Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 сентября 2013, 13:36 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Евхаристический роман в письмах. Епископ РПЦЗ(В-В) Анастасий (Суржик) отлучает от причастия своего прихожанина в Калуге за стремление к частому причащению


Открытое обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей о практике причащения и связанных с ней канонических нестроениях на подворье Дальневосточной епархии в г. Калуге

Ваше Высокопреосвященство Владыка Владимир, Ваши Преосвященства Владыка Виктор, Владыка Алексий, Владыка Мартин, Владыка Кассиан, Владыка Амвросий и Владыка Тихон, благословите!

После безуспешных попыток решить мучающий меня и других наших прихожан вопрос о порядке и частоте причащения с нашим правящим архиереем епископом Владивостокским и Дальневосточным Анастасием, вынужден, следуя правилам Церкви, обратиться к вам. Считаю необходимым засвидетельствовать, что вместо ответа на наши недоумения епископ Анастасий предъявлял нам нелепые, совершенно не относящиеся к делу обвинения, а, в конце концов, отлучил меня от причастия непонятно за что и непонятно на основании каких канонических норм.

Прошу вас рассмотреть на основе святых канонов и святоотеческого учения этот вопрос и пересмотреть вынесенное епископом Анастасием незаконное, как мы убеждены, решение.

Свои письма к епископу Анастасию и его официальный ответ, из которых станет ясна суть произошедшего недоразумения, прилагаю.

По настоятельной просьбе группы прихожан нашего подворья данное обращение делаю открытым.

Алексей Гапонов
17.08.2013 г. Калуга


Письмо от 26.05.2013

Владыка, благословите!

Сегодня расставаясь с нами, Вы сказали, если будут какие-либо недоумения, пишите. Но я возразил тем, что Вы на письма не отвечаете. Чуть больше года назад отправил Вам письмо, ответ на которое не получил. Я напомнил об этом своем письме, а Вы сказали, что в нем были сектантские мысли, и якобы, поэтому Вы не ответили. Ниже высылаю Вам это письмо еще раз, и прошу указать мне, какие слова или мысли из этого письма Вы считаете сектантскими.

Спаси Вас Господи!
С поклоном, Алексей.

 

Письмо от 20.01.12

Ваше Преосвященство, дорогой о Господе Владыка Анастасий!

Сердечно поздравляем Вас с праздником Крещения Господня!

Желаем Вам здоровья и Божией помощи во всех Ваших трудах!

Позвольте обратиться к Вам с некоторыми вопросами.

Когда Вы были у нас в Калуге, то сказали, что если будут какие-либо вопросы, напишите мне…

Вот я и решил обратиться к Вам и спросить. Читали ли Вы книгу о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн?

Здесь http://www.liturgica.ru/bibliot/nepreuch.html можно ее посмотреть. Так же высылаю ее Вам в приложенном файле (для распечатки).

"Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн" написана двумя великими святыми XVIII века - Никодимом Святогорцем и Макарием Коринфским. Они - два центральных участников движения коливадов, разгромленного при их жизни, но ставшее катализатором православного возрождения в Новое Время (иногда это называют "филокалическим" или "святоотеческим" возрождением). Для примера, Паисий Величковский, возродивший в России старчество - выученик коливадов. Не говоря уже о том, что "Добротолюбие", ставшее как бы образцом самого Православия - творение коливадов. Коливады боролись с тенденцией обмирщения на Афоне, за возрождение святоотеческого духа. Одной из центральных сторон их дела была борьба за частое Причащение. Тогда на Афоне причащались несколько раз в год (сейчас несколько раз в неделю). Так вот, "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн" святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского является памятником этой борьбы, апологией частого Причащения.

В наше время возникает много вопросов связанных с причащением Св. Христовых Тайн. Например:

Как часто можно и нужно причащаться (Вы говорите, что достаточно одного раза в месяц)?

Как нужно готовиться к Таинству? Вы говорите, что перед причастием нужно поститься минимум три дня, но нигде в правилах Церкви не говориться об этом. В «Учительном известии» сказано о трехдневном посте, но ведь оно не выше канонов и всего общего учения Церкви. Не достаточно ли многодневных и однодневных постов установленных Церковью?

Например, человек захотел причаститься на праздник Крещения. Перед этим праздником всего один постный день, а в святки поститься нельзя. – Как быть (если учитывать Ваше мнение)?

Из дневников св. прав. Иоанна Кронштадтского мы видим, что он причащался ежедневно и при этом он употреблял молочные продукты, т.е. не пребывал (в отношении пищи) в строгом посте.

Может ли человек исповедоваться перед началом литургии и причаститься, если он готовился, но не смог попасть на вечернее богослужение по уважительной причине?

Владыка, это только некоторые, возникающие вопросы. Могут возникать и другие, связанные с этими. Очень хотелось бы, чтобы Вы ответили на эти вопросы после прочтения книги (основываясь на учении Церкви). Очень прошу Вас прочитать эту книгу и высказать свое мнение о прочитанном.

Содержание книги:

ГЛАВА 1 О том, что необходимо православным христианам часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа
ГЛАВА 2 О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн
ГЛАВА 3 О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред
ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ против непрестанного Причащения Святых Христовых Тайн
ВОЗРАЖЕНИЕ 1 Существуют некоторые благоговейные люди, которые, не ведая Писаний, когда увидят какого-нибудь христианина причащающимся часто, препятствуют ему и упрекают, говоря, что так делать можно только священникам. И если ты хочешь причащаться часто, говорят, тогда становись и ты священником
ВОЗРАЖЕНИЕ 2 Некоторые возражают, говоря, что нужно причащаться раз в сорок дней и не чаще
ВОЗРАЖЕНИЕ 3 Некоторые возражающие говорят, что цель, с которой святые отцы учат о непрестанном Причащении, состоит в том, чтобы мы совершенно не удалились от Приобщения Божественных Тайн. Если же некоторые по большому страху и благоговению приобщаются редко и с большим благоговением приступают к Таинству, то они причащаются достойно
ВОЗРАЖЕНИЕ 4 Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники только один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться
ВОЗРАЖЕНИЕ 5 Некоторые возражают, говоря, что Святое Причащение — дело страшное, и поэтому от тех, кто причащается, требуется жизнь святая, совершенная и ангельская
ВОЗРАЖЕНИЕ 6 Некоторые приводят по отношению к Божественному Причащению изречение Притчи: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч.25,16)
ВОЗРАЖЕНИЕ 7 Некоторые, опасаясь атеизма, называют ересью то, когда кто-нибудь постоянно причащается. Они говорят, что как те, кто принимает Крещение вне предания Церкви, являются еретиками, так являются еретиками и те, кто постоянно причащается
ВОЗРАЖЕНИЕ 8 Некоторые возражают и говорят: «Неужели те, кто причащается часто, не испытывают, как все люди, воздействия страстей чревоугодия, тщеславия, смеха, празднословия и многих других подобных? Как же они, [несмотря на это], хотят причащаться часто?»
ВОЗРАЖЕНИЕ 9 В то время причащалось большинство народа, а не причащалось меньшинство. Поэтому божественные отцы и наказывают меньшинство, чтобы не было соблазна для большинства. Однако теперь, когда не причащается большинство, кроме некоторых немногих, должны не причащаться и эти немногие, чтобы не творить бесчиния в Церкви и не соблазнять многих
ВОЗРАЖЕНИЕ 10 Иные выставляют Томос Единения и говорят, что существует правило, записанное в Часослове и определяющее, чтобы христиане причащались три раза в год
ВОЗРАЖЕНИЕ 11 Многие возражающие говорят, что практика Причащения не является догматом веры, который следовало бы хранить обязательно
ВОЗРАЖЕНИЕ 12 Некоторые соблазняются оттого, что не могут нас убедить своими словами (в том, имеется в виду, что на непрестанное Причащение существует запрет), и в свою защиту выдвигают три довода: во-первых, говорят, каноны и заповеди находятся в распоряжении архиереев; во-вторых, мы не должны испытывать то, что нам говорят архиереи, учителя и духовники, а должны только в простоте слушаться их; и в-третьих, выставляют апостольское изречение «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр.13,17)
ВОЗРАЖЕНИЕ 13 Некоторые говорят: «Вот, мы выполняем заповедь Господню — причащаемся два или три раза в год, и этого достаточно для нашего оправдания [на Страшном Суде]»

Еще хотелось бы, чтобы Вы хотя бы коротко высказали свое мнение о статье Виталия Шумило, которую я Вам передал.

Заранее Вам благодарен.

Простите за беспокойство.

С низким поклоном и испрашиванием Ваших святых молитв,

недостойный и грешный р.Б. Алексей (с домочадцами).

 

Ответ епископа Анастасия (Суржика)

5/18 июня 2013 г. р.Б. Алексию

Дорогой о Господе Алексий!

В своем письме Ты спрашиваешь меня: «Какие слова или мысли» из твоего прошлого письма я считаю сектантскими? Отвечаю! Общий дух формулируемых тобой вопросов носит начётнический характер. В них чувствуется наклонность к фарисейству, осуждаемому еще Иисусом Христом. Апостол Павел пишет: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим. 14.17). Именно в стяжании этого Святого Духа и состоит смысл всей церковной жизни, сущность, квинэсенция, которой совершается в таинстве евхаристии. Здесь нет и не может быть единого, стандартного, правила для всех и на все времена.

В своем прошлом письме Ты просишь меня высказать своё мнение по книге «О непрестанном причащении Св. Христовых Таин». Я этой книги не читал, поэтому о ней сказать ничего не могу.

+ Епископъ Анастасiй

 

Открытое обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей (2)

Дорогой о Господе Владыка Анастасий!

У Вас вместо ответа на важные вопросы веры демагогия какая-то...
Простите меня, но я привык говорить прямо, и открыто.

Вместо того чтобы признать свою неправоту, извиниться за слова «сектантские мысли», Вы обвинили во всём меня. Вообще, разговаривая с Вами лично, я заметил, что Вы постоянно перебиваете оппонента и практически не даёте ничего сказать (себя оправдывая и других обвиняя). Такую манеру разговора я часто встречал, общаясь со священноначалием патриархии, которое всегда смотрит на простых верующих свысока! Неужели этот дух так сильно захлестнул и священноначалие РПЦЗ? Неужели простое смирение убежало от пастырей овец Христовых?

Как раз я и говорил, сначала о. Игорю, а потом и Вам, что нельзя в вопросе причащения требовать от всех придерживаться единого, стандартного правила, тем более, если это правило идёт в разрез с церковными канонами - это и есть фарисейство! К примеру, Вы требуете поститься перед причастием три дня, и причащаться раз в месяц (как написано выше) я это лично слышал от Вас (ну и соотв. от о. Игоря). В книжечке, которую я Вам выслал, как раз об этом (и о многом другом очень полезном) и говориться, но Вы её не читали. Очень жаль. А я ведь не просто просил Вас прочитать её. Она ведь совсем небольшая, но очень важная, особенно в наше апостасийное время.

Несмотря ни на что, я был рад тому, что Вы мне наконец-то написали, буду рад, если напишите ещё.

Ещё раз прошу простить меня грешного.

С низким поклоном, р.Б. Алексей.
25. 06 2013 г. Калуга

 

Письмо Алексея Гапонова епископу Анастасию

Дорогой о Господе Владыка Анастасий!

Из-за того, что важнейший для нас вопрос церковной жизни о частоте Причащения и подготовке к нему Вами так и не решен в соответствие с Преданием Церкви, у нас в общине произошел следующий случай. На последней литургии о. Игорь вынес Святые Дары и сразу занёс обратно в алтарь, а после службы сказал: «смотрите 32 главу Типикона, там сказано, как нужно готовиться к причащению».

Для чего он так сказал? Непонятно.
Что же написано в 32 главе Типикона?
Глава 32. О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин
хранити (http://www.synaxis.info/synaxis/6_typicon/typikon_slav1/32s.html):
«Во святую и великую четыредесятницу, 1-я недели первый день, сиесть в понедельник, отнюд ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: 
Подобне же и старии творят. В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя. В пяток 1-я недели, и в среду великаго канона, и в великий четверток, аще нецыи уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней. В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго лазаря, разрешаем на елей и вино. И аще монах святую четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника благовещения, и недели цветоносныя, то не причастится святых таин и на святую пасху: по друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300.

О причащении христовых таин.
егда хощет кто причаститися святых христовых таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велим благоговеинством приимет пречистыя тайны.

О помывании уст братий, причащающихся пречистых христовых таин.
Потребно есть и сие ведати, о помывании в храме причащающихся братий, якоже речеся: Достоит помывати уста в служебном: сице бо божественный златоуст повеле, вины ради плюновения. Бывает же сице: По приятии святых таин емлет брат антидор, и потребив и, и приемлет теплоты [оставльшия вливаемыя в божественную чашу] во уста мало, и пласкав поглотает, и уста помывает мало, и отирает платом чистым на сие устроенным над сосудом.

Во святую и великую неделю пасхи, и во всю светлую неделю разрешаем:
монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся. от новыя же недели понедельника, по еже пети 3- й час, и 6-й, в чину их с междочасии, к сим же и обедницу: дается благословение братии, в понедельник, среду и пяток, во всю пятьдесятницу. благословение же мерити подобает, две онгии чисты паксимады (сухари), и то снедати точию подобает, и по отпетии 9-го часа совершенне ясти. Подобне и в навечерии рождества и богоявления господня, аще случится в субботу, и неделю. В неделю же сошествия святаго духа, бывает коленопреклонение на вечерни, и неделя тая разрешена ясти рыбы, сыр, и яица, и млеко: а миряном мясо, до недели всех святых».

Данная глава посвящена хранению Четыредесятницы, о чем говорит и само ее название. Потому уставная традиция, связанная с постом перед причастием,относится исключительно к этому периоду. То, что в дополнении к этой главе говорится и о порядке употребления пищи в Светлую седмицу и в период Пятидесятницы, а также упоминаются и некоторые другие праздники (...подобне и в навечерии рождества и богоявления господня...), только подтверждает это. На Светлой седмице и вообще в весь период Пятидесятницы никакого поста в течение всей седмицы не может быть, он запрещен, но Литургия при этом служится ежедневно, а Литургия - именно для причащения и совершается. Иначе Типикон противоречил бы и прямой Христовой заповеди («примите, ядите») и правилам Церкви о Причащении, «повелевая», чтобы христиане в соответствующее время не причащались - разве это возможно?! Уже само это свидетельствует о невозможности применения этого предписания Типикона в какой-либо иной период года кроме Великого поста. Упоминание этих праздников в данной главе обусловлено логикой церковного календаря: праздники эти либо напрямую, как переходящие (цикл Цветной Триоди), связаны с четыредесятницей (цикл Постной Триоди), либо содержат аналогичные первым предписания о разрешении или установлении поста (навечерия). Именно поэтому и о тех, и о других упоминается в главе «о хранении четыредесятницы». Это вообще соответствует методу Типикона – по возможности в одном месте сразу отвечать на все сопутствующие вопросы. К тому же из трудов еще дореволюционных литургистов известно, что эти разъясняющие дополнения к главе 32 были позднейшими приписками. Итак, из буквального содержания этой главы следует, что традиция семидневного поста (про трехдневный пост речи вообще нет!) отнюдь не распространяется на весь богослужебный год. Притом, именно поста во всю седмицу, а не «недельного поста перед причастием», правила о котором нет не только в этой главе Типикона, но и вообще в предписаниях Церкви! Более того, даже и в отношении Четыредесятницы в данном случае уместно говорить не об общецерковном правиле, а только о конкретной поздней традиции, зафиксированной в приписке о семидневном посте. В ином случае Причащение на первой седмице Великого Поста за Литургией Преждеосвященных Даров стало бы прямым противоречием правилу Церкви!

Иное понимание этого предписания Типикона, как это уже давно замечено в трудах церковных литургистов, говорит, по-меньшей мере, об одном из следующих признаков:

- проблеме с пониманием смысла церковно-славянских текстов;
- отсутствии логического мышления;
- склонности к обрядоверию;
- непонимании цели и смысла христианской жизни.

Вот что запечатлено в правилах святых Апостолов:

«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» (Правило 9-е Святых Апостолов).

Таким образом, православный человек должен причащаться каждый раз, когда он приходит на Божественную Литургию. Он не имеет права на Литургии просто присутствовать и молиться, но должен обязательно причащаться - Причащение не право, которым верный христианин может пользоваться от случая к случаю, а его святая обязанность. Также правила оговаривают и то, какая периодичность Причащения является для верных минимумом, за которым следует отлучение от
церковного общения:

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея Церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (Правило 80-е VI Вселенского Собора).

Если соблюдать эти правила и одновременно говорить, что нужно поститься перед причастием неделю, неоправданно ссылаясь на 32 главуТипикона, то получится что поститься нужно постоянно, а это и есть противоречие и церковным правилам, и самому же Типикону.

В66-м правиле VI Вселенского Собора, который повелевает на Светлой Седмице причащаться ежедневно, говорится:

«От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь...».

А в Типиконе говорится: «Во святую и великую неделю пасхи, и во всю светлую неделю разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся».
Согласно канонам, поститься запрещено не только на Светлой Седмице, но и в субботу в субботний день.

Апостольское правило 64: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен»

Да,существует современная практика, которая предусматривает несколько
дней поста перед причастием и довольно емкое молитвенное правило. Но откуда эта практика?

Как выясняется, эти достаточно тяжкие бремена возникли тогда, когда люди стали причащаться несколько раз в год, в остальное время фактически оставаясь вне церковного общения, в состоянии отпадения от Церкви. Именно для таких людей в качестве епитимии за отпадение от Церкви, которое и выразилось в нарушении вышеперечисленных канонов, семи - или хотя бы трехдневный пост и покаянное молитвенное правило, включающее кроме обычного Последования ко Причащению еще и три канона с акафистами, очень полезно. Но если человек от Церкви не отпадал и причащается, как и положено, за каждой Литургией или по крайней мере не реже, чем раз в три недели, то эти бремена никакими правилами не предписываются.

Действительно, мы не найдем никаких указаний в правилах касательно необходимости трехдневного поста перед причастием, кроме поста с полуночи до Литургии.

Порочная практика «слушания литургии» совершенно не канонична.
Литургия - для причастников, и тот, кто не причащается, подлежит вразумлению или епитимии.

«Слушание литургии» - это не просто плохо, а это церковное преступление, за которым должно следовать церковное наказание. Это если виновный кается; а если не кается, то может быть только отлучение от Церкви. Апостольские правила 8 и 9 одинаково требуют участия в Евхаристии и от клириков, и от монахов. "Слушание литургии" запрещено для клириков и для мирян под одинаковыми прещениями. Санкция для тех, кто вне клира, определена правилом Антиох. 2:

«Все,входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное», которое Зонара в XII веке объясняет: «Итак, и сии отцы определили, что входящие в церковь, но не пребывающие на молитве и не причащающиеся по какому-нибудь бесчинию, то есть, не по благословной причине, но бесчинно и беспричинно, отвержены от церкви, то есть, отлучены и остаются вне собрания верных. А уклонением отцы назвали здесь не то, если кто ненавидит божественное причащение и поэтому не преступает к приобщению, но то, если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к святому причастию уклонялись от него; то были бы подвергнуты не отлучению, а конечному отсечению от церкви и анафеме».

Не причащаться за литургией могут только те, кому причащаться запрещено вовсе, то есть чей фактический статус подобен древней категории кающихся «купностоящие»: это не они сами решили не причащаться, а Церковь временно не допускает их до причастия за какие-то грехи.

На основании вышеизложенного прошу изменить неправильную позицию в данном вопросе, и исключить ошибочные требования о непредусмотренном Церковью посте, предъявляемые Вами и о. Игорем к приступающим ко Святому Причащению. Дело совсем не в том, что пост для нас так труден, что мы хотим трудности обойти, но в том, что мы хотим жить в соответствие с церковным Преданием, а не ложными обычаями, вошедшие в церковную жизнь в период упадка и забвения святоотеческого учения и соборных правил. По слову св. Киприана Карфагенского, «обычай без истины - только древнее заблуждение».

Если Вы, Владыко, не решите этого вопроса положительно в течение месяца,или вовсе не дадите ответа, то мы будем считать необходимым публично обратиться к Синоду (собору) наших епископов, с тем, чтобы «горящий светильник» не оказался под спудом!

С искреннем уважением, испрашивая святых молитв,
недостойный р. Б. Алексей с домочадцами.
05. 07. 2013 г. Калуга.

 

Ответ епископа Анастасия

«13/26» июля 2013 г.
№ 180/П
Собор Архангела Гавриила.
Алексию Гапонову.

Я получил от Вас очередное письмо от 05.07.2013 г., революционного содержания. Вы пишите: «важнейший для нас вопрос церковной жизни о частоте Причащения и подготовки к нему Вами так и не решён». Хочу Вам напомнить, что вопросы церковной жизни и подготовки к принятию Церковных Таинств решается не мной, а определён Церковными канонами, правилами Православной Церкви и той многовековой традицией, которая установилась в сознании благочестивых верующих. Поэтому я не имею ни канонического, ни нравственного права самочинно изменять церковные установления, а как архиерей я обязан наблюдать за исполнением церковных обычаев и пресекать попытки их искажений.

В своих комментариях Вы настаиваете на отмене всякого говения перед причащением и предлагаете сблизиться с практикой принятой у Римо-католиков и сектантов, у которых нет никаких ограничений приступающим к чаше Господней. Такие модернистские тенденции начали осуществлять в Российской Церкви ещё обновленцы в 20-х годах прошлого века. Сегодня активным проводником этих модернистских идей в публичном пространстве является монах Григорий (Лурье), с которым Вы поддерживаете общение, о чём я обращал Ваше внимание во время нашей беседы при моём последнем посещении Дальневосточного подворья в городе Калуги, где я Вам давал совет прервать общение с ним и его последователями.

Но Вы не вняли моим советам и не только не прекратили вносить смущение в жизнь нашей калужской общины своими сектантскими взглядами, но, как Вы пишите в своем письме, намерены перенести свою модернистскую деятельность на собор «наших епископов». Для Вашего вразумления, исправления и спасения Вашей души от сектантского зловерия и модернизма отлучаю Вас от причащения Святых Тайн Тела и Крови Христовых до Вашего раскаяния, и прекращения Вашего общения с монахом Григорием (Лурье) и его последователями.

Доброжелатель Вашего спасения
+Епископъ Анастасiй
Настоятель Дальневосточного подворья в г. Калуге

 

Открытое обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей (3)

Дорогой о Господе Владыка Анастасий!

Вы думаете, я испугался того, что Вы меня отлучили от причащения Святых Христовых Тайн? Нет. Я, мягко сказать, удивлён.

Епископ, к которому я обратился с вопросом, ничего мне не объяснил, не дал ссылок на каноны и на предание св. отцов, т.е. не рассмотрел мои вопросы согласно с учением Церкви - он просто отлучил меня!

Каждому преступнику, прежде чем посадить его в тюрьму, указывают на статьи и пункты законов, которые он нарушил. Какие каноны нарушил я? Укажите конкретно, за что меня отлучили?

С Вашей стороны это просто какие-то карательные действия. Подобные действия можно встретить, наверное, только от лже-епископов Московской лже-патриархии.

В Окружном Послании Восточных Патриархов 1848 года записано: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласно с верою отцов их».

Вы пишете: «Сегодня активным проводником этих модернистских идей в публичном пространстве является монах Григорий (Лурье), с которым Вы поддерживаете общение, о чём я обращал Ваше внимание во время нашей беседы при моём последнем посещении Дальневосточного подворья в городе Калуге, где я Вам давал совет прервать общение с ним и его последователями».

Если Вам не хватило времени прочитать книгу преподобного Никодима Святогорца, на которую я сослался, то прежде чем обвинять Григория (Лурье) и проч., хотя бы посмотрели в сети интернета, как этот вопрос обсуждается и решается многими другими православными. Я прекрасно понимаю, для чего Вы в своём письме упомянули имя Григория (Лурье). Предполагая, что наши письма будет разбирать Собор, и, зная, как негативно относятся к Лурье в нашей РПЦЗ, Вы намеренно настраиваете всех против меня.

Но хочу Вам напомнить, что дружеские отношения можно поддерживать с любым человеком, если, конечно, этот человек не явный враг Божий. Канонами это не запрещено. А епископ, как он и сам это утверждает, должен действовать согласно с канонами Церкви!

Обвиняя меня в сектантском зловерии и модернизме, подумайте, не обвиняете ли Вы этим преподобного Никодима и других Отцов Церкви в зловерии?

Поймите, я не спорю с тем, что частое причащение налагает особую ответственность на причащающегося, т.е. чистоту жизни и некоторую подготовку, чтобы не принять таинство в суд и осуждение. Но вот вопрос: какая должна быть эта подготовка, согласно с правилами Церкви? На этот вопрос Вы так и не ответили.

Вы предлагаете строго поститься перед причастием три дня, т.е. если причащаться каждую воскресную службу (согласно с канонами), то на каждой недели нужно поститься в субботу, в пятницу, в четверг и в среду. Вот из-за такой практики неканонических постов, многие люди причащаются очень редко, а это и есть великое бедствие и отступление в наше время.

Выше, я уже писал, что эти достаточно тяжкие бремена возникли тогда, когда люди стали причащаться несколько раз в год, в остальное время фактически оставаясь вне церковного общения, в состоянии отпадения от Церкви. Именно для таких людей в качестве епитимии за отпадение от Церкви, которое и выразилось в нарушении вышеперечисленных канонов, семи, или хотя бы трехдневный пост и покаянное молитвенное правило, включающее кроме обычного Последования ко Причащению еще и три канона с акафистами, очень полезно. Но если человек от Церкви не отпадал и причащается, как и положено, за каждой Литургией или, по крайней мере, не реже, чем раз в три недели, то эти бремена никакими правилами не предписываются. Но Вы почему-то не понимаете, что я пытаюсь донести до Вас.

Такое складывается впечатление, что Вы не читали полностью моё предыдущее письмо. Непонятно зачем сослались на какую-то практику, принятую у Римо-католиков и сектантов, у которых нет никаких ограничений приступающим к чаше Господней.

Вы можете дать чёткие ответы на вопросы, или нет?

И ещё. Вы пишете: «Но Вы не вняли моим советам и не только не прекратили вносить смущение в жизнь нашей калужской общины своими сектантскими взглядами...»

Хотелось бы отметить, что наша калужская община стала существовать и увеличиваться не только Вашими и иерея Игоря молитвами и усилиями, но и трудами всех прихожан. В данной ситуации не я, а Вы с отцом Игорем вносите большое смущение в жизнь нашей калужской общины. С вашими действиями не согласны многие члены нашей общины, и если она распадётся, или значительно уменьшится в количественном составе, то это будет по вашей вине! Мы все надеемся, и молим Бога, чтобы этого не произошло.

Владыка, поймите, я не для себя и не от себя пишу всё это! Нас действительно волнуют эти вопросы, связанные с причащением. И мне не хотелось бы обращаться для разъяснения этих простых вопросов к Собору остальных наших епископов. Но если Вы лично не разрешите этой ситуации, то через несколько дней мне придётся публично обратиться к Собору.

Ваши обвинения меня в сектантском зловерии, и устные обвинения меня в ереси со стороны о. Игоря – это серьёзные обвинения! Вы знаете, что несправедливые обвинения и неканоническое отлучение от причастия – это как несправедливая анафема, которая может пасть на главу тех, кто её произнёс! Да не будет этого!

Искренне прошу прощения, если где-либо в письмах резко или дерзко к Вам обращался – простите!

А также прошу молитв о нас недостойных и грешных.

С низким поклоном, р.Б. Алексей (с домочадцами).
08.08.2013 г. Калуга

Источник: первая часть, вторая часть, третья часть.


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования