Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
21 июня 2013, 15:52 Распечатать

МЫСЛИ: Алексей Зайцев. ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ ИСТИННАЯ «ЗАРУБЕЖНОСТЬ»: комментарий на экклисиологическое исповедание епископа Анастасия (Суржика). Часть четвертая


ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ

Вне истины нет Церкви

Утверждая, что "кто не с епископом, тот и не в Церкви", определяя земную Церковь  как совокупность конкретных поместных общин, возглавляемых епископами (причем, каждая отдельная из них сакраментально тождественна всей их общности), св. Киприан Карфагенский главным экклисиологическим критерием для этих общин считает хранение в них единой и неизменной апостольской веры, однажды преданной святым (Иуд. 3). Единство и неизменность веры должны свидетельствоваться, как бы постоянно обновляясь, епископским исповеданием. Тем самым, он лишь напоминает о нераздельном единстве "правила веры" и "правила молитвы", изначально признаваемом в Церкви как незыблемый закон ее исторического существования (в частности, епископы древности регулярно обменивались вероисповедными грамотами, служащими основой для церковного общения). Церковь – Тело Христово – не может, согласно св. Киприану,  присутствовать вне пределов правой веры, выражаемой правым исповеданием. Церковь невозможна вне пределов истины, вне просвещения Божественным светом, в области духовной тьмы и неведения.

Неслучайно, что обетование Иисуса Христа апостолу Петру о созидании на нем, как на камне, Церкви дано в ответ на его исповедание, открытое ему, по словам Самого Христа, непосредственно Отцом Небесным. В этом смысле Петр – родоначальник и прототип каждого православно исповедующего епископа (а не исключительно Римского, признаваемого главой всех прочих, как принято считать в католицизме).  "Господь наш, – пишет св. Киприан, – Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: "Я говорю тебе: ты – Петр (по-гречески – "камень"), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф., 16:18, 19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере..." (О падших).

Без стояния в вере, без хранения ее во всей целостности и полноте, еще раз повторим это для людей с плохой памятью, Церкви Христовой быть не может. Где искажается вера ("правило молитвы"), там, соответственно, повреждается вероучение ("правило веры"), и оттуда Дух Святой, Дух Истины, наставляющий на всякую истину, отступает, оставляя "дом" церковной общины, допускающей это искажение, пустым. Небесный Жених не давал Своих обетований неверной невесте, духовно прелюбодействующей, но только хранящей чистоту в вере и исповедании. "Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царства рожденных Ею. Всякий отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви" (О единстве Церкви).

По св. Киприану, свет Церкви, свет освящающей благодати таинств есть, вместе с тем, свет истины Христовой. Невозможно освящающее действие благодати там, где нет просвещения светом Божественной истины. Просвещенные этим светом не могут изрекать еретическую ложь. Благодать не может соединиться с проповедниками ереси и, соответственно, не может действовать в совершаемых ими таинствах, не запечатленных верой апостолов. Поэтому вне истины нет Церкви, а вне Церкви нет спасающей благодати, нет Божественных таинств, нет крещения, рождающего в вечную жизнь. "Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающие, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно" (Письмо к Квинту о крещении еретиков).

Подчеркивая, что основанием церковного единства является Божественный свет, св. Киприан делает важную оговорку, что свет этот соединяется с хранителями истины независимо от их числа: качество веры и единомыслие верных, а не количество "верующих" – основание для причастности ему. Обличая внутрицерковные раздоры, св. Киприан пишет: "Когда Господь в заповедях Своих полагает и говорит: "идеже... еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их", то создавший и учредивший Церковь не отделяет (этих) людей от Церкви, но, обличая отпадших от веры и увещевая верных к миру, показывает Своими словами, что Он охотнее бывает с двумя или тремя единодушно молящимися, нежели с большим числом разномыслящих, и что более может быть испрошено согласной молитвой немногих, нежели несогласным молением многих" (О единстве Церкви).

Больные члены Церкви

Наконец, обратим внимание на еще один весьма актуальный для современного Истинного Православия момент в наследии св. Киприана Карфагенского. Напомню, учение о Церкви он излагал в контексте двух различных споров – о падших во время гонений и о перекрещивании еретиков. Эти два спора касались двух различных аспектов православной экклисиологии, которые нельзя смешивать  и подменять один другим.

В споре о перекрещивании еретиков св. Киприан прямо и категорично указывал, что отпадение в ересь есть отпадение от Церкви, вне которой нет спасения и, соответственно, таинств (включая крещение), спасение подающих. Границы Церкви в этом смысле совпадают с границами Православия (в существенном, а не формальном только смысле) и определяются догматами. Где нет Православия, нет Церкви. Ересь –  область духовной тьмы и смерти.

Предметом же спора о падших были внутренние, если так можно выразиться, границы Церкви – их динамика в рамках общего истинного исповедания веры, определяемая церковными канонами. Речь, конкретно, шла о том, допустимо ли принятие в церковное общение отпавших от исповедничества во время гонений, возможно ли обновление покаянием для тех, кто однажды попрал благодать крещения, не пятнает ли общение с падшими чистоту Христовой Церкви.

Св. Киприан считал, что возможно, и настаивал на даровании общения кающимся падшим после епитимии. Отпавшие, но через покаяние стучащиеся в двери Церкви, не вполне чужды ей и могут иметь некоторый залог общения. Церковь повреждается и перестает быть Церковью Христовой, если вместо истинной веры ее исповеданием становится какое-либо лжеверие. Но если истинная вера хранится и неповрежденно исповедуется на уровне епископского свидетельства, чистота  и святость Церкви не нарушаются только оттого, что к ней принадлежат  согрешившие и кающиеся (Письмо 52, 27). В земной Церкви смешаны как пшеница, так и плевелы, как деревянные сосуды, так и глиняные, как праведники, так и грешники (Письмо 51, 3). Окончательное разделение будет произведено в свое время Богом, человек же не должен предвосхищать Его суд (Письмо 52, 25). Грех, если человек в нем кается, не отторгает его от Церкви окончательно, покаяние способно обновлять в грешнике благодать крещения, вновь соделывая его сосудом Духа. Кающиеся грешники – это полуживые (semianimes) и больные (vulnerati), но не мертвые (Письмо 52, 16-19) .

Таким образом, св. Киприан Карфагенский, словно в ответ единоименному, но, увы, не единомысленному ему митрополиту Киприану (Куцумбасу), относит понятие "больные члены Церкви" к отдельным согрешившим лично, но кающимся единоверцам. К тем, которые отождествляют себя именно с единой Кафолической Церковью и просят о даровании им церковного общения именно у правоисповедующих епископов. Но отнюдь не к еретикам и даже не к рядовым, пассивным, так сказать, членам еретических сообществ, хотя бы и будто бы истинно-верующим в душе.

Открыто исповедуемая ересь не может быть только частным грехом исповедующего ее. Если ересь не пресекается, она становится грехом всей общины. Еретическое исповедание извращает само христианство, и потому в исповедующих ересь церквах нет возводящей в жизнь вечную благодатной жизни, неотделимой от богооткровенной истины. В земной Церкви могут пребывать больные члены – кающиеся грешники, которые, поскольку согрешают, отпадают от Тела Христова, а поскольку каются, вновь примиряются и соединяются с ним ("примири и соедини его Святей Твоей Церкви", – говорится в чине исповеди). Но у животворящего и неистленного Тела Христова не может быть больных, зараженных ересью частей, т.е. целых общин, пораженных грехом еретического исповедания возглавляющих эти общины епископов (к тому же, ересь, по определению св. отцов и св. соборов, – не болезнь, а именно смерть). Свое обетование о созидании Церкви Христос дал не еретичествующему, а все же правоисповедующему Его Петру, однажды отпавшему по малодушию и восставшему через покаяние, но не пребывавшему нераскаянно в еретическом заблуждении.

Как видим, восходящий к св. Киприану Карфагенскому истинно-православный киприанизм несовместим с киприанизмом новоявленным. Последний – в сущности своей тот же экуменизм, только рядящийся в истинно-православные одежды и  прикрывающийся мнимой любовью к еретикам. Будто любовь может быть подлинной и действенной в отрыве от истины.

Церковь – правое исповедание, епископ – уста Церкви

Итак, св. Киприан Карфагенский четко, ясно и просто сформулировал то, что Церковь содержала и чему учила и до него, и после него. В последние несколько столетий это учение стало звучать, увы, все менее явственно, пока, наконец, не оказалось фактически под спудом. Но под спудом оказалась и сама Церковь. Она зримо размежевалась с собственным двойником, только пародирующим ее исторические формы, но не способным скрыть своей земной, а отнюдь не небесной природы.

Печально, конечно, что епископ, относящий себя к истинной Церкви, не может отличить ее от подделки, не может провести границу между реальностью и мнимостью. Указывая на формальные несущественные признаки Церкви, забывает главный и существенный –правое исповедание, тот самый "камень", на котором Церковь и созидается. В исторические одежды Церкви может облачиться и мошенник. Повторять церковные чины сумеет и пародист. Правая вера и жизнь по вере, выраженные в догматах и канонах, – вот подлинные границы церковного Тела в земной истории. Следование догматам и канонам – вот критерий истинной Церкви. А не просто законсервированная традиция под названием "дореволюционность" или "зарубежность". И уж тем более не административная вертикаль, признанная (точнее, назначенная) властями века сего.

За полстолетия до св. Киприана обо всем этом учил св. Ириней Лионский, еще раньше - св. Игнатий Богоносец, прежде него - апостолы. "Где Церковь, там и Дух Божий; и  где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. Посему те, кто не причастны Ему, не питаются для жизни от сосцев матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от Тела Христова, но выкапывают себе сокрушённые колодцы (Иер 2, 13) из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры Церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться" (Против ересей 3. 24, 1).

Удаляющиеся неизменной апостольской и святоотеческой веры, удаляются Церкви, отвергают благодать Святого Духа. Следование вере Церкви – залог пребывания в ней.

Но истинная вера не может быть безгласной. "Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение" (Рим., 10:10). В одной из вошедших в собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста бесед истинная вера, истинное исповедание веры, истинное епископство, истинная Церковь и благодатное Царство Божие, пришедшее в силе, связываются воедино: Петр "получил ключи не прежде, чем сказал: "…Ты - Христос, Сын Бога Живаго"; тогда и он слышит от Него: "…Блажен ты, Симон, сын Ионин… дам тебе ключи  Царства Небесного…" (Mф., 16:18,19). После исповедания – власть; после веры –передача Церкви и Царства" (На слова: "В начале было Слово…" (Ин.., 1:1, 2). Теряющий православное исповедание теряет тем самым епископскую власть, само апостольское преемство.

Таким же образом "камень", на котором Господь созидает Свою Церковь, понимал и преп. Максим Исповедник. В ответе гонителям, недоуменно допытывавшимся у него, к какой Церкви он принадлежит, если не с одной из наличных официальных церковных организаций не пребывает в общении, святой ответил: "Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что Он исповедал Его" (Мф., 16:18) (Письмо Анастасию).

Всякий христианин, согласно преп. Максиму, может, если будет на то воля Божия, стать исповедником Христовым, а тем самым преемником Петра, "камнем", на котором историческая Церковь вновь и вновь созидается Духом Святым (сам преп. Максим и был Петром для своего времени). Но каждый епископ не просто может, но именно должен этим "камнем" быть. А если не "камень", то и не епископ!

Церковные каноны предписывают, чтобы в епископы поставлялся человек, с давнего времени испытанный в слове веры (Лаод. 12; 7 Всел. 2). Не просто право, но именно обязанность епископа – учить церковный клир и народ православной вере и благочестию (Апост. 58), руководствуясь в учительстве не собственным разумением, не тем, чему научен от своих земных учителей, но исключительно на основании Священного Писания и предания богоносных отцов. Обязан толковать каждый вопрос веры только так, как изложили святые учителя Церкви в своих писаниях (6 Всел., 19), а не просто так, как выучил некогда по семинарским учебникам.

Епископ, не учащий по преданию св. отцов, или да исправится, или да будет извержен. Учащий превратно – перестает быть епископом даже до церковного суда, извергается Богом. В 15-м правиле Двукратного Собора, казалось бы, уже затертом, простите за выражение, до дыр в спорах истинно-православных и экуменистов, епископы, публично проповедующие какую-либо ересь, осужденную отцами или  соборами, прямо именуются лжеепископами еще до соборного суда над ними, по факту самой еретической проповеди. Еретик – самоосужден! "Еретика, после  первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит., 3:10-11). До суда же православные этим правилом призываются отделяться от них –  странно было бы оставаться под церковным руководством лжеепископов!

Стоит ли уточнять, чем становится церковная община, продолжающая, несмотря ни на какие свидетельства, оставаться под их лжеомофорами? "Светильник телу есть око (Мф., 6:22).., а светильник Церкви есть епископ. Поэтому как оку необходимо быть чистым, чтоб тело двигалось правильно, а когда оно нечисто, и тело движется неправильно; так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь  или подвергается опасности, или  спасается" (Св. Григорий Богослов. Письмо 34, к жителям Кесарии). Именно поэтому, чтобы не оказаться в духовной яме, доверчиво идя за поводырем-слепцом, св. отцы категорично требовали разрывать с еретичествующими епископами, бежать от них, по выражению св. Иоанна Златоуста, как от волков, даже если бы они были по нраву ангелы, а не люди.

(Продолжение следует)


    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования