Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 апреля 2013, 17:18 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Зарубежная Церковь забывает русский. Православие в США все больше становится англоязычным и американским по духу


В консервативной Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), до последнего времени твердо защищавшей свою «русскость», происходят небывалые перемены. Предстоятель РПЦЗ Митрополит Иларион (Капрал) впервые в истории этой Церкви, в 2008 году, рукоположил епископов-американцев Иеронима (Джерома Шо) и Георгия (Джорджа Шефера).

Сам Митрополит Иларион – канадский украинец из семьи выходцев с Волыни, а его предшественник Митрополит Лавр (Шкурла) – карпаторосс из Словакии, но в Церкви их считали русскими. Теперь же при активном участии и благословении Митрополита Илариона рукополагают небывалое количество англоязычных клириков – священников, дьяконов и чтецов.

Во многих приходах РПЦЗ начали совершать богослужения на английском языке. В оплоте «русскости» Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле ввели преподавание по-английски дополнительно к русскому. Пожилой священник, побывавший на похоронах бывшего Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра (в 2008 году), рассказывал как-то мне: «Я оказался в толпе, где все – священники и монахи – говорили между собой по-английски. Для РПЦЗ это было невероятно еще двадцать лет назад. И я понял, что мы живем совсем в другом мире».

Растущее число новообращенных американцев влияет не только на язык, но и на стиль церковной жизни, и даже на изменение отношения к вере. Это не значит, что новый церковный и богословский язык РПЦЗ – язык либерализма, нет, наоборот, это язык американского консерватизма. Наверное, самая большая группа среди новообращенных – это южане, пришедшие из различных протестантских Церквей. Характерна лекция об отношениях пастыря и паствы, прочитанная протоиереем Стивеном Риттером из Вознесенского монастыря (Ресака, штат Джорджия) и размещенная на официальном сайте РПЦЗ (http: //www.eadiocese. org/News/2013/mar/ritter.en.htm). Священнослужитель говорил о свободе, которая и есть истинное содержание православия, о том, что послушание не есть подчинение, а, наоборот, послушание пастыря и его паствы, старца и его учеников должно быть взаимным, о необходимости не ограничивать свободу паствы, и другие вещи, которые сегодня не часто услышишь в православной среде по-русски. Риттер приводил конкретные примеры из жизни Церкви. Хотя имена в лекции не были названы, но Церковь эта небольшая, и все понимали, о чем речь.

Тенденции американизации в Церкви не могут не входить в противоречие с образом мышления и представлениями о православии верующих – русских по происхождению, особенно тех, кто не родился в США, а приехал из России. В октябре 2012 года на Объединенном пастырском совещании Восточно-Американской епархии РПЦЗ и епархии Московского Патриархата в Нью-Йорке группа священников пыталась поднять вопрос о том, как относиться к людям в Церкви, которые чем-то обидели других прихожан. «People abused by church» – в Америке это актуальная тема, которая разбирается в религиозных учебных заведениях, в религиозной периодике, ей посвящены книги. Российские устроители резко отвергли эту инициативу и заявили, что все это грех и зло, что обсуждать подобные вопросы на совещании немыслимо. Хотя в аудитории были заслуженные священники, готовые поделиться своим опытом. Недоумение американских священнослужителей вызвала также роскошь самого мероприятия, оплаченного посольством России, в том числе шикарный обед на прогулочном судне. «20 тысяч долларов за один обед с музыкой, – возмущался знакомый священник, – лучше бы приходам и храмам эти деньги дали. У многих церквей крыша течет, коммунальные счета нечем оплачивать...» В основном русские церкви здесь небогатые, служение русского священника в Америке – дело неприбыльное. Большинство клириков вынуждены работать на стороне, чтобы сводить концы с концами и содержать семью.

Трения усугубляются еще и модным нынче антиамериканизмом командировочных духовных чинов из Москвы. «Я не могу с москвичами разговаривать, – сказал мне русский священник РПЦ, сам приехавший из Москвы лет 20 назад, – здесь мой дом, семья, паства, здесь я служу Богу, и я не хочу поддакивать их враждебности». На вопрос, а можно ли не обращать внимания на поведение гостей, он нервно бросил, что этого вопроса не обойти при пастырском общении.

Концепцию «Русского мира», выдвинутую Патриархом Кириллом, в РПЦЗ принимают очень сдержанно. Священники, воспитанные на американской земле, в большинстве своем не связывают православие с национальностью. «Русские православные верующие в Америке продолжают духовную традицию русского православия, однако Церковь служит Богу, а не державе, народу, культуре и т.д., – сказал мне один клирик РПЦЗ. – Традиционно Церковь была связана с империей, и во главе ее должен стоять монарх. Однако император – помазанник Божий, а в отсутствие монархии я предпочитаю американские порядки, где Церковь отделена от государства. Я не вмешиваюсь в мирские дела, и они мне не указ, что мне надо делать. Чем больше государство может мне дать, тем больше оно может и отнять». «Мы в Америке знаем Патриарха Кирилла начиная с 1991 года. Он умнейший человек и тогда был удивительно открыт, – рассказал другой священник. – Однако я слушал его изложение концепции «Русского мира» во время братской трапезы в Киеве в 2011 году. Я понимал, что она и для Украины не подойдет, не только для Америки».

Не помогает сближению верующих двух стран и тот факт, что не оправдались ожидания некоторых видных клириков РПЦЗ, надеявшихся на карьеру в Москве после воссоединения РПЦ и РПЦЗ в 2007 году. Впрочем, проведенный автором статьи импровизированный опрос 14 священнослужителей-американцев, присутствовавших на богослужении Митрополита Илариона в Благовещенском соборе в Флушинге (Нью-Йорк), показал, что про «Русский мир» слышали только трое.

Есть и другие поводы для конфликтов. В американских православных организациях сформировались «церковные семьи», где приходы и влияние передаются от отца к сыну. В Зарубежной Церкви опасаются возрождения «граббизма» – по имени секретаря Синода РПЦЗ епископа Манхэттенского Григория (Граббе) при Митрополите Филарете (Вознесенском) (1964–1985). Его обвиняли в создании нездоровой атмосферы семейственности, в коррупции и плохом управлении. В Русской Православной Церкви заграницей сложилось несколько священнических династий, контролирующих целые округа. К сожалению, именно они становятся оплотом «русскости».

Набирает силу «этнический» конфликт в Восточно-Американской епархии. Большая группа англоязычных священников и монахов не так давно обратилась к Митрополиту Илариону с просьбой выйти из подчинения епархии. Митрополит предоставил им статус ставропигии, и они подчиняются теперь непосредственно самому Первоиерарху Церкви.

Конечно, теперь уже смешанные семьи, когда один из супругов нерусского происхождения, не выдавливают из русских приходов, а детей, разговаривающих по-русски с акцентом, не третируют в церковных школах и находящихся под патронажем Церкви скаутских лагерях НОРР (Национальная организация русских разведчиков). Однако трения будут существовать еще долго.

Хоть такую семейственность по старой дореволюционной традиции еще кое-где считают священническими династиями, но это уже скорее непотизм, свойственный религиозной жизни Соединенных Штатов. Америка способна адаптировать все, с чем входит в контакт. Даже русское православие.

Анна Нежинская,

"НГ-РЕЛИГИИ", 17 апреля 2013 г.

Фото: jordanville.org

 


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал29 июня 2016, 18:30  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Построение линии обороны: итоги Всеправославного собора с точки зрения реальной политики
29 июня 2016, 18:05  
В Крыму передано в суд дело о нанесении надписей на стены православного храма
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 17:50  
Директора Чернобыльской АЭС заподозрили в выводе денег за рубеж через церковный приход
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 17:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ватикан ограничился в отношениях с Украиной милосердием. Госсекретарь Паролин предостерег местное духовенство от национализма
29 июня 2016, 17:04  
В Москве за 14 млн продается церковная постройка XVIII века
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 16:36  
Молодой человек устроил погром в соборе немецкого Бонна
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 16:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: Папа Франциск призвал католиков и православных к сотрудничеству. Делегациия Константинопольского патриархата посетила Ватикан
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 15:45  
Руководитель комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, религиовед Степан Медведко предложил религиозным организациям принять пакт против прозелитизма
29 июня 2016, 14:40  
Лидер российских пятидесятников призвал главу Совета Федерации обратить внимание на противоречие "антимиссионерского закона" базовым принципам христианства
29 июня 2016, 14:32  
"Православные активисты" безрезультатно призывали хабаровчан не участвовать в фестивале красок
29 июня 2016, 14:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Византийщина против Константинополя: поле битвы – Украина. Томос об автокефалии будет подлинным торжеством украинской национальной идеи и государственности
29 июня 2016, 14:04  
Федерация еврейских общин России опасается репрессий в связи с новым антимиссионерским законом
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации29 июня 2016, 13:50  
РЕПОРТАЖ: Перед судом. Церковная структура РПЦЗ(А) в США, похоже, распалась
29 июня 2016, 13:26  
Дмитрий Энтео считает «вопиющим случаем попрания религиозных свобод» требование властей Москвы выплатить более 1 млн. рублей за поврежденные экспонаты выставки
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 13:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Соборный иноразум. На полях Всеправославного собора на Крите много обсуждали «расколы» и «ереси» в мировом православии
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 12:46  
"Почему надо всех заранее считать православными христианами?" - удивился протодиакон Андрей Кураев, комментируя появление на рынке ритуальных услуг надгробия в виде iPhone
29 июня 2016, 12:11  
Представитель ФСБ обеспокоен деятельностью протестантов в Тюменской области
Материал содержит иллюстрации29 июня 2016, 11:41  
Антитеррористический пакет был принят в спешке и подходит не всем конфессиям, заявил первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования