Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 сентября 2013, 17:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Гватемальское православие: временная религия для бедных. Часть первая


Протоиерея Православной Церкви в Америке (ПЦА) о. Дэвида Ракера, назначенного главой Православной миссии в Гватемале, провожали как на священную войну. Весенним воскресным утром после литургии в личной часовне при канцелярии ПЦА Митрополит всея Америки и Канады Тихон наградил отца Дэвида правом ношения золотого наперсного креста, вручил мощевик с частицей святых мощей и троекратно расцеловал протоиерея и матушку, пожелав им удачной миссии. Присутствующие реально прослезились.

В ответном слове отец Дэвид пригласил всех посетить открывающийся Гватемальский православный центр и поддержать новообращенное местное население личным примером горячего православного служения.

- А много ли новообращенных? – спросила ничего не подозревающая пожилая прихожанка.

- Ожидаем до ста тысяч, - уверенно сказал священник, стоя на солее перед алтарем в окружении многочисленного священноначалия, что исключает даже намек на искажение истины.

В часовне повисла тишина. Далеко не все из присутствующих слышали о таком социально-религиозном курьезе в лоне "мирового православия", как крещение древнего народа Майя. Между тем, этому явлению уже больше 20 лет и о нем можно легко узнать из Интернета, куда все мгновенно и залезли посредством мобильной связи, еще до окончания церемонии проводов.

Первое, что "выскакивает" для желающих посетить Гватемалу – количество убитых в день – до 18 человек, а в среднем - 40 в неделю.

- Спасибо, отец Дэвид! Уж лучше Вы к нам! – и выписали чеки на материальное вспоможение новой миссии, таким образом закрыв вопрос о духовных визитах.

Гватемала – это яркий и убедительный пример религиозного синкретизма. Мировые религии и языческие культы сходятся прямо в центре столицы: храм со звездой Давида, мусульманское учебное заведение, адвентисты, протестанты, культовые каменные боги и католические соборы, у стен которых жрецы совершают обряд жертвоприношений и раздают сушеные куриные лапки от всех напастей. Безусловно, взаимопроникновения культов в таких условиях не могло не произойти.

Все это религиозное многообразие строго контролируется бандформированиями, с одной стороны, и духовными миссиями, которые ведут в Гватемале борьбу за души населения уже не первое столетие.

Официально в Гватемале около 60 % католиков и около 40 % протестантов и, как бы, не большой процент приходится на все остальные культы. На деле все выглядит иначе. Попытки крещения любого коренного народа миссионерами не проходят просто, и результат не всегда предсказуем. Особенно если обращаемый народ столетиями исповедовал красивые культы и не склонен к образованию. Часто приводят удачный миссионерский опыт крещения алеутов в Православие. Но вы съездите на Аляску, посетите литургию в алеутском приходе – и от милых деталей слеза умиления навернется у вас в глазу уже на середине службы.

Население Гватемалы состоит из двух абсолютно разных народов: коренных индейцев племени Майя и потомков испанских завоевателей. Первые известны древней цивилизацией и тотальным пребыванием в бедности на протяжении тысячелетий, а вторые известны жестокостью завоевателей и при этом склонностью к европейской культуре. Потомки Майя приземисты и трудолюбивы. Потомки испанцев - наоборот.

Римско-католическая церковь обосновалась здесь несколько веков назад. Чуть позже пришли протестанты. Культ бога Солнца и прочих природных богов примитивного культа страну не покидали никогда. Многочисленные секты. Атеисты и бандиты. Зачем сюда в конце ХХ века пришли православные? Чьидуши намерены они спасать? Что окажется сильней: батюшкино кадило или шаманская куриная лапка?

Об этом можно шутить сколько угодно, пока не обнаруживаешь, что Гватемала расположена ровно на пути наркотрафика из Южной Америки в Северную. Она граничит с Мексикой – страной, которая уже почти сдалась наркокартелям, и это местоположение Гватемалы определило основной вектор развития ее экономики. А также уровень жизни и быта населения. А также влияние религиозных групп – по степени лояльности к сложившемуся типу экономики.

Но не будем забегать вперед. Давайте спросим человека, который видел истоки зарождения гватемальского православия. А потом уж поговорим дальше.

Марк Стоко – уже легендарный деятель и эксперт во всех сторонах жизни Православной Церкви в Америке.

- Марк, как Вы думаете - по какой причине и когда у племен Майя, обитающих в Гватемале, появилась тяга к Православию? Что в этом процессе сыграло большую роль - разочарование в католиках и протестантах, под омофором которых уже были племена, или настойчивое миссионерство какой-то православной юрисдикции?

- История никогда не повторяет себя, она совершает круги. Вот так, например, одна тысяча двадцать пять лет назад жители Киевской Руси "устремились к принятию Православия" не больше, чем племена Майя сегодня. Это сделали их лидеры, а уж они покорно последовали за ними. В Киевской Руси таким лидером был св. Владимир, а в Гватемале они пошли за бывшим католическим священником о. Андресом Хироном. Отец Хирон хорошо известен в политике Майя и Гватемалы – бывший сенатор, посол, кандидат в президенты, он десятилетия возглавлял большое и активное движение за осуществление земельной реформы. Его отношения с Римско-католической церковью были напряженными и, в конечном итоге, его попросили покинуть ряды католического священства.

Почему Православие? Отец Хирон уже в преклонном возрасте и он хочет, чтобы его люди имели постоянный духовный дом. Он пережил несколько покушений, но знает, что нельзя обогнать естественную смерть. И также он знает, что случается с группами, объединенными вокруг харизматичного лидера, когда он уходит. Чаще всего такие группы рассыпаются и все ими созданное исчезает. Серьезный богослов, историк и настоящий лидер отец Хирон хотел, чтобы его люди нашли свой дом в лоне католической церкви, которая уважает местные отличия и чтит обычаи, а также имеет таинства, четкое вероучение и действительное священство. Но чем больше он знакомился с Православием, тем больше видел в нем более жизнеспособный вариант.

Православная миссионерская работа не имеет ничего общего с ним – он нашел нас, а не наоборот. Его первые контакты с Православной Церковью в Америке – это посещение Свято-Владимирской семинарии и канцелярии в Сойоссете, а также участие в заседании Митрополичьего Совета с целью узнать лучше, как мы работаем. Он был очень всем доволен, и я как бывший член Митрополичьего Совета провел много часов, разговаривая с ним. Скажу, что я был очень им впечатлен.

К сожалению, недовольным остался Константинополь. Они сразу же сообщили в Сойоссет, что включение кого-либо из Латинской Америки, за пределами Мексики, в состав ПЦА будет иметь самые серьезные последствия. И что они, и только они, возьмут к себе гватемальцев. Так они и сделали.

- Есть ли у Православия в этом регионе какое-то будущее?

- Конечно! Я предлагаю Вам прочитать труды Майкла Олекса о Православии и коренных американцев – севера и юга. Православие уже вторая по величине религия коренных народов Америки. Он обоснованно показывает, что Православие остается живым вероисповеданием, которое может прорасти в будущее, это вовсе не музей истории прошлого. Реальный выбор нашей Церкви в Америке – это выбор того, чем может стать традиция, - ветром в парусах или якорем, который держит на месте.

- Какой из православных юрисдикций это выгодно в большей степени - грекам, русским или кому-то еще? Или это только проблемы для всех?

- Не буду Вас ни в чем обвинять, потому что это вполне закономерный вопрос в современном мире. Но, увы, мы часто говорим о выгодных ходах в Церкви, подразумевая под Церковью какую-то юрисдикцию. Вот один маленький вопрос, который можно задать: "Какая выгода появится у гватемальцев на пути к Богу, если они станут членами Вселенского патриархата?" Это единственно важный вопрос. И на него только один ответ: все-таки есть надежда, что появится. С исторической точки зрения, этот патриархат не имеет хорошей репутации миссионерского института, который должен быть открыт к разнообразию культур, языков, литургики и политики. Разве не так?

- Не поспешила ли Свято-Владимирская семинария (ПЦА) открыть в Гватемале свой филиал?

- Многие в ПЦА – епископы, священники и миряне - имеют давние отношения с монастырским сиротским приютом в Гватемале – в плане поддержки и усыновления. Можно ожидать, что такие личные и местные связи будут продолжаться, что бы ни случилось. И если Свято-Владимирская семинария может предложить в этих местах богословское образование, то будем благодарить Бога, что они готовы это сделать, при условии что эту помощь готовы принять.

Но если вернуться к прологу, я подозреваю, что любые гватемальцы, рассматриваемые для священства и епископства, будут направлены не в Нью-Йорк, а в Грецию. И если это так, то думаю, что грекоязычный священник Майя будет столь же эффективен в поддержании православной Церкви, как испаноязычные жрецы Майя были когда-то эффективны в удержании их в католической церкви.

- Православная Церковь в Америке, вообще-то, может как-то участвовать в этом процессе?

- Что касается официального участия ПЦА в этом процессе – организационно да, а дверь в Церковь была закрыта Вселенским патриархатом. Таковы печальные реалии юрисдикционной политики.

(Продолжение следует)

Светлана Вайс,

Нью-Йорк,

для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал24 сентября 2016, 23:10  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О небесной реальности в нашей повседневности. Слово на Успение Богородицы (15/28.08.2016)
24 сентября 2016, 13:49  
МОНИТОРИНГ СМИ: Наш последний Удерживающий. К десятилетию блаженной кончины Митрополита Виталия
Эксклюзивный материал24 сентября 2016, 13:25  
Секретарь Управления зарубежными приходами РПАЦ утверждает, что "послание лояльности" первоиерарха этой Церкви следует традициям Новомучеников и святителей РПЦЗ
24 сентября 2016, 11:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: Крестоходная страда. Церковно-государственные мероприятия совершенствуют свою стилистику
24 сентября 2016, 11:06  
Зампред Московского муфтията назвал выступление Резеды Ганиуллиной "просто глупостью"
Эксклюзивный материал24 сентября 2016, 00:44  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Хождение по водам как путь к цели. Слово на евангельское чтение о хождении по водам (08/21.08.2016)
Эксклюзивный материал23 сентября 2016, 20:36  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: «На первообразное преходит…». В поисках прототипа "Послания лояльности" первоиерарха РПАЦ
Материал содержит иллюстрации23 сентября 2016, 18:25  
"Ответственным руководителем, стремящимся эффективно решать непростые задачи" назвал глава РПЦ МП Рамзана Кадырова, поздравляя его с 98-процентной победой на выборах главы Чечни
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации23 сентября 2016, 16:54  
ИНТЕРВЬЮ: Квалифицированный эксперт о деле Грозовского: "Что будет с о. Глебом на зоне?" Полная версия
23 сентября 2016, 14:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Она сделала это у мечети. Следственный комитет проверяет Резеду Ганиуллину по факту танца перед мечетью
23 сентября 2016, 14:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: "90 процентов меня поддерживают". Ганиуллина не жалеет о том, что сделала, но надеется, что ей не придется иметь дело ни со Следственным комитетом, ни с разъяренными духовными лицами
Эксклюзивный материал23 сентября 2016, 14:18  
МЫСЛИ: Вадим Ярмолинец. ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ МИТРОПОЛИТА АГАФАНГЕЛА. Отклик нью-йоркского прихожанина РПЦЗ(А) на статью первоиерарха этой Церкви "Сирены запели"
Материал является переводом23 сентября 2016, 14:03  
БИБЛИОТЕКА: Митрополит Василь Липковский (1864–1937). «Божья вечеря и земная политика». Проповедь в 14-ю Неделю по Пятидесятнице. [проповедь]
Материал содержит видео информацию23 сентября 2016, 13:57  
ВИДЕО: Жаным - "тот самый танец". Клип на фоне мечети, за который татарской певице Резеде Ганиуллиной прочат судьбу "Pussy Riot"
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации23 сентября 2016, 13:51  
Митрополит УПЦ МП Александр (Драбинко) упрекает Информационный отдел своей Церкви в искажении информации и указывает на вмешательство олигарха Новинского в управление Церковью
23 сентября 2016, 12:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковники объявляют забастовку. Духовенство на протяжении веков прибегало к отказу от службы для давления на власти
23 сентября 2016, 12:29  
Путин вручил митрополитам РПЦ МП Ювеналию и Илариону государственные награды
Материал содержит иллюстрации23 сентября 2016, 10:56  
СКР заинтересовался клипом певицы из Татарстана, снятым на фоне мечети
22 сентября 2016, 19:35  
"Искусство оскорблять" атеиста Невзорова отказались печатать в ульяновской типографии из-за "химер страха"
Эксклюзивный материал22 сентября 2016, 19:30  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: На что намекал Лукашенко? Общаясь с гражданином РФ митрополитом Павлом и Синодом БПЦ МП, "бацька" призвал еще активнее формировать ряды духовенства исключительно из беларусов
22 сентября 2016, 18:47  
Отвечая на протесты православных против визита Папы в Грузию, католический епископ сослался на согласие с этим визитом Патриарха Илии II
22 сентября 2016, 18:20  
В Курдистане открылся первый зороастрийский храм
Материал содержит иллюстрации22 сентября 2016, 17:39  
Патриарх Кирилл (Гундяев) отказался благословлять игуменские жезлы с «побрякушками»
22 сентября 2016, 17:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Зачем Кремль атакует Вселенского патриарха. В своем соперничестве с Фанаром Москва рассчитывает на поддержку Афона и видит там новый центр "мирового православия"
22 сентября 2016, 16:58  
Церемония открытия "Евровидения-2017" пройдет в Софии Киевской
22 сентября 2016, 16:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Они сделали это в мечети". В главной мечети Татарстана. Можно проводить аналогии с "Pussy Riot"
22 сентября 2016, 15:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Первыми жертвами закона Яровой стали представители религиозных меньшинств. Их все чаще обвиняют в нарушении правил миссионерской деятельности
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 сентября 2016, 14:58  
Лукашенко напомнил предстоятелю БПЦ МП, что православие - не единственная конфессия в Беларуси
22 сентября 2016, 12:07  
Автор законов о запрете свободной миссионерской деятельности в России претендует на должность главы Конституционного комитета Госдумы РФ
22 сентября 2016, 11:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Конфликт вокруг строительства храма в парке «Торфянка» может разгореться снова. Противостояние на севере Москвы длится уже второй год
22 сентября 2016, 11:46  
Жене священника РПЦ МП Грозовского отказали в свидании с мужем в петербургских «Крестах»


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования