Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 июля 2013, 12:10 Распечатать

АРХИВ: Молитвенное участие РПЦ МП в праздновании 70-летия И.В. Сталина. Новостное сообщение из ЖМП, январь 1950 год


Русская Православная Церковь, отделенная от Государства, как бы вновь обрела благо своей духовной независимости, но при этом не отдалилась от Государства, а заняла но отношению к нему позицию естественного уважения его земной, «от Бога учиненной» власти и молитвенного попечения о его· преуспеянии на благо народу и земному Отечеству. Поэтому вполне нормально, что церковные люди нашей страны, сознающие себя верными и полноправными гражданами Советского Государства, принимают участие не только в общенародном труде, но и в выражении общих переживаний по поводу тех или иных событий народно-государственной жизни.

Примерами такого участия полна вся русская история, их знают и наши современники, пережившие Великую Отечественную войну, о том же свидетельствует и празднование семидесятилетия Вождя народов нашей страны И. В. Сталина, о здравии которого русские церковные люди молились во всех православных храмах 21 декабря 1949 года.

Этот день был освящен общественной молитвой и во всех храмах Москвы. Особенно торжественно и многолюдно было в Богоявленском Патриаршем соборе, куда собрались настоятели всех московских храмов, чтобы сослужить Святейшему Патриарху на молебне после Литургии. Когда настоятель собора протопресвитер Н. Ф. Колчицкий произнес отпуст, Святейший Патриарх, сопровождаемый Высокопреосвященным Николаем, Митрополитом Крутицким и Коломенским, архиепископом Дмитровским Виталием, епископом Можайским Макарием и сонмом московского духовенства, вышел на амвон и, обратившись к внимающему народу, сказал слово о благодарных чувствах верующих к Вождю нашей страны И. В. Сталину, о его внимании к нуждам Церкви и о молитвенном участии церковных людей в праздновании дня рождения Вождя.

Выслушав слово Патриарха, многолюдный собор ответил на него единодушным возгласом благодарности, и молебствие началось. Нельзя было не почувствовать, как с каждым прошением великой ектении нарастало молитвенное внимание верующих, при пении «Господи, помилуй» осенявших себя крестным знамением. Когда протодиакон начал чтение Апостола, особым смыслом исполнились слова послания ап. Павла коринфянам: «Богу же благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе и воню разума Его являющу нами во всяцем месте» (2 Кор. 2, 14). Из этих, никогда не стареющих, слов в душе возникало и прояснялось убеждение, что наша религия, решая мировые вопросы сердцем человека, во всякое время и вο всяком месте дает нам силу чувствовать и воспринимать нравственную основу всех жизненных явлений. Поэтому, возводя каждое событие современности к вечным истинам своей веры, мы замечаем, что «мир управляется Промыслом Божиим и нет в нем такой автономной области, которая находилась бы вне Божественной воли».

Помогая нам постигать глубочайший смысл всех явлений жизни, личной и общественной, это убеждение обязывает нас сознательно участвовать и в защите своей Родины, и в мирном строительстве, и в борьбе за мир между народами, и во многих других жизненных действиях нашего Государства, радости и печали которого мы переживаем как свои собственные. Такова природа нашей церковности, что во все века русской истории, во всех ее трудных и сложных обстоятельствах, мы, православные люди, никогда не отделяли своих церковных интересов от блага и славы Родины. И теперь, когда область церковной жизнедеятельности выведена за черту Государства, его сила и процветание не перестают быть предметом нравственной заботы Церкви.

В этом направлении мы чутко внимаем всем важнейшим переменам, происходящим в общественной жизни страны, и с удовлетворением убеждаемся в их соответствии нашим нравственным понятиям. Таковы перемены в отношении к собственности и труду — этим важнейшим основам человеческого общежития. Столь же нравственный характер отличает и основы советского патриотизма, и национальную политику нашего Государства, и борьбу за мир во всем мире. В той же нравственной области скрываются и корни благодарной любви народов к Вождю нашей страны, с чьим именем связаны все эти исторические перемены.

Вот почему, вознося Богу благодарение о благодеяниях, на нас бывших, церковные люди окружают чувством благодарного внимания подвиг самоотверженного служения нашего Вождя народу. В церковном сознании готовность жертвовать личным ради блага общего превращает этот подвиг в пример, достойный подражания. И весь народ подражает Вождю своим трудовым подвигом, считая за благо и за награду плоды и достижения своих трудов. Разделяя эти труды по убеждению, мы все получаем, кроме прочего, и нравственное удовлетворение, состоящее в сознании выполненного долга и общественной пользы. В общности этого служения народу каждый из нас и все мы вместе одинаково близки Сталину, как и он близок всем нам.

Эта близость усугубляется, когда идет речь о возведении труда в нашей стране на высоту чести, доблести и геройства. Нельзя не заметить, что человеческий труд получает в указанных категориях значение нравственного подвига. И действительно, сознательный труд, направленный на достижение известной общеполезной цели, заключает в себе такую внутреннюю силу, которая возбуждает человека к творчеству, облагораживает его и возвышает его человеческое достоинство. Такой труд, не оставляющий места праздности и страстям, благословляет и Церковь. Поэтому сознанию церковных людей, как и всех трудящихся, особенно близок тот, чьими усилиями труд в нашей стране возведен на высоту нравственного подвига.

Не менее, чем в труде, близок Сталин церковным людям и в чувстве патриотизма. Означая любовь к родине, патриотизм не имеет ничего общего с национализмом, ибо последний предполагает неравенство наций, их разделение и вытекающее отсюда господство сильных наций над слабыми. А истинный патриотизм требует от нас уважения к другим народам, ненавидит национальное угнетение и ведет к сотрудничеству и дружбе наций. Таков советский патриотизм, силу которого мы видели во время войны, как видим и теперь, в период мирного строительства.

Чувством глубокой признательности Вождю нашего народа полны православные люди и за то, что он поставил на должное место ревностных поклонников буржуазного Запада и разного рода космополитов, пытавшихся принизить великую русскую культуру, исказить славную историю русского народа, отнять у него первенство чести и славы, заслуги и подвига в нравственном, политическом, научном и культурном развитии. Низкопоклонство перед Западом всегда было чуждо русскому церковному сознанию, а в космополитизме, который в прошлом веке и ранее пытался проникнуть в церковную ограду в форме масонства и всяких инославных акций, оно всегда усматривало опасную для Церкви силу и неизменно от нее отвращалось. Тем более осуждает Церковь эту опасную идеологию теперь, когда под ее флагом империалисты проводят свою агрессивную антинародную политику, явно заостренную против нашей великой страны.

Все эти мысли, давно ставшие достоянием нашего церковного сознания, как бы еще раз рождались из теплой искренности Патриаршего слова и того молитвенного чувства, которое одушевляло верующих во время молебствия. Праздничное настроение молящихся побуждало с отрадой и удовлетворением вспоминать недавно происшедшие в церковной жизни, но давно желанные перемены в связи с мудрой политикой того, кому, вместе с Богохранимой страной нашей, в этот день возглашалось в соборе и во всех православных храмах молитвенное многолетие. Выражая всенародное чувство, оно означало горячее пожелание многих лет жизни, здоровья и сил виновнику праздника И запечатлевало в сердцах верующих людей особый смысл этого дня, так торжественно освященного молитвенным участием Церкви.

Видимым знаком благодарного чувства русских церковных людей к Вождю нашей страны явился «Приветственный Адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви», поднесенный И. В. Сталину за подписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всех епархиальных архиереев. Этот Адрес был вложен в ларец художественной работы, на крышке которого, с внутренней стороны, прикреплена золотая пластинка с надписью: «Иосифу Виссарионовичу Сталину в день его семидесятилетия от Русской Православной Церкви».

А. Ведерников

Источник: Журнал Московской патриахии, № 1, январь 1950 год

На фото: надпись "Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия от Русской Православной Церкви" на золотой пластинке в художественном ларце, который был подарен "Отцу народов СССР" от РПЦ МП. 


    В сюжете:

18 сентября 2013, 11:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь выбирает для России историю. Прошлое как инструмент самоутверждения Московского патриархата
17 сентября 2013, 13:20  
ВИДЕО: 70-летие образования Сталиным Московской патриархии вспоминает программа Евгения Киселева на украинском телеканале "Интер" (начало сюжета - 64:00; участвуют о. Михаил Ардов и Александр Солдатов)
16 сентября 2013, 13:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Внутри церкви не осталось соборности". Богослов Давид Гзгзян о 70-летии Московской патриархии
10 сентября 2013, 22:45  
РЕПОРТАЖ: Мятлевский зачин. Семинар об актуальных проблемах современной экклезиологии Истинно-Православной Церкви прошел в храме под Калугой. Часть вторая
10 сентября 2013, 14:25  
АРХИВ: "Наш великий Вождь И. В. Сталин с сочувствием относятся к росту нашей духовной школы". Речь Патриарха Алексия (Симанского) на открытии Ленинградской Духовной академии, 1946 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования