Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Не путайте Святое Православие с патриотизмом


В Сети разгорелись жаркие дискуссии о "бесланских мучениках" и их возможной канонизации в самое ближайшее время.

Уже который день в православном русскоязычном сегменте Сети не затихают споры о том, кто же изображен на иконе, написанной в Санкт-Петербурге к сороковому дню со дня трагедии в североосетинском городе Беслан.

А началось всё с двух сообщений об одном и то же событии, опубликованных с разницей в один день. 11 октября Портал-Credo.Ru опубликовал сообщение своего специального корреспондента: "Икона бесланских мучеников, написанная в Санкт-Петербурге в течение сорока дней после их убийства, доставлена в Северную Осетию. Перед отправкой ее освятил архиепископ Тихвинский Константин (Горянов)."

В тот же день ряд СМИ опубликовал на своих сайтах аналогичную информацию со ссылками на свои источники. Например, 11 октября питерский сайт Лениздат разместил со ссылкой на агентство СПБ-ТАСС информационное сообщение о том, что "написанную в Петербурге икону бесланских мучеников доставили в Северную Осетию. Создание образа мучеников к 40-му дню их кончины - редчайший, если не единственный случай в церковной истории. В основу иконографии положен древний сюжет об избиении Вифлеемских младенцев. Новомученики в белых ризах и плачущие матери предстали на фоне кавказских гор" - уточнялось в сообщении.

В то же время сайт Санкт-Петербург.Ру со ссылкой на Эхо Петербурга сообщил: "Написанная в Санкт-Петербурге икона бесланских мучеников прибыла вчера в православный Аланский Успенский мужской монастырь в Беслане. История Церкви, пожалуй, не знала, чтобы икона была создана столь скоро после кончины запечатленных на ней мучеников. Известный иконописец Михаил Осипенко изобразил на фоне кавказских гор плачущую Богоматерь, детские лики и черных бесов террора. Полотно высотой 1 метр является вариантом известного образа вифлеемских младенцев-первомучеников."

12 октября на сайте Православие.Ру со ссылкой на информационное агентство ИТАР-ТАСС было опубликовано сообщение, гласящее: "Написанная в Санкт-Петербурге икона Вифлеемских мучеников доставлена в Северную Осетию представителями духовенства и осетинской диаспоры Санкт-Петербурга. Как сообщил сегодня протоиерей Геннадий Беловолов, <...> образ будет храниться в Аланском Успенском мужском монастыре, который находится рядом со зданием бывшей школы, где произошла трагедия. <...>"Пострадавшим прежде всего нужна духовная поддержка. Икона - наша первая жертва на храм, который, мы надеемся, будет воздвигнут на месте школы, которую уже прозвали "новой детской Голгофой", - рассказал священник. История не знала столь чудовищных преступлений против детей со времен убийства младенцев в Вифлееме".

12 октября "Комсомольская правда" опубликовала статью под названием "В Питере написана икона "бесланские мученики"", в которой говорилось о том, что "Икона с изображенными младенцами в белых одеждах и плачущими матерями на фоне гор была написана за 10 дней. Народная молва уже окрестила икону чудотворной. " Подпись к изображению иконы, также опубликованному в газете, гласила: Образ Вифлеемских младенцев-мучеников посвящен невинно убиенным детям Беслана.

В тот же день целый ряд СМИ распространил сообщение сайта Православия.Ру. Одними из первых сию двусмысленность- о возникновении которой, впрочем, не могли не подозревать создатели иконы - отметили обитатели православного русскоязычного сегмента Живого Журнала, опубликовав под жизнерадостным заголовком "Доброе утро, родная страна" сообщение о вопиющем безобразии со стороны Портала, якобы исказившего информацию официального рупора РПЦ МП, а стало быть - и агентства ИТАР-ТАСС, явившегося источником новости. Основная часть дискуссии свелась к апелляциям к небезупречности информационной политики Портала. Однако автор записи к концу обсуждения смогла сформулировать основное противоречие: "Дело в том, что никакой "иконы бесланских мучеников" нет и быть не может. Церковная канонизация (признание того или иного человека святым) происходит по прошествии некоего времени и при наличии оснований, и занимается этим специальная комиссия. Сейчас некоторыми кругами (нормальному человеку не понятно, зачем) производятся провокации: самочинные "канонизации" – или такое поведение, будто "они же канонизированы, вы не знали?" (объявления кого-либо святым, как то: Ивана Грозного, Распутина, протоиерея Николая Гурьянова с о. Залит, Игоря Талькова), им пишутся иконы и акафисты, что совершенно мимо головы: потому что не надо бегать впереди паровоза. Впрочем, часто некая бабушка куда лучше чем вся комиссия по канонизации знает, кто свят, а кто нет (я иронизирую, конечно же). Эта акция вокруг Грозного с Распутиным приняла какие-то безумные размеры; на это Архиерейский Собор отдельно отреагировал. Теперь – больше. Поскольку трагедия в Беслане многих тронула, организовалась очередная гремучая смесь: кто-то из ревнующих не по разуму написал самочинный "акафист бесланским ученикам". Не святым. Не прославленным. Да, замученным, да, погибшим – но святость-то тут при чем? И заявление об этой иконе и, что немаловажно, об освящении ее вторым лицом в Епархии – это не только ошибка в прилагательном, вот в чем тут штука-то."

Тема была подхвачена другим автором Живого журнала и стала набирать обороты. Правда, и они преимущественно сводились к суждениями типа: "вот так и рождаются нездоровые сенсации". Наиболее радикальные, и, как водится, анонимные участники дискуссии предложили решить проблему двойственного смысла иконы своеобразно - объявив бойкот Порталу, и даже не пожалели времени на создание странички под названием "Что такое Портал Кредо.Ру?", воспользовавшись бесплатным хостингом сервера newmail.ru.

Тем временем был получен ответ от автора материала об иконе, опубликованном на Портале. По его словам, ошибки быть не могло и речь безусловно шла о Бесланских мучениках: "Сайты РПЦ МП позволяют себе исправлять материалы по своему вкусу и из осторожных охранительных соображений. Тем более, что на Арх. Соборе только что вовсю ругали авторов "самочинных икон". Как бы чего не вышло. Мученики - бесланские, и это о. Геннадий Беловолов объяснил, сравнив их с вифлеемскими. Иначе какой смысл писать икону про тех, не называя своими именами этих. Мне уже не раз приходилось видеть свои подправленные материалы, помещенные на патриархийных сайтах. В том числе взятые с Портала".

Интересно, что в ответ на разъяснения согласно некой неведомой логике последовали упрёки относительно того, что до сих пор неизвестно точное количество епархий, принадлежащих… РПАЦ. Какое отношение имеет вопрос об изображенных на иконе младенцах-мучениках к православным "альтернативщикам" - не совсем понятно…

Единственная содержательная ветвь дискуссии прояснила вопрос: "На иконе внизу написано: "В память успения мучеников (младенцев? не разобрать) в Беслане..." Мученики изображены Вифлемскими, но их нужно понимать Бесланскими. Иначе о них бы и не вспомнили, и именно так понимал тот, кто писал икону. Ради этого и писал. И народное сознание отразил. И о.Г.Б. прямо объяснил: Бесланские.

Вообще на иконах самое главное - надписи, а не изображение. Икона консервативна. Параллель с Вифлеемом для церковного человека – первое, что приходит в голову (светские люди вспоминали Аушвиц и Корчака.) Поэтому предмет не оскорбляет эстетически."

Еще один пользователь ЖЖ, осветив вкратце историю сиконой, пояснил, что мы имеем дело с феноменом "народной святости", приведя в пример культ Евгения Родионова, девятнадцатилетнего русского солдата, казненного под Бамутом 23 мая 1996 года.

На форуме Андрея Кураева тема бесланских мучеников также была поднята, однако обсуждение ограничилось немотивированными обвинениями Портала во лжи, и на том и угасло.

Однако понятно, что дискуссии о том, кто же изображен на иконе, не могут не перейти в вопрос о канонизации убиенных во время трагических событий в Беслане. Организована инициативная группа по подготовке канонизации, поставившая, в частности, своей целью объяснить широкой общественности, почему бесланские жертвы должны быть канонизированы.

Бесланская трагедия является именно РИТУАЛЬНЫМ УБИЙСТВОМ по всем признакам. Убивали, как по приказу Ирода, именно ДЕТЕЙ! Эта жертва была выбрана заранее. На всём Северном Кавказе выбрали народ, который один искони сохранил Православие - осетин. Убийства происходили под знаменем извечных пособников сатаны и мучителей христиан - "воинов ислама". И, наконец, Бесланская трагедия была спланирована кагалом, штабом антихристовых сил. Все остальные, от чечен до спецслужб, были лишь служками нелюдя-кохена, занесшего свой нож для ритуальных жертвоприношений над всем православным миром.

Для нас очевидно, что бесланские православные удостоились мученической кончины за Христа. Мы понимаем, что, если канонизация когда-либо и произойдет, то это возможно будет только при Православном Царе. Но Православие - не католичество, в Ватикане прославляет Папа и кардиналы, у нас же прославляет Бог, а о прославлении на Небесех свидетельствует вера народная на земле. Мы верим в то, что чудеса по молитвам Бесланских новомучеников изобильно изольются на многострадальную землю нашу. Нам нужно только молиться им, чтить их память, прославляя их в своих душах. Данное заявление размещено на т.н. Русском Православном Монархическом сайте.

Там же опубликована статья православного журналиста Александра Рожинцева, которая, в частности, гласит: "Город Беслан нельзя назвать православным. Как мы видели, многие дети, бежавшие от бандитов раздетые не имели на себе нательных Крестов, многие не имели христианские имена и даже не были Крещены, но кровью они Крестились, потому, что держали их в плену без питья и пищи, унижали и угнетали страхом магометане, злобные хулители Христа, мучители и гонители Церкви Христовой во все времена. То, что осетинским детям стреляли в спину, то что даже полуторагодовалые дети имеют огнестрельные ранения в живот (!), голову и т. д. говорит именно о мученичестве многих из них, если не всех.

Я бы не отпустил своего ребенка на улицу без нательного, пусть самого простого Креста, а тем более в день, когда он идет в школу. Но родители не задумываются над тем, что Бог может призвать к ответу и праведников и грешников в одночасье, а потому проявили преступную халатность. Слава Богу, многие дети спаслись милостью Божией и теперь вера Православная еще более укрепиться в осетинах, потому, что в эти три дня трагедии многие из них не сидели только и ждали, а усердно, всем сердцем молились и каялись. И Бог услышал эти молитвы. Другие дети и взрослые уподобились христианским мученикам, как и наши воины, которые пали, прикрывая своими телами детей".

На том же сайте предлагается "вариант Акафиста, составленный р.Б. Александром из Германии" вскоре после штурма школы в Беслане. Отношение к Акафисту у широкой общественности сложилось неоднозначное. На форуме монархического сайта часть посетителей выразила благодарность за "поддержку благого дела". Сторонники канонизации упомянули о крещении кровью, и также привели в пример канонизированного Евгения Родионова.

Имелись на форуме и те, кто отнесся к идее канонизации с известным скептицизмом, подчеркнув, что канонизация – это слишком, и отметив, что среди погибших были не только православные христиане, а значит, говорить о канонизации тут неуместно.

На форуме Русского Национального Единства к акафисту отнеслись жестче – автору акафиста предложили пройти диспансеризацию. Также один из участников форума поведал историю о темном прошлом автора акафиста, бывшего некогда астрологом в Магадане, а затем переквалифицировавшегося в православного журналиста.

На форуме "Осетия Онлайн" тем временем проводятся сразу несколько опросов относительно того, являются ли убиенные жертвы трагедии в Беслане мучениками. Правда, опросы популярностью не пользуются и число ответивших, составляя не более 12 человек, репрезентативной выборкой не является.

Один из участников форума поясняет: "По канонам Церкви прославлены в лике мучеников могут быть только: крещенные в Православии; оглашенные (готовившиеся ко Крещению); некрещенные, но принявшие мученичество с верой во Христа (Крещение кровию);крещенные в ереси или расколе, но до мученичества отвергшие свои заблуждения (даже без совершения над ними чиноприема в Церковь). Таким образом, имена мусульман не могут быть, конечно, внесены в список мучеников, о прославлении которых мы ходатайствуем. Кроме случая когда будет доказано, что среди пострадавших в Беслане мусульман были люди, уверовавшие во Христа или оглашенные."

На сайте Правая.Ru, где также был выложен текст акафиста православный греческий священник Хрисостомос Гуссаути, родом из Осетии, призвал не спекулировать горем и не придавать случившемуся религиозный характер: "Я православный (ипц Греции) священник родом из Осетии и рожденный осетин, по праву прошу написавших этот "акафист", не пользоваться горем моего народа.Беслан как таковой один из мусульманских сел Осетии. Среди погибших детей были и мусульмане и монофиситы и даже буддисты, но для меня не имеет значение какой веры они были. Они дети Осетии и мои дети, дети всего Осетинского народа. Вам живущим вне Осетии не понять этого. У нас не осталось ни одной осетинской семьи ( в том числе и моя) которая бы не потеряла родственников в этой кровавой резни. Мне понятна боль моего народа и я скорблю вместе со всеми. Но не могу сказать что все погибшие есть мученики Христовы. Не спекулируйте нашем горем, не придавайте случившемуся религиозный характер! Не путайте Святое Православие с патриотизмом!Оставьте нас самих оплакивать наше горе и не суйтесь к нам в Осетию со своими идеями о Третьем Риме! За это платят осетинские дети ,и никак не Россия и не Путин!!!"

Того же мнения придерживаются и на форуме "15-й регион": "В религиозном смысле мученик - это человек, осознанно принявший мучения во имя веры. Погибшие заложники приняли мучения поневоле. При чем тут канонизация? Не надо мешать религию куда не следует. Погибшим следует воздать все необходимые почести. Поддержать их семьи материально и морально. И постараться сделать так чтобы имена погибших там детей помнили всегда, чтобы они не стали лишь очередными жертвами в длинной череде несчастий. Да и кого вы хотите канонизировать? Если я не ошибаюсь среди заложников были и христиане и мусульмане и язычники. Вы канонизируете их всех?"

Таким образом, можно сказать, что общественность, натешившись обвинениями в адрес "Портала -Кредо.Ру", переключилась на вопросы канонических норм. Можно ли канонизировать убитых невольно и можно ли засчитать им "крещение кровью"... Словом, народный глас уже начинает громко звучать на просторах Рунета, отражая неопределенность и неясность, царящую как в самом вопросе, так и в головах тех, кто его обсуждает.

 Елена Жемердеева

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования