из-за колоссальных размеров. Другие солисты в большей или меньшей степени уступали Одиниусу. Тем не менее, меццо-сопрано Лидия Виньес Кертис неплохо справилась с партиями альта, три из которых во второй части, в том числе и самый известный № 47 «Erbarme Dich» («Сжалься»).

При всех издержках вокала, ни один из певцов не нарушил стилевого единства. В ораториальном жанре индивидуальные вокальные качества уступают первенство чувству стиля. А оно оказалось безукоризненным у всех солистов.
Вот эта стильность и высокий вкус стали главной особенностью нынешнего исполнения «Страстей по Матфею» под управлением Гельмута Риллинга.

Владимир Ойвин,
для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
22 августа 2017, 16:48  
Свидетелей Иеговы внесли в минюстовский список запрещенных в России организаций
22 августа 2017, 16:13  
Режиссер Алексей Учитель заявил о переносе премьеры "Матильды"
Материал содержит иллюстрации22 августа 2017, 15:20  
Кардинал Паролин признал наличие "позитивной динамики" в подготовке визита Папы Франциска в Россию
22 августа 2017, 13:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Зачем Ватикан отправил в Москву кардинала Паролина. «Он собирается содействовать добрым отношениям между Россией и Святым Престолом»
22 августа 2017, 13:15  
Госсекретарь Ватикана кардинал Паролин анонсировал встречу с Путиным в Сочи
Материал содержит иллюстрации21 августа 2017, 23:19  
Госсекретарь Святого Престола прибыл в Москву и встретился с председателем ОВЦС МП
21 августа 2017, 15:36  
Житель Кузбасса скончался из-за того, что его проткнула арматура в строящемся храме
Эксклюзивный материал21 августа 2017, 12:30  
ДОКУМЕНТ: О необъяснимом смещении игумена Кирилла (Сахарова). Заявление Союза православных братств
21 августа 2017, 12:24  
Российские активисты утверждают, что собрали миллион подписей за запрет абортов


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования