Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
05 сентября 2014, 19:58 Распечатать

МЫСЛИ: Священник Александр Павпертов. СДЕЛАТЬ СЕБЕ ИМЯ, восстав на Имя Божие…


Среди церковных событий уходящего лета, несомненно, обратило на себя внимание заявление доселе практически неизвестного православному миру митрополита Нью-Йоркского Иоанна (Ло Бю) (John LoBue) о начале его «крестового похода» на православных почитателей Имени Божия. 4 августа это заявление было подтверждено официальным постановлением возглавляемой им Автономной Митрополии Северной и Южной Америки и Британских островов (Autonomous Orthodox Metropolia of North and South America and the British Isles), в котором православное почитание Имени Божия как Божественной Энергии объявлялось ересью, а все, следующие таковому учению, отлучались от причастия и церковного общения. При этом митрополит Иоанн ссылался на рекомендации, якобы данные ему в 1978 году святым Митрополитом Нью-Йоркским Филаретом (Вознесенским), первоиерархом РПЦЗ, и протопресвитером Георгием Граббе.

Несомненно, подобное заявление от лица карликовой юрисдикции «западного обряда», в которой количество прихожан в последнее время выросло так, что почти приблизилось к наличествующему количеству клириков, не могло не вызвать некоторые вопросы. Каково происхождение этой группы и история ее взаимоотношений с РПЦЗ? Ведь на авторитетное мнение двух почтенных иерарахов РПЦЗ митрополит Иоанн ссылается не первый раз в подтверждение своей крайне негативной и кощунственной оценки имяславия.

Сообщество, возглавляемое митрополитом Иоанном, в мире известно узкому кругу специалистов-религиоведов, да и то благодаря тому, что с ним в общение несколько лет назад вступила ИПЦ(Р) под омофором Митрополита Рафаила (Прокопьева-Мотовилова). В США же об этом сообществе, как оказалось, известно чуть больше, но вовсе не из-за его духовного служения, а благодаря интернет-порталу NFTU, принадлежащему диакону митрополита Иоанна —  двоеженцу Иосифу Суайдену (настоящая фамилия Мохамонд — Mohamond). Он оставил в РПАЦ семью с четырьмя детьми и женился на прихожанке РПЦЗ с тремя детьми, которая ради этого оставила своего мужа и свой церковный брак. Случай совсем не для диаконства. 

Для того, чтобы наши читатели могли сами судить, насколько можно доверять ссылкам митрополита Иоанна на то или иное мнение святителя Филарета и епископа Григория (Граббе), которые вдруг неожиданно открылись спустя 36 лет полного молчания, предлагаем поподробнее познакомиться с нашим героем и его юрисдикцией.

Епископ-вагант Уильям Генри Фрэнсис БразерзКак ни странно, эта юрисдикция, относящая себя к Истинному Православию, имеет источником своего происхождения независимую бенедиктинскую конгрегацию, которую возглавлял старо-католический епископ-вагант Уильям Генри Фрэнсис Бразерз (William Henry Francis Brothers). Он хорошо известен в «левом» политическом секторе США по активному сотрудничеству с Католическим Рабочим Движением и благодаря помощи, которую оказывало его аббатство Св. Дунстана в проведении фестивалей хиппи в Вудстоке.  Рукоположенный в сан епископа в 1934 году в Нью-Йорке епископами Феофаном (Ноли) и Христофором (Контогеорге), Бразерс создал свою «Старокатолическою Церковь в Америке — Западную Православную Католическую Церковью в Америке» (The Old Catholic Church in America — The Western Orthodox Catholic Church in America).

Епископ Уильям Бразерз венчает двух босоногих хиппи на природе в Вудстоке

На фото: Епископ Уильям Бразерз венчает на природе двух босоногих хиппи в Вудстоке

После того, как в 1944 году Бразерс был лишен сана Национальной Старокатолической Церковью Америки за раскол и совместные богослужения с монофизитами, он в 1962 году был принят "в сущем сане" вместе со своими бенедиктинскими монашескими общинами епископом Бруклинским Московской патриархии Досифеем (Иванченко). Условием вхождения общин Бразерса в РПЦ МП было обязательное сохранение для них западного обряда в богослужении и - первоначально — возможность служить по григорианскому календарю. Для богослужений им была предоставлена часовня при Свято-Никольском кафедральном соборе в Нью-Йорке. 

Но вскоре Бразерс столкнулся с настойчивыми призывами Московской патриархии приехать в Москву для перерукоположения. Он расценил их как попытки агентов КГБ завербовать его и уже через два года разорвал отношения с РПЦ МП, присоединившись к украинскому митрополиту-беженцу Палладию (Видыбида-Руденко). При этом он сохранил за собой право совершения богослужений по западному обряду и сформировал в составе «УАПЦ в изгнании» некую автономную церковную структуру под названием «Синод Православных епископов Западного обряда» («Тhe Synod of Orthodox Bishops of the Western Rite»). На тот момент УАПЦИ, созданная митрополитом Палладием  вместе с архиепископом Игорем (Губой), не только находилась в общении с новостильной Вселенской Константинопольской патриархией (на правах ее Украинского экзархата в Америке), но и стала инициатором создания в США в 1960 году экуменической Конференции канонических православных епископов в Америке (SCOBA).

Именно здесь мы впервые встречаем упоминание об изгнанном из своего ордена иезуите Иоанне Ло Бю в качестве монаха-насельника теперь уже бенедиктинского старокатолического аббатства Св. Дунстана Кентерберийского и духовного сына получившего от УАПЦИ титул митрополита Бразерса. К сожалению, ни митрополит Уильям Бразерс, ни его монашеское братство нисколько на тот момент не смущались ни новостилием и экуменизмом своего нового Патриарха Афинагора, ни тем, что в 1965 году он от лица всей Православной Церкви заявил об отмене святоотеческих анафем на латинство, и вступил в общение с Римом.

14 апреля 1966 года митрополитами Палладием и Уильямом Бразерсом был рукоположен во епископы западного обряда для Сан-Франциско Иосиф (МакКормак) (Joseph A. McCormack). После смерти архиепископа Палладия в 1969 году среди бенедиктинских облатур митрополита Бразерса начинаются брожения, которые в 1971 году оформляются в открытый раскол. Более консервативно настроенная часть братии, возглавляемая тогдашним аббатом монастыря Св. Дунстана (переехавшего после пожара из Вудстока в Оверлоу Маунтин) Августином (Витфильдом) (Dom Augustine Whitfield), настаивала на полном разрыве с Константинополем и присоединении общин западного обряда к Синоду РПЦЗ. Архиепископ Иосиф, в свою очередь, желал сохранить status quo. Тогда МакКормак с Бразерсом отказались от общения с Константинополем, но фактически обособились и от УАПЦИ, существуя с тех пор автономно — как «Синод Православных епископов Западного обряда». Но уже через год, в 1972-м, внутри этого сообщества произошел раскол, в результате которого большая часть монахов-бенедиктинцев вслед за аббатом Августином покинули аббатство Св. Дунстана и обосновались в монастыре Успения Пресвятой Богородицы «Маунт Рояль» (Mount Royal, Jacksonville, Florida), где в 1975 году приняли Православие и перешли в РПЦЗ под омофор архиепископа Вашингтонского Никона (Рклицкого).

Но Иоанн Ло Бю с ними в РПЦЗ не пошел. В этом конфликте братство Св. Дунстана поддержало сторону архиепископа Иосифа (МакКормак) и осталось "католическим".

В 1973 году, с благословения митрополита Уильяма Бразерса, братство избрало своим новым аббатом монаха Иоанна (Ло Бю). Он перенес монастырь в новое место — в Уэст Милфорд (West Milford, New Jersey). В этом же году «Синод Православных епископов Западного обряда» вступил в общение с одним из независимых старокатолических епископов-вагантов Робертом Уильямсом (Robert Lloyd Williams), рукоположенным Уильямом Доу (William Daw) в 1972 году . В 1977 году Бразерс и Иосиф его повторно рукоположили с именем Иларион для Техасского архидиоцеза, где у того был небольшой монастырь Св. Илариона в Остине. 

Аббат Иоанн Ло Бю в аббатстве Св. Дунстана Кентерберийского

На фото: Аббат Иоанн Ло Бю в аббатстве Св. Дунстана Кентерберийского 

В 1978 году аббат Иоанн (Ло Бю) после неудачных попыток вступить в общение хоть с какой-нибудь из православных юрисдикций, имеющих апостольское преемство рукоположений, переименовывает свое аббатство Св. Дунстана, где сейчас располагаются административный и издательский центры его группы, в аббатство Святого Имени. Тогда же в РПЦЗ возникают нестроения из-за ее взаимоотношений с греческими ИПХ и из-за закончившихся провалом экспериментов с общинами «западного обряда» в Америке и Европе. Поэтому Синод РПЦЗ категорично запрещает своим решением «западный обряд», более не принимает общины и клириков западного обряда и отказывается от переговоров с таковыми на будущее.

В «Определении Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 5/18 сентября 1978 г. о так называемом Западном обряде» по этому поводу было заявлено так: «Постановили: Западный обряд в его нынешней форме был введен после отпадения Запада от Православия и не согласовывается с богослужебной жизнью Православной Церкви, сложившейся в течение многих столетий. Он не отражает Ее богослужебного предания. Поэтому он не удовлетворяет принимающих Православие, когда они более глубоко осваиваются с ним, и нигде не имел успеха. Вследствие вышеизложенного, Архиерейский Собор не признает возможным допускать в Русской Церкви Западный обряд» ("Православная Русь". 1978. No. 21. С. 5. Печатается по тексту: "Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921-2007", Д.П. Анашкин сост. М. ПСТГУ, 2013).

Архимандрит Августин (Витфильд) с монастырем в Маунт Рояль оказался единственным священником, для которого в виде исключения было дано право совершать  богослужения по чину до-тридентского латинского обряда. Так продолжалось до 1993 года, когда в РПЦЗ епископом Австралийским и Новозеландским Иларионом (Капралом) был принят о. Джеймс (Дещен) с монастырем Christminster.

В 1979 году умирает митрополит Уильям Бразерс, и созданный им «Синод епископов Западного обряда» пускается «во вся тяжкая», вступая в общение с печально известной многочисленными скандалами и уголовным преследованием за моральные преступления «Василупольской Миссионерской Архиепископией» Панкратия (Вриониса).

21 сентября 1980 года аббат Иоанн (Ло Бю) был рукоположен митрополитом Иосифом (МакКормак) и архиепископом Иларионом (Уильямс) во епископа Нью-Йоркского, и "Синод Православных Епископов Западного обряда" был окончательно сформирован в том виде, под которым о нем теперь известно религиоведам.

После смерти в 1990 году митрополита Иосифа (МакКормака), через которого «Синоду епископов Западного обряда» удавалось поддерживать добрые отношения с несколькими независимыми украинскими приходами, оставшимися после развала УАПЦИ (где их допускали к сослужению), и французским западнообрядным сообществом епископа Германа Парижского (ECOF), митрополиты Иоанн и Иларион фактически остались одни. Так продолжалось до 1997 года, когда им удалось через повторное (уже третье на их жизненном пути) рукоположение во все священные степени быть принятыми под омофор Миланского Синода митрополита Евлогия (Хесслера). Этот Синод в то время находился в общении с экуменическим Киевским патриархатом Владимира (Романюка).

Теперь новорукоположенные по православному чину епископы Иоанн и Иларион могли позиционировать себя в Америке и Канаде уже как представители Истинно-Православной Церкви. Вот здесь впервые (в 1997 году, а вовсе не в 1978-м, как это следует по версии Ло Бю!) мы встречаем именование этого экзотического сообщества самим себя Истинно-Православной Церковью. Не позже, и не раньше.

Епископы Иоанн и Иларион организовали для себя две архиепископии — «Архиепископию Техаса и Запада Соединенных Штатов» и «Архиепископию Нью-Йорка, Нью-Джерси и всех Восточных Штатов». Епископы восприняли титулы архиепископов и создали т.н. «Американский Провинциальный Синод», председателем которого был избран архиепископ Техасский Иларион (Виллиамс).

14/27 февраля 2011 года двум американским епархиям Миланского Синода была предоставлена автономия, и они были преобразованы в сообщество с нынешним названием - «Автономная Православная Митрополия Северной и Южной Америки и Британских Островов». Предстоятелем митрополии стал архиепископ Иоанн (Ло Бю), наделенный титулом «митрополита Северной и Южной Америки и Британских островов» и правом ношения белого клобука. Сразу же после получения формальной автономии, 9/22 марта 2011 года, общение между Миланским Синодом и Американской митрополией было разорвано. Причем, только что ставшие номинально православными епископы сразу оказались «святее Римского папы» и тотчас обвинили рукоположивших их епископов Миланского Синода в экуменизме, из-за которого моментально отложились.

Подведем промежуточный итог нашего небольшого исторического экскурса. Как известно, св. Митрополит Филарет (Вознесенский) был председателем Синода РПЦЗ с 27 мая 1964 г. по 21 ноября 1985 г. Бывший римо-католик аббат Иоанн (Ло Бю) стал настоятелем аббатства Св. Дунстана (переименованного им в 1978 году в аббатство Святого Имени) в 1973 году, и никогда не находился в клире РПЦЗ. Всю свою жизнь в аббатстве он служил исключительно по западному обряду (а первое время — и по новому папистскому стилю). В 1978 году Синод РПЦЗ своим решением признал недопустимым использование западного обряда, и вплоть до 1993 года не принимал в общение священников западного обряда. Св. Филарет и епископ Григорий (Граббе) аббатство Святого Имени не посещали. Там был только епископ Иларион (Капрал), но гораздо позже смерти Митрополита Филарета, в 1992-м или в 1993 году, после принятия о. Джеймса Дещена из Крайстминстера, а также митрополит Герман Парижский.

Вопрос: где, когда и каким образом святитель Филарет Нью-Йоркский или протопресвитер Георгий Граббе, которые, по свидетельству ныне живущих их современников никогда даже частным образом не поднимали вопрос об имяславии, могли официально советовать некоему канонически сомнительному епископу западного обряда придерживаться в вопросе почитания Имени Божия беззаконного постановления Российского Синода 1913 года? И почему об этом, якобы бывшем их совете, митрополит Иоанн (Ло Бю) молчал целых 36 лет? Молчал, пока сложившаяся конъюнктура не подсказала ему — на волне богословски неграмотных имяборческих выступлений епископа Димитрия (Кириаку) — самый простой способ представить себя на рынке праздношатающихся американских епископов-вагантов неопределенного вероисповедания.

Я был лично знаком с ныне покойной дочерью и личным секретарем епископа Григория (Граббе), — графиней А.Г. Шатиловой-Граббе, — и много лет состоял с ней в переписке, сотрудничая в издании альманаха «Церковные новости». Так вот, несмотря на то, что епископ Григорий и вся его семья глубоко чтили память своего аввы — Митрополита Антония (Храповицкого), да и сама Анастасия Георгиевна к имяславию относилась далеко не самым доброжелательным образом, она никогда и нигде не говорила, что этот вопрос вообще в РПЦЗ обсуждался. Наоборот, учитывая, судя по косвенным свидетельствам близких, что и сам Митрополит Антоний к концу жизни во многом пересмотрел свои ошибочные взгляды начала XX века,  — на обсуждение этой темы в РПЦЗ было наложено негласное «табу». Что подтверждается и деликатным обхождением этого вопроса архиепископом Никоном (Рклицким) в его многотомном «Жизнеописании Блаженнейшего Митрополита Антония», и личными недавними свидетельствами мне священников РПЦЗ в ответ на мое недоумение от последних имяборческих заявлений митрополита Иоанна (Ло Бю). Так что позволю себе усомниться в том, что действительно Митрополит Филарет или епископ Григорий говорили митрополиту Иоанну именно те слова, которые он растиражировал в своих последних письмах и официальных заявлениях.

Но внимательный читатель, если он еще не устал от подробностей юрисдикционных похождений митрополита Иоанна (Ло Бю), несомненно задастся вопросом: а при чем здесь вообще аббатство Святого Имени, и не имеет ли оно каким-либо образом отношения к русскому богословскому спору об Имени Божием, судя по названию? Может быть, именно его насельникам удалось найти те золотые формулировки в этом вопросе, которые позволяют привести к согласию в Истине имяборцев и православных? Огорчим обнадеженного было читателя. Не имеет, и никак не связано, и не удалось…

Но почему же бенедиктинское аббатство Св. Дунстана Кентерберийского было переименовано его новым настоятелем Иоанном (Ло Бю) в 1978 году в аббатство Святого Имени? Связано ли это переименование со спорами вокруг имяславия, которые велись в Русской Церкви в начале XX века? Увы, нет. На самом деле культ Святого Имени в католичестве, выходцами из которого были все без исключения иерархи и священники «Синода епископов западного обряда», появился благодаря известному проповеднику Средневековья Бернарду Сиенскому, и представлял собой фактически идолопоклонство «западного обряда», достаточно сильно замешанное на дрожжах каббалистической нумерологии.

Митрополит Иоанн в монастыре Святого Имени

На фото: Митрополит Иоанн в тех же Царских вратах, что и на предыдущей фотографии, но теперь это монастырь Святого Имени

Бернард Сиенский (1380-1444) известен тем, что разработал специфический комплекс гомилетических приемов с использованием самых разных образов для возбуждения у своих слушателей духовного экстаза в молитвенных практиках. Среди разработанных им психотехник использовались как  ментальные, так  и материальные образы, которые собственно вызвали обвинение его со стороны Римского престола и инквизиции в подстрекательстве людей к идолопоклонству.

В 1402 году Бернард Сиенский, оставив свой подвиг отшельничества, в котором провел несколько лет, вернулся в мир и вступил во францисканскую конгрегацию «обсервантов», где посвятил себя пастырской и проповеднической деятельности. Во многом благодаря его трудам, посвященным молитвенному созерцанию, достижению религиозного экстаза и богословию («О христианкой вере», «О вечном Евангелии», «О вдохновении свыше» - 1422-43 гг.), было коренным образом реформировано все францисканское движение. Он довольно быстро стал популярным проповедником в Умбрии и Тоскане, в Ломбардии, в Венетии, и даже в Риме, везде с успехом распространяя свое учение. В 1427 г. в Сиене Бернард произнес сорок пять проповедей, которые были записаны очевидцем, благодаря чему и дошли в точности до нас.

Так вот, именно Бернард Сиенский предложил и широко популяризировал для достижения духовных ощущений в молитве использовать так называемую «Хризму» — табличку-медальон с начертанной на ней монограммой Имени Христа Христа (IHS), помещенную в центр сияющего золотыми лучами солнца на лазурном фоне. Это солнце сияет двенадцатью большими лучами и, между ними, 144-мя маленькими. По краю медальона начертана цитата из Послания апостола Павла к Филлипийцам: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (In nomine Jesu omne genu flectatur, celestium, terrestrium et infernorum)» (Флп., 2:10). Именно такой внешний знак и поклонение ему, по учению Бернарда, является ключом к пониманию Священного Писания и к медитации, которая ведет к созерцанию. Он говорил, что его «Хризма» содержит в себе всё Писание (Ветхий и Новый Завет) и позволяет каждому достичь спасения. Кроме того, Бернард неоднократно подчеркивал, что у имени Христа есть четыре смысла: буквальный, аллегорический, анагогический и моральный. В этом учении солнце, как источник света и тепла, становится символом Божественных правосудия и озарения. Двенадцать больших лучей ассоциируются у него с двенадцатью апостолами и двенадцатью членами Символа веры, а 144 маленьких луча между ними — со 144 000 избранными Апокалипсиса, у которых «Имя Отца написано на челах» (Откр., 14:1). Три буквы, по его словам, являют зрителям образ Святой Троицы, а пять букв полного имени Иисус (Jesus) означают пять полученных Христом на Кресте ран и пять частей самого Креста. Эта монограмма Имени Спасителя, с легкой руки Бернарда, начинается изображаться на фоне отверстого сердца Девы Марии, и на каждом из двадцати четырех листочков райского Древа жизни (Lignum vitae). Оно также связывается Бернардом с медальонами «Agnus Dei» (Агнец Божий), которые папа освещал каждый год в Фомино воскресенье Антипасхи.

Постепенно культ, введенный Бернардом, трансформировался в самое банальное идолопоклонство. «Хризма» стала неким магическим артефактом, спасающим обладающего ею от бед и болезней. Заигравшись с наслаждением молитвенных состояний (т.е. - в православной традиции — с прелестным состоянием), средство их достижений постепенно превратили в предмет поклонения. Бернард призывал отправляющихся в плавание купцов и солдат в походе носить с собой изображение «Хризмы» для защиты от опасностей. Он говорил, что его медальон поможет женщине уберечь мужа от гибели и измены или зачать наследника, а кроме того — исцелять болезни и освобождать мучимых бесами от одержимости. Поклонение Богу оказалось заменено (особенно в народном сознании) поклонением изображению (начертанию) Его Имени и, в итоге, привело к банальным магическим ритуалам.

Благодаря трудам августинского монаха Андре Билиа, который пытался бороться с этим культом и решительно осудил его перед Римским престолом, от крайностей идолопоклонства буквам Имени Христа латинству тогда удалось отказаться. Бернард Сиенский был подвергнут суду инквизиции. Но ученик Бернарда Иоанн Капистриан проповедью поклонения «Хризме» возбудил толпу простолюдинов, которых повел на Рим. В результате, Бернард был освобожден из заключения, избежав костра, и отправлен под домашний арест в свой монастырь с запретом проповедовать. Но и в Новое время, как видим, существует устойчивая традиция духовных практик, имеющая истоком учение Бернарда Сиенского о поклонении буквам и символам вместо Творца. Именно этот культ и был вместе с западным обрядом и типично латинским богословствованием, воспринят аббатством Святого Имени и его настоятелем при попытках примирить в духовной жизни непримиримое.

Так зачем же уважаемый митрополит Иоанн (Ло Бю) поднял «бурю в стакане воды», затрагивая вопросы, к которым он исторически непричастен и в которых богословски некомпетентен? Да еще ссылаясь при этом на ничем не подтвержденное высказывание иерархов РПЦЗ, к которой он сам никогда не принадлежал?  Увы — лишь для того, чтобы на фоне поглощения американских приходов имяборческим Синодом Архиепископа Каллиника (Сарандопулоса), сделать себе громкое имя и получить выгодные условия присоединения к процессу.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя…" (Быт., 11:4).

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

21 апреля 2016, 16:57  
БИБЛИОТЕКА: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Часть 1. [о молитве]
18 марта 2016, 20:10  
ENGLISH VERSION: Letter from Prison. The Brotherhood of St. Philaret (HOCNA) in a Texas prison
10 декабря 2016, 15:25  
ДОКУМЕНТ: "Прежде солнца пребывает Имя Его...". Полемика в РПЦЗ(В-Ф) продолжается: против имяпочитания выступил прот. Владимир Цуканов, ему ответил чтец Алексей Лебедев
10 декабря 2016, 14:12  
ENGLISH VERSION: Vladimir Moss. Seven Theses on Names and Name-Worshipping
08 декабря 2016, 14:35  
ДОКУМЕНТ: "Ложь и подлог имябожников". Совместное заявление 4 архиереев РПЦЗ(В-Ф)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования