Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 мая 2013, 14:00 Распечатать

МЫСЛИ: Арье Барац. О КАКОМ ИИСУСЕ УПОМИНАЕТ ТАЛМУД? По материалам книги Ури Шахара «Мессианский квадрат»


Хорошо известно, что в Талмуде имеются упоминания об Иисусе из Назарета. Все высказывания такого рода давно собраны и широко доступны. В частности, с ними можно ознакомиться на сайте "Библиотека Руслана Хазарзарова".

Между тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что во всех этихталмудических историях само имя Иисус из Назарета (Йешу Аноцри), упоминается всего два раза: на 43-й и 107-й страницах трактата Сангедрин. Во всех других случаях фигурирует некто Бен Стада.

Прежде всего рассмотрим два случая, в которых говориться о Иисусе из Назарета. На 43-й станице сказано: "Накануне Песаха повесили Йешу Аноцри. И клич был объявлен за сорок дней: "Йешу Аноцри будет побит камнями за колдовство и подстрекание, и отвращение Израиля; всякий, кто может сказать что-либо в его защиту, пусть придет и вступится за него". И не нашли ничего в его защиту, и повесили его накануне Песаха".

На 107-й странице рассказывается другая история: "Учили мудрецы: пусть твоя левая рука отталкивает, а правая приближает. Не так, как Элиша, оттолкнувший Гехезию обеими руками, и не так, как Йегошуа бен-Перахия, оттолкнувший Йешу А-Ноцри обеими руками... Когда царь Яннай казнил мудрецов, ушел Йегошуа бен-Перахия [и Йешу] в Александрию Египетскую. Восстановилось согласие... Поднялся и встретился в некоей гостинице. Ему устроили почетный прием. Сказал: "Как прекрасна гостиница эта!" Сказал ему Йешу: "Рабби, глаза ее слезятся" (слово "гостиница" - "ахсания" означает также и хозяйку гостиницы). Сказал ему: "Грешник, вот что тебя занимает!" — собрал четыре сотни шофаров и объявил ему херем. Йешу пришел к нему через некоторое время, сказал ему: "Прими (меня)", (но) он не обратил на него внимания. Однажды (Йегошуа бен-Перахия) стал читать утреннюю молитву, встретился ему Йешу. Решил он принять его, поманил его рукой. Тот решил, что он его отталкивает. Пошел поставил кирпич и стал поклоняться ему. Сказал (Йегошуа бен-Перахия) ему: "Вернись". Йешу сказал ему: "Так я принял от тебя: всякому согрешившему и соблазнившему многих не дают возможности покаяться".

Невольно возникает вопрос, каким образом Иисус из Назарета мог быть отлучен во времена царя Янная, а казнен "накануне Песаха" при Понтии Пилате, то есть столетием позже? Эта нестыковка вынудила некоторых иудейских мудрецов, например, Рабейну Тама (1100-1171), прийти к заключению, что упоминаемый в Талмуде Йешу вообще не имеет никакого отношение к евангельскому Иисусу.

Автор недавно изданной книги "Мессианский квадрат" Ури Шахар сделал следующий шаг и предположил, что описанный на 107-й странице трактата Сангедрин Йешу - современник Янная – на самом деле не кто иной, как Учитель Праведности - основатель кумранской общины "Яхад" и, по всей видимости, первый в истории претендент на роль Мессии.

Гипотеза Шахара о том, какое историческое лицо могло скрываться под этим прозвищем, выглядит самой правдоподобной из всех, мне известных, уже хотя бы по хронологическим соображениям.

Первосвященник Ония III (2 Маккавейская книга, гл. 3-4), которого ученые чаще всего принимают за Учителя праведности, жил несколько раньше возникновения кумранской общины. Ессеи Иуда и Менахем (описанные Иосифом Флавием в "Иудейских древностях" (кн. 13, гл. 11,2 и кн. 15, гл. 10,5), о которых говорят другие, – заметно позже. Об Иоанне Крестителе, Апостоле Павле и брате Иисуса Иакове и говорить не приходится.

Между тем, время царя Янная оптимально соответствует времени жизни Учителя праведности. Но причем здесь Нацрат (Назарет), ведь ущелье Кумран расположено на Мертвом море, а не возле озера Кинерет (Генисаретского)? Прозвище "Аноцри" ("Из Назарета") Шахар производит не от места рождения (Нацрат), а от насыщенного мессианской символикой (например, Йешайя 11:1) слова "нецер" ("молодой побег").

Свою гипотезу Ури Шахар убедительно подтверждает, сопоставляя приведенный текст Сангедрина с некоторыми фрагментами кумранских рукописей. Так, в комментарии к книге пророка Аббакука (Аввакума) (8:8) и в комментарии к 37-му Псалму (37:33) говорится о "нечестивом священнике", который преследовал Учителя праведности. Шахар, как, впрочем, и многие другие исследователи, идентифицирует его именно с царем и первосвященником Алесандром Яннаем, который, по свидетельству Флавия, однажды казнил восемьсот раввинов, о чем, по-видимому, и упоминает Талмуд, говоря о "казни мудрецов", побудившей Йегошуа бен Перахию и Йешу бежать в Египет.

Но в том же комментарии к книге Аббакука (Аввакума) (5:11; 10:9) упоминается еще и о другом враге Учителя праведности - о "Человеке лжи", который не поверил словам Учителя праведности в его проповеди Нового Завета. В "Дамасском документе" (4:19; 8:12) неприязненно говорится о тех, "кто строил ограду". Но "строители ограды" - это другое имя мудрецов ("стройте ограду Закону" - Перкей Авот, 1:1), первым из которых был как раз рабби Иегошуа бен Перахия, возглавлявший в ту пору Сангедрин.

Да и из Гимнов видно, что Учитель отвержен, что не только Первосвященник ищет его убить, но что и мудрецы против него. Все это невольно наводит на мысль, что помимо Александра Янная противником Учителя праведности был также и его современник рабби Йегошуа бен Перахия.

Кроме того, Шахар убедительно подтверждает свою гипотезу сопоставлением отношений между пророком Елисеем (Элишей) и его слугой Гехезией (Гиезием) как они представлены в Талмуде и в Кумранских текстах. Но в целом это отдельная тема, с которой читатель может ознакомиться в самом "Мессианском квадрате". Здесь мне бы хотелось остановиться на другом.

Отождествив Йешу, описанного на 107-й странице трактата Сангедрин, с Учителем праведности, Шахар считает, что в других местах Талмуда речь все же идет о Главе христианской общины, то есть что в Талмуде под одним именем упоминаются два разных лица.

На мой взгляд, этот вывод достаточно спорен. Мнение Рабейну Тама, согласно которому в Талмуде ни слова не говорится об Основателе христианства, по-видимому, базируется не только на противоречии в датировке жизни Иисуса из Назарета.

Как мы помним, на 43-й странице, где упоминается о казни Иисуса из Назарета "накануне Песаха", во-первых, говорится о побитии камнями (завершавшемся повешением мертвого тела), а не о распятии, а во-вторых, не приводится никакой хронологической зацепки. То есть и здесь речь могла идти все о том же Учителе праведности.

Когда же мы обратимся к другим фрагментам Талмуда, якобы упоминающим об Основателе христианства под именем Бен Стада, то убедимся, что в них никакого соответствия евангельским событиям вообще нет.

Так, например, в Талмуде (Сангедрин, 67а; Тосефта Сангедрин, 10:11) говорится, что Бен Стада был казнен в Лоде. В трактате Шаббат (104а) об этом Бен Стаде сказано, что он привез магию из Египта, что опять же согласуется с Йешу, описанным в Сангедрин 107, который побывал в Египте в зрелом возрасте, но не с Йешу Евангелий, Который оказался там в младенчестве.

Традиция отождествляет Бен Стаду с Йешу Аноцри, однако при этом явственно чувствуется некоторая натяжка. В самом деле, объявляя Йешуа Бен Стадой, то есть "сыном Стады", Талмуд затрудняется точно сказать, об отце или о матери его идет речь: "Сказал р. Хисда: Стада — муж, Пандира — любовник. (Но ведь) муж — Паппос бен-Йегуда? Значит Стада — его мать. Его мать — Мирьям, ухаживающая за женщинами. Потому говорят в Пумбедите: "Она изменила мужу своему" (Сангедрин, 67). Но при этом не менее расхожей является версия, что Мирьям, ухаживающая за женщинами, – это Магдалина (Хагига, 4).

В Сангедрин (43а) говорится, что Йешу "был близок к царскому двору", чего никак нельзя сказать о евангельским Плотнике. Согласно Евангелию, галилейский царь Ирод Антиппа не был знаком с Йешу (Мф., 14:1) и впервые увидел Его перед казнью (Лук., 23:7-8). Что же касается Иудеи, то во времена, описанные в Евангелии, никакого "царского двора" в ней вообще не существовало, так как Иудея была римским протекторатом, что опять же подтверждает версию о том, что Талмуд говорит о человеке, жившем при царе Яннае.

Правда, в Сангедрин 43а, как и в Сангедрин 67а, говорится, что Бен Стада был казнен в канун Песаха. Однако, во-первых, сообщается, что казнен он был в Лоде, а не в Иерусалиме, а во-вторых, - и это самое существенное – он был побит камнями (и, как положено, после того повешен – Втор., 21:22-23) по приговору еврейского суда за колдовство, а не распят по приговору суда римского (вид казни, совершенно неприемлемый для еврейской традиции) за претензию на царский титул. Отличается, как мы видим, все: время и место действия, состав преступления, политический субъект, вынесший приговор, и, соответственно, способ казни.

Итак, очень трудно поверить, что Талмуд и Евангелие говорят об одном и том же лице. Создается впечатление, что еврейские мудрецы просто предпочли видеть основоположником христианства патентованного колдуна Бен Стаду, вместо правоверного Йешу, Которого, в свою очередь, отождествили с кумранским Учителем праведности.


    В сюжете:

19 апреля 2017, 13:39  
ВИДЕО: Охота за Благодатным огнем. Документальный фильм о всевозможных превратностях на пути к Храму Гроба Господня в Иерусалиме в Великую Субботу
18 апреля 2017, 14:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Сама Пасха везде и всегда одинакова по смыслу». Священники о празднике. Известный епископ неофициальной и известный протоиерей официальной православных Церквей оказались "в одном флаконе" у "Сноба"
18 апреля 2017, 12:20  
Мавзолей с мумией Ленина, против захоронения которого выступает РПЦ МП, открылся для посетителей на третий день Пасхи
16 апреля 2017, 12:37  
Пасхальные богослужения в Украине посетили около 20 % жителей, а в России - менее 4
16 апреля 2017, 12:10  
ВИДЕО: "Вечная небесная жизнь преодолевает земную смерть". Пасхальное приветствие президента Украины Петра Порошенко и его супруги (на укр. яз.)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования