Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 сентября 2013, 17:00 Распечатать
РЕПОРТАЖ: Гватемальское православие: временная религия для бедных. Часть первая

Протоиерея Православной Церкви в Америке (ПЦА) о. Дэвида Ракера, назначенного главой Православной миссии в Гватемале, провожали как на священную войну. Весенним воскресным утром после литургии в личной часовне при канцелярии ПЦА Митрополит всея Америки и Канады Тихон наградил отца Дэвида правом ношения золотого наперсного креста, вручил мощевик с частицей святых мощей и троекратно расцеловал протоиерея и матушку, пожелав им удачной миссии. Присутствующие реально прослезились.

В ответном слове отец Дэвид пригласил всех посетить открывающийся Гватемальский православный центр и поддержать новообращенное местное население личным примером горячего православного служения.

- А много ли новообращенных? – спросила ничего не подозревающая пожилая прихожанка.

- Ожидаем до ста тысяч, - уверенно сказал священник, стоя на солее перед алтарем в окружении многочисленного священноначалия, что исключает даже намек на искажение истины.

В часовне повисла тишина. Далеко не все из присутствующих слышали о таком социально-религиозном курьезе в лоне "мирового православия", как крещение древнего народа Майя. Между тем, этому явлению уже больше 20 лет и о нем можно легко узнать из Интернета, куда все мгновенно и залезли посредством мобильной связи, еще до окончания церемонии проводов.

Первое, что "выскакивает" для желающих посетить Гватемалу – количество убитых в день – до 18 человек, а в среднем - 40 в неделю.

- Спасибо, отец Дэвид! Уж лучше Вы к нам! – и выписали чеки на материальное вспоможение новой миссии, таким образом закрыв вопрос о духовных визитах.

Гватемала – это яркий и убедительный пример религиозного синкретизма. Мировые религии и языческие культы сходятся прямо в центре столицы: храм со звездой Давида, мусульманское учебное заведение, адвентисты, протестанты, культовые каменные боги и католические соборы, у стен которых жрецы совершают обряд жертвоприношений и раздают сушеные куриные лапки от всех напастей. Безусловно, взаимопроникновения культов в таких условиях не могло не произойти.

Все это религиозное многообразие строго контролируется бандформированиями, с одной стороны, и духовными миссиями, которые ведут в Гватемале борьбу за души населения уже не первое столетие.

Официально в Гватемале около 60 % католиков и около 40 % протестантов и, как бы, не большой процент приходится на все остальные культы. На деле все выглядит иначе. Попытки крещения любого коренного народа миссионерами не проходят просто, и результат не всегда предсказуем. Особенно если обращаемый народ столетиями исповедовал красивые культы и не склонен к образованию. Часто приводят удачный миссионерский опыт крещения алеутов в Православие. Но вы съездите на Аляску, посетите литургию в алеутском приходе – и от милых деталей слеза умиления навернется у вас в глазу уже на середине службы.

Население Гватемалы состоит из двух абсолютно разных народов: коренных индейцев племени Майя и потомков испанских завоевателей. Первые известны древней цивилизацией и тотальным пребыванием в бедности на протяжении тысячелетий, а вторые известны жестокостью завоевателей и при этом склонностью к европейской культуре. Потомки Майя приземисты и трудолюбивы. Потомки испанцев - наоборот.

Римско-католическая церковь обосновалась здесь несколько веков назад. Чуть позже пришли протестанты. Культ бога Солнца и прочих природных богов примитивного культа страну не покидали никогда. Многочисленные секты. Атеисты и бандиты. Зачем сюда в конце ХХ века пришли православные? Чьидуши намерены они спасать? Что окажется сильней: батюшкино кадило или шаманская куриная лапка?

Об этом можно шутить сколько угодно, пока не обнаруживаешь, что Гватемала расположена ровно на пути наркотрафика из Южной Америки в Северную. Она граничит с Мексикой – страной, которая уже почти сдалась наркокартелям, и это местоположение Гватемалы определило основной вектор развития ее экономики. А также уровень жизни и быта населения. А также влияние религиозных групп – по степени лояльности к сложившемуся типу экономики.

Но не будем забегать вперед. Давайте спросим человека, который видел истоки зарождения гватемальского православия. А потом уж поговорим дальше.

Марк Стоко – уже легендарный деятель и эксперт во всех сторонах жизни Православной Церкви в Америке.

- Марк, как Вы думаете - по какой причине и когда у племен Майя, обитающих в Гватемале, появилась тяга к Православию? Что в этом процессе сыграло большую роль - разочарование в католиках и протестантах, под омофором которых уже были племена, или настойчивое миссионерство какой-то православной юрисдикции?

- История никогда не повторяет себя, она совершает круги. Вот так, например, одна тысяча двадцать пять лет назад жители Киевской Руси "устремились к принятию Православия" не больше, чем племена Майя сегодня. Это сделали их лидеры, а уж они покорно последовали за ними. В Киевской Руси таким лидером был св. Владимир, а в Гватемале они пошли за бывшим католическим священником о. Андресом Хироном. Отец Хирон хорошо известен в политике Майя и Гватемалы – бывший сенатор, посол, кандидат в президенты, он десятилетия возглавлял большое и активное движение за осуществление земельной реформы. Его отношения с Римско-католической церковью были напряженными и, в конечном итоге, его попросили покинуть ряды католического священства.

Почему Православие? Отец Хирон уже в преклонном возрасте и он хочет, чтобы его люди имели постоянный духовный дом. Он пережил несколько покушений, но знает, что нельзя обогнать естественную смерть. И также он знает, что случается с группами, объединенными вокруг харизматичного лидера, когда он уходит. Чаще всего такие группы рассыпаются и все ими созданное исчезает. Серьезный богослов, историк и настоящий лидер отец Хирон хотел, чтобы его люди нашли свой дом в лоне католической церкви, которая уважает местные отличия и чтит обычаи, а также имеет таинства, четкое вероучение и действительное священство. Но чем больше он знакомился с Православием, тем больше видел в нем более жизнеспособный вариант.

Православная миссионерская работа не имеет ничего общего с ним – он нашел нас, а не наоборот. Его первые контакты с Православной Церковью в Америке – это посещение Свято-Владимирской семинарии и канцелярии в Сойоссете, а также участие в заседании Митрополичьего Совета с целью узнать лучше, как мы работаем. Он был очень всем доволен, и я как бывший член Митрополичьего Совета провел много часов, разговаривая с ним. Скажу, что я был очень им впечатлен.

К сожалению, недовольным остался Константинополь. Они сразу же сообщили в Сойоссет, что включение кого-либо из Латинской Америки, за пределами Мексики, в состав ПЦА будет иметь самые серьезные последствия. И что они, и только они, возьмут к себе гватемальцев. Так они и сделали.

- Есть ли у Православия в этом регионе какое-то будущее?

- Конечно! Я предлагаю Вам прочитать труды Майкла Олекса о Православии и коренных американцев – севера и юга. Православие уже вторая по величине религия коренных народов Америки. Он обоснованно показывает, что Православие остается живым вероисповеданием, которое может прорасти в будущее, это вовсе не музей истории прошлого. Реальный выбор нашей Церкви в Америке – это выбор того, чем может стать традиция, - ветром в парусах или якорем, который держит на месте.

- Какой из православных юрисдикций это выгодно в большей степени - грекам, русским или кому-то еще? Или это только проблемы для всех?

- Не буду Вас ни в чем обвинять, потому что это вполне закономерный вопрос в современном мире. Но, увы, мы часто говорим о выгодных ходах в Церкви, подразумевая под Церковью какую-то юрисдикцию. Вот один маленький вопрос, который можно задать: "Какая выгода появится у гватемальцев на пути к Богу, если они станут членами Вселенского патриархата?" Это единственно важный вопрос. И на него только один ответ: все-таки есть надежда, что появится. С исторической точки зрения, этот патриархат не имеет хорошей репутации миссионерского института, который должен быть открыт к разнообразию культур, языков, литургики и политики. Разве не так?

- Не поспешила ли Свято-Владимирская семинария (ПЦА) открыть в Гватемале свой филиал?

- Многие в ПЦА – епископы, священники и миряне - имеют давние отношения с монастырским сиротским приютом в Гватемале – в плане поддержки и усыновления. Можно ожидать, что такие личные и местные связи будут продолжаться, что бы ни случилось. И если Свято-Владимирская семинария может предложить в этих местах богословское образование, то будем благодарить Бога, что они готовы это сделать, при условии что эту помощь готовы принять.

Но если вернуться к прологу, я подозреваю, что любые гватемальцы, рассматриваемые для священства и епископства, будут направлены не в Нью-Йорк, а в Грецию. И если это так, то думаю, что грекоязычный священник Майя будет столь же эффективен в поддержании православной Церкви, как испаноязычные жрецы Майя были когда-то эффективны в удержании их в католической церкви.

- Православная Церковь в Америке, вообще-то, может как-то участвовать в этом процессе?

- Что касается официального участия ПЦА в этом процессе – организационно да, а дверь в Церковь была закрыта Вселенским патриархатом. Таковы печальные реалии юрисдикционной политики.

(Продолжение следует)

Светлана Вайс,

Нью-Йорк,

для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
20 августа 2014, 12:45  
Александр Невзоров рассказал некоторые подробности об отношениях Кремля и РПЦ МП в связи с событиями в Украине
Материал содержит иллюстрации20 августа 2014, 11:38  
Сепаратисты захватывают католические храмы и монастыри на Донбассе, сообщил епископ УГКЦ Борис Гудзяк
20 августа 2014, 11:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Три письма. "Я изнутри знаю, что движет монахами, поступающими подобным образом"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"


Наши партнеры:

Портал Baznica.Info
Zdravomyslie.ru Христианская книга
www.agentura.ru











Статьи партнеров: Влияние аськи на молодежь
Аренда недвижимости
Влияние социальных сетей
Домашний персонал
Исправление зрения
Автомобиль и навигатор
Дыхание природы
Секрет успеха компаний
Квартиры в столице
C чувством благодарности
Клининговые услуги
Влияние интернета
Учитывать при создании сайта
Рынок недвижимости
Рамки закона
Квартира в новостройке
Телевизоры
Прогнозы

 © Портал-Credo.ru 2002-14 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования