Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 июня 2003, 15:24 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Официальная переписка по вопросу о внедрении в средней школе учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры"


Письмо А.В. Бородиной в Останкинскую межрайонную прокуратуру

КОПИИ: Президенту России Путину В.В.,

Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II,

Министру образования Филиппову В.М.,

Мэру г. Москвы Лужкову Ю.М.,

В Союз писателей России,

В Союз кинематографистов России,

В Союз художников России,

В Союз православных граждан,

Российскому дворянскому собранию,

Ректору МГУ им. М.В. Ломоносова Садовничему В.А.,

Главному редактору журнала "Русский дом" Крутову А.Н.

Непрекращающаяся агрессивная кампания в СМИ и поток компрометирующих научного руководителя и автора учебника "Основы православной культуры" запросов из прокуратуры в Департамент образования г. Москвы, Московский институт открытого образования и другие инстанции вынуждают дать обстоятельный и открытый для ознакомления ответственными лицами и общественностью ответ на очередной запрос Останкинской прокуратуры № 274 ж от 18.11.02.

Учебник А.В. Бородиной создан по одному из 10-ти разделов авторского историко-культурологического курса "История религиозной культуры" (программа А.В. Бородиной для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий).

Такие курсы имеют место в школьном образовании как вариативные, используются в целях углублённого и расширенного изучения базовых предметов областей "Словесность", "Обществознание", "Искусство", регионального краеведения, а также вводятся в качестве специальных предметов с учётом специфики образовательных учреждений. Обучение организуется за счёт часов школьного компонента и не является обязательным для всех школ и всех классов, но оказывается очень полезным для учреждений повышенного уровня гуманитарного образования и школ с этнокультурным русским компонентом образования.

Программа А.В. Бородиной в 1996-1997 уч. г. успешно прошла экспертизу в религиоведческой группе Российской академии образования, а также получила высокую оценку учёных - специалистов в области филологии, философии, социологии, истории, в том числе от учёного, апробировавшего курс в государственной (светской), "массовой" школе.

Содержание и опыт преподавания "Истории религиозной культуры" были представлены:

1. на Международной научно-практической конференции "Славянская культура - образованию", апрель 1999 г.;

2. на 7 Всероссийской конференции "Русская школа как система воспитания и образования" (в рамках Рождественских чтений) 19 января 2000 г.;

3.в сборнике "Славянская культура — образованию" - М., 2000;

4. на Международном научном симпозиуме "Православие и культура этноса", проходившем 9-13 октября 2000 г., организаторы: Институт этнологии и антропологии РАН и Ассоциация этнографов иантропологовРоссииприподдержке Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ;

5. в журнале МКО "Этносфера" - М., № 9 2000";

6. в специальномпоблагословениюСвятейшегоПатриархаМосковскогоиВсеяРуси Алексия IIвыпуске научного журнала "Исторический вестник" №13-14 2001 г.;

7. на круглом столе в Государственной Думе на тему "Религиозное образование в России: проблемы и перспективы" 24 апреля 2001 г.;

8. на семинаре по проблемам разработки учебников и учебных пособий курса "Основы Православной культуры" в общеобразовательных учебных заведениях" 7 ноября 2001 г. в Николо-Угрешском монастыре;

9. на Десятых международных Рождественских образовательных чтениях. ЗалСовета Федерации, ул. Новый Арбат, 19, 31 января 2002 г.;

10. на научно-практической конференции в Нижнем Новгороде "Проблемы и перспективы преподавания основ православной культуры", выступлениявНижегородском университете,в Духовной семинарии, в Центре религиозного образования, в школе № 19: 28 февраля - 2 марта 2002 г.;

а также на иных мероприятиях и в других публикациях.

Что касается экспертизы Учебника, то к рассмотрению содержательной и методической его сторон были привлечены многие специалисты и получены положительные рецензии:

•из Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви,

•от профессора богословского ф-та ПСТБИ,

•от декана филологического ф-та ПСТБИ,

•от декана педагогического ф-та ПСТБИ,

•от директора школы, в которой проходила апробация курса и учебника,

•от учителя, апробировавшего курс,

•от главного специалиста Департамента образования г. Москвы,

•из Института этнологии и антропологии РАН.

Как видим, экспертиза была тщательной и всесторонней. Возможно, ни один из учебников, изданных за последние 10-12 лет не контролировался так, как учебник А.В. Бородиной.

Важны и практические показатели. Аттестация школы после двухгодичной апробации курса "История религиозной культуры" по программе А.В. Бородиной и учебника "Основы православной культуры" показала поразительные результаты: средний параметр по начальной школе - 100%, по основной - 97%, в старших классах - 99%. А проведённое независимой комиссией анкетирование учащихся продемонстрировало высокий уровень межличностных отношений, осознанность выбора школы, хорошо сформированную мотивацию к учению. (...)

Здесь уместно сказать, что в задачи курса (всех разделов, в том числе и "Основ православной культуры") автор включает и следующие:

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве,

- воспитание здорового образа жизни,

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,

- формирование культуры общения.

За время преподавания курса А.В. Бородиной в школе не было отмечено ни одного конфликта на национальной или религиозной почве, хотя школа "массовая", переполненная, обучались дети разных национальностей, и атеисты и верующие, принадлежащие к различным конфессиям.

Новизна и сложность религиоведческих и религиозных курсов требует от системы образования обеспечения открытости и ясности как целей и задач, так и изложения учебного материала. Создание учебных и методических пособий по данному направлению особенно важно и крайне необходимо, так как в них фиксируется и раскрывается подлинное, а не завуалированное содержание учебного материала.Это понятно всем. Однако, план издательской деятельности Института не предусматривал финансирование издания таких пособий, поэтому учебник А.В. Бородиной создавался автором по собственной инициативе и на личные средства, а издание осуществлялось автором без помощи Института.

Достоинства книги отмечены в устных высказываниях, в письмах в Институт, в публикациях и подтверждаются востребованностью у покупателей. В настоящее время Учебник признан наиболее удачным пособием по рекомендованному Минобразованием новому учебному предмету "Православная культура" (См. "Община" №8 (20), 2002). Любые предложения и замечания могут быть отправлены в издательство и будут переданы авторам и рецензентам.

Однако, организаторов травли автора не устраивают конструктивные методы, направленные на улучшение качества государственного образования и Учебника. Они не хотят признать в принципе прав русских (верующих и атеистов) на изучение своей традиционной культуры и прав православных (русских и других национальностей) на образование детей в соответствии с их убеждениями и мировоззрением. Клеветнические, запугивающие, основанные на домыслах предвзятого или патологического воображения, неуважительный тон ряда высказываний в СМИ оскорбляют автора, достоинство Русской Православной Церкви, религиозные чувства православных людей. Господа-русофобы не считают нужным общаться ни с автором, ни с издателями, они обращаются сразу в Генеральную прокуратуру.

По мнению автора и других специалистов, дискриминационная по религиозному (православный) и национальному (русский) направленность кампании выражается в выборе методов воздействия с целью очернить книгу, рассказывающую о Христе, о сути христианской любви (не только к ближним, но и дальним), о мировоззренческих и эстетических традициях русской культуры, и в запугивании руководителей образования, учителей, чтобы пресечь попытки изучать и возрождать родные традиции. Это подтверждается тем, что ни разу не приходилось слышать, чтобы господа Пономарёв и Светлова, когда-либо оказались в числе защитников прав русских в области культуры и образования или среди борцов за качество отечественного образования. Они словно не видели и не видят книг Фоменко; растлевающих детское сознание сексуальных программ; распространяемого по базовому, обязательному, курсу учебника истории Кредера. Их не интересовал вопрос, на чьи средства это внедряется, и в Генпрокуратуру они не обращались. У них, должно быть, узкая специализация, они подстерегают русских и православных. Учебник Бородиной как сторожили! Мгновенно нашли! Какая бдительность, какая прыть! Уже и учебники давно кончились, но усердию "правозащитников" нет конца! А если кто-либо ещё из русских (более чем 80% населения России - заметим, коренного населения и не имеющего другой родины!) подумает, что имеет какие-нибудь права на сохранение национальной культуры, то опять начнётся истерия, как вокруг первого учебника "Основы православной культуры". Естественно возникают вопросы: не с организацией ли геноцида православных мы имеем дело?

Много есть конструктивных методов предупреждения национальных и религиозных конфликтов, но почему-то они не устраивают таких как Пономарёв, Зоя Светлова, как-то подозрительно спешат они повесить устрашающий ярлык, на весь мир распространить, карающего закона какого-то особого хотят для тех, кто мыслит и верит не так, как они, чтобы запугивать и уничтожать всех. Не есть ли это геноцид православных и русских? Об этом стоит задуматься.

Однако, уже сейчас можно сказать совершенно определённо, что организованная травля автора учебника "Основы православной культуры":

1) нагнетает национальную и религиозную напряжённость, провоцирует конфликты;

2) наносит ущерб развитиюнового направленияв образовании, ставящего своей целью повышениекачестваобразованияидуховно-нравственное воспитаниеподрастающего поколения;

3) мешает реализации прав граждан на изучение родной культуры и на получение полноценного образования.

Речи же об ущемлении чьих-то прав автором Учебника в данном случае вообще не может быть, так как права педагогических работников (и администрации, и учителей) по вопросу использования учебников, учебных пособий и методик защищены Пунктом 4 Статьи 55 Закона РФ "Об образовании". Хотя "правозащитников", видимо, вообще не устраивает или не очень устраивает существующее законодательство Российской Федерации, российские концептуально-стратегические и международные документы, составляющие нормативно-правовую и концептуальную основу курса А.В. Бородиной "История религиозной культуры":

1. Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый Государственной Думой 19 сентября 1997года и одобренный Советом Федерации 24 сентября 1997 года;

2.Закон РФ "Об образовании";

3.Всеобщая декларация прав человека, провозглашённая Генеральной Ассамблеей ООН;

4.Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка;

5.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.

6.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М., 2000.

(См. Бородина А.В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. - М., 2002)

Автор и руководство Института настаивают: 1) на прекращении компрометирующего потока запросов, 2) на проведении расследования по вопросу организации, финансирования и деятельности ООД "За права человека", газеты "Новые известия", деятельности лично Пономарёва Л.А. и Зои Светловой для 3) выявления руководителей и организаторов травли автора Учебника. Видимо, это возможно выполнить лишь с помощью спецслужб, но в целях пресечения новых актов дискриминации и русофобии, провокаций конфликтов на религиозной и национальной почве этим необходимо заниматься. Тогда, наверное, мы сможем узнать, кому не нужен мир и благополучие народов России, выход страны из социокультурного кризиса, кому выгодно продолжение развала образования, разрушение русского языка, культуры, гибель и деградация молодёжи.

Автор учебника "Основы православной культуры"

А.В. БОРОДИНА

* * *

Письмо заместителя прокурора г. Москвы в ответ на депутатский запрос С. Юшенкова об учебнике "ОПК"

Уважаемый Сергей Николаевич!

Прокуратурой города по Вашему обращению и жалобам Пономарева Л.А. в связи с отказом в возбуждении уголовного дела по факту издания и распространения книги Бородиной А.В. "Основы православной культуры" организована проверка.

Установлено, что 04.09.2002 г. Останкинской межрайонной прокуратурой по результатам проверки по заявлению Пономарева Л.А. в связи с изданием и распространением книги Бородиной Л В. "Основы православной культуры" принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие состава преступления).

30.12.2002г. Постановлением Мещанского межмуниципального районного суда ЦАО г.Москвы, рассмотревшего в судебном заседании жалобу Пономарева Л.А., решение Останкинской межрайонной прокуратуры от 04.09.2002г. отменено, материал возвращен для проведения дополнительной проверки. Основанием для отмены послужила неполнота проверки, а также допущенная при составлении постановления ошибка - ссылка на пункт 2 вместо пункта 1 (отсутствие события преступления) ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

В ходе дополнительной проверки Останкинской межрайонной прокуратурой указанные судом недостатки устранены. 15.01.2003г. с учетом всех полученных данных прокуратурой принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие события преступления).

Одним из основании для принятия данного процессуального решения послужило заключение внепроцессуальной научной консультации, проведенной сотрудником НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Бурковской В. А. Согласно заключению, цель издания и распространения книги "Основы православной культуры" - ознакомить читателей с ролью православия в русской истории. Указанная цель достигается автором путем изложения информации о христианстве и православии, о содержании Священного писания, о церковном зодчестве, о церковном искусстве, иконографии и монументальной живописи в православном храме, о православных святых. В книге отсутствуют отрицательные эмоциональные оценки, унизительные характеристики представителей той или иной конфессии. Подчеркивается, что религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам. Несмотря на неодобрение атеистической идеологии, используемые автором лексические средства не передают оскорбительных характеристик в отношении представителей атеизма. В тексте книги отсутствуют какие-либо специальные языковые средства, которые бы формировали негативные установки и побуждения к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как их представителей.

В данном заключении НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ все юридически значимые при принятии процессуального решения обстоятельства исследованы и отражены. Квалификация кандидата юридических наук Бурковской В.А., имеющей диплом о высшем образовании по специальности "Юридическая психология", закончившей аспирантуру по специализации "Социально-психологические особенности религиозных групп и издаваемых ими материалов", сомнений не вызывает.

Прокуратурой города и Генеральной прокуратурой РФ решение Останкинской межрайонной прокуратуры от 15.01.2003г. об отказе в возбуждении уголовного дела по обращению Пономарева Л.А. признано законным и обоснованным.

Разъясняю, что для принятия процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 24 УПК РФ, необходимо наличие только одного из оснований, указанных в части первой данной статьи.

24.03.2003г. Мещанский межмуниципальный районный суд ЦАО г.Москвы, рассмотрев в судебном заседании жалобу Пономарева Л.А. на постановление Останкинской межрайонной прокуратуры от 15.01.2003г. об отказе в возбуждении уголовного дела, оставил ее без удовлетворения. В своем постановлении суд указал, что в ходе проверки ни один из признаков диспозиции ст. 282 УК РФ не нашел объективного подтверждения, принятое Останкинской межрайонной прокуратурой решение основано на нормах закона. "Экспертное заключение" Руководителя Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Шабурова Н.В., на которое ссылается заявитель Пономарев Л.А., получено непроцессуальным путем, поэтому не может являться основанием для отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Проверка соответствия деятельности Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархией Русской Православной Церкви конституционным принципам в компетенцию органов прокуратуры не входит, поскольку к указанным органам координационный совет не относится.

Учитывая изложенное, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Заместитель прокурора г. Москвы

В.П. Юдин

* * *

Письмо заместителя министра образования РФ депутату С.Н. Юшенкову

Уважаемый Сергей Николаевич!

Министерство образования Российской Федерации внимательно изучило Ваше письмо от 26.02.2003 № СЮ-396/4 и сообщает следующее.

В Департамент общего образования учебник А.В. Бородиной "Основы православной культуры" не поступал, на экспертизу в Федеральный экспертный совет не направлялся, и гриф Министерства образования Российской Федерации ему не присваивался.

До недавнего времени требование обязательной экспертизы учебных пособий для общеобразовательной школы (наличие грифа Минобразования России "допущено" или "рекомендовано") предъявлялось только к учебным пособиям, используемым в качестве основных пособий для преподавания обязательных для всех учащихся учебных дисциплин (федерального компонента). В соответствии с принятой в июне 2002 года поправкой к Закону "Об образовании" установлено, что вся учебная литература в школах может использоваться только при наличии соответствующего грифа ("рекомендовано" или "допущено"). Как сообщалось в материалах Минобразования России, "В ближайшее время будут разработаны соответствующие нормативные акты, определяющие порядок и сроки перехода на использование учащимися школ всей учебной литературы только при наличии вышеуказанного грифа" (см. письмо Министра образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 13.02.03 № 01-51-013ин).

После принятия этих актов будет установлен порядок и сроки экспертизы категории учебных пособий (для преподавания учебных курсов по выбору, не обязательных для всех учащихся), к которой принадлежит пособие А.В. Бородиной "Основы православной культуры".

Дополнительно сообщаем, что "статус общеобразовательного учебника" как указано в Вашем письме, не существует. Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской православной церкви может, как и любое объединение граждан, выносить свое суждение по поводу достоинства или области применения какой-либо книги. Такое суждение не является обязательным для исполнения в государственной (муниципальной) системе образования.

Л.С. Гребнев


    В сюжете:

19 сентября 2003, 11:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Православной культуре» в приёме отказано...
16 сентября 2003, 14:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: СМИ и православие. Информационные войны вокруг «Основ православной культуры»
11 сентября 2003, 10:32  
МОНИТОРИНГ СМИ : Школьники изучают основы православной культуры
09 сентября 2003, 11:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Будет ли Закон Божий в школах? Центральные СМИ с сенсацией явно поспешили
05 сентября 2003, 16:53  
МНЕНИЕ: «Если Закон Божий будет навязываться школой, мы опять войдем в то, что имели» - директор по репертуарному планированию линии «Другое кино» ВАДИМ АГАПОВ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования