Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 февраля 2014, 23:15 Распечатать

МЫСЛИ: Профессор Михаил Бабкин. СНИМАЮТСЯ ЛИ МОНАШЕСКИЕ ОБЕТЫ МОНАШЕСТВУЮЩЕГО ПРИ ПОСТАВЛЕНИИ ВO ЕПИСКОПЫ? К 5-летию интронизации Кирилла (Гундяева). Часть 1


Вопросы о совместимости епископского служения с монашеством и характере пострига архиереев в период с начала 1860-х гг. по начало 1930-х гг. неоднократно привлекали внимание российских историков и канонистов (1). Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–18 гг. выработал ряд соответствующих правовых норм. Однако через 70 лет, Поместным собором РПЦ МП 1988 г. они были кардинально изменены. При этом темы, связанные с монашеством епископов, практически исчезли из поля зрения исследователей. Настоящая статья преследует цель по возможности восполнить этот пробел.

В многовековой практике РПЦ существует обычай возводить в архиерейский сан лишь тех лиц, которые пострижены в монашество. Исключения в виде рукоположений в епископы лиц, постриженных в рясофор, известны, но они крайне редки. Напомним, что такое рясофорный и мантийный постриги.

Рясофор – стадия монастырского послушания (не являющаяся обязательной), подготавливающая к принятию монашества. Иногда она называется неполным монашеским пострижением, или иночеством. Пострижение в рясофор происходит согласно известному в Византии с XIV в. чину "Последования одеяния рясы и камилавки". Основное его содержание (если говорить о его "внешней" стороне) сводится к тому, что настоятель монастыря благословляет послушника носить рясу и клобук, но без мантии. Мантия же усваивается лишь принявшему монашеское пострижение, т. е. сопряжена с принесением монашеских обетов. О том, что лица, постриженные в рясофор, не состоят в монашеском звании и пользуются теми правами, что и миряне, говорилось в законодательных актах Российской империи (2): например, в определениях и указах Св. Синода от 21 июля 1804 г., 21-31 декабря 1853 г., 8 августа и 9 сентября 1873 г. (3).

Постригаемый же в монашество, то есть в мантию, или малую схиму, согласно чину "Последования малого образа, еже есть мантии", даёт Богу следующие публичные обеты, по существу – клятвы: 1) отречения от мира и всего мирского; 2) пребывания в монастыре и постничестве до последнего издыхания; 3) хранения себя в девстве, целомудрии и благоговении, 4) послушания настоятелю и всей о Христе братии; 5) пребывания до смерти в нестяжании и добровольной нищете Христа ради в общем житии; 6) принятия всех уставов иноческого общежития, правил святых отец и распоряжений настоятеля; 7) готовности терпеть всякую тесноту и скорбь иноческого жития ради Царствия Небесного (4). По несколько упрощённой версии, постригаемые в монашество дают не семь, а три обета: послушания, девства и нестяжания (5).

Согласно "букве" перечисленных обетов, жизнь монаха состоит в отрешении от всего земного и во всецелом посвящении себя Богу. Важно, что при пострижении в монашество обеты принимаются добровольно (6). Соответственно, и отказаться от них можно лишь добровольно (7), хотя распространено мнение, что отказаться от них нельзя вовсе.

Вместе с тем, известно, что среди монашествующих есть малочисленная, но крайне влиятельная в РПЦ МП категория лиц – "штатные" архиереи, которые не живут ни в монашеском общежитии, ни в отшельничестве, ни в затворе; их быт не подчинён нормам монашеского общежития. Дело епископа – не пребывать в усиленном посте и безмолвии в своей келье, а руководить епархией: объезжать её, поучать и наставлять паству. По долгу своего положения епископы являются публичными фигурами, общающимися и с паствой, и с духовенством, и со множеством других людей. В распоряжении архиерея – церковные деньги, недвижимость и проч. И потому некоторые из монашеских обетов для епископов заведомо неисполнимы. Какие именно?

Среди специалистов в области канонического и церковного права нет единства по вопросу о том, продолжают ли действовать на монашествующего после рукоположения его в сан епископа принятые им ранее монашеские обеты (8).

Одни считают, что с сущностью архиерейского служения несовместим лишь монашеский обет послушания, а обеты девства и нестяжания никак не противоречат ему. На сей счёт профессор Императорского Московского университета и Московской духовной академии Н.К. Соколов (1835–1874) говорит: "Очевидно, что ни девство, ни отречение от собственности не заключает в себе ничего противного епископству. Несовместимым кажется с обетом послушания принятие на себя монахом власти и прав архиерейства. Этот обет и должен подвергнуться наибольшим видоизменениям. Природа его такова, что он может быть видоизменён без противоречия основной идее монашества. Обет послушания очевидно не имеет самостоятельного значения, подобно двум первым. Его цель воспитательная, монах не для того отрекается от своей воли, чтобы навсегда потерять её, но для того, чтобы научить владеть ею и укрепить в самоотвержении. Первые два обета не могут прерываться, они бессрочны по своей природе, последний может быть усилен, ослаблен или сложен смотря по степени укрепления воли". Профессор Соколов констатирует: "Возведение в епископский сан полагает границу званию монашества, и само собою слагает с избранного из монахов ту часть монашеской дисциплины и обязательств, которые не могут быть совмещены с новым призванием и его правами" (9).

Приблизительно таких же воззрений придерживался и профессор Московской духовной академии Е.Е. Голубинский (1834–1912). Он считал, что, строго говоря, епископы – не монахи, что они "перестают быть монахами с минуты поставления в архиереи". При этом он пояснял, что посвящаемый в епископы из монахов освобождается от обетов, несовместимых с архиерейством, но не освобождается от тех, которые совместимы с епископским служением. Голубинский также писал: "Монах, поставленный в архиереи, перестаёт быть монахом, но с него снимаются при сем только те монашеские обеты, которые несовместимы с архиерейством, каковы обеты – повиновения и ученичества, неисходного пребывания в монастырях с невмешательством ни в церковные, ни в житейские дела (4-го Всел[енского] соб[ора] пр[авило] 4), но не снимаются те монашеские обеты, которые совместимы с архиерейством, каковы обеты – подвижничества в жизни, целомудрия и нестяжательности" (10).

Известна и точка зрения, что некоторые монашеские обеты епископа могут быть сняты самим епископом. Данный тезис прозвучал 6 июня 1905 г. от Патриарха Константинопольского Иоакима III (Деведжи) (1834–1912) в разговоре с профессором Московской духовной академии Н.Ф. Каптеревым (1847–1918). Иоаким III сказал, что архиерей свой обет монашеского послушания, как несовместимый с архиерейством, может сложить с себя, равно как и некоторые другие иноческие обеты, также несовместимые с епископским служением (11). Очевидно, что упоминание о возможном "сложении" архиереем с себя "некоторых" (т. е. не всех) монашеских обетов не имело бы смысла, если при рукоположении в епископа происходило бы "автоматическое" снятие этих обетов. На вопрос Н.Ф. Каптерева: "Скажите, Ваше Блаженство, что теперешние архиереи Вашей константинопольской патриархии монахи или нет?", патриарх Иоаким III ответил: "Практика последнего времени установилась такая, что наши архиереи – не монахи" (12).

Вместе с тем, о монашеских обетах епископов высказывался и Св. Синод Православной Российской Церкви. В его определении № 3539 от 13 мая 1911 г., помимо прочего, безапелляционно констатировалось: "Епископы Русской Церкви принадлежат к числу лиц монашествующих, и данные ими при вступлении в монашество обеты, с восприятием хиротонии, не теряют своей обязательной силы" (13). Т. о. высший орган церковного управления придерживался буквального понимания монашеских обетов, считая их обязательными для всех без исключения монашествующих.

В целом, в Православной Церкви в дореволюционный период были распространены две точки зрения на монашеские обеты архиереев. Первая – что после возведения монашествующего в епископский сан его прежде данные монашеские обеты делятся на две группы: совместимые с архиерейским служением и несовместимые. Об обетах первой группы (девстве и нестяжании) говорилось как о пожизненных, а второй (к ней главным образом относился обет послушания) – как о таких, которые или снимаются самим рукоположением в епископа, или же могут быть сложены с себя самим архиереем. Вторая же точка зрения заключалась в том, что соблюдение монашеских обетов для архиереев является своего рода их религиозным долгом: впрочем, как и долгом вообще всех монашествующих.

Поскольку корпус канонов (законов Православной Церкви) содержит требование безбрачия епископа (14), но не принесения монашеского обета девства (целомудрия), а также дозволяет архиереям иметь личное имущество (15), что не согласуется с обетом нестяжания (16), то встаёт вопрос: обязательно ли принятие монашества перед посвящением в епископский сан? или достаточно принимать лишь рясофорный постриг? Рассмотрим эволюцию норм церковного права о характере пострига кандидатов во епископы в советский и постсоветский периоды: во-первых, потому, что с начала 1918 г. в РПЦ стали вводиться нормы, диссонирующие с укоренившейся со времён Древней Руси традицией рукоположения в архиереи лишь монашествующих. Во-вторых, потому, что с 1970–80-х гг. в церковной среде появилась принципиально новая точка зрения на монашеские обеты епископов.

В феврале 1918 г. Поместный Собор (17) Православной Российской Церкви принял определение "Об епархиальном управлении" (18), в котором, помимо прочего, констатировалось (гл. ΙΙ, п. 17): "Кандидаты в епархиальные архиереи из лиц, не имеющих епископского сана, избираются в возрасте не моложе 35 лет из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, причём для тех и других обязательно облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество (здесь и далее курсив наш. – М.Б.)" (19).

В другом определении – "О монастырях и монашествующих" от 31 августа (13 сентября) 1918 г. - также констатировалось (гл. II, прим. 2 к ст. 8): "Епископы, не имеющие монашеского пострига, облечённые в рясофор, не могут быть настоятелями монастырей и пользоваться настоятельской частью из монастырских доходов" (20).

Примерно то же говорилось и о кандидатах в Патриархи. Так, в постановлении "О порядке избрания Святейшего Патриарха", принятом Поместным Собором 31 июля (13 августа) 1918 г., значилось (ст. 8): "Кандидатами на патриарший престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине Архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причём избранное в Патриархи лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение" (21).

Таким образом, Поместный Собор 1917–18 гг. допускал существование епископата (включая и Патриарха), не связанного монашескими обетами (22). Иначе говоря, высший орган церковной власти считал, что архиереи могут быть как из мантийных монашествующих (т. е. давших монашеские обеты), так и из рясофорных иноков (т. е. не дающих таковых обетов).

(Продолжение следует)

Примечания:

1.См.:Горский А.В., протоиерей. О сане епископском и отношении к монашеству в церкви восточной. (Историческое обозрение). М., 1862; Иоанн (Соколов), епископ Смоленский. О монашестве епископов. Почаев, 1904; Ростиславов Д.И. О православном белом и чёрном духовенстве России. В 2 тт. [Текст по изд.: Лейпциг, 1866.] Рязань, 2011. Т. 2. С. 606–619; Сперанский А. Возможно ли посвящение во епископский сан без предварительного принятия монашеств? // Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917. № 43. 7 июня. С. 1–2; Лебедев А., протоиерей. О безбрачии и монашестве епископов (историко-канонический очерк) // Журнал Московской патриархии в 1931–1935 годы. М., 2001. С. 148–155, 168–173, 189–194 (или см.: Журнал Московской патриархии. 1933. №№ 13, 14-15, 16-17). См. также параграф "Проблема монашества епископов" монографии: Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Дискуссии в Православной российской церкви начала XX века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период. М., 2004. С. 391–421.

2.О статусах различных наименований России в XVII–XXI вв. см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. М., 2010. № 5. С. 119–123.

3.Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. XXVIII. Ст. 21408. С. 463–464; Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 796. Оп. 209. Д. 1576. Л. 474–479об. См. также: Обозрение церковно-гражданских узаконений по Духовному ведомству. (Применительно к Уставу Духовных консисторий и Своду законов). С историческими примечаниями и приложениями /Сост. Я. Ивановский. СПб., 1900. С. 9–10; Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. (Опыт историко-канонического исследования). Харьков, 1905. С. 33.

О рясофоре см., например: Самуилов В. Рясофор. (Историческая справка) // Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1905. № 42. С. 1784–1789; Домника (Коробейникова), игумения. О рясофоре как начальной степени монашеского чина // Журнал Московской патриархии. М., 2012. № 10. С. 38–43; Диодор (Ларинов), монах. О духовной и канонической ответственности рясофорных иноков. [Опубл. 21 сентября 2013 г.:] http://e-vestnik.ru/church/otvetstvennost_inokov_7324/

О чинах пострижений в рясофор см.: Иннокентий (Беляев), архимандрит. Пострижение в монашество: опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской церквах до XVII века включительно. М., 2013. [Репринт. переизд.: Вильно, 1899.] С. 205–214, 340–343; Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Историко-археологическое исследование. Киев, 1914. С. 308–340.

4.См., например: Последование малого образа, еже есть мантия. Последование великого ангельского образа, еже есть схима. Киев, 1908. Л. 8об.–9об.; Чин на одеяние рясы и камилавки. Последование малого образа, еже есть мантия. Последование великого ангельского образа, еже есть схима. Почаев, 1911. Л. 14–15; Последование малыя схимы, сиречь мантии // Требник [Большой]. Б/м, 1992. [Репринт. переизд.: М., 1884]. Л. 73об.–74. О чинах пострижений в мантию, или в малую схиму, см.: Иннокентий (Беляев), архимандрит. Указ. соч. С. 215–250, 335–352; Пальмов Н. Указ. соч. С. 237–307.

5.См., например: Ростиславов Д.И. Указ. соч. Т. 1. С. 110–118; Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Монашество как Таинство Церкви // Материалы международной конференции "Монастыри и монашество: традиции и современность". (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 г.) [Опубл. 24 сентября 2013 г.:] http://www.bogoslov.ru/text/3513905.html ; Дионисий (Шлёнов), игумен. Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание // Там же. [Опубл. 25 сентября 2013 г.:] http://www.bogoslov.ru/text/3516854.html

6.Имевшие место в древности (например, в Московской Руси) случаи насильственного пострижения в монашество мы оставляем за скобками.

7.Перед принятием монашеского пострига постригаемому задаются вопросы: "Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?"; "Не от некия ли нужды и насилия?" (См., например: Последование малого образа, еже есть мантия. Последование великого ангельского образа, еже есть схима. Киев, 1908. Л. 8об.–9; Чин на одеяние рясы и камилавки. Последование малого образа, еже есть мантия. Последование великого ангельского образа, еже есть схима. Почаев, 1911. Л. 14; Последование малыя схимы, сиречь мантии // Требник. Б/м, 1992. [Репринт. переизд.: М., 1884]. Л. 74).

8.См. об этом, например:Сперанский А. Указ. соч. С. 1–2; Лебедев А., протоиерей. Указ. соч.; Белякова Е.В. Указ. соч. С. 391–421; Дунаев А.Г. Является ли епископ монахом? К вопросу о монашеских обетах и имущественных правах [Опубл. 5 апреля 2012 г.:] http://danuvius.livejournal.com/161087.html#

9.Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. М., 1874. Вып. ΙΙ. С. 353.

10.Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. I. 1-я половина тома. С. 356–357.

11.Каптерев Н.Ф. К вопросу о церковной реформе. (Книга И.В. Преображенского: Церковная реформа. Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе. СПб., 1905) // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1905. Ноябрь. С. 513–514.

12.Там же. С. 514.

13.РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2539. Л. 310–313.

14.См. 12-е правило VI Вселенского (Трулльского) собора 691–692 гг. (Каноны, или книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Канада, Монреаль, 1974. С. 69).

15.Канонические нормы Православной церкви о личном имуществе архиереев и разграничении его с церковным имуществом: 38-е и 40-е правила святых апостол (III в.), 24-е и 25-е правила Поместного Антиохийского собора (341 г.), 12-е правило Поместного Сардикийского собора (344 г. или 347 г.), 31-е, 41-е и 92-е правила Поместного Карфагенского собора (393–419 гг.), 22-е и 26-е правила IV Вселенского (Халкидонского) собора (451 г.), 35-е правило VI Вселенского (Трулльского) собора (691–692 гг.) (см.: Каноны, или книга правил … С. 25, 57–59, 77, 130–131, 146, 155, 158, 173). См. также: Бабкин М.А. Регулирование имущественных прав православного монашествующего духовенства в "Своде законов Российской империи" (изд. 1876–1917 гг.) // Право и государство: теория и практика. М., 2012. № 11 (95). С. 96–105.

16.Монашеский обет нестяжания имеет под собой 6-е правило Поместного Константинопольского (Двукратного) собора (861 г.), см.: Каноны, или книга правил … С. 198.

17.О предпосылках созыва Поместного собора 1917–1918 гг., его составе и деятельности см., например: Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.). Исследования и материалы. М., 2011. С. 67–126, 453–592.

18.Определение датировано "1 (14), 7(20) и 9 (22) февраля 1918 г." (см.: Собрание определений и постановлений Священного собора Православной российской церкви 1917–1918 гг. М., 1994. [Репринт. переизд. 1918 г.] Вып. 1. С. 17).

19.Собрание определений и постановлений … Вып. 1. С. 19.

20.Там же. Вып. 4. С. 32.

21.Там же. Вып. 4. С. 4.

22.О том, что в многовековой практике Константинопольской православной церкви на патриаршество возводилось более не монахов (т. е. лиц из пресвитеров, дьяконов, чтецов и мирян), чем монахов, см: Ростиславов Д.И. Указ. соч. Т. 2. С. 606–610).

В несколько сокращённом виде и под другим заголовком статья готовится увидеть свет на страницах журнала "Право и жизнь" (М., 2014. № 1).


    В сюжете:

04 апреля 2014, 10:12  
Санкт-Петербург: Патриарха Кирилла (Гундяева) во время службы назвали сатаной, но ФСО быстро восстановила порядок
28 марта 2014, 22:54  
МЫСЛИ: Феликс Шведовский. СОВЕТ КИРИЛЛУ В СВЯЗИ С УКРАИНОЙ. На чьей стороне русский и где теперь Родина?
25 марта 2014, 11:20  
ВИДЕО: "Есть у меня, как у Патриарха, большие опасения...". Глава РПЦ МП встретился 23 марта в ХХС с "надеждой России" - представителями Внутренних войск
20 марта 2014, 13:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковный неприход. У патриарха сейчас невеселые дни. Церковно-геополитический проект "русского мира" рухнул
19 февраля 2014, 12:04  
ДОКУМЕНТ: "Нынешние формы миссионерства неизбежно приведут к новым гонениям на христиан". Открытая петиция на имя Патриарха Кирилла (Гундяева)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования