Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 июня 2013, 19:30 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Единая ИПЦ русской традиции: репортаж со стройплощадки. Часть вторая


Начало – ЗДЕСЬ…

Сербия

Если бы ИПЦ Сербии развивалась своим естественным путем, то сейчас бы она была довольно заметной и единой группой в юрисдикции того самого греческого Синода Архиепископа Каллиника, который теперь стал имяборческим (см. первую часть этого Комментария). Это было бы хуже, чем полное отсутствие в Сербии ИПЦ, так как на пустом месте можно сделать много разного, а на занятом месте делать что-либо новое — сложнее. К счастью, место подлинной ИПЦ Сербии освободилось и опять вакантно: в прежней ИПЦ Сербии в 2011 году произошел раскол, после которого ни одна из двух ее нынешних частей не производит серьезного впечатления. В той и другой части всего лишь по нескольку общин, у которых нет и не может быть серьезного потенциала развития. Напомню, что под развитием следует понимать не количество людей, приходящих в общины, а только лишь превышение этого количества над количеством людей, де-факто уходящих из общин (не всегда заявляющих о своем уходе, но, во всяком случае, перестающих бывать на службах).

Одна часть бывшей ИПЦ Сербии так и осталась в юрисдикции Синода Архиепископа Каллиника, но в ней нет явных лидеров, и она слишком привязана к греческим спонсорам, чтобы восприниматься в Сербии всерьез. Другая часть возглавляется явным лидером, епископом Акакием (Станковичем), чье рукоположение епископами РИПЦ вопреки воле греков как раз и стало причиной раскола в августе 2011 года. Чувствуя свою несостоятельность в качестве лидера самостоятельной церковной организации, уже осенью 2011 года епископ Акакий попросился и был принят в состав Синода РИПЦ. Несмотря на декларативное объявление своей группы Сербской Истинно-Православной Церковью, епископ Акакий, фактически, возглавляет филиал РИПЦ на сербской территории. Зависимость от России выглядит в Сербии более симпатично, чем зависимость от Греции, но вряд ли настолько более, чтобы сербы к тебе из-за этого стали относиться серьезно.

К сожалению, осенью 2012 года епископ Акакий дополнил свой образ лидера, и без того не особенно привлекательный, официальной декларацией имяборчества: он полностью поддержал епископа Димитрия в его отделении от HOCNA и присоединении к Синоду Каллиника, а имяславие осудил как ересь. С этого момента епископ Акакий, бывший изначально ошибочным проектом архиереев РИПЦ, превращается в истинного Поликакия этой русской юрисдикции: Синод РИПЦ теперь несет ответственность за всю его публичную деятельность. Эта ответственность сохранилась бы и в том случае, если бы епископ Акакий был выведен из состава Синода РИПЦ, но при этом оставался бы в общении с РИПЦ. Избавиться от ответственности за Акакия для РИПЦ теперь невозможно, если только прямо не осудить Акакия и не прекратить с ним церковное общение.

Итак, РИПЦ пока что сделала хорошее дело — создала раскол в прежней, далеко не доброкачественной ИПЦ Сербии, тем самым, фактически, выведя ее из игры как раз тогда, когда она стала разносчиком имяборческой инфекции. Сейчас, когда в Сербии авторитет обеих групп ИПЦ "ниже плинтуса", обе они будут лишь компрометировать имяборчество и усиливать симпатии к имяславию.

Реальное возрождение Православия в Сербии не надо связывать с подобными группами. В Сербии идут куда более глубокие процессы, сопоставимые с тем, что происходило в Константинопольском патриархате и в Элладской церкви в конце 1950-х и начале 1960-х годов, и видимым выражением чего является нынешнее движение бывшего епископа официальной Сербской церкви Артемия (Радосавлевича) — прекрасного богослова, хотя экумениста, пусть и умеренного. Когда существует реальное аскетическое и богословское возрождение, то всякие священники на зарплате от иностранных Синодов и нарциссические юноши в монашеских одеждах — уличный мусор на пути дождевого потока. Истинное Православие в Сербии должно созреть на святоотеческой аскетике и на святоотеческом богословии. Старостильные "старообрядцы", греческие и русские, подменяют то и другое сакрализацией церковных постановлений и народных обычаев, существовавших до введения нового календаря или до революции, но потому они и остаются вне Православия.

Поповская вольница или Истинное Православие?

Но вернемся к русским делам, к нашим двум доступным в русской традиции экологическим нишам. Завершившийся политический сезон 2012–13 годов показал, что такое сила гравитации, и как бесполезно с ней бороться.

Любая религиозная организация должна хотя бы самой себе уметь ответить на вопрос "Ты — зачем?" Или, иначе, "нужны ли мы нам, и если да, то для чего?" Ответ "старообрядческий" — для хранения каких-то народно-религиозных преданий — не принимается, так как за русской традицией Истинного Православия (в отличие от греческой  и румынской) нет никакой традиционной культуры и никакой значимой социальной страты. Если вообще не иметь ответа на этот вопрос — то останешься в кругу близких родственников и личных знакомых архиерея, см. выше. А оставшихся ответов только два, и до сих пор все попытки придумать третий не имели успеха.

Из двух этих ответов только один — давний, почтенный, не требующий  объяснений и признающийся всеми без слов, — ответ РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела: у нас отдельное от гигантских корпораций-монополистов собственное предприятие по удовлетворению ваших религиозных потребностей, приидите, вернии и невернии, насладитеся. Больше домашнего уюта, больше индивидуального подхода, а для самих работников (клириков) — меньше денег, но больше свободы и самоуважения. После РПЦ МП — так и просто рай.

Это привлекательно, а для людей, не имеющих твердых догматических  убеждений (каковы 99 % клириков РПЦ МП и исторической РПЦЗ), —вообще безальтернативно. К тому же, эта идеология освящена авторитетом дораскольной РПЦЗ, к которой еще многие в русских ИПЦ относятся ностальгически.

Альтернативный ответ — формулировать смысл Истинного Православия через догматы и каноны. Этим ты обрекаешь себя, особенно на начальном  этапе, на полную утрату общего языка с наличным духовенством, причем, не только МПшного воспитания, но, в равной мере, воспитания РПЦЗ или греческо-старостильного. До недавних пор была только одна юрисдикция, которая поддерживала подобный дискурс, — HOCNA. Это ее епископы выступали с догматическими заявлениями, разъясняющими богословские вопросы, поставленные современностью, на основании святоотеческого учения. Но это было только на английском языке.

Однако утрата общего языка с большинством наличного профессионального  духовенства — это благо в том случае, когда само это духовенство считается злом. А оно будет только мешать, если у тебя нет планов становиться архиереем, который будет набирать попов на работу как вассалов и раздавать им приходы в кормление. Если предполагается опереться непосредственно на общины, а не на клир, допуская существование клира лишь внутри этих общин в качестве их органичной части, то и опираться надо не на попов-профессионалов (у них все равно другая профессия — профессия служителей культа, а не служителей Божиих), а на сознательных верующих, независимо от их сана и даже пола. В такой структуре архиерей не вступает в диалог со своими клириками за спиной у приходов, а взаимодействует только с общинами. Беглые клирики из других юрисдикций, не имеющие с собой общин, в качестве клириков не принимаются — ни с испытательным сроком, ни вообще никак (теоретически — только в качестве мирян или монахов; но почему-то тут они сами отказываются). У них уже был испытательный срок в их прежней юрисдикции, и они показали свою несостоятельность в качестве пастырей; в противном случае, они бы переходили вместе с общинами.

Истинное Православие, когда оно начинает изъясняться не лозунгами  "экуменизму — анафема", а содержательными тезисами, основанными на догматах и канонах, приобретает общий язык совсем с другой категорией людей, на которых оно и должно делать ставку, — людей верующих и богословски образованных. Этих людей стало особенно много за последние 20 лет, когда открылся доступ к переводам святоотеческой литературы и к изучению греческого языка. 20 и 15 лет назад они были малы возрастом, а сейчас они выросли и готовы действовать. В частности, готовы создавать собственные приходы и общины. Мы, наконец-то, дожили до того времени, когда двадцатилетние активисты из мирян превратились в сорокалетних и вполне социально состоявшихся людей. Такие люди без всяких профессиональных служителей культа могут создавать церковные общины и строить храмы, а также принимать священный сан, не превращаясь при этом в профессионального требного попа. Эти же люди, продолжая обычную человеческую жизнь и не разрывая своих социальных связей, становятся близкими и авторитетными советчиками в духовных делах для множества других людей, богословски необразованных, и таким образом осуществляется проповедь Истинного Православия. Люди без богословского образования не могут разобраться в формулировках, но могут разобраться в людях, — кому верить: кто говорит то, что он понимает, а кто просто "православный попугай".

Но вот только нынешние богословски образованные люди воспитывались не на "отцах РПЦЗ", а на обыкновенных Отцах, и поэтому с ними не проходят ни попытки говорить на белое, будто оно черное, ни даже попытки называть вопрос о различении черного и белого "сложным" и уходить от ответа. Пока наши "осколки РПЦЗ" все не могут распутаться из трех сосенок экуменизма, киприанизма и матфеизма, тут уже пришла пора отвечать ясно и прямо на вопрос об имяславии и имяборчестве. А это один из тех вопросов, где идеология старостильного "старообрядчества" и "отцов РПЦЗ" оказалась в прямом столкновении со святоотеческим Православием.

Сейчас этот вопрос уже перестал быть внутренним вопросом Российской Церкви и стал актуальным для всех ИПЦ. В то же время, когда общий уровень богословского образования (среди немногих желающих его получить) стал гораздо выше, чем уровень преподавания в дореволюционных русских духовных академиях, вопрос потерял всякую содержательную остроту. Те, кто изначально строили свое богословское образование на Григории Паламе, Максиме Исповеднике и Дионисии Ареопагите (этих отцов в дореволюционных академиях почти не знали), сразу же видят те же самые мысли в учении имяславцев и сразу узнают знакомые старые ереси противников Григория Паламы в аргументации имяборцев. Поэтому сегодня проявлять какое-либо колебание в отношении к имяборчеству — это потерять всякое доверие потенциальной истинно-православной паствы. Ведь для этих людей спор не представляется "сложным", а представляется очень понятным и привычным: спор плоского земного рационализма имяборцев против святоотеческой глубины имяславия. Эти мировоззрения сталкивались не раз, и еще не раз столкнутся. Поэтому грамотная аудитория смотрит на епископов и оценивает, чего стоят их слова об Истинном Православии, и чего стоят они сами как хранители и защитники Православия. В зависимости от результатов их оценки и будет возникать доверие или недоверие к тем или иным юрисдикциям.

Повторю: для потери доверия богословски грамотной паствы епископам совершенно не обязательно самим заявлять имяборческие ереси. Достаточно простой толерантности к имяборчеству. Истинному Православию не нужны ни епископы еретические, ни епископы безграмотные, ни епископы трусливые. Трусливых и безграмотных оно еще согласно терпеть, но только не в церковном управлении, а где-нибудь на покое или на приходском служении.

Поэтому получается, что проповедь Истинного Православия как вероучения сегодня требует ясного различения не только между Православием, с одной стороны, и экуменизмом и сергианством, с другой стороны, но также и между Православием и имяборчеством.

Итак, есть две возможности, две экологических ниши для выживания  русских ИПЦ: либо адогматичная поповская вольница, либо догматическое Истинное Православие. Это два противоположных полюса, между которыми электромагнитное поле достигло очень высокого напряжения, — настолько высокого, что все ИПЦ русской традиции разрываются между двумя этими полюсами. Не обязательно с этими полюсами сливаться, то есть переходить в юрисдикции, создавшие эти полюса, но неизбежно действовать по правилам только одной из них. Это я и имел в виду выше, когда написал, что в прошедшем сезоне осени 2012–весны 2013 годов правила поведения для русских ИПЦ приблизились по строгости к правилам обращения с бензопилой.

Можно играть по правилам поповской вольницы, даже не переходя в юрисдикцию Митрополита Агафангела. Например, епископ Владивостокский РПЦЗ(В-В) Анастасий выступил с поддержкой вероучения РПЦЗ(А). От этого шага еще довольно далеко до перехода епископа Анастасия из одной юрисдикции в другую, и такой переход может и вообще никогда не состояться. Но важно не это: заявление епископа Анастасия создало внутренний разрыв в его нынешней юрисдикции, РПЦЗ(В-В). Для тех юрисдикций, которые не сделали четкого выбора между одной или другой теоретически допустимой линией поведения, любое выступление в пользу одной из них — очередной разрыв внутри собственной структуры. Так от подобных структур скоро ничего не останется — все разорвется. Это и означает, что приходится выбирать одно из трех: либо поповская вольница, либо Истинное Православие, либо социальная смерть. Этот выбор сознательно можно и не совершать, но тогда он совершится помимо сознания и желания руководителей религиозной организации.

Две юрисдикции, четко определившиеся по противоположным полюсам континуума русских ИПЦ, — это РПЦЗ(А) и РПАЦ в той ее части, которая ориентируется на Архиерейское совещание, вместе с де-факто автокефальной Луцко-Ровенской епархией ИПЦ Украины, возглавляемой епископом Иовом. Архиерейское совещание РПАЦ и епархия епископа Иова пытаются сформировать "полюс Истинного Православия", то есть православия без ереси и без главного за последнее время источника ереси — клерикализма (то есть из подмены Церкви корпорацией духовенства). Истинное Православие, в их представлении, должно быть ориентировано не на клириков, а на приходы (общины), а уж из приходов найдутся и кандидатуры для рукоположения клириков. Если не найдутся — то тоже не беда. Богослужения вполне могут совершаться регулярно и без священника, и тут не составляет исключения даже само причастие: общинам сознательных верующих и даже просто отдельным сознательным верующим вполне можно — это в традициях сразу и ранней Церкви, и Церкви Катакомбной — доверить хранение запасных Святых Даров, а регулярная исповедь на расстоянии при современных средствах связи перестала быть проблемой.

В таком представлении о Православии важно быть последовательным, и тогда с годами ты становишься людям понятен. Даже твои оппоненты, возражая тебе, будут содействовать распространению и признанию твоих взглядов. С тобой не все соглашаются, но все, кому интересно, понимают, кто ты такой, и на чем ты стоишь. Это дает, как минимум, уважение, а, как максимум, по-настоящему сознательных соратников.

С лета 2012 года по весну 2013-го произошло немало событий, доказывающих востребованность такого подхода к церковной жизни; частично о них сообщалось в СМИ. Теперь уже экспериментально подтверждено, что подобная техника церковного строительства в России и на всей территории бывшего СССР востребована. Очень важно и то, что, несмотря на всю непривычность подобного стиля церковной жизни, он получил одобрение от авторитетных для истинно-православных христиан исповедников Катакомбной Церкви, — в частности, от находящейся под омофором епископа Иова бывшей паствы покойного катакомбного епископа Гурия (Павлова). Это реальные, а не дутые церковные авторитеты, которым епископы обязаны подчиняться во всех стратегически важных вопросах (а в вопросы тактики такие люди, как правило, не вникают, оставляя их на усмотрение и ответственность самих епископов).

(Продолжение следует)

Епископ Григорий (Лурье),

для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования