Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
12 июля 2013, 15:02 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Французский фотограф армянского происхождения ЖАН-МАРК АРАКЕЛЯН о своей выставке, посвященной св. княгине Елисавете Феодоровне, о важности покаяния и о благотворительности


"Портал-Credo.Ru": Вы собираетесь привезти в Суздаль свою фотовыставку, посвященную памяти великой княгини - святой Елисаветы Феодоровны Романовой. Что это имя значит для Вас?

Жан-Марк Аракелян: С мирской точки зрения это была красивая женщина, знаток искусств, богатая иностранка, после гибели мужа сумевшая посвятить себя тому, о чем мечтала всю жизнь, - благотворительности ради русских людей.

- Которые сполна отблагодарили ее – расстрелом за "шпионаж" в пользу Германии, откуда она родом…

- Но давайте посмотрим на это с духовной точки зрения. В святой Елисавете воплотилось все, с чем приходится иметь дело любому человеку: счастье, страдания и героизм. Под счастьем я имею в виду то, что она была из большой королевской семьи в Германии и вышла замуж за великого князя Сергея Романова в России. А потом ее муж, губернатор Москвы, был убит в 1905 году, во время первой русской революции. Вот что я подразумеваю под ее страданиями.

Но она сумела простить убийцу на второй день после убийства. Это трудно себе представить, это практически невозможно, но она сделала это, в чем и заключается ее героизм. Я верю, что таким образом Бог действовал через нее, и так началась ее подготовка к жизни уже в качестве святой, когда после 2 лет траура она основала Марфо-Мариинскую обитель, где смогла обрести истинную миссию своего жития, через помощь больным, бедным и сиротам.

Еще до замужества она много занималась благотворительностью, но после смерти мужа посвятила себя этому полностью. А после Октябрьской революции она была арестована чекистами, погибла страшным образом и стала святой.

У каждого человека есть шанс обрести новое дыхание, когда с ним случается трагедия, и мы можем обращаться к святой Елисавете за помощью в обретении этого второго дыхания нашей жизни. И я также обращаюсь к ней с такой просьбой при осуществлении своего проекта.

- Как Вы узнали о святой Елисавете?

- Несколько лет назад православные миссионерки из Беларуси привезли во Францию, в город Лион, где я живу, книгу с ее биографией. У меня армянские корни, и хотя мои предки из Турции, но я чувствую связь с Арменией, а значит и с Россией, поэтому меня заинтересовала эта книга. А когда я ее прочитал, я влюбился в характер святой Елизаветы и захотел приехать в Россию, чтобы работать над своим проектом.

Меня поразила храбрость великой княгини. Она пережила много трудностей, но сохранила достоинство и благородство, а также имела храбрость после убийства мужа остаться в России. Она не уехала даже после революции 1917 года, хотя могла сбежать в Англию или к себе на родину в Германию. Люди могут обращаться к этой святой с просьбой о даровании им храбрости для осуществления Божией воли.

- Фотовыставка откроется 16-17 июля, в дни расстрела большевиками всей царской семьи, в том числе и Елисаветы Феодоровны, в 1918 году. В Суздале к этому событию будут приурочены памятные торжества, связанные с 400-летием Дома Романовых, и Ваша выставка, получается, будет их частью…

- Да, так совпало, я этого не ожидал. Думаю, в этом совпадении мне помогла святая Елисавета. Важно, что в России отмечают эту годовщину, и то, что Романовы были канонизированы Российской Православной Церковью.

Я был в Новоспасском монастыре, где похоронена почти вся семья Романовых. Я был там 17 февраля, в день гибели супруга Елисаветы – Сергея Александровича, и я увидел, как люди до сих пор любят его. Они целовали его надгробие. Поэтому я считаю, что отмечать 400-летие династии Романовых очень важно для России.

- Отмечаются ли во Франции какие-то даты, связанные с королевской семьей?

- Нет. И это очень хорошо, что в России правительство, по крайней мере, признало, что это была ошибка – убить семью царя, помазанника Божия. Но в моей стране после французской революции правительство никогда не пыталось хоть как-то вспоминать об убийстве нашего короля Луи (Людовика) Шестнадцатого. Наоборот, во Франции 14 июля до сих пор празднуют годовщину французской революции.

- Удивительно – 17 июля была расстреляна семья Романовых. Всего три дня разницы!

- Современные дети во Франции даже не знают, что, собственно, празднуется 14 июля. Это просто своего рода фестиваль: танцы, музыка. Но на самом деле это был кровавый день. Множество невинных людей было убито тогда. Так что в смысле покаяния Французская Республика могла бы многому поучиться у России, я в этом уверен.

- Другое дело, что покаяние в России какое-то половинчатое, и на государственном уровне памятных мероприятий в годовщину 400-летия никаких, в общем-то, и нет, и официальная Церковь РПЦ МП почти не вспоминает об этой дате…

- Ну, об этом не мне судить.

- Имя святой Елисаветы прочно связано с благотворительностью. Каково значение благотворительности для духовного развития людей? Многие, например, сомневаются в необходимости материальной помощи, противопоставляя ей помощь духовную…

- Есть разные виды благотворительности. Благотворительность – это, прежде всего, способ научиться непривязанности к материальным вещам. Если у меня есть избыток чего-то, почему не поделиться с теми, кто нуждается? По большому счету, дело не в количестве подаяния, а в том, как мы его осуществляем. Каждый человек нуждается в чем-то. Да хотя бы в том же мире, спокойствии. И каждый ищет какого-то мудреца, который их ему даст.

Никто не может сказать, что ему ничего не нужно. Иногда мы даем деньги нищему и знаем, что он пропьет их. Но в Библии сказано: "Не судите, да не судимы будете". И я думаю, что делать подаяние – это также способ не судить. Это очень трудно, но если мы хотим вести духовную жизнь, какую бы религию мы ни исповедовали, благотворительность – это одна из самых сложных и важных ступеней.

- Можете ли Вы назвать какие-то другие примеры в истории, когда царствующие особы посвящали себя благотворительности? Например, принцесса Диана в Великобритании?

- В Италии в XIIIвеке была герцогиня, которая после смерти мужа и сына раздала свое богатство и ушла в монастырь Франциска Ассизского и при этом продолжала помогать людям не только как монахиня. Например, она отправила в Англию учиться одного талантливого художника.

Что касается принцессы Дианы, возможно, она пыталась следовать примеру таких святых. Кстати, принцесса Диана погибла через несколько дней после смерти Матери Терезы. Это интересное совпадение. Я был в Индии как участник благотворительной миссии Матери Терезы. Как Вы знаете, она много занималась в Индии помощью бедным, больным проказой. И это как раз то, чем занималась святая Елисавета. Я уверен, что принцесса Диана пыталась заниматься тем же самым, но мы не можем их сравнивать. Все-таки она не была тем человеком, который отрекся от всего.

И мне жаль, что люди на Западе мало знают о святой Елизавете. Поэтому мой проект – помимо фотовыставки о святой Елизавете я снимаю сейчас также фильм о ней на английском языке – преследует еще одну цель - донести до европейцев весть о ее житии. Даже у вас в России мало кто знает о ней.

Мы непременно должны обращаться к святой Елизавете, если у нас есть какие-то материальные нужды, и она нам поможет, конечно, в том случае, если это не для эгоистичных целей, а находится в согласии с Божией волей.

- Ваша выставка называется "Дыхание Великой княгини Елизаветы Федоровны". Что вы подразумеваете под дыханием? Чем дыхание так важно для духовной жизни?

- Дыхание – это красивое слово. На французском языке оно звучит как "респирасьон". Мы живем, потому что дышим. И это не только биологический, но и духовный процесс, внутреннее дыхание. Эмоции, которые мы переживаем, дают нам разные виды дыхания. Когда мы счастливы, когда мы печалимся или страдаем – мы дышим неодинаково. Иногда мы даже не знаем, как дышать, мы задыхаемся от эмоций, переполняющих нас. А порой дыхание может исцелять.

Что касается святой Елисаветы, думаю, она дышала совершенно по-новому, когда шла в тюрьму к революционеру-террористу Каляеву, который убил ее мужа. Она шла, чтобы передать ему прощение от имени мужа, явившегося к ней во сне. Возможно, она испытывала эмоции, которые даже не предполагала пережить. Каково это – на второй день после убийства простить того, кто убил близкого тебе человека!

Я насчитал семь типов дыхания в жизни великой княгини Елисаветы – и на этом построена моя композиция. В том числе, конечно же, то дыхание, когда она узнала, что будет расстреляна большевиками. Так же, как и все Романовы, она не знала, что ее ведут на расстрел – ей сказали об этом за несколько секунд до смерти. Представьте, как человек начинает дышать, когда ему говорят такое!

В общем, для меня дыхание – это вопрос эмоций. Каждой эмоции соответствует свой тип дыхания. И самое лучшее, прекрасное дыхание – это когда мы пребываем в покое и мире, когда мы обретаем себя и понимаем, каково дело нашей жизни. Именно это и произошло с Елисаветой Феодоровной во время траура, когда она поняла, чем будет заниматься остаток своих дней.

(Продолжение следует)

Беседовал Феликс Шведовский,

"Портал-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования