Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 февраля 2014, 21:17 Распечатать

МЫСЛИ: Профессор Михаил Бабкин. СНИМАЮТСЯ ЛИ МОНАШЕСКИЕ ОБЕТЫ МОНАШЕСТВУЮЩЕГО ПРИ ПОСТАВЛЕНИИ ВO ЕПИСКОПЫ? К 5-летию интронизации Кирилла (Гундяева). Часть 2


Начало – ЗДЕСЬ

В 1933 г. на страницах официального "Журнала Московской патриархии" было опубликовано большое исследование о монашестве епископов, хронологически охватывавшее всю историю христианства. Выводы автора по своему существу находились в полном соответствии с рассмотренными выше определениями Поместного Собора 1917–18 гг. Автор резюмировал: "Предварительное пострижение в монашество не является обязательным условием архиерейской хиротонии (1). Епископом Церкви Божией может быть всякое безбрачное лицо одинаково из клира, мирян и лиц монашествующих, отвечающих лишь общим каноническим условиям иерархической правомочности" (2).

Незадолго до открытия Поместного собора РПЦ МП 1988 г., запланированного по случаю 1000-летия Крещения Руси, был издан проект "Устава об управлении Русской Православной Церкви". В том проекте было сказано (гл. IV, п. 9): "Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в рясофор (здесь и далее курсив наш. – М.Б.)" (3). Т. е. в проекте Устава говорилось о поставлении в епископы лиц, состоящих как в монашеском, так и в рясофорном постриге. Очевидно, что данная норма проекта была ориентирована на процитированное выше соответствующее определение Поместного Собора 1917–18 гг.

В самом же Уставе, принятом Поместным собором 8 июня 1988 г., в том же пункте (гл. IV, п. 9) говорилось существенно жёстче: "Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество" (4). Таким образом, высшим органом церковной власти было определено, что все поставляемые во епископы обязаны принимать монашеский постриг, т. е. давать монашеские обеты. И в ныне действующем Уставе РПЦ МП (гл. XV ("Епархии"), п. 10) (5), принятом на Архиерейском соборе 16 августа 2000 г. и утверждённом на Поместном соборе 28 января 2009 г., та же норма звучит без каких-либо изменений (6).

Вышеизложенное позволяет заключить, что с 1918 по 1988 гг. в РПЦ МП произошла значительная эволюция правовой нормы о монашестве архиереев. Если Поместный Собор 1917–18 гг. считал допустимым для кандидатов во епископы (а также кандидатов в Патриархи) быть или в монашеском, или в рясофорном постриге, то Поместные соборы РПЦ МП 1988 и 2009 гг., а также Архиерейский 2000 г. констатировали обязательность для кандидатов во епископы предварительного принятия мантийного пострига: с принесением, соответственно, монашеских обетов.

Чем объяснить столь значительное изменение в РПЦ МП правовой нормы о монашестве архиереев? Ведь члены названных высших церковных инстанций (соборов 1988, 2000 и 2009 гг.) значительно усложнили условия несения архиерейского служения, наложив на будущих епископов "бремя неудобоносимое" – обязательное принятие монашеского пострижения. И это при том, что в некоторых Поместных Православных церквах распространена практика поставления в архиереи лиц, постриженных в рясофор.

Подсказка ответа на поставленный вопрос – в прозвучавшем 23 сентября 2013 г. на конференции "Монастыри и монашество: традиции и современность" выступлении постоянного члена Священного синода РПЦ МП митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Говоря, среди прочего, о монашестве епископов, Иларион сказал: "Сейчас можно всё чаще слышать мнение о том, что архиерейство невозможно совместить с исполнением монашеских обетов, а потому архиереев лучше избирать не из мантийных монахов, а из рясофорных иноков, не дававших монашеские обеты, или просто из неженатых клириков. Подобная практика имеется, например, в Константинопольском Патриархате. У нас же, в Русской Церкви, существует многовековая традиция рукоположения в епископский сан только тех клириков, кто имеет пострижение в мантию". Говоря о важности сохранения этой традиции и указывая, что в настоящее время в РПЦ МП "епископ нередко становится священноархимандритом одного или нескольких монастырей своей епархии", докладчик задал участникам конференции формально не нуждавшийся в ответе вопрос: "Как же может человек, не имеющий пострижения и не дававший монашеских обетов, возглавлять монашескую общину?" (7)

Фактически митрополит Иларион повторил одно из положений вышеупомянутого определения Поместного Собора 1917–18 гг. "О монастырях и монашествующих" от 31 августа (13 сентября) 1918 г. В том определении констатируется, что архиереи, "не имеющие монашеского пострига, облечённые в рясофор, не могут быть настоятелями монастырей" (гл. II, прим. 2 к ст. 8). Однако там же следующей фразой значится и другое положение, не упомянутое Иларионом. Оно касается, с позволения сказать, финансовой стороны вопроса: что рясофорные епископы не могут "пользоваться настоятельской частью из монастырских доходов" (8).

На наш взгляд, ужесточение с 1988 г. церковно-правовой нормы о характере пострига архиереев РПЦ было обусловлено главным образом не административно-управленческим, но финансовым мотивом: не желанием епископата заниматься потоком текущих монастырских дел, но его стремлением взять в свои руки контроль над доходами подведомственных обителей, чтобы пользоваться денежными средствами «своих» монастырей.

Однако возможно и другое объяснения ужесточения церковно-правовой нормы о постриге для поставляемых в епископство. Оно сводится к "вменению ни во что" епископами своих монашеских обетов. Дело в том, что в настоящее время (приблизительно с рубежа 1970/1980 гг. (9)) в Московском патриархате весьма распространена точка зрения, что архиерейской хиротонией снимаются все монашеские обеты. В обоснование такой точки зрения член Межсоборного присутствия и Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата, клирик Украинской Православной Церкви Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков указывает на постановление от 15 февраля 1389 г. Синода эндимуса (10) при Патриархе Константинопольском Антонии IV. То постановление, в котором говорится о монашестве епископов, не входит в корпус канонов Православной Церкви, не издано ни на церковнославянском, ни на русском языках, да и известно лишь в изложении. Тем не менее, протоиерей Новиков, ставя тот документ во главу угла своей аргументации, говорит: "Текст решения Синода 1389 г. до нас дошёл в изложении митр. Исидора Фессалонитского, причем практически невозможно чётко отделить мнение Исидора от собственно решения Синода. См. корпус регест Константинопольского Патриархата Жана Даррузеса, № 2846. Постановление там принималось не прямо, а косвенно, в связи с делом одного митрополита и принятия великой схимы (11). И важно оно для нас не само по себе – мол, раз мы были митрополией КНП (т. е. Константинопольского патриархата. – М.Б.), то и на нас распространялось, а как свидетельство обычного для Церкви в период существования уже монашеского епископата отношения к соотнесению архиерейской хиротонии и монашеских обетов. По сути, это постановление говорит, что призвание Церковью к хиротонии архиерейской возводит человека над монашеским званием. И таинство архиерейской хиротонии (как гораздо более значимое для самой природы Церкви установление) возвышает поставляемого над монашескими обетами. Он подчиняется уже не правилам монашеской общины, но канонам, касающимся епископства" (12).

Каноны же о епископате создавались не для монашествующего епископата: ведь в первом тысячелетии христианства едва ли не большинство архиереев было не связано монашескими обетами. Так, каноны, в которых говорится о личном имуществе архиереев, по своему содержанию диссонируют с монашеским обетом нестяжания, а канон о необходимом безбрачии архиереев по своему существу – совсем не одно и то же, что монашеский обет девства (целомудрия). Таким образом, по Новикову, все монашеские обеты после рукоположения монашествующего в епископский сан фактически вменяются "яко не бывшие". Но если с монашествующего при его рукоположении в епископский сан снимаются все монашеские обеты, то требование Устава РПЦ МП об обязательном пострижении кандидата в архиереи в монашество теряет смысл и становится не более чем фикцией.

Точку зрения протоиерея Андрея Новикова разделяет ещё один член Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата – профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, утверждающий (со ссылкой на тот же документ 1389 г.), что если монаха избрали епископом, то он освобождается от своих прежде данных обетов (13).

При этом весьма показательно, что в трудах современных специалистов в области церковного и канонического права, в отличие от работ дореволюционных авторов, вопрос о монашеских обетах епископов обходится стороной (14).

Так отменяет ли рукоположение в епископы монашеские обеты поставляемого?

Для поиска точного ответа на этот вопрос обратимся к текстам двух церковных чинопоследований: пострижения в монашество (в мантию), а также избрания и рукоположения во епископы.

Рассмотрим "Чин избрания и рукоположения архиерейского", по которому проходит поставление во епископы. Есть ли в том чине что-то, на основании чего можно заключить, что рукоположение в архиерейский сан возвышает монашествующего над его прежде данными обетами и "освобождает" от них? Свидетельствует ли тот чин, что рукоположение в епископский сан "отменяет" для епископа прежде данные им монашеские обеты?

В ходе названного чинопоследования избранный кандидат во епископы торжественно исповедует православную веру и приносит архиерейское обещание. Содержание последнего сводится, по большому счёту, к четырём аспектам: к исполнению обязанностей учительских, священнодействия, управлению вверенной паствы, а также епископа как члена государства (15). Все они почти исключительно относятся к хранению чистоты веры и к епархиальному управлению, но почти не касаются личной жизни будущего архиерея. При этом в архиерейском обещании зафиксированы обязанности будущего епископа. Среди них есть те, которые явно противоречат прежде данному монашескому обету послушания: а именно, управлять паствой и учить её, следить за дисциплиной монахов, а также приходского духовенства. Однако среди архиерейских обязанностей есть и такие, которые в определённом смысле можно считать для поставляемого в епископы новыми "послушаниями" (16). Так, рукополагаемый обещает блюсти каноны, церковные предания, уставы и чины Православной Церкви, повиноваться церковной и светской власти (17), соблюдать церковный мир, бороться с расколами, суевериями и ересями (18).

Т. о., при возведении монашествующего в архиерейский сан обет послушания, строго говоря, не отменяется: вместо одних "послушаний" (с позволения сказать – "низших") монашествующий получает от духовной власти новые ("высшие"), связанные с архиерейским служением.

Если же говорить об остальных монашеских обетах, то в "Чине избрания и рукоположения архиерейскаго" (в исповедании веры, архиерейском обещании, молитвах, прошениях ектений, церемониале и проч.) нет ничего, что как-либо возвышало бы рукополагаемого над теми.

В целом, с 1918 по 1988 гг. в РПЦ произошла существенная эволюция норм права о характере постригов кандидатов в епископы. Вместо положения о допустимости рясофорного епископата было введено жёсткое требование обязательного пострижения кандидатов в архиереи в монашество. Однако с учётом появившегося в церковных кругах на рубеже 1970/1980-х гг. оригинального воззрения, что епископская хиротония отменяет все прежде данные рукополагаемым монашеские обеты, можно констатировать, что ужесточение в 1988 г. нормы о характере пострига кандидатов в епископы является мнимым. Вместе с тем воззрение, что архиерейская хиротония "возвышает поставляемого над монашескими обетами" не может считаться обоснованным (19), поскольку оно, во-первых, базируется на не вполне достоверных источниках и, во-вторых, не находит какого-либо подтверждения в текстах соответствующих церковных чинопоследований – пострижения в монашество и рукоположения в архиерейство (20).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Хиротония (греч. – χειροτονία) – рукоположение, или посвящение в сан.

2. Лебедев А., протоиерей. Указ. соч. С. 193–194.

3. Устав об управлении Русской Православной Церкви. Проект. М., 1988. С. 21.

4. Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. С. 15–16.

5. Ныне действующий Устав был принят Архиерейским собором РПЦ МП 2000 г. С учётом вносившихся в него Архиерейскими соборами РПЦ МП 2008 и 2011 гг. некоторых дополнений и поправок, он был утверждён Поместным собором РПЦ МП 2009 г. (см.: Журнал Московской патриархии. 2008. № 8. С. 19–20, 2009. № 2. С. 20, 2011. № 3. С. 73–77; http://www.patriarchia.ru/db/text/428872.html , http://www.patriarchia.ru/db/text/543677.html и http://www.patriarchia.ru/db/text/1403020.html ). При этом нумерация глав Устава при каждой правке оставалась неизменной. Архиерейский же собор РПЦ МП 2013 г. принял "исправленную и дополненную редакцию" Устава. В ней вместо прежних 18 глав стало 23. Начиная с гл. VI изменилась и их нумерация. Например, главы "Епархии" и "Монастыри" вместо X-й и XII-й стали, соответственно, XV-й и XVII (Журнал Московской патриархии. 2013. № 3. С. 10; см. подробно: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/ и http://sobor.patriarchia.ru/db/text/1403020.html ).

Номера глав Устава РПЦ МП 2000 г. (начиная с гл. VI) здесь и далее приводим по материалам официального сайта РПЦ МП, а не по официальному печатному изданию Устава 2000 г. Вместе с тем наши ссылки будут содержать указания на страницы и интернет-ресурса, и печатного издания, хотя нумерация глав в них не всегда совпадает.

6. Устав Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 29; или см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/133139.html

7. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Указ. соч.

8. Собрание определений и постановлений … Вып. 4. С. 32.

9. Т. е. после опубликования французским византинистом и историком Церкви, монахом и пресвитером Жаном Даррузесом корпуса регест Константинопольского патриархата – полного перечня и описания всех известных сохранившихся и утраченных документов, выпускавшихся в византийскую эпоху патриаршей канцелярии Великой церкви. См.: LerégistresynodaldupatriarcatbyzantinauXIVesiècle: Etudepaléographiqueetdiplomatique. P., 1971; Regestesdesactes du Patriarcat de Constantinople. P., 1977–1991. Fasc. 5-7. (LesRegestesde 1310 а 1453).

О Даррузесе Ж.(Darrouzès; 1912–1990) см., например: Православная энциклопедия. 2006. Т. XIV. С. 205–206.

10. Синод эндимус (σύνοδος εηδημουσα) – особый церковный орган, на котором председательствовал столичный (константинопольский) архиерей, а присутствовали епископы, оказавшиеся в столице.

11. Известный патролог А.Г. Дунаев излагает суть дела: "Анфимий, митрополит Венгровалахии, принял великую схиму. Синод решил, что поскольку нет канонической разницы между великой и малой схимой, он может оставаться на своем посту. Логика Синода следующая: если епископ-мирянин принял монашество после рукоположения, то он лишается епископства; если же монах поставляется во епископа, тогда по призванию Церкви и по рукоположению епископ освобождается от монашеских обязанностей (обетов, в оригинале: syntagma)". Дунаев также говорит: "Как замечает комментатор, в этом постановлении невозможно отделить подлинный текст от мнения автора записки (мемуариста) (Исидора Фессалоникийского). Поэтому ссылаться на это решение в расширительном смысле невозможно: мы не знаем точного текста синодального решения и его границ" (Дунаев А.Г. Указ. соч.).

12. См. пространную реплику протоиерея А. Новикова (prot_a_novikov) от 16 апреля 2012 г. с форума по обсуждению его статьи "К вопросу о праве епископа обладать личным имуществом": http://andrej-belous.livejournal.com/521004.html?thread=3201068#t3201068

13. См. выступление протодиакона Андрея 1 апреля 2012 г. в прямом эфире Радиостанции "Эхо Москвы": http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/873376-echo/ Стенограмма этой передачи была републикована несколькими крупными сайтами. См. также блог А. Кураева: http://diak-kuraev.livejournal.com/304593.html

14. См., например: Цыпин В.А., протоиерей. Курс церковного права. Учебное пособие. Клин, 2004; Его же. Каноническое право. М., 2012. См. также статьи "Архиерей" и "Епископ": Православная энциклопедия. 2001. Т. III. С. 534, 2008. Т. XVIII. С. 509–522.

15. Чин поставления архиереев. СПб., 1719; Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., 1725; Чин присяги архиерейския. СПб., 1788; То же. 1796; Чин избрания и рукоположения архиерейскаго. М., 1797; Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейския // Чиновник архиерейскаго священнослужения. М., 1983. Кн. 2. Л. 5–27. См. также: Сперанский П., протоиерей. Об архиерейской присяге // Странник. СПб., 1868. Т. II. Май. Отд. II. С. 91–113.

16. Согласно "букве" рассматриваемого чина, избрание из монашествующих кандидата в архиерейский сан, а также его рукоположение проходят, в определённом смысле, за послушание: кандидат "избирается" духовной властью (до 1917 г. – Святейшим синодом, позднее – Патриархом и Священным синодом) и возводится в епископскую степень священства "по благословению" той же власти (до 1917 г., кроме того, "изволением", или "повелением", императора). (См.: Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., 1725. Л. 1об., 4об.–5, 15об.–16; То же. М., 1797. Л. 1об., 4об.–5, 15об.–16; Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейския // Чиновник архиерейскаго священнослужения. М., 1983. Кн. 2. Л. 5, 16, 19).

17. Согласно названным чинопоследованиям, возводимые в архиерейский сан до 1917 г. обещали повиноваться Святейшему синоду и императору, а позднее, вплоть до ныне – патриарху, Свяшенному синоду, а также быть верными "властем богохранимыя страны нашея российския".

18. Чин избрания и рукоположения архиерейскаго. СПб., 1725. Л. 26–27; Чин присяги архиерейския. СПб., 1788. Л. 8; То же. 1796. Л. 8; Чин избрания и рукоположения архиерейскаго. М., 1797. Л. 26–27; Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейския // Чиновник архиерейскаго священнослужения. М., Кн. 2. Л. 15–18.

19. Рассматривая вопрос о монашеских обетах епископа, А.Г. Дунаев приходит практически к такому же выводу: "Безоговорочной речи о том, что епископ освобождается после рукоположения от монашеских обетов, быть не может. Для общецерковной рецепции подобного утверждения необходимо было бы иметь специальное постановление на уровне Вселенского Собора" (Дунаев А.Г. Указ. соч.).

20. "Самовольное сложение с себя иноческих обетов в возвращение в мир рассматривается как тяжёлое каноническое преступление" (Цыпин В.А., протоиерей. Каноническое право. М., 2012. С. 343). Вместе с тем, освобождение от монашеских обетов возможно, если добровольно принесший их снимет их с себя или сам, или по соответствующей санкции (включая судебную) высшего органа церковного управления. См. об этом, например: Там же. С. 343–344; Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной церкви. Казань, 1913. С. 20–21; Красножен М.Е. Краткий курс церковного права. Юрьев, 1913. С. 62–63; Павлов А.С. Курс церковного права. [Курс лекций, прочитанный в Императорском Московском университете в 1900–1902 гг.] СПб., 2002. С. 165.


    В сюжете:

04 апреля 2014, 10:12  
Санкт-Петербург: Патриарха Кирилла (Гундяева) во время службы назвали сатаной, но ФСО быстро восстановила порядок
28 марта 2014, 22:54  
МЫСЛИ: Феликс Шведовский. СОВЕТ КИРИЛЛУ В СВЯЗИ С УКРАИНОЙ. На чьей стороне русский и где теперь Родина?
25 марта 2014, 11:20  
ВИДЕО: "Есть у меня, как у Патриарха, большие опасения...". Глава РПЦ МП встретился 23 марта в ХХС с "надеждой России" - представителями Внутренних войск
20 марта 2014, 13:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковный неприход. У патриарха сейчас невеселые дни. Церковно-геополитический проект "русского мира" рухнул
19 февраля 2014, 12:04  
ДОКУМЕНТ: "Нынешние формы миссионерства неизбежно приведут к новым гонениям на христиан". Открытая петиция на имя Патриарха Кирилла (Гундяева)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования