Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
Распечатать

Религиоведение по-российски. Краткий обзор русских религиоведческих сайтов в Интернете


Что такое религиоведение? Если Вы хотя бы однажды задумались об этом, то Вам - сюда. Поскольку сейчас мы займемся обзором некоторых религиоведческих сайтов, наиболее популярных и соответствующих данной тематике.

Но для начала определимся с понятиями. Не приходилось ли Вам видеть юношу/девушку (непременно со взором горящим), которые бы на вопрос о его/ее специальности, гордо ответили бы одним емким словом: "религиовед". Мне - приходилось, поскольку этой девушкой была я сама. И чаще всего следующим вопросом на мое многозначительное заявление было: "Это - о церкви?" (надо думать, что под словом "церковь" мой неискушенный собеседник подразумевал теологию).

И тут взор медленно затухал, и вместо ответа мне приходилось давать подробные объяснения о том, чем же я все-таки занимаюсь. Некоторые соображения по этому поводу я и попытаюсь изложить в первой части. Ну, а если Вы блистаете эрудицией и можете в пику моим пространным объяснениям дать свои - четкие и ясные, то - милости прошу ко второй части, а именно - к обзорам сайтов, имеющих отношение к религиоведению.

1. Понятия и приоритеты

В последние годы в нашей стране все большую популярность приобретает наука о религии, или, как принято ее называть, религиоведение. Религиоведение является комплексной дисциплиной и вбирает в себя знания по социологии, психологии, философии, истории, феноменологии, этнографии, литературе.

Религиоведение рассматривает религию в ее взаимодействии со всеми сферами общественной и личной жизни отдельного индивидуума. Именно поэтому область религиоведения столь многообразна и вызывает интерес у широкой аудитории, зачастую - независимо от ее религиозной принадлежности. К слову сказать, современное религиоведение стремится отгородить себя от религиозно-апологетических или религиозно-обличительных идей. В этом и заключается основное отличие религиоведения от теологии.

Попытка религиоведения сохранить нейтральную позицию по отношению к другим религиям порой вызывает негативную оценку со стороны дилетантизма. Однако, несмотря на это, религиоведение в последнее время находит все больший отклик со стороны общественности, что существенно помогает в ее становлении и развитии на российской почве.

2. Сетевые публикации

Надо сказать, что несмотря на растущий интерес к изучению религий, религиоведение в Сети представлено весьма скудно. Все сайты, имеющие прямое или косвенное отношение к религиоведению, можно разделить на следующие разделы:

2.1. Религиоведческие проекты, стремящиеся к наиболее полному освящению предмета. К таким проектам можно отнести почтовую рассылку Введение в религиоведение, информационной базой которой выступает Упельсинкина страница. Рассылка стремится рассказать читателю о многообразном мире религий, публикуя на своих страницах материалы по истории религий, фрагменты священных текстов, труды тех, кого принято называть "классиками религиоведения", и многое другое. Однако, несмотря на все свои разносторонние интересы, рассылка имеет существенные недостатки, а именно: уделяя повышенное внимание истории религий и священным текстам, она практически не говорит о ситуации в современном религиоведении, что свидетельствует о невысоком уровне данного проекта. Таким образом, рассылка оправдывает свое название и вполне может служить лишь введением в науку о религии.

Нам также хотелось бы отметить журнал "Религиоведение", который, являясь научно-теоретическим изданием, нацелен на широкий круг аудитории и призван к освящению религиоведческих вопросов. Журнал имеет свой сайт, на котором можно ознакомиться с редакционной коллегией, концепцией журнала, содержанием предыдущих выпусков и т. д. К сожалению, сами статьи авторов на сайте не представлены, но зато Вы всегда сможете ознакомиться с ними, подписавшись на журнал (см. условия подписки).

2.2. Отдельные публикации. Сюда можно отнести небольшие по объему страницы российских религиоведов, как правило, специализирующихся на конкретной тематике, а также отдельные сетевые публикации.

Из последних публикаций необходимо отметить статью А.Н. Красникова "Тенденции современного религиоведения", опубликованную на сайте Славянского правового центра. Полезными для читателей могут быть личные страницы проф. Е.А. Торчинова и проф. Р.В. Светлова. Авторские материалы к курсу религиоведения читатель сможет найти на странице А.С. Тимощука (размещена на сайте www.philosophy.ru). Юные религиоведы также активно подвизаются на научной стезе. Например, на странице студентки СПбГУ Аи Макаровой Вы найдете интересную статью "Попытки определения сакрального в истории религиоведческой мысли".

3. Сайты, посвященные отдельным разделам религиоведческой науки, например, истории религий (сайт Дмитрия Таевского "Иркутский Экспресс", этнографии (сайт "Народы и религии мира", основанный на одноименной энциклопедии, изданной в научном издательстве "Большая Российская энциклопедия"), феноменологии религии (см. сайт о Мирча Элиаде, созданный в мае 2002 г.) и др.

4. Религия в России - отдельное направление, по которому идут наиболее крупные проекты российского интернета, такие как "Государство и религия в России" (описание религиозной жизни России с позиции государственно-конфессиональных отношений), специальный проект "Русского Журнала" "Религия" (аналитика событий, происходящих в религиозной России), "Мир религий" (помимо новостной ленты событий включает статьи, словарь персоналий и обзор книжных новинок); "НГ-религии" (сетевая версия приложения к "Независимой газете" - "НГ-религии").

5. Сайты факультетов религиоведения как правило посвящены проблемам образования по данной специальности. Отметим лишь некоторые из них, таких, как Отделение религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Кафедра философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра религиоведения Русского Христианского гуманитарного института и др.

6. Ссылки на учебные пособия по религиоведению, продаваемые в интернет-магазинах. Таковых великое множество, но мы не будем останавливаться на них, дабы случайно не упустить что-то из виду.

Хотелось бы подчеркнуть, что данный обзор не является полным, а лишь свидетельствует о наиболее активных религиоведческих проектах в Интернете.

Завершая этот обзор, помянем и страницы, не имеющие никакого отношения к религиоведению, хотя и претендующие на это. К таковым относится сайт Православной Церкви Божией Матери Державная (шире известной как "Богородичный центр"), где ни одна из ссылок не соответствует тематике религиоведения (раздел Религиоведение в сети Интернет).

Религиоведение - вполне самостоятельная дисциплина. Удастся ли ей удержаться в таком качестве и не пойти на поводу у политических амбиций и конфессиональной приверженности - покажет время. А пока что - время образовываться и развиваться. Благо, есть необыкновенный простор для этого...

Марина В. Воробьева, г. Санкт-Петербург


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования