Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 мая 2013, 18:42 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Доктор исторических наук, религиозный обозреватель «МК» СЕРГЕЙ БЫЧКОВ рассказывает американскому корреспонденту Портала об отношениях РПЦ МП с ПЦА и РПЦЗ, внутренних и внешних проблемах Московской патриархии


"Портал-Credo.Ru": Сергей Сергеевич, Ваш частный визит в Соединенные Штаты не остался незамеченным православными гражданами. С Вашего позволения, я задам Вам несколько вопросов, которые интересуют православных американцев. Естественно, что большинство вопросов касаются взаимоотношений между РПЦ МП и Православной Церковью в Америке – как бы Вы охарактеризовали состояние этих отношений на сегодня?

Сергей Бычков: Изменения, которые происходят в Русской церкви в течение последних 20 лет, вращаются в основном вокруг российских проблем. Как ни странно, в советский период, когда Церковь находилась под тяжелым гнетом большевиков, были люди, которые задумывались над судьбами Православия не только в Советском Союзе, но и на других континентах. Достаточно вспомнить 1970-й год – дарование автокефалии Православной Церкви в Америке. С одной стороны – инициаторами этой автокефалии были священники Александр Шмеман и Иоанн Мейндорф, а с другой - митрополит Никодим (Ротов), который тогда возглавлял Отдел внешних церковных сношений МП. Думаю, что митрополиту Никодиму стоило немалых трудов убедить Совет по делам религий в необходимости автокефалии. Не стоит забывать, что над Советом еще находились соответствующие отделы в ЦК КПСС и в КГБ. Так что приходилось долго убеждать и доказывать, что автокефалия необходима молодой Церкви.

Сегодня, как это ни парадоксально, иерархия РПЦ МП больше зациклена на своих проблемах, чем на проблемах Автокефальной Церкви в Америке. К этим проблемам прибавилось восстановление в 2007 году евхаристического общения с Русской Зарубежной Церковью. Как-то получилось, что сегодня больше внимания уделяется отношениям с РПЦЗ. Отношения с ПЦА находятся на обочине. Это очень печально. Миссионерский опыт, который накоплен ПЦА, мог бы пригодиться РПЦ, потому что сегодня российским христианам приходится жить в окружении, если не атеистическом, то - почти языческом.

- Значит, основная причина отсутсвия интереса к ПЦА в запутанном клубке собственных проблем РПЦ МП, а не в захлестнувшем Россию антиамериканизме?

- В сегодняшней России идет структурная перестройка церкви – всюду возникают митрополии, происходит дробление епархий, резкое увеличение числа епископов и синодальных учреждений, которые часто дублируют деятельность друг друга. Внятного объяснения всем этим переменам со стороны Священного Синода не слышно. Эта перестройка происходит на фоне братания с госструктурами, которые тоже подвергаются перманентным реформам. В такой ситуации то там, то здесь возникают скандалы, которым со стороны Священного Синода до сих пор не дано надлежащей оценки. Православный священник убивает двух людей, но его даже не лишают сана, хотя он находится в заключении и под судом!

Достаточно перечитать "Опросы епархиальных архиереев", проведенные в 1905 году, чтобы понять, насколько губительно для Церкви Христовой слияние с государством. Все болезни, которыми страдают госструктуры, инфекционно поражают и Церковь.

Возникла непростая ситуация в Украине, где параллельно существует три Православные Церкви и четыре основные христианские деноминации, включая греко-католиков. По сути Томоса, который был подготовлен в 1990 году митрополитом Кириллом (Гунядевым), возглавлявшим в тот период ОВЦС МП, и который был дарован патриархом Алексием II, УПЦ МП сегодня является автокефальной Церковью. Синод УПЦ МП самостоятельно избирает и назначает епископов, создает новые епархии, только уведомляя о своих решениях Церковь-Мать. УПЦ МП существует на территории независимого государства. В Украинской Церкви насчитывается 12 тысяч приходов. Они качественно отличаются от российских приходов, особенно провинциальных, когда храм посещают три-четыре человека. В Украине приходы полноценные и живут полнокровной жизнью.

И это не единственная проблема. Две параллельные структуры РПЦ МП и Константинопольского патриархата в Эстонии. Непризнанная РПЦ православная Церковь Абхазии. Проблемы ближнего зарубежья оттесняют проблемы ПЦА на задний план.

- Может быть, ПЦА игнорируется как ультралиберальная часть современного православия? Ведь ПЦА – это развитие, это реальные шаги вперед, это иное мышления – очищенное от флера "традиционной дремучести" РПЦ МП?

- Консерватизм присущ Православию. И это не так уж плохо. Плохо, когда он оборачивается дремучей невежественностью. Интерес к трудам отца Александра Шмемана высок, в том числе и в духовных школах России. Все его книги переизданы в России, даже проповеди. Собраны все статьи (кстати, проделано это усилиями Елены Дорман). Но миссионерский опыт ПЦА, о котором говорит Шмеман, – не воспринимается. В сознании российской церковной иерархии укоренилась убежденность, что российский вариант Православия - самый истинный и неповрежденный. Учитывая, что Россия страна многоконфессиональная, выглядит это очень странно.

Трудно понять, кто и с какой целью изобрел фигурирующие с недавних пор порочные понятия "традиционных" и "нетрадиционных" конфессий. К "традиционным" отнесли православие, ислам, буддизм и иудаизм. Протестантов и католиков в России "традиционными" не признают. Отношение к другим конфессиям покровительственное. Так старший брат относится к неразумному младшему брату. Такое отношение представителей других конфессий коробит, они не понимают, почему государство отдает предпочтение Православию. В учении Христа заложена мысль о том, что перед Богом равны все, в том числе и неверующие.

Иерархию РПЦ МП, как, впрочем, и так называемых чиновных государственников, отличает имперское сознание. Хотя советская империя рухнула, и все мы живем под ее обломками. И все-таки продолжаем тешиться тем, что мы – это "третий Рим"! На самом же деле империя подразумевает сосуществование религий. Как возможно в многоконфессиональной стране отказывать в существовании каким-то другим верующим. В России сегодня постоянно вспыхивают гонения со стороны государства, а православные их поддерживают – даже если это гонения на христианские конфессии. Преследуют пятидесятников, иеговистов, адвентистов.

Но брошенные отцом Александром Шмеманом семена ложатся в неблагоприятную почву. Неизвестно, когда можно ожидать плодов и какими они будут. За 70-летие правления коммунистов в России произошли глубинные изменения на генетическом уровне. Видимо, только через несколько поколений будут исцелены раны. И то, что американцам кажется ясным и понятным, для россиян совершенно не очевидно.

- Вам не кажется, что процесс братского общения между ПЦА и РПЦ МП приостановился после попытки лишить ПЦА автокефалии, которую провалил ушедший недавно в отставку митрополит Иона?

- Попытка лишить ПЦА автокефалии ущербна, прежде всего, с канонической точки зрения. С точки зрения синодалов это была попытка исправления ошибки, которая, по их мнению, была допущена в 70-м году. Попытка заменить автокефалию на автономию была изначально ошибочной. Она проистекает от глубинного непонимания самой структуры и предназначения ПЦА. А как же миссионерский опыт святых – Германа Аляскинского и Иннокентия (Вениаминова)? Что же – их труды были напрасными?

- Вы признаете, что такая попытка была предпринята?

- Многое остается до сих пор "под спудом", поскольку РПЦ МП до сих пор остается абсолютно закрытой структурой, несмотря на создание Синодального информационного отдела. Но шумная история с митрополитом Ионой, с приездом в США митрополита Илариона (Алфеева) – это уже часть истории, которую не вычеркнешь.

- Как Вы считаете, эту идею митрополиту Ионе внушили? Или же его собственная инициатива в этом тоже наличествовала?

- Выскажу свою точку зрения. Я отнюдь не претендую на то, что она является единственно верной. Несмотря на то, что митрополит Иона - выпускник Свято-Владимирской семинарии, он не осознавал вполне предназначения автокефалии. Не понимал того, что о. Александр Шмеман видел ПЦА как миссионерскую церковь, призванную действовать на американском континенте, среди американцев. Точно так же в Англии митрополит Антоний (Блум) создал миссионерскую церковь, которая была нацелена не на русскую диаспору, а на англичан. Всеобщее помутнение канонического сознания, которое происходит сегодня у нас в России, проявилось у митрополита Ионы. Если бы он внимательно прочитал Устав ПЦА, то, конечно, не допустил бы тех убийственных ошибок, которые привели его к отставке. Быть может, он пошел на поводу у митрополита Илариона (Алфеева), который возглавляет Отдел внешних связей – по сути, министерство иностранных дел РПЦ МП – они оба, видимо, в тот момент полагали, что возможно безболезненно ликвидировать автокефалию, не понимая, что за прошедшие полстолетия ПЦА прочно укоренилась в американском обществе. Капелланы ПЦА служат в армии США, получая от государства зарплату. Любая попытка изменения канонического статуса ПЦА привела бы к конфликту с государственными структурами США.

- После этого события у многих американских православных граждан возник правомерный вопрос: каков же профессиональный уровень сотрудников ОВЦС МП, если им в голову пришло осуществить такую дипломатическую операцию? Чем объясняется, что уже не в первый раз на место управляющего патриаршими приходами присылаются не приспособленные к церковно-дипломатической работе люди, к тому же окруженные ореолом нетрадиционных отношений, – это случайность?

- В советское время, когда над РПЦ МП довлел контроль со стороны Совета по делам религий, ЦК КПСС и КГБ, к этому вопросу относились более ответственно. Кандидатура епископа, которому предстояло ехать в США, обсуждалась всесторонне, и мнение Синода с патриархом не было главенствующим. Поскольку и в годы "холодной войны", и в годы брежневского детанта США рассматривались как соперник номер один. Следовательно, в США направляллся епископ, с одной стороны, по словам Мандельштама, "проваренный в чистках как соль", с другой, могущий достойно представить СССР и ее интересы за рубежом. После развала СССР все изменилось. Синод теперь без вмешательства со стороны государства решает, кого направить в США для управления патриаршими приходами.

Хотя согласно Томосу 1970 года их уже не должно существовать. РПЦ МП обещала при даровании автокефалии, что патриаршие приходы постепенно перейдут под омофор ПЦА. Однако этого не происходило, что порождало постоянное напряжение в отношениях двух Церквей.

Что же относительно личностей, отягощенных гомосексуальными связями, то это сегодня одна из самых больных проблем РПЦ МП. К сожалению, в церковной среде это уже даже и не считается проблемой. Другой вопрос – почему в США посылают, мягко говоря, бесцветных епископов, которые даже не знают английского? Это опять-таки объясняется издержками имперского мышления. Москва – это "третий Рим", а вот США – это какие-то заокеанские задворки.

- Очень важный для нас вопрос: каковы на сегодня отношения между РПЦ МП и РПЦЗ МП? Процесс слияния остановился или все же медленно идет?

- Во-первых, в том документе, который был принят на Всезарубежном Соборе в Сан-Франциско в 2006 году, говорится о восстановлении канонического и евхаристического общения с РПЦ МП, при условии отказа от экуменизма, осуждения сергианства и сохранения за РПЦЗ статуса самоуправляемой Церкви, который будет определен ближайшим свободным Поместным Собором. Думаю, что для епископата РПЦЗ МП холодным душем был Поместный Собор в феврале 2009 года, который длился всего лишь полдня и был целиком посвящен выборам нового патриарха. Попытки первосвятителя РПЦЗ МП поставить в повестку дня вопрос о каноническом статусе РПЦЗ не встретили понимания. На Всезарубежном Соборе РПЦЗ ведь ни о каком слиянии не говорилось. Но то, что до сих пор не определен статус РПЦЗ, является уязвимым местом. Когда открываешь календарь РПЦ МП, то обнаруживаешь, что Зарубежная Церковь является лишь ее незначительной частью.

- Так разве не этого и добивались?

- Вряд ли! В РПЦ МП есть, к примеру, несколько автономных Церквей – Японская, Латвийская, Эстонская. Есть Украинская де факто автокефальная Церковь, которая является самостоятельной и независимой. А в случае с Зарубежной Церковью нет самосознания ни с той, ни с другой стороны – непонятно, какой у нее статус. Что это - автокефалия или автономия?

- Мы же с Вами не первые, кто задумался над этим вопросом – видимо, это уже обсуждалось?

- Это не обсуждалось! Потому что решения Архиерейского Собора РПЦЗ МП многими клириками и епископами был восприняты "в штыки". Часть приходов в начале 2000-х ушла из РПЦЗ, которую возглавил митрополит Лавр. Если бы вовремя был четко оговорен статус РПЦЗ, а для этого требовался созыв полноценного Поместного Собора, то было бы ясно: является ли РПЦЗ частью РПЦ МП и какой частью.

- Может, еще не поздно добиться приемлемого для РПЦЗ МП канонического статуса?

- Остается только надеяться, что найдутся богословы, и с той, и с другой стороны, что они все же поднимут этот вопрос. Кстати, РПЦ МП создала такую структуру как Межсоборное присутствие, которое регулярно собирается и в его заседаниях принимает участие и РПЦЗ МП, и, в принципе, любой клирик может поставить там вопрос о статусе Зарубежной Церкви.

- Возможно ли на данном этапе завершить процесс объединения "двух ветвей российского Православия"?

- Вполне возможно. Но и это законное право предусматривает четкий и ясный статус Церкви.

- Есть ли какие-то "плюсы" от восстановления евхаристического общения между РПЦ МП и РПЦЗ МП за минувшие пять лет?

- Худой мир лучше доброй ссоры. На протяжении 70 лет наблюдалось жесткое противостояние между РПЦ МП и РПЦЗ. "Зарубежники" все время декларировали, что они - единственная ветвь русского Православия, которая сохранила чистоту риз. Этот дружественный Акт очень важен, но начатое дело не было, к сожалению, завершено.

И когда они впервые участвовали в работе Поместного Собора в 2009 году, то оказались в нелепом положении, так как жизнь на Западе приучила их к демократии, а то, с чем они столкнулись в России, – это был чистой воды авторитаризм. И для них это было дико и они не знали, как на это реагировать. Они не могли представить, что Поместный Собор может длиться полдня – их Всезарубежный Собор 2006 года заседал неделю. Причем на том Соборе была предоставлена возможность высказаться всем: не только епископам, но и священникам, и мирянам.

- Пусть Вам не покажется странным такой вопрос от гражданина США: кто сегодня является ключевыми фигурами в РПЦ МП?

- В РПЦ МП, как и в российском государстве, выстроена вертикаль власти. И так же как в государственной пирамиде на вершине находится Путин, в РПЦ МП на вершине патриарх Кирилл (Гундяев). Он остается самой влиятельной фигурой и определяет внутреннюю и внешнюю политику РПЦ. У него есть помощники – наиболее влиятельной фигурой среди них является архиепископ Арсений (Епифанов), старший викарий Москвы. Не стоит забывать, что население столицы сегодня около 14 миллионов человек. Он полновластно и бесконтрольно пользуется этой властью и все, что происходит сейчас в церковной жизни Москвы, вызывает серьезные опасения. Вертикаль управления не предполагает множества влиятельных фигур.

- Фигура митрополита Илариона (Алфеева) является влиятельной или хотя бы самостоятельной единицей?

- Это лишь викарный епископ, лишенный возможности как-то влиять на решения патриарха или Синода. Хотя он и митрополит, но викарный митрополит – это нонсенс с канонической точки зрения. Как и Чаплин, он лишь озвучивает решения Синода или лично патриарха.

- А священноначалие в отдаленных местах, что называется, в российской глубинке, имеет какое-то реальное право голоса в РПЦ МП?

- Только в пределах своей епархии. Но сейчас часто возникают конфликты между правящими митрополитами и их епископами, так как новообразованные структуры – новые митрополии - также не определены канонически.

- Есть ли хоть какое-то материальное благополучие в этих отдаленных российских епархиях?

- Россия – это гигантская территория и 130 миллионов населения. В стране преобладает так называемое "бытовое православие" - ребенка надо обязательно крестить, покойника отпеть, новобрачных венчать – это оплачиваемые требы. Кроме этого, если епископ деятельный, то он беспокоится о реституции церковного имущества. Если государство возвращает церковные здания, возникает недвижимость, которой можно как-то оперировать – в аренду сдать, например. Каждая епархия должна отчислять ежемесячные суммы в Москву на содержание патриархийного аппарата. Из-за реформ эта система разбалансирована, так как существуют бедные епархии –такие как Мурманская или Архангельская. При этом административный церковный аппарат не выстроен, как это было в советские времена, когда за всеми отчислениями внимательно следили и чиновники из Совета по делам религий.

- Можно ли говорить о коррупции в РПЦ МП?

- Произошло тесное сращение Церкви с государством. Государство заразило своими болезнями церковные структуры. Сегодняшние публичные дискуссии о том, должен ли епископ быть богатым и ездить на роскошной "иномарке", подтверждают это. Об этом говорили еще в 1905 году, когда по инициативе обер-прокурора К.П. Победоносцева провели опрос епархиальных архиереев. В результате этого опроса выяснилось, что большинство высказалось за восстановление института патриаршества и независимость Церкви. Сам Победоносцев был уверен, что подавляющая часть епископата выскажется за подчинение государству. Если бы сегодня провели подобный опрос, то мы бы узнали много интересного.

- Степень воцерковленности российского населения заметна или все же незначительна?

- Тот сдвиг, который произошел в сознании россиян после крушения СССР, заметен. Все чаще в руках людей можно увидеть "Молитвослов" - это особенно бросается в глаза в общественном транспорте, и этого никогда не было раньше. В основном, это относится к женщинам среднего возраста, но они достаточно большая часть населения.

- Наверное, это еще раз подтверждает тот факт, что Православие является частью русской культуры?

- Безусловно. Люди начинают понимать, что в нашем государстве надеяться можно только на Бога.

- Традиционный вопрос – состоится ли Всеправославный Собор?

- При такой разрозненности православных христиан трудно предполагать, что он произойдет. Дай Бог, чтобы было созвано Всеправославное совещание. Важно, что во главе восточных церквей сегодня стоят люди, вызывающие уважение. Например, Вселенский патриарх Варфоломей – мудрый, просвещенный человек. То же самое можно сказать и об Иерусалимском патриархе Феофиле. Патриархи двух древнейших церквей – Александрийской и Антиохийской - находятся сейчас в тяжелейшем положении: гибнут христиане в Сирии, гибнут христиане в Египте. И, возможно, предстоятели этих четырех древнейших церквей все-таки приложат усилия для созыва Всеправославного Собора. Хотя бы для того, чтобы сохранить древнейшие восточные Церкви. Важно понять, как объединить и сохранить разбросанных по всему миру православных. Не будем забывать, что нас не так то уж и много - не более двухсот миллионов. Важно никогда не забывать слова Христа: "Да будут все едины!"

Беседовала Светлана Вайс, Нью-Йорк,

для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
30 мая 2015, 15:13  
В центре Москвы наряду с гей-активистами задержан лидер православного движения "Божья воля" Энтео (Цорионов)
Материал содержит иллюстрации30 мая 2015, 14:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: Храм-дом йог. Ринг-свят-свят. Гавриков: гонг! 30 мая Федерация Учителей Кундалини Йоги проводит свой первый семинар в старообрядческом храме на Бауманской
29 мая 2015, 21:07  
Вопрос об отделении от Московского патриархата для УПЦ МП неактуален, заявил митрополит Онуфрий (Березовский)
Материал является переводом29 мая 2015, 19:39  
БИБЛИОТЕКА: Митрополит Василий Липкивский (+ 1937). О ком молиться в субботу перед Троицей. Проповедь в Троицкую родительскую субботу [проповедь]
29 мая 2015, 18:33  
Таблички с упоминанием Московского патриархата заменяют на храмах Одесской епархии УПЦ МП
29 мая 2015, 18:20  
Затопило петербургскую квартиру православного депутата-гееборца Виталия Милонова
29 мая 2015, 17:56  
Архиерейский Собор Сербской патриархии предъявил трехдневный ультиматум епископу Артемию (Радославлевичу), выступающему против экуменизма
29 мая 2015, 17:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сталин и Путин увековечены на иконах в РПЦ [МП]
Материал является переводом29 мая 2015, 17:06  
ENGLISH VERSION: Igor Knyazev, a Lutheran Bishop. Petition to the authorities of Kaluga Region and the city of Kaluga, as well as to the regional law enforcement agencies
Эксклюзивный материал29 мая 2015, 16:58  
VOX POPULI: Согласны ли Вы с возведением грандиозного монумента св. Владимиру на московских Воробьевых горах?
29 мая 2015, 16:18  
Белгородская митрополия РПЦ МП заявила о непричастности к богослужению с "иконой" Сталина
Материал содержит иллюстрации29 мая 2015, 15:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Памятник Владимиру: работа идет, страсти не утихают. Глава московской комиссии по монументальному искусству заявил, что размеры памятника с ним никто не обсуждал
29 мая 2015, 15:27  
В Кремле переадресовали в московскую мэрию вопрос переноса памятника князю Владимиру
Материал содержит иллюстрации29 мая 2015, 15:11  
Министр иностранных дел Павел Климкин пригласил Папу Франциска посетить Украину
Материал содержит иллюстрации29 мая 2015, 14:52  
Священники РПЦ МП начали собирать долги с жителей Омска вместе с приставами
29 мая 2015, 14:37  
Берлинская полиция проверяет интервью русскоязычного имама и проповедника "Исламского государства" сайту "Медуза"
Материал содержит иллюстрации29 мая 2015, 14:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Путин получил сигнал от Владимира. Путин и Собянин могут обсудить вопрос о памятнике святому князю Владимиру в Москве
Материал содержит иллюстрации29 мая 2015, 13:59  
Губернатор Тюменской области предложил сделать новый перевод Корана
29 мая 2015, 13:27  
Ректор МГУ назвал дискуссионным вопрос о месте памятника князю Владимиру
Материал содержит иллюстрации29 мая 2015, 12:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: Интернет-страницу патриарха требуют зарегистрировать как СМИ. Аккаунт главы РПЦ МП «ВКонтакте» за первые три дня посетило около 1 млн человек
29 мая 2015, 12:33  
В Кремль подали подписи сотрудников и студентов МГУ против памятника князю Владимиру
29 мая 2015, 12:05  
Австралия: 12 молодых женщин пытались покинуть Мельбурн, чтобы присоединиться к "Исламскому государству"
29 мая 2015, 10:22  
Епископы УПЦ МП объявили в Одессе о проекте поддержки военных моряков Украины
Материал содержит иллюстрацииМатериал является переводом29 мая 2015, 10:10  
Ближайший сотрудник Одесского митрополита УПЦ МП отметил день рождения с тортом "ДНР" и представительницами древнейшей профессии с Донбасса


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-15 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования