Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей

Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 мая 2013, 18:42 Распечатать
ИНТЕРВЬЮ: Доктор исторических наук, религиозный обозреватель «МК» СЕРГЕЙ БЫЧКОВ рассказывает американскому корреспонденту Портала об отношениях РПЦ МП с ПЦА и РПЦЗ, внутренних и внешних проблемах Московской патриархии

"Портал-Credo.Ru": Сергей Сергеевич, Ваш частный визит в Соединенные Штаты не остался незамеченным православными гражданами. С Вашего позволения, я задам Вам несколько вопросов, которые интересуют православных американцев. Естественно, что большинство вопросов касаются взаимоотношений между РПЦ МП и Православной Церковью в Америке – как бы Вы охарактеризовали состояние этих отношений на сегодня?

Сергей Бычков: Изменения, которые происходят в Русской церкви в течение последних 20 лет, вращаются в основном вокруг российских проблем. Как ни странно, в советский период, когда Церковь находилась под тяжелым гнетом большевиков, были люди, которые задумывались над судьбами Православия не только в Советском Союзе, но и на других континентах. Достаточно вспомнить 1970-й год – дарование автокефалии Православной Церкви в Америке. С одной стороны – инициаторами этой автокефалии были священники Александр Шмеман и Иоанн Мейндорф, а с другой - митрополит Никодим (Ротов), который тогда возглавлял Отдел внешних церковных сношений МП. Думаю, что митрополиту Никодиму стоило немалых трудов убедить Совет по делам религий в необходимости автокефалии. Не стоит забывать, что над Советом еще находились соответствующие отделы в ЦК КПСС и в КГБ. Так что приходилось долго убеждать и доказывать, что автокефалия необходима молодой Церкви.

Сегодня, как это ни парадоксально, иерархия РПЦ МП больше зациклена на своих проблемах, чем на проблемах Автокефальной Церкви в Америке. К этим проблемам прибавилось восстановление в 2007 году евхаристического общения с Русской Зарубежной Церковью. Как-то получилось, что сегодня больше внимания уделяется отношениям с РПЦЗ. Отношения с ПЦА находятся на обочине. Это очень печально. Миссионерский опыт, который накоплен ПЦА, мог бы пригодиться РПЦ, потому что сегодня российским христианам приходится жить в окружении, если не атеистическом, то - почти языческом.

- Значит, основная причина отсутсвия интереса к ПЦА в запутанном клубке собственных проблем РПЦ МП, а не в захлестнувшем Россию антиамериканизме?

- В сегодняшней России идет структурная перестройка церкви – всюду возникают митрополии, происходит дробление епархий, резкое увеличение числа епископов и синодальных учреждений, которые часто дублируют деятельность друг друга. Внятного объяснения всем этим переменам со стороны Священного Синода не слышно. Эта перестройка происходит на фоне братания с госструктурами, которые тоже подвергаются перманентным реформам. В такой ситуации то там, то здесь возникают скандалы, которым со стороны Священного Синода до сих пор не дано надлежащей оценки. Православный священник убивает двух людей, но его даже не лишают сана, хотя он находится в заключении и под судом!

Достаточно перечитать "Опросы епархиальных архиереев", проведенные в 1905 году, чтобы понять, насколько губительно для Церкви Христовой слияние с государством. Все болезни, которыми страдают госструктуры, инфекционно поражают и Церковь.

Возникла непростая ситуация в Украине, где параллельно существует три Православные Церкви и четыре основные христианские деноминации, включая греко-католиков. По сути Томоса, который был подготовлен в 1990 году митрополитом Кириллом (Гунядевым), возглавлявшим в тот период ОВЦС МП, и который был дарован патриархом Алексием II, УПЦ МП сегодня является автокефальной Церковью. Синод УПЦ МП самостоятельно избирает и назначает епископов, создает новые епархии, только уведомляя о своих решениях Церковь-Мать. УПЦ МП существует на территории независимого государства. В Украинской Церкви насчитывается 12 тысяч приходов. Они качественно отличаются от российских приходов, особенно провинциальных, когда храм посещают три-четыре человека. В Украине приходы полноценные и живут полнокровной жизнью.

И это не единственная проблема. Две параллельные структуры РПЦ МП и Константинопольского патриархата в Эстонии. Непризнанная РПЦ православная Церковь Абхазии. Проблемы ближнего зарубежья оттесняют проблемы ПЦА на задний план.

- Может быть, ПЦА игнорируется как ультралиберальная часть современного православия? Ведь ПЦА – это развитие, это реальные шаги вперед, это иное мышления – очищенное от флера "традиционной дремучести" РПЦ МП?

- Консерватизм присущ Православию. И это не так уж плохо. Плохо, когда он оборачивается дремучей невежественностью. Интерес к трудам отца Александра Шмемана высок, в том числе и в духовных школах России. Все его книги переизданы в России, даже проповеди. Собраны все статьи (кстати, проделано это усилиями Елены Дорман). Но миссионерский опыт ПЦА, о котором говорит Шмеман, – не воспринимается. В сознании российской церковной иерархии укоренилась убежденность, что российский вариант Православия - самый истинный и неповрежденный. Учитывая, что Россия страна многоконфессиональная, выглядит это очень странно.

Трудно понять, кто и с какой целью изобрел фигурирующие с недавних пор порочные понятия "традиционных" и "нетрадиционных" конфессий. К "традиционным" отнесли православие, ислам, буддизм и иудаизм. Протестантов и католиков в России "традиционными" не признают. Отношение к другим конфессиям покровительственное. Так старший брат относится к неразумному младшему брату. Такое отношение представителей других конфессий коробит, они не понимают, почему государство отдает предпочтение Православию. В учении Христа заложена мысль о том, что перед Богом равны все, в том числе и неверующие.

Иерархию РПЦ МП, как, впрочем, и так называемых чиновных государственников, отличает имперское сознание. Хотя советская империя рухнула, и все мы живем под ее обломками. И все-таки продолжаем тешиться тем, что мы – это "третий Рим"! На самом же деле империя подразумевает сосуществование религий. Как возможно в многоконфессиональной стране отказывать в существовании каким-то другим верующим. В России сегодня постоянно вспыхивают гонения со стороны государства, а православные их поддерживают – даже если это гонения на христианские конфессии. Преследуют пятидесятников, иеговистов, адвентистов.

Но брошенные отцом Александром Шмеманом семена ложатся в неблагоприятную почву. Неизвестно, когда можно ожидать плодов и какими они будут. За 70-летие правления коммунистов в России произошли глубинные изменения на генетическом уровне. Видимо, только через несколько поколений будут исцелены раны. И то, что американцам кажется ясным и понятным, для россиян совершенно не очевидно.

- Вам не кажется, что процесс братского общения между ПЦА и РПЦ МП приостановился после попытки лишить ПЦА автокефалии, которую провалил ушедший недавно в отставку митрополит Иона?

- Попытка лишить ПЦА автокефалии ущербна, прежде всего, с канонической точки зрения. С точки зрения синодалов это была попытка исправления ошибки, которая, по их мнению, была допущена в 70-м году. Попытка заменить автокефалию на автономию была изначально ошибочной. Она проистекает от глубинного непонимания самой структуры и предназначения ПЦА. А как же миссионерский опыт святых – Германа Аляскинского и Иннокентия (Вениаминова)? Что же – их труды были напрасными?

- Вы признаете, что такая попытка была предпринята?

- Многое остается до сих пор "под спудом", поскольку РПЦ МП до сих пор остается абсолютно закрытой структурой, несмотря на создание Синодального информационного отдела. Но шумная история с митрополитом Ионой, с приездом в США митрополита Илариона (Алфеева) – это уже часть истории, которую не вычеркнешь.

- Как Вы считаете, эту идею митрополиту Ионе внушили? Или же его собственная инициатива в этом тоже наличествовала?

- Выскажу свою точку зрения. Я отнюдь не претендую на то, что она является единственно верной. Несмотря на то, что митрополит Иона - выпускник Свято-Владимирской семинарии, он не осознавал вполне предназначения автокефалии. Не понимал того, что о. Александр Шмеман видел ПЦА как миссионерскую церковь, призванную действовать на американском континенте, среди американцев. Точно так же в Англии митрополит Антоний (Блум) создал миссионерскую церковь, которая была нацелена не на русскую диаспору, а на англичан. Всеобщее помутнение канонического сознания, которое происходит сегодня у нас в России, проявилось у митрополита Ионы. Если бы он внимательно прочитал Устав ПЦА, то, конечно, не допустил бы тех убийственных ошибок, которые привели его к отставке. Быть может, он пошел на поводу у митрополита Илариона (Алфеева), который возглавляет Отдел внешних связей – по сути, министерство иностранных дел РПЦ МП – они оба, видимо, в тот момент полагали, что возможно безболезненно ликвидировать автокефалию, не понимая, что за прошедшие полстолетия ПЦА прочно укоренилась в американском обществе. Капелланы ПЦА служат в армии США, получая от государства зарплату. Любая попытка изменения канонического статуса ПЦА привела бы к конфликту с государственными структурами США.

- После этого события у многих американских православных граждан возник правомерный вопрос: каков же профессиональный уровень сотрудников ОВЦС МП, если им в голову пришло осуществить такую дипломатическую операцию? Чем объясняется, что уже не в первый раз на место управляющего патриаршими приходами присылаются не приспособленные к церковно-дипломатической работе люди, к тому же окруженные ореолом нетрадиционных отношений, – это случайность?

- В советское время, когда над РПЦ МП довлел контроль со стороны Совета по делам религий, ЦК КПСС и КГБ, к этому вопросу относились более ответственно. Кандидатура епископа, которому предстояло ехать в США, обсуждалась всесторонне, и мнение Синода с патриархом не было главенствующим. Поскольку и в годы "холодной войны", и в годы брежневского детанта США рассматривались как соперник номер один. Следовательно, в США направляллся епископ, с одной стороны, по словам Мандельштама, "проваренный в чистках как соль", с другой, могущий достойно представить СССР и ее интересы за рубежом. После развала СССР все изменилось. Синод теперь без вмешательства со стороны государства решает, кого направить в США для управления патриаршими приходами.

Хотя согласно Томосу 1970 года их уже не должно существовать. РПЦ МП обещала при даровании автокефалии, что патриаршие приходы постепенно перейдут под омофор ПЦА. Однако этого не происходило, что порождало постоянное напряжение в отношениях двух Церквей.

Что же относительно личностей, отягощенных гомосексуальными связями, то это сегодня одна из самых больных проблем РПЦ МП. К сожалению, в церковной среде это уже даже и не считается проблемой. Другой вопрос – почему в США посылают, мягко говоря, бесцветных епископов, которые даже не знают английского? Это опять-таки объясняется издержками имперского мышления. Москва – это "третий Рим", а вот США – это какие-то заокеанские задворки.

- Очень важный для нас вопрос: каковы на сегодня отношения между РПЦ МП и РПЦЗ МП? Процесс слияния остановился или все же медленно идет?

- Во-первых, в том документе, который был принят на Всезарубежном Соборе в Сан-Франциско в 2006 году, говорится о восстановлении канонического и евхаристического общения с РПЦ МП, при условии отказа от экуменизма, осуждения сергианства и сохранения за РПЦЗ статуса самоуправляемой Церкви, который будет определен ближайшим свободным Поместным Собором. Думаю, что для епископата РПЦЗ МП холодным душем был Поместный Собор в феврале 2009 года, который длился всего лишь полдня и был целиком посвящен выборам нового патриарха. Попытки первосвятителя РПЦЗ МП поставить в повестку дня вопрос о каноническом статусе РПЦЗ не встретили понимания. На Всезарубежном Соборе РПЦЗ ведь ни о каком слиянии не говорилось. Но то, что до сих пор не определен статус РПЦЗ, является уязвимым местом. Когда открываешь календарь РПЦ МП, то обнаруживаешь, что Зарубежная Церковь является лишь ее незначительной частью.

- Так разве не этого и добивались?

- Вряд ли! В РПЦ МП есть, к примеру, несколько автономных Церквей – Японская, Латвийская, Эстонская. Есть Украинская де факто автокефальная Церковь, которая является самостоятельной и независимой. А в случае с Зарубежной Церковью нет самосознания ни с той, ни с другой стороны – непонятно, какой у нее статус. Что это - автокефалия или автономия?

- Мы же с Вами не первые, кто задумался над этим вопросом – видимо, это уже обсуждалось?

- Это не обсуждалось! Потому что решения Архиерейского Собора РПЦЗ МП многими клириками и епископами был восприняты "в штыки". Часть приходов в начале 2000-х ушла из РПЦЗ, которую возглавил митрополит Лавр. Если бы вовремя был четко оговорен статус РПЦЗ, а для этого требовался созыв полноценного Поместного Собора, то было бы ясно: является ли РПЦЗ частью РПЦ МП и какой частью.

- Может, еще не поздно добиться приемлемого для РПЦЗ МП канонического статуса?

- Остается только надеяться, что найдутся богословы, и с той, и с другой стороны, что они все же поднимут этот вопрос. Кстати, РПЦ МП создала такую структуру как Межсоборное присутствие, которое регулярно собирается и в его заседаниях принимает участие и РПЦЗ МП, и, в принципе, любой клирик может поставить там вопрос о статусе Зарубежной Церкви.

- Возможно ли на данном этапе завершить процесс объединения "двух ветвей российского Православия"?

- Вполне возможно. Но и это законное право предусматривает четкий и ясный статус Церкви.

- Есть ли какие-то "плюсы" от восстановления евхаристического общения между РПЦ МП и РПЦЗ МП за минувшие пять лет?

- Худой мир лучше доброй ссоры. На протяжении 70 лет наблюдалось жесткое противостояние между РПЦ МП и РПЦЗ. "Зарубежники" все время декларировали, что они - единственная ветвь русского Православия, которая сохранила чистоту риз. Этот дружественный Акт очень важен, но начатое дело не было, к сожалению, завершено.

И когда они впервые участвовали в работе Поместного Собора в 2009 году, то оказались в нелепом положении, так как жизнь на Западе приучила их к демократии, а то, с чем они столкнулись в России, – это был чистой воды авторитаризм. И для них это было дико и они не знали, как на это реагировать. Они не могли представить, что Поместный Собор может длиться полдня – их Всезарубежный Собор 2006 года заседал неделю. Причем на том Соборе была предоставлена возможность высказаться всем: не только епископам, но и священникам, и мирянам.

- Пусть Вам не покажется странным такой вопрос от гражданина США: кто сегодня является ключевыми фигурами в РПЦ МП?

- В РПЦ МП, как и в российском государстве, выстроена вертикаль власти. И так же как в государственной пирамиде на вершине находится Путин, в РПЦ МП на вершине патриарх Кирилл (Гундяев). Он остается самой влиятельной фигурой и определяет внутреннюю и внешнюю политику РПЦ. У него есть помощники – наиболее влиятельной фигурой среди них является архиепископ Арсений (Епифанов), старший викарий Москвы. Не стоит забывать, что население столицы сегодня около 14 миллионов человек. Он полновластно и бесконтрольно пользуется этой властью и все, что происходит сейчас в церковной жизни Москвы, вызывает серьезные опасения. Вертикаль управления не предполагает множества влиятельных фигур.

- Фигура митрополита Илариона (Алфеева) является влиятельной или хотя бы самостоятельной единицей?

- Это лишь викарный епископ, лишенный возможности как-то влиять на решения патриарха или Синода. Хотя он и митрополит, но викарный митрополит – это нонсенс с канонической точки зрения. Как и Чаплин, он лишь озвучивает решения Синода или лично патриарха.

- А священноначалие в отдаленных местах, что называется, в российской глубинке, имеет какое-то реальное право голоса в РПЦ МП?

- Только в пределах своей епархии. Но сейчас часто возникают конфликты между правящими митрополитами и их епископами, так как новообразованные структуры – новые митрополии - также не определены канонически.

- Есть ли хоть какое-то материальное благополучие в этих отдаленных российских епархиях?

- Россия – это гигантская территория и 130 миллионов населения. В стране преобладает так называемое "бытовое православие" - ребенка надо обязательно крестить, покойника отпеть, новобрачных венчать – это оплачиваемые требы. Кроме этого, если епископ деятельный, то он беспокоится о реституции церковного имущества. Если государство возвращает церковные здания, возникает недвижимость, которой можно как-то оперировать – в аренду сдать, например. Каждая епархия должна отчислять ежемесячные суммы в Москву на содержание патриархийного аппарата. Из-за реформ эта система разбалансирована, так как существуют бедные епархии –такие как Мурманская или Архангельская. При этом административный церковный аппарат не выстроен, как это было в советские времена, когда за всеми отчислениями внимательно следили и чиновники из Совета по делам религий.

- Можно ли говорить о коррупции в РПЦ МП?

- Произошло тесное сращение Церкви с государством. Государство заразило своими болезнями церковные структуры. Сегодняшние публичные дискуссии о том, должен ли епископ быть богатым и ездить на роскошной "иномарке", подтверждают это. Об этом говорили еще в 1905 году, когда по инициативе обер-прокурора К.П. Победоносцева провели опрос епархиальных архиереев. В результате этого опроса выяснилось, что большинство высказалось за восстановление института патриаршества и независимость Церкви. Сам Победоносцев был уверен, что подавляющая часть епископата выскажется за подчинение государству. Если бы сегодня провели подобный опрос, то мы бы узнали много интересного.

- Степень воцерковленности российского населения заметна или все же незначительна?

- Тот сдвиг, который произошел в сознании россиян после крушения СССР, заметен. Все чаще в руках людей можно увидеть "Молитвослов" - это особенно бросается в глаза в общественном транспорте, и этого никогда не было раньше. В основном, это относится к женщинам среднего возраста, но они достаточно большая часть населения.

- Наверное, это еще раз подтверждает тот факт, что Православие является частью русской культуры?

- Безусловно. Люди начинают понимать, что в нашем государстве надеяться можно только на Бога.

- Традиционный вопрос – состоится ли Всеправославный Собор?

- При такой разрозненности православных христиан трудно предполагать, что он произойдет. Дай Бог, чтобы было созвано Всеправославное совещание. Важно, что во главе восточных церквей сегодня стоят люди, вызывающие уважение. Например, Вселенский патриарх Варфоломей – мудрый, просвещенный человек. То же самое можно сказать и об Иерусалимском патриархе Феофиле. Патриархи двух древнейших церквей – Александрийской и Антиохийской - находятся сейчас в тяжелейшем положении: гибнут христиане в Сирии, гибнут христиане в Египте. И, возможно, предстоятели этих четырех древнейших церквей все-таки приложат усилия для созыва Всеправославного Собора. Хотя бы для того, чтобы сохранить древнейшие восточные Церкви. Важно понять, как объединить и сохранить разбросанных по всему миру православных. Не будем забывать, что нас не так то уж и много - не более двухсот миллионов. Важно никогда не забывать слова Христа: "Да будут все едины!"

Беседовала Светлана Вайс, Нью-Йорк,

для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
30 октября 2014, 19:02  
ДОКУМЕНТ: Обращение верующих РПЦЗ(А) Удмуртии. "Прозвучавшая на последнем Синоде хула на великое и святое Белое начало нашей Церкви для нас неприемлема"
Материал является переводом30 октября 2014, 19:00  
За 8 лет, которые прошли с последнего визита Папы Римского, в Турции стало меньше священников и больше католиков
30 октября 2014, 18:37  
ДОКУМЕНТ: Обращение клириков и мiрян российских приходов РПЦЗ(А). "Деятельность митр. Агафангела по управлению Церкви, чем дальше, тем больше попирает традиции и соборные решения РПЦЗ"
Материал является переводом30 октября 2014, 17:49  
Христианские Церкви Египта подали в правительство страны проект закона, упрощающего получение разрешений на строительство храмов
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 16:08  
Правозащитная организация «Международная христианская солидарность» объявила 16 ноября Днем молитвы за гонимую Церковь
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 15:49  
МОНИТОРИНГ СМИ: На полпути к милосердию. Благодаря жесткому выступлению главы ОВЦС МП на Синоде католических против УГКЦ украинские греко-католики получили небывалую поддержку
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 15:26  
Элладская архиепископия надеется на решение конфликта ЕС и РФ, заявил митрополит Додонский Хризостом
30 октября 2014, 15:00  
В Иерусалиме совершено покушение на раввина
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 14:49  
«Всякая политика должна быть удалена за стены храма», - считает глава УПЦ МП митрополит Онуфрий
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 14:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Какие бюджеты ведут к храму. Финансовую помощь регионов РФ религиозным организациям узаконили
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 14:08  
Религиозные общины в РФ не должны управляться извне, заявил протоиерей Всеволод Чаплин, указав на пример Китая
30 октября 2014, 13:55  
Власти Москвы сочли неэтичным дизайн канализационных люков с Георгием Победоносцем
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 13:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сектоведы по вызову. Александра Дворкина и его коллег можно нанять для решения семейных конфликтов и устранения конкурентов в бизнесе
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 13:05  
Отлучить от РПЦ МП экс-депутата облдумы планируют томские активисты
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 12:41  
Пятиметровую статую Будды планируется установить в буддийском храме в Москве
30 октября 2014, 12:26  
Премьер-министр Великобритании призвал эмира Катара активнее бороться с финансированием группировки «Исламское государство»
Материал содержит иллюстрации30 октября 2014, 12:05  
На Кубани завершено следствие об убийстве настоятеля храма Белореченска



Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"


Наши партнеры:

Портал Baznica.Info
Zdravomyslie.ru Христианская книга
www.agentura.ru











Статьи партнеров: Влияние аськи на молодежь
Аренда недвижимости
Влияние социальных сетей
Домашний персонал
Исправление зрения
Автомобиль и навигатор
Дыхание природы
Секрет успеха компаний
Квартиры в столице
C чувством благодарности
Клининговые услуги
Влияние интернета
Учитывать при создании сайта
Рынок недвижимости
Рамки закона
Квартира в новостройке
Телевизоры
Прогнозы

 © Портал-Credo.ru 2002-14 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования