Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 июня 2014, 19:30 Распечатать

МЫСЛИ: Денис Таргонский. ПАТРИАРХИЯ.RU. Размышления православного украинца. Часть вторая


Начало - ЗДЕСЬ...

И что же, если у нас «православный президент», значит, он является гарантом не только Конституции, но и нашего спасения? В. Януковича сравнивали со Христом, несущим Свой крест на Голгофу, или с разбойником, висящим одесную Христа. Мы, православные христиане, не задумывались даже, что такие сравнения не просто некорректны, но даже кощунственны. Ведь Христа, добровольно распявшегося за грехи людей, невозможно сравнивать с человеком, которого неожиданно застали врасплох и который убежал от ответственности. А разбойник, висящий на кресте, ведь не в один миг взял да и покаялся, он очень долго к этому шел, и его покаяние дало плод – он исповедал Христа не в величии власти, а в уничижении своем, которое с благодарностью принял по грехам своим. Если уж каяться так, как разбойник, то нужно было отказываться от президентства и идти в монастырь сораспинаться Христу. 

Это ли не безразличие к Священному Писанию! Так громко сейчас утверждаем, что нынешняя украинская власть "от антихриста", потому что у её кормила стоят люди иных вероисповеданий. Но вспомним, что когда апостол Павел говорил «нет власти не от Бога», он имел в виду редкого изверга Нерона, управлявшего в то время Римской Империей, который и убил его. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» (Мф., 5:44). Если невмоготу исполнять, то не надо отрицать, нельзя подправлять очевидное. Да, есть высота, которая выше моей головы, но она легко доступна сердцу. Склони голову перед простотой евангельских истин, и твоему сердцу откроется ведение.

Вспомнилась невольно акция "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя в Москве... Тогда меня поразило не то, что они натворили, а реакция на это. Может, она была предугадана талантливым режиссером этой сценки? Ведь пройти с таким музыкальным аппаратом через металлоискатели и цепь охраны у входа в ХХС вряд ли удастся без «благословения». Меня другое поразило тогда: злоба, с которой вознегодовала православная общественность в ответ на эту выходку. Как можно с такой ненавистью – МОЛИТЬСЯ!? Как можно служить молебны, всей своей массой обрушиваясь на единичных людей? Мы даже не предложили этим людям объясниться – сразу в лицо крестом, а потом за решетку. О какой Святой Руси можно говорить, если святость спокойно совмещается с ненавистью? Повод, вызывающий ненависть, тут не имеет значения, главное - состояние души, которая ненавидит. Мы поклоняемся Богу-Мстителю и забыли Бога-Любовь. Когда Церковь становится гонительницей, тогда мучеником является Христос. 

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим., 12:17). Гнев Господень – не человеческая привилегия, и мы не вправе рассуждать, за кого распялся Господь, а за кого нет. Мы не владеем истиной, мы её причастники. Один мой давний знакомый - местный панк, - увидев как-то у меня множество икон, сказал: «Не бойся, я к ним задом не повернусь, потому что тот, кто уничижает иконы, унижает прежде всего сам себя».

Такие вещи происходят тогда, когда Бог подменяется земным авторитетом. Патриарх Кирилл слишком умен, чтобы противоречить самому себе, и вчера говорить одно, а сегодня другое, даже не извиняясь за свои ошибки. Он человек чисто западного практического склада ума, который не будет рваться в бой и вести за собой, он, скорее всего, сумеет искусно к чему-то подвести. Он постоянно говорит о том, что РПЦ МП «обладает истиной» в его лице и может «непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни», что свобода не может существовать без нравственного влияния Церкви через гражданское законодательство, поэтому Церковь «оставляет за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам». В этих словах «преступной» свободе обмирщенного Запада противопоставляется "диктат благочестия" на Востоке.

На предсоборном совещании в Константинополе Патриарх Кирилл очень четко определил процедуру принятия решений на будущем Всеправославном Соборе 2016 года – единогласие. Эта чуждая соборному опыту Восточной Церкви практика присуща съездам КПСС периода "развитого социализма". Иными словами, если мне что-то не понравится, а вся остальная полнота Церкви это приняла, то этому не суждено осуществиться. Патриарх Кирилл обладает вполне достаточными ресурсами для того, чтобы стремиться к ведущей роли в мировом православии и добиваться превращения Москвы в некий православный Ватикан. Во внутренней церковной политике он планомерно и быстро ограничил реальное значение традиционных институтов церковного управления – начиная с Поместного Собора и заканчивая приходскими советами, акцентируя внимание на создании эффективной структуры "вертикального" управления. В нынешней исторической ситуации он может диктовать условия, но эллины всегда были «лукави суть», и всё равно получится не так, как хотят в Москве.

Итак, мы имеем классический западный папизм российского разлива. Наверное, не просто так духовный наставник Патриарха митр. Никодим (Ротов) умер у Папы Римского на руках. Однако симпатии к католицизму у Кирилла носят чисто административно-политический характер – это, главным образом, восхищение системой авторитарной монархической власти Ватикана и стремление внедрить ее в РПЦ МП. В ответ на лукавую казуистику в Церкви Христовой всегда возникало добротное богословие, пробуждалась совесть у спящего церковного народа. Ведь мы живем в эпоху боязни личной ответственности перед Богом и страха перед свободой совести, мы воспитаны в коллективном бессознательном и привыкли истово исполнять обряд, забыв, что такое искренняя молитва о грехах своих. Ведь так легко переступить через внутренний нравственный закон, когда перед Богом стоит кто-то другой, или "мы все вместе", а не я лично.

Такая "коллективизация" для РПЦ МП традиционна. В свое время у Сталина тоже появилась идея создания «православного Ватикана». С этой целью в 1946 году была передана вновь созданной патриархии и отреставрирована придворным архитектором Щусевым Троице-Сергиева Лавра. Были возобновлены контакты Московского патриархата с большинством поместных православных Церквей, был организован Поместный Собор с дальнейшими планами на созыв в Москве Вселенского Собора. Но Сталин умер и планы исчезли. Ведь он не мог желать возрождения Православной Церкви. Он понял, что не сможет её уничтожить, и поэтому решил подчинить её себе и использовать в целях усиления своей немного пошатнувшейся после войны коммунистической идеологии.

Представители Московской патриархии всё чаще упоминают о заслугах Сталина, говорят о том, что «сталинизм – православная идеология будущего России» (например, о. Александр Шумский). По просторам страны то и дело мелькают иконы Сталина с благословляющей его Матронушкой Московской, «покаявшегося» Иоанна Грозного и «прозорливого старца» Распутина. В РПЦ МП сейчас нет таких вещей, которых Патриарх не контролирует. Я не говорю, что патриархия все это сама продуцирует, но она и не противостоит этому. Ко тьме ещё нужно привыкнуть, перед тем как в неё погрузиться. Когда христианин не смущается от присутствия очевидного зла, он находится в прелести, в превозношении. Все эти овеянные апокрифическим легендариумом кровавые сюжеты из русской истории, оказывается, органично вплетаются в современную идеологическую канву патриархии.

В постсоветской России чувствовалась огромная идеологическая брешь. РПЦ МП взялась восполнить ее новым православно-патриотическим воспитанием. Может быть, отстроенный в Москве храм Христа Спасителя - это некий монументальный памятник новой симфонии государства и Церкви в России?

По византийскому образцу нет Патриарха без царя, нет президента без Патриарха. Практически во всех обращениях, воззваниях и проповедях предстоятеля РПЦ МП чувствуется эта связь. Путин - не "Гитлер сегодня", он слишком последователен как политик, и образ вождя не мешает ему мыслить так же по-европейски последовательно, как и Патриарх. Нет, эти люди не поведут за собой народ к осуществлению идеи "Русского Мира", они могут к чему-то подтолкнуть и присмотреться, как все закончится, согласно ли плану поведет себя толпа.

Что Патриарх, что Владимир Владимирович половину жизни своей провели на Западе. Один был представителем РПЦ МП при ВСЦ, а потом и главой ОВЦС МП, исколесив всю Европу вдоль и поперек, а другой там же был разведчиком КГБ (конечно, поколесив гораздо меньше). В конце концов, держать своих детей вне арийского государства для Гитлера было бы просто кощунственно, а дети российского президента благополучно проживают заграницей. Мне кажется, ни один, ни другой не верят в то, что утверждают, а значит, имеют что-то там себе на уме, ну а ум их в руках Божиих. Странное сочетание: воистину никоновский эскорт Патриарха, состоящий из несметного количества немецких колесниц, и в то же время такой отрешенный, в духе нищего харизматичного Аввакума, призыв отрешиться от секулярного Западного мира. Или, может быть, это определенная культура мысли и логика действий двуглавого орла со звездой на лбу? Этот стиль жизни иерархов оправдывается логикой корпоративной этики – в современном обществе должен быть современный Патриарх. «Солидный Господь для солидных господ» (В. Пелевин). Выезды Патриарха с причтом грозят жителям Москвы многочасовыми пробками. Но хочется напомнить о другом современном Патриархе – недавно почившем Павле Сербском. Его перемещение по Белграду тоже немного затрудняло движение общественного транспорта, потому что водитель троллейбуса, на котором ехал Патриарх, останавливался, пока он благословлял всех желающих. Оба Патриарха представляли свои Церкви на международной арене, обоих знал весь мир, но кого-то боятся, а кого-то до сих пор любят. 

В Украине и России живут прекрасные люди, которые переживают сейчас время соблазнов. Нашими странами управляют вполне обычные правители и политики, практические последователи Макиавелли. Он говорил в свое время, что в политике не может быть нравственности, истинно то, что способствует достижению власти. Поэтому не стоит измерять по Евангельской шкале политику государства. Но слова и действия патриархии надо взвешивать мерилом Евангельских истин. Церковь создана Богом как колыбель любви, для нее неприемлема "политологика плоти".

Автор - прежде всего, христианин, а потом уже украинец. «Вырви из сердца злобу к своему или к своим, тебя отревает от них диавольская злоба и боязнь сблизиться с ними сердечно, от души, от всего сердца заговорить с ними, – пишет в своих дневниках св. Иоанн Кронштадтский, – не бойся приближаться к ним, обласкай их от души словом, взглядом, любезностию движений, предложением услуг – и увидишь на деле, как у тебя будет хорошо и мирно на душе от такого образа действий вместо прежнего смущения, тяжести, тесноты, недовольства собой – это явный знак благоволения к тебе Божьего, как то – неблаговоления». Ведь чаще всего люди бесстрашно рвутся спасать соседей, потому что боятся своих родственников, не хотят нести крест повседневных трудностей. Не знаю, что же делать маленьким людям, когда кругом такие большие проблемы, но, мне кажется, их надо решать в маленьких масштабах. Известный пастырь РПЦ МП, о. Иоанн Крестьянкин, говорил, что нужно стараться быть человеком с людьми, одержимыми вирусом политического православия: «Хоть тебя и не все любят, но ты должен любить всех».  

Как человек политически необразованный я, может, и ошибаюсь в выводах, но не ошибается УПЦ МП, молясь за современную власть Украины, собирая пожертвования на армию, испрашивая у Бога избавления от врагов, потому что точно исполняет завет Христа о любви к «малым сим», а не к "великой Родине". Разве не по верности христианским идеалам распознается такой несведущий христианин, который старается читать больше Евангелие, чем вещания Московской патриархии? Нет ничего трагичного в том, что патриархия сама себя отделила от УПЦ, но при этом, и я это подчеркну, мы, последователи УПЦ, остаемся в евхаристическом единстве с РПЦ МП. 

Во времена немецкой оккупации одним из ярких представителей православного духовенства на оккупированных территориях был митрополит Литовский Сергий (Воскресенский). Несмотря на угрозы и сильное давление СС, он продолжал поминать Московского первоиерарха. Почему же в нынешнее время огромное количество украинского духовенства с такой легкостью престает поминать Патриарха Кирилла? Нет, мы не ждали повода, мы просто ощутили подвох, лукавство... 

В первые дни кризиса никто из чинов патриархии не приехал в Украину, чтобы поддержать церковный народ. Даже на уровне личного общения почти никто из российских друзей или сродников не спросил просто, по-человечески: «Как вы? Что у вас в действительности происходит?» Все и всё знают о нас без нас. Так ведут себя с вещью, которую передвигают с места на место, как это удобно, а не с человеком, который пребывает там, где он хочет. Размышляя о торжестве клерикального направления в Православии в своей статье «Церковная смута и свобода совести», Н. Бердяев пишет: «Защитники авторитета и противники свободы обыкновенно для себя признают полную и неограниченную свободу, но не хотят её признать для других». 

Вот, к примеру, в Одессе было убито много людей, и что же Пастырь? Он говорит, что сердце его там, и молитвы непрестанны, но, как косноязычный человек всегда заикается на какой-нибуть фразе, так и тут политические амбиции помешали проявить сочувствие. Он призвал: «...Чтобы люди, занимающие противоположные политические позиции, оказались, по милости Божией, способны услышать друг друга», «альтернативы диалогу нет». И тут же, на чужой канонической территории, он сам себе противоречит, ибо чувствует себя вполне хозяином и пользуется удобным случаем, чтобы напомнить об этом. Глава РПЦ МП обращается  к исполняющему обязанности мэра Одессы О.Б. Брындаку: "Считаю крайне важным, чтобы виновные в убийстве своих сограждан, а также те, кто попирал святыни в разрушенной молитвенной палатке, были выявлены и понесли заслуженное наказание". Довольно прозрачный намек на "заведомо виновных" украинцев, а зеленые человечки так вовсе ни при чем, они там по благословению свой долг перед Родиной исполняют, смотрят, чтоб мы, дикари, друг другу глаза не повыцарапывали. Только вот пока их не было, у нас враждой и не пахло.

УПЦ и РПЦ МП молятся об убиенных, а патриархия успевает при этом расставлять политические акценты в церковной и политической жизни Украины. Во время помятного визита Патриарха Кирилла в Ровно огромное количество верующих УПЦ МП старалась перекричать кучка сомнительной внешности «ребят». В храме УПЦ КП я их никогда не видел (в Ровно верхняя половина собора принадлежит УПЦ КП), но вот возле пивных бочек, пожалуй, частенько. Их все в городе знают, и понятно, что такие люди готовы за пару гривен да сто грамм водки любой политический заказ исполнить, в том числе и создать видимость гонений на УПЦ МП. Получив деньги, они уходят "расслабляться", а напряжение между нашими народами возрастает. 

Между нами нет ничего такого, что вело бы к конфликтам и войне, но по греховной склонности к злопамятству мы все ищем повод. Мы выискиваем клочки грязи в каких-то запредельных исторических анналах, чтобы бросить это в лицо другу, сроднику, коллеге, потому что он украинец. Неужели мы дадим себя так легко обмануть? Неужели Церковь в России перестала быть совестью, которая говорит то, что не хочется слышать, которая призвана вопиять, чтоб прислушались?

Одна из моих лучших подруг родом из России. Сейчас её сродники звонят и с уверенностью в своей правоте просто кричат: «Пока не поздно, уезжайте из этого Ровно, мы вас спасем от этих головорезов!» А она отвечает очень просто: «От кого нас спасать, у вас что, своих проблем мало, что вы ещё и наши решили порешить одним махом? Врач, исцели самого себя». После такого наглого отказа происходит операция по вырезанию всего украинского из русской души с истеканием идеологического гноя: вас одурманили американцы и ЦРУ, и вдобавок вы бандеровцы, фашисты, жидомасоны… Я безгранично верю аскетическому опыту святых отцов и в таких случаях вспоминаю авву Дорофея: «Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозрения на ближнего. Если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью».
Таким образом, получается невообразимый винегрет из несовместимых понятий и неустойчивых чувств, но волнует другое, – это ненависть. Такого у нас в Украине по отношению к русским точно нет. Под напором страстных помыслов с Востока иногда даже сомневаешься в очевидном, так как русские видят невероятное из Москвы – бандеровцев на наших улицах, крах нашей экономики, массы зверств и убийств,... в то время когда мы живём вполне сытно, мирно, уютно и вполне в силах справиться со своими внутренними проблемами сами. Тут не обойтись без Чеховского Унтер Пришибеева: «И для него ясно, что мир изменился и что жить на свете уже никак невозможно. Мрачные, унылые мысли овладевают им. Но выйдя из камеры и увидев мужиков, которые толпятся и говорят о чем-то, он по привычке, с которой уже совладать не может, вытягивает руки по швам и кричит хриплым, сердитым голосом: Наррод, расхадись! Не толпись! По домам!»  

Как же распознать истину, если новости переплетаются и запутывают? Думаю, опыт отцов тут будет очень полезен. Лавсаик, к примеру, описывет монаха Валента, который прославился своими подвигами и дарами, но была во всем этом внешне блистающем человеке одна особенность – он грубил людям. В его подвиге не было любви, значит, не от Бога эта добродетель, и в конечном результате он встретился с тем, кто подзадоривал его в подвижничестве, – с бесом. Он возненавидел людей, впал в прелесть и сошел с ума.  

Гордыня всегда внушает человеку мысль, что он велик лишь сам в себе. Она заставляет бояться всего того, что за пределами возможностей человека и воображать то, что за границами его понимания. В своем рассказике о глобализме и его последствиях, который так и называется «Психопаты», А.П. Чехов весьма непринужденно описал этот вечно современный политический колорит обывателя: «Отец и сын – оба трусы, малодушны и мистичны; душу обоих наполняет какой-то неопределенный, беспредметный страх, беспорядочно витающий в пространстве и во времени: что-то будет!!! Но что именно будет, где и когда, не знают ни отец, ни сын. Гриша же не может, чтобы не раздражить себя и отца длинными словоизвержениями; он не успокоится, пока не напугает себя и отца вконец».

Если вам говорят такие головокружительные истины, которые открыты избранным православным россиянам, просвещенным ФСБ, если вас просят усиленно увидеть невидимое и умоляют поверить в невероятное, а вы дерзнули усомниться, то замечайте реакцию, она будет аналогична описанной в Лавсаике. Зло – это не просто взгляды, противоположные Евангелию, это причастность богопротивному духу, который легко можно распознать по ненависти к человеку. Вот недавно на Майдане погибли люди, и что же я слышу от человека, который много лет ходит в Православную Церковь? - «Всех их, содомитов, бандеровцов, нацистов, там надо было перестрелять на Майдане». 
Невозможно противостоять логике доказательств одержимого какой-либо идеологией человека, ибо в ней не Божий дух, дающий свободу для выбора, кем быть и как мыслить. Следует отступить, ибо любые слова, даже сказанные с любовью, будут подобны маслу, разжигающему огонь озлобления. А огонь пожирает всё, будь то дети или родители, братья или сестры…. В таком напряжении помыслов, которые мы постоянно черпаем из СМИ, даже самая мелкая личная неприязнь может вспыхнуть пламенем мировой революции. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий» (1 Кор., 13:1).

Патриарх, понимая всё это, красноречиво молчит, как рыбак, закинув удочку в прикормленное место, ждет. Но это замалчивание правды очень тревожно. Он раз за разом шлет послания-смски с красивыми словами и тяжелым духом, в которых обходится вниманием факт агрессии россиян по отношению к украинцам. Иногда, когда хочется скрыть неприязнь к человеку, смс очень кстати – можно написать красивые слова, при этом ни глаза, ни интонация голоса не выдадут действительных уродливых намерений. Патриарх всё время вбивает идеологический клин в традиционно мирные и простые отношения между русскими и украинцами в Украине, повторяя в каждом своем послании, что у нас какие-то внутриполитические кровавые схватки, и россияне просто призваны помочь нам их разрешить. Всё это для того, чтобы отвести внимание от главного, от нарастающей волны агрессии внутри России по отношению к Украине. 

Представьте себе на минуточку такую вот не совсем обычную мелодраматическую ситуацию. В вашу квартиру вламывается сосед с маской и начинает избивать жену и забирать вещи. Вы, конечно же, попытаетесь его остановить и не без малого удивления заорете: «Ты что, сосед, совсем сбрендил, мы ж с тобой только вчера пиво пили во дворе». А он в ответ так заскандалит, чтобы вся округа услышала: «Караул! Бандеровцы убивают, фашистская хунта совершает холокост русского населения!» На зов этот прибегает Патриарх и обращается к пострадавшему: «Чего орешь, брат, жена, имущество – всё это мирское, преходящее, нужно хранить христианские, славянские ценности, и на этом основании построить новый дом, уже в новом «русском мире». От тебя ничего не зависит, это цивилизационный выбор князя Владимира. Упокойся с миром, не видишь, что ли, ближний твой от секулярного безбожного Запада тебя спасает, от страстей и всего бренного избавляет. А ты, доблестный русский воин, – обращается он с пастырским словом к соседу, – не видишь, что ли, что у них с женой полярные политические интересы, которые приводят к конфликтам, на это тебе автомат благословенный? Чтоб помочь им примириться, ты призван навести порядок в их доме, а то сами не могут разобраться, где у них Крым, где Донбасс, а там ещё и православие насадишь, как насаждал его в Чечне и Абхазии».

Когда Патриарх перестает быть тихим молитвенником и становится политическим лидером, тогда война становится священной, и если надо будет убивать, то люди будут делать это с религиозным воодушевлением. «Настанет время, когда те, которые станут убивать вас, будут думать, что они делают богоугодное дело» (Ин., 16:2). Для меня это великая скорбь: некоторые мои друзья, с которыми делил радость и горе десятки лет, теперь готовы сесть на танк и закатать меня под асфальт. Вы не подумайте, я отнюдь не о чем с ними не спорил, даже наоборот избегал политических тем. Они уверяют, что говорить сейчас о любви вообще грех, сейчас необходимо воевать, потому что это священная война против антихриста и на неё благословляет Патриарх!

Можно понять, почему Патриарх молчит о главном. То, что раньше было сказано, сейчас дает свои плоды, и пришло время их собирать: «Сегодня решается, будет ли украинский народ частью восточной православной цивилизации». То, что имеет корень, обязательно принесет плод. Такова природа вещей – добродетель плодоносит любовью, а самолюбие озлобленностью, одни плоды Господь соберет в Свои житницы, а другие останутся гнить в кюветах исторических трасс. 

Патриархия – главный творец мифа о "Русском мире". К подножию этого эфемерного идола полагаются вполне реальные жертвы. Чтобы взрастить такую породу неприязни к украинцам и ко всему внешнему миру, нужно было долго трудиться. Нужно было убеждать, что русские – единственный богоизбранный народ, что их война священна, ибо несет семя православия в секулярный мир Запада, что эта война за «Русский мир». Патриарх был душой в разработке доктрины священной войны за единство "Русского мира". Но единство в чем? Ведь Церковь всегда едина, а народы в ней живут разные.

Нужно было очень долго натягивать на этот кумир коммунистической мечты о воссоздании СССР и его мировой гегемонии ризы православия. Если от глаз можно спрятать такие вещи, то от верующего сердца никак. Потому что душа чувствует страх и смущение от речей Патриарха, от осторожных извинений, в которых нет и тени сомнения в том, что что-то сделано не так. Неужели патриархия, находясь в эйфории побед России, совсем уже не чувствует, как рвутся живые ткани церковного организма? 

Разве может быть изменение без покаяния? А разве россияне очистили святыни Кремля от Мавзолея, останков бесов, уничтожавших Россию, пытавшихся погубить её душу? Какой парадокс! В Германии отрицание Холокоста преследуется в уголовном порядке, а у многих россиян вызывают гордость имена Ленина, Сталина, Берии… великих строителей коммунистической Отчизны из материала миллионов трупов своих же братьев и сестер. У меня есть смутное предположение, что сердце большого количества россиян отнюдь не в Троице-Сергиевой Лавре находится, а там, в квадратной гробнице тирана, и оттуда исходит вдохновение... 

Если РПЦ МП идет по пути сотрудничества с государством, о чем всё время говорит Патриарх, значит когда государство переходит границы иной страны, Церковь не может этого не благословлять, значит, всех государственных кумиров она вынуждена освящать. Это горький рок знаменитой злосчастной "симфонии". Церковь - совершенно инородное в государстве тело, и последнее естественно стремится её себе подчинить, как в Византии, или уничтожить, как это было в СССР. Когда Государство ощущает религию как дыхание своего собственного тела, тогда происходит упадок живой религиозности у людей, подмена евангельских смыслов патриотическими лозунгами. О чем нам говорят уроки Византии и как не повторить её ошибок, если все теми же путями грядем?

Византийский император Фока (VII век) пришел к власти, убив своего замечательного предшественника, императора Маврикия. На виду у всего люда крещеного, недалеко от величественного храма Софии Константинопольской, он отрезал у него и его детей, руки, ноги, гениталии…. Люд града святого созерцал и ликовал среди скучных будней. Патриарх Константинопольский миропомазал сего благочестивейшего Государя, а св. Григорий, Папа Римский, поставил ему памятник за щедрые благодеяния Церкви Христовой. А какой был выбор у иерархов? Трудно имеющему частную собственность сделать правильный выбор в сторону вечности. «Человекам это не возможно, Богу же все возможно» (Мф., 19:26).

В истории Русской Церкви есть примеры благодатного «вмешательства» в политику властей или, скорее всего, это можно назвать живым участием в скорби своей страны. Преп. Феодосий  выходит из обители для того, чтобы умиротворить рознь между братьями - князьями Святославом и Изяславом. И вот удивительная черта русского духовенства! Суровый подвижник духа не проклинает Святослава за преступный захват Киевского престола, а терпеливо умоляет уступить, как мать умоляет ребенка не делать того, что вредит его здоровью. Для истинных пастырей и духовников даже непослушные и жестокие дети всё же были их духовными детьми. На последнем заседании Синода РПЦ МП Патриарх говорил, что нужно много поработать синодальному отделу для водворения мира на Украине. В чём будет заключаться эта работа не совсем понятно, и кому она принесет пользу, неизвестно. Убирайтесь с нашей земли, и этим вы нам очень поможете, вы вошли в наш дом как гость, а ведете себя как неблагодарный хозяин, и это очень дорого обходится нашей Церкви и нашей стране.

Что же представляет ныне собой Московская патриархия? Это живой благодатный орган, выражающий соборный дух Русской Церкви, унаследовавший традиции великих предшественников? Или это номенклатурное подразделение ОВЦС, сконструированное духовным отцом Патриарха Кирилла, Никодимом Ротовым, и постепенно инкрустированное в патриархию? В советское время ОВЦС был главным административным органом, благодаря которому власть терпела РПЦ МП. Потому что никто в мире не доверял СССР, а Церкви доверяли. Вот власти и использовали международные церковные связи вполне прагматично и целенаправлено.

Возглавлявший ОВЦС иерарх, аристократ старой дореволюционной закалки, глубоко чтущий церковные традиции митрополит Николай Ярушевич как-то старался использовать это вынужденное смирение властей перед Церковью для блага Церкви. «Вы, наверное, слышали, – цитирует архиеп. Василий (Кривошеин) митрополита Николая (Ярушевича), – что у нас за последнее время очень усилилась антирелигиозная пропаганда. Я с этим боролся в своих проповедях. А народ мои проповеди слушает и любит... Именно это и было неприемлемо для наших сегодняшних властей. Им нужны архиереи, которые молчат и торжественно служат. А те, которые проповедуют и борются с безбожием, им невыносимы и непонятны».

Он не понял намека властей и «тайнообразующе» умер в больнице. Практически сразу же поставленный КГБ на его место Никодим (Ротов) взял совершенно иной вектор: он исполнял приказы и замазывал следы Совесткого Союза на международной политической арене, старался выбелить преступления советской власти против своего народа, против Церкви. «Сами виноваты. Дураков бьют, – писал в своих воспоминаниях о митр. Никодиме архиепископ Василий (Кривошеин), – никогда, ни малейшего сочувствия пострадавшим за веру, всегда оправдание гонителей. Верующие, со слов его, всегда были виноваты, потому что нарушали советские законы. Или это были обыватели, неспособные охватить всю сложность положения и путь самой Церкви». 

Что ж, яблочко от яблони далеко не падает, все те же следы всё той же власти отмывает глава РПЦ МП уже в Украине. Проще сказать – голос патриархии не выражает соборного разума Церкви, а, скорее всего, выражает лишь личное мнение Патриарха, который души не чает государстве Российском. А государство, в свою очередь, скучает по былой мощи и раздолье всевластия в огромных пределах СССР. Если византинизм – это христианизированный эллинизм, то мировоззрение, которое предлагает ныне патриархия, – это христианизированный коммунизм. 

Мы имеем дело с явлением, имеющим свою не только советскую, но и более отдаленную во времени историю. В дореволюционное время похожие государственные управленческие функции исполнял Синод, а Церковь считалась «духовным ведомством». Главой Синода был отнюдь не Христос, а Государь. Ни один Царь из династии Романовых не хотел выпускать Церковь из-под контроля государства, и поэтому не допускал избирать Патриарха, но это не мешало ей быть Церковью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал тогда, что Церковь превратилась в вотчину, которой управляет «каста», смотрящая на неё как на свою «оренду». Царь Николай II на неоднократные просьбы о созыве Собора и избрании Патриарха не отвечал, и лишь после его отречения это стало возможно.

В проповедях самых авторитетных святителей на Поместном Соборе синодальная система была осуждена как «вавилонское пленение», которое деформировало внутреннюю жизнь Церкви. Появление личности св. Патриарха Тихона было весной возрождения подлинно церковной жизни, несмотря на то, что в обществе царил холод вражды.

Разница между Святейшим Синодом и патриархией существенна, потому что тогда были верующие благочестивые Цари, а последняя функционировала в условиях советской атеистической власти, которая видела в патриархии орган уничтожения Церкви, а в Патриархе нечто вроде обер-прокурора. И тут очень важен внутренний выбор Патриарха – его пассивное сосуществование с властями или активное соработничество. В первом случае Патриарх будет совершать молитвенный подвиг, а все остальное оставлять на волю Божию, во втором – он поспособствует возрастанию мощи государства за счет веры во власть. Московская патриархия пошла именно вторым путем, примером чему служит следующий случай.

Речь идет о разногласиях Антония Сурожского с владыкой Иларионом Алфеевым. Вот письмо самого Антония: «Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: "Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ". Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать. Я обратил на это твое внимание, но, видно, безуспешно: с самых первых дней твоего пребывания в нашей среде ты своим авторитарным обращением настолько восстановил против себя все лондонское духовенство, что у меня попросили разрешения устроить встречу между нами, на которой они могли бы высказать тебе свои переживания. Эта встреча благого результата не имела, ты не сумел "услышать" крик раненых душ и только вынес вражду против тех, кто с искренностью и правдивостью говорил тебе правду». Как всё похоже, как всё близко теперь нам, украинцам.
У русской церкви не хватает смелости, чтобы обратиться к русскому народу с призывом к любви, и не хватает решимости, чтобы хотя бы просто не вторить властям. Именно сейчас так необходимо обратиться к россиянам с напоминанием о заповедях Божиих «не лги», «не укради». По русским СМИ в полную мощь круглосуточно идет ужасная антиукраинская пропаганда. Одна из знакомых украинок, живущих в России, как-то сказала: «Боже, у меня болит сердце и раскалывается голова от того, что нам показывают. У меня такое впечатление, что целый Мосфильм разыгрывает кровавые сценки, чтобы разжигать ненависть к украинцам». Патриархия в лице своего спикера о. Владислава Чаплина очень даже трогательно подливает масла в огонь: «Новости, которые мы сейчас получаем, часто оказываются не радующими, часто оказываются очень тревожными. И сейчас, когда эти новости уже стали частью нашей жизни, пришло время порассуждать о том, что для нас сегодня, для всей Русской Церкви, значат наше внимание к жизни православных христиан Украины, наши молитвы об этих людях, наше сопереживание им, наше общее участие в их судьбе». 

Маститый московский протоиерей Александр Ильяшенко в своем интервью на "Правмире", например, преспокойно и вполне искренно называет взятие Крыма торжеством исторической справедливости. Но пастырь Божий, очевидно, подзабыл, по Божией ли правде его отобрали. «Ничего, коль с грязнотцой, если цель великолепна!» (Ф.М. Достоевский). Евангельское выражение «блаженны миротворцы» - не совсем подходящее на текущий исторический момент, его следует выбросить из головы, сейчас главное – польза государству. Десятки людей погибнут – это ничего, это благословляется духоносными старцами: «Кто не будет верен единоязычной, единокровной России, пусть от него живым мясо отваливается, да будет проклят трижды и еще три тысячи раз», – вот что говорил святой Петр Цетиньский своим черногорцам», – эти слова митрополита Черногорского Амфилохия выделены красным цветом на православно-патриотических сайтах. А украинцев, по мысли о. Александра, оказывается, совсем не существует, это такой польско-венгерский вирус в теле русской народности: «За Карпатами уже венгерская земля и другие люди. Передача этих территорий, я бы сказал, оказала нам медвежью услугу, потому что если бы эти люди остались в привычной для себя государственной структуре, в том государстве, в котором они были, не было бы тех национальных и националистических проблем, с которыми сейчас мы вынуждены столкнуться», – такой научно-ревматический взгляд старца-протоиерея Александра Ильяшенко на страну со своей культурой и историей. Оказывается, если бы Западная Украина по ошибке в свое время не попала бы в состав Австро-Венгрии, то и проблем-то никаких с некими украинцами не было бы. 

Ну, конечно же, этот народец просто грех со своего огорода не выполоть для более благородных насаждений, что в свое время и делал Сталин в знаменитой операции "Висла". А до него этим же, только по отношению к слабейшему израильскому народу, занимался ассирийский царь Артарксеркс и вавилонский Навуходоносор, чтоб истребить, оторвав от земли обетованной, израильский народ, его культуру, его религию. В Библейской истории этот акт рассматривается как богоборческий выпад. Потому что израильтяне надеялись на Иегову, а владыки империй диктовали иной закон бытия – кто сильнее, тот и прав, и ваш Бог вам не поможет, если наши боги сильнее. 

В этой статье я старался обратиться к русским на языке их культуры, любимой мною с детства. Так делал апостол Павел: «Для иудеев я был как иудей…» (1 Кор., 9:20), именно любовь подсказывала апостолу, как, к кому и когда нужно обращаться. Ведь россияне как-то не понимают язык нашей культуры и даже не видят её. 

«І вражою злою кров’ю волю окропіте», – вот эти вырванные из контекста Шевченковского «Зповіта» слова о. Андрей Кураев тыкает налево и направо во всех интервью об Украине: «Смотрите, вот это их школьники изучают о России». А где же объективность, о которой Вы все время говорили? «Нельзя жонглировать цитатками в угоду своим личным симпатиям». Слона, с которым всю жизнь боролись, сами глотнули. Какая-то личная неприязнь к «западенцам» нашла свое место в общем потоке безумия из России. Профессору негоже плыть по течению. 

О чем же писал Шевченко? Посудите сами, Москва переживала тяжелое время смуты, кратковременное нападение татар и Наполеона. И вот уже складываются легенды о героизме русского воина. А Киев-то все время находился в состоянии войны, из рук в руки переходил. Может быть, потому что мы все время воевали, враги к вам редко доходили? Впервые стольный град Киев сравняли с землей дети и внуки великого устроителя русской державности Ярослава Мудрого - основатель Москвы Юрий Долгорукий и строитель Владимира Андрей Боголюбский. А потом пошло-поехало: татары, литовцы, поляки, австро-венгры, немцы. Так постепенно происходил исторический процесс отлипания детей от отцов, созидания одних государств на пепелище других. Но, возвращаясь в свои уделы на азиатские просторы, русские князья вместе с награбленным киевским золотом несли семя православия, которое обильно плодоносит по нынешний день.

Вот это именно та судьба Украины, о которой писал Шевченко. В конце концов, это просто поэзия, и не чета призывам Патриарха сжать все силы в кулак и ударить по секулярному Западу. О. Андрей, Вы как профессор должны были бы судить о том, что учат дети в наших школах не по стихам, а по учебникам истории.      

Учітеся, брати мої,
Учітесь, читайте,
І чужому научайтесь,
Свого не цурайтесь! 
(Т. Г. Шевченко)

Это презрение, похожее на отношение иудеев к самарянам, перемешанных с язычниками. Но вспомните Господню притчу, в которой самарянин оказался милосерднее гордого своим происхождением законника.

Эх, о. Андрей, да ничего Вы о нас не знаете. Даже в моем маленьком Ровно есть Общество любителей Русской культуры. Улицы называют в честь А. Пушкина, А. Чехова, а наше епархиальное управление находится на улице М. Лермонтова. Вам нечего больше сказать о нашем крае не потому, что мы, как вы выражаетесь, больны тут галицийско-нацистской идеологией, а потому, что с профессорским пафосом просто грубите людям. Причем людям, которых Вы знаете, но культурой которых даже не поинтересовались, и спрашивать по-человечески о нашем житии-бытии в эти смутные времена даже не собирались перед тем как делать такие громкие выводы. Пишу это и сам себе не верю, потому что я и сотни наших прихожан когда-то дорожили каждой кассетой с Вашими записями. Спасибо и на том. 

Я приведу размышления на эту тему киевского священника - протопресвитера Василия Зеньковского. Уж кого-кого, а его, лучшего биографа Н. Гоголя, очень трудно обвинить в украинофильстве: «Нельзя же в самом деле огулом обвинять украинскую интеллигенцию в «ненависти» к России – ненависть может быть и была, но у немногих, у большинства же была любовь к Украине и страх за неё…чем дальше росло украинское движение, тем меньше оно имело свободы, тем напряженнее в нем были гнев и обида на Россию. И украинская интеллигенция чем дальше, тем больше ощущала свое одиночество, свою роковую непонятость…. Если бы русское общество не относилось бы снисходительно-ласково, но и небрежно к украинской интеллигенции, то все могло бы быть смягчено». Но факт остается фактом, – огромный культурный и духовный багаж Москва взяла у Киева и неблагодарно теперь ругается. Таковым воспитала свой народ Патриархия, которая славится в последнее время своими просветительскими программами. Поэтому вынужден для себя после слова Патриархия поставить точку. Будет ли следующее предложение в нашей общей книге судеб Божиих, не знаю. Освальд Шпенглер говорил в «Закате Европы», что падение Римской империи началось тогда, когда она растоптала культуру Греции, в колыбели которой родилась Римская цивилизация. Источником плодородного византийского православия для московского княжества была Киевская Русь. 

Церковь не может быть продуктом развития даже самых высокоразвитых народов. Церковь – это великий дар человечеству, который Господь доверил двенадцати Апостолам, а те передали тем, кого возлюбили, и кого возлюбил Господь. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф., 10:40). О подарках не спрашивают, как ими распорядятся, а просто отдают и надеются, что во благо. Византия прошла этот урок истории и отказалась удерживать то, что уже давно перешло границы священной империи ромеев – Православную Церковь с тем культурным багажом, который она создавала столетиями. Было, конечно, уже слишком поздно, ибо гордыня единственных обладателей Истины, каковыми считали себя ромеи, уже разрушила Империю изнутри. Но эти семена дали свои обильные побеги в славянских народах.

Первый святитель св. Михаил пришел в Киев по благословению Патриарха Фотия Константинопольского из Болгарии. Византия бросила закваску православия в славянские народы Балкан, и они начали «бродить» и возвышаться. Империя ромеев уже давно отжила свой век, а православие продолжает жить и созидать национальные культуры славян. У нас очень выражено единство религии, которая подчеркивает своеобразие этноса, а не государственной идеологии, которая стремится нивелировать культуры.

Судьба Украины во многом внутренне перекликается с судьбой Сербского народа. Эта страна также находится на географических и исторических распутьях человечества. Её земли перекраивались по многу раз, и поэтому судьбы наших народов своеобразны. География Украины, как и Сербии, во многом определила трагизм её истории. Но неизменной была православная вера у наших народов, и благодаря этому они сохранили свою целостность, свое этническое своеобразие. Когда у сербского пастыря Патриарха Павла спрашивали, почему такой благочестивый народ претерпевает такие тяжкие скорби, он отвечал: «Разумеется, вне всякого сомнения, существуют наши собственные грехи, за которые мы страдаем, однако существуют и враги, которые безответственно набрасываются на нас, и которые чернят нас как нелюдей в глазах людей всего мира. Есть вина у нас, что есть то есть, но есть она и у другого! Но наше дело – устроить так, чтобы те, кто придет после нас, жили бы спокойнее, свободнее и праведнее, чем мы сами». С этими же словами хотелось бы обратиться сегодня и к россиянам, потому что не важно, кто прав и кто виноват, важно то, что все мы, православные христиане, грешим против истины, против воплощенной Любви. 

Дописываю эти строки с огромной скорбью и нерешительностью, но на душе спокойно, потому что я искренен как на исповеди. Совсем не терзают помыслы, кто и как воспримет такую малость всего того, что так необходимо нам, церковным людям, обговаривать сегодня. Но мы молчим, очень несмиренно и безблагодатно, а враг рода человеческого не умолкает. Мы ждем, чья возьмет в ближайшем будущем, и совсем не думаем о том, каковы мы перед Богом сейчас. Мы боимся потерять свой авторитет, свое место, свою работу, но не боимся потерять Церковь. Мне кажется, что там, в России, от Церкви отходят, так же, как в Украине сторонятся Московской патриархии. А как возможно переносить долго этот тяжелый дух политического православия? Об этом стоит говорить и плакать и Бога молить не о примирении политических сил в Украине, а о примирении каждой души христианской с Богом, и тогда лишь возможен мир между людьми. Пишу эти строки спокойно, потому что не стою на каких-либо политических позициях, а говорю, прежде всего, как человек церковный. Чувствуется очень плохой дух, очень смущается душа, и от всего, что происходит и говорится в патриархии, разум христиан находится в тупике противоречий. Моя мама, когда я в детстве своровал кольцо у соседей, сказала мне: «Я перед всеми, кто пострадал от тебя, говорю, чтоб ты запомнил – ты вор, но ты остаешься моим сыном и я не отрекусь от тебя». Несмотря на откровенную подлость, мы поминаем Патриарха не потому, что трепещем его власти.

Вынырнув из недр и светотеней этой тяжёлой темы, вышел на улицу. Во дворе на лавочке играли дети, две девочки и мальчик лет так четырех-пяти. Они разбрасывали ландыши всем проходящим по улице и звонкими голосками пели: «Ще не вмерла Україна… Боже Великий Єдиний, нам Україну храни…». Какое утешение для проходящих мимо людей, которые старались поймать цветок и в благодарность трепали их головки и жали ручки. Ведь это никакая не политическая программа, детей не в чем подозревать, это просто, и поэтому истинно, это присуще всем, но забыто нами ещё в детстве.  И я подумал: «А всё-таки устами младенцев глаголет истина. Воистину».

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

07 марта 2015, 21:33  
Предтечей религии антихриста назвал гуманизм председатель ОВЦО МП протоиерей Всеволод Чаплин
24 февраля 2015, 09:52  
МОНИТОРИНГ СМИ: Технология добра: Москва - за что стоят "протестанты" на Манежной (часть первая)
13 февраля 2015, 19:59  
KOMMEHTAРИЙ ДНЯ: Колыбельная для войны. Петербургского священника РПЦ МП травят за очень застенчивый призыв к миру с Украиной
13 февраля 2015, 18:25  
ENGLISH VERSION: "We should bind this war!" The post card of Church of the russian lutherans to coreligionists on the situation in Ukraine
13 февраля 2015, 14:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Интерпретируя “русский мир”. Архимандрит Кирилл (Говорун) о главной идеологеме Патриарха Кирилла, которая оставила кровавый след в истории Украины
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал14 декабря 2017, 20:52  
Секретарь Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий прокомментировал свежие заявления Путина о том, что русские и украинцы - "адін нарот"
14 декабря 2017, 18:56  
Силовики в Санкт-Петербурге штурмом взяли богослужебное здание, в котором до "ликвидации" собиралась многотысячная община Свидетелей Иеговы
14 декабря 2017, 18:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: На что похож христианский брак? Епископ Григорий (Лурье) о том, как христианство относится к размыванию института семьи в наше время
14 декабря 2017, 17:50  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Звернення Священного Синоду УПЦ КП у справі діалогу з РПЦ МП
14 декабря 2017, 17:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: В монастырь со своим уставом. Частный коллекционер икон с судимостью продолжает возглавлять Музей им. Андрея Рублева в Москве
14 декабря 2017, 16:12  
АРХИВ: Пора вводить статью «дискредитация державы». Расследование "Новой газеты" о технологии публикаций против РПАЦ и Александра Солдатова (2014 г.)
14 декабря 2017, 13:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Буря в Иерусалиме. Исламистское движение ХАМАС объявило о третьей интифаде, то есть фактически – войну Израилю
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:23  
РЕПОРТАЖ: ФСБ vs РПАЦ: новый всплеск. Официальный орган администрации Владимирской области РФ опубликовал новый политический донос на РПАЦ и главного редактора «Портала-Credo.Ru»
Материал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:00  
Предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий принял участие в открытии в Москве мемориальной доски Александру Солженицыну
14 декабря 2017, 12:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Компромисс имени Рублева. Как представляют себе происходящее вокруг Музея Рублева в руководстве самого музея, в кругу его критиков и в РПЦ МП
14 декабря 2017, 12:26  
«Мы совершили только две ошибки и извинились», - епископ Тихон (Шевкунов) не согласен с критикой профессиональными историками его парка «Россия — моя история»
14 декабря 2017, 12:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ангельский Совет. 9 причин, по которым «Ангела Златые Власы» нельзя отдавать нуворишам
14 декабря 2017, 11:44  
"Это имело особый характер ритуального большевистского возмездия", - епископ Тихон (Шевкунов) заменил выражение "ритуальное убийство" на более толерантное
14 декабря 2017, 11:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Историки должны призвать общество к бойкоту проекта «Россия – моя история». Профессиональный историк - о дорогостоящем пропагандистском проекте РПЦ МП, осуществляемом на государственные средства
14 декабря 2017, 10:18  
"Православный предприниматель" Герман Стерлигов начал продавать в своих магазинах розги
14 декабря 2017, 10:10  
Исламистское движение ХАМАС вновь запустило ракеты в строну Израиля, протестуя против признания Иерусалима столицей еврейского государства; израильтяне нанесли ответный удар


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования