Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
28 января 2014, 13:04 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Александр Горбенко. Квакеры. Полная версия статьи, написанной для XXXIII тома "Православной энциклопедии". Часть 1 [религиоведение]


Квакеры (англ. Quakers от to quake — "трястись","трепетать", "дрожать", "содрогаться") — Религиозное Общество Друзей — объединяющее общины верующих христианское движение, подчёркивающее роль Св. Духа как непосредственного руководителя жизни, ставящее на первое место "внутреннее озарение" (Inner Light) через совместную практику безмолвной молитвы и отвергающее внешние обряды и церковную иерархию.

К. возникли в Британии в XVII в., но в отличие от мн. направлений англо-амер. протестантизма XVII-XVIII вв. не придают культового значения бытовым формам поведения и не стараются их архаизировать; уникальны и знамениты своим миротворчеством (пацифизмом). Последователи этого религиозного направления стали именовать себя "Друзьями Иисуса", "Друзьями Истины", "Детьми Света", или просто "Друзьями". В 1665 г. впервые был использован термин "Религиозное общество". Изначальное наименование религиозной группы — "Христианское Общество Друзей Внутреннего Света".

Прозвище "К." имеет несколько версий происхождения. Согласно одной из легенд, Дж. Фокс, представ перед магистратским судом в 1650 г. по обвинению в богохульстве, заявил, что внутренне трепещет, когда чувствует присутствие Христа в своей душе и призвал самого судью "трепетать перед именем Бога" (to quake at the name of God). В ответ на это мировой судья Гервейс Беннет, объявляя приговор, в насмешку назвал Фокса К. (quaker), т.е. "трепетуном" или "трепыхателем" (Покровский. 1993. С. 720). Др. версия объясняла это особыми конвульсивными телодвижениями (trembling, quaking), которые зачастую сотрясали тело входящего в экстаз молящегося, чувствующего присутствие Бога и рождение в себе "нового человека" (Barclay. 1765. P. 310). Не исключено, что первичное употребление слова "квакеры" могло относиться и к совершенно иной группе религиозных диссидентов. В любом случае "К.", то есть дрожащими, трепещущими, стали называть Друзей сначала противники этого течения, используя сам термин как оскорбительную кличку. Но Д. cо временем приняли это наименование, и имя "К." стало использоваться как второе самоназвание религиозной группы, наравне с "Друзьями", и сегодня слово "Друг" (с прописной буквы) и "К." имеют одно и то же значение.

История возникновения квакерства. Англ. гражданская война (English Civil War) между королем и парламентом разрушила вековые устои старого общества, принесла новые идеи и изменила отношения людей к Богу и др. к другу. Сложившиеся к 1637 г. религ. группы осуществили масштабные полит. преобразования, которые ввергли Англию и Шотландию в междоусобные войны, так и не принеся социальной гармонии. К. были одной из мн. христианских сект, искавших выход из положения на путях моральной и религиозной реформы. Движение это зародилось в районе совр. вост. Мидленда (англ. East Midlands, букв. "Вост. Срединные земли") на востоке Англии (1647) и сразу же распространилось на север (1650-е гг.) и на юг Англии (1654). Это течение распространялось гл. обр. в Сев. Англии в среде радикальных диссентеров (англ. dissenters от лат. dissentio — не соглашаюсь) и пуритан (англ. Puritans от лат. puritas — чистота).

Тогда в британском обществе современниками насчитывалось б.300 народных сект и религиозных течений, каждое из которых выдвигало свои собственные вероисповедальные и социальные доктрины. Но вскоре после реставрации династии Стюартов большинство из этих групп полностью сошли с исторической сцены (Хилл. 1998. Ч.V); и только К. оказались единственным направлением нонконформистов, сохранившимся как учение и организация (Ross. York. 1991).

Основоположником движения принято считать Джорджа Фокса (George Fox —1624-1691), родившегося в июле 1624 г. в деревне Фенни Дрейтон (в XVII в. она называлась Дрейтон ин зе Клей) в южном Лестершире, в центре Англии, в зажиточной семье ремесленника. Джордж уже с юности задавался вечными вопросами о спасении души, месте человека в мире и его отношениях с Богом. Почувствовав Божий призыв к духовной жизни, он оставляет семью и 09.09.1643 г. отправляется по стране в поисках истинной веры, убеждённый, как и все пуритане того времени, что богослужение, практикуемое в Англии, оскверняло дух христианства. После долгих почти четырехлетних исканий он пришел к заключению, что "Бог,создавший мир, не обитает в храмах, сделанных руками... но пребывает в сердцах человеческих". В 1647 г. сын ткача-пуританина в возрасте 23 лет пережил религиозное откровение и уверовал в то, что Христос живет в душе каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста, образования, происхождения, расы или верований. "Когда пропала всякая надежда, - писал он в своем дневнике, - так что больше уже ничто не могло помочь мне, когда я уже не знал, что делать, тогда я услышал голос, который сказал: "Существует Тот, а именно Иисус Христос, к К-рому можешь обратиться в твоем состоянии", и когда я услышал это, тогда мое сердце забилось в радости" (Nickalls. 1952. P.11). Фокс получил желанный религиозный опыт, который завершил его поиски. Обретя опору во "внутреннем свете живого Христа", он оставшуюся часть своей жизни посвятил распространению этого откровения. В намерениях Фокса никогда не было мысли создания религиозной секты. Он верил, что его открытия универсальны, что Господь через простых людей "сам будет учить свой народ". А он лишь заново раскрыл истинное Христианство и видел свою миссию в духовном очищении от всего ложного, что накопилось в религиозных представлениях общества.

Было бы неверно отождествлять зарождение целого движения только с одним человеком. (...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования