Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Алексей Муравьев. Литература средневековья и Нового Времени в Рунете как пособие по истории религиозности


В свое время великий русский религиозный философ-мистификатор, моралист и затем узник ГУЛАГа Лев Карсавин написал книгу об основах средневековой религиозности. Из этой книги можно почерпнуть много полезного для понимания того, почему и зачем средневековый человек веровал и ходил в церковь. И главное – что он читал, над чем размышлял. Ведь именно чтение и определяло поведение элит и некоторых других социальных групп. Поэтому наше внимание займут сетевые новинки про разную религиозную и важную для анализа религиозности литературу.

Святоотеческая византийская литература пополнилась на сайте Pages.ru сочинением Мефодия Патарского (III в., сочинение это, скорее всего, апокрифическое) "Слово о Симеоне и Анне. В день Сретения Господня", а также Григория Богослова "На св. Крещение". Там же выложены "Послания" известного защитника иконопочитания и активного участника "студийской схизмы" (михианского раскола) Феодора Студита.

Восточное исламское средневековье нашло отражение в анонсе книги Дж.С.М. Ходжсона "Орден ассассинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром". Из вывешенного можно представить себе и ценность книги, и важность ее для понимания генезиса идеи террора в исламе.

Западное Средневековье должно по праву продолжать наш обзор. Сайт, посвященный "Роману о Розе" (Le Roman de la Rose) - http://roman-rose.narod.ru/, знаменитому памятнику средневековой гуманистическо-рыцарской французской литературы XIII в., открылся в сети. Его создатели пишут: "Первая часть, написанная Гильомом де Лоррисом (ок. 4000 строк) представляет собой описание сна героя. Герой попадает в чудесный сад, в котором обитают аллегорические персонажи, и находит там прекрасную розу. Когда герой смотрит на нее, Амур стреляет в него пятью стрелами, после чего тот становится его вассалом. Влюбленный должен следовать принципам куртуазного поведения, о которых ему рассказывает его синьор. Герой пытается поцеловать Розу и достигает цели, но об этом узнает Злоязычие, и на голову героя обрушиваются несчастья. Ревность возводит вокруг Розы замок. Первая часть романа обрывается на жалобах влюбленного.

Вторая часть романа написана примерно через сорок лет. Известный средневековый автор Жан де Мен (Клопинель) прибавил к части Гильома де Лорриса около 18 000 строк. Произведение оканчивается тем, что армия Амура берет замок приступом, герой срывает Розу и просыпается. Таким образом, Жан де Мен развивает сюжет своего предшественника. В то же время, он вступает с ним в полемику, подвергая критике идеалы куртуазной жизни. В романе действует множество новых персонажей, таких как Природа, Гений, Фортуна. Герою помогает Венера, олицетворяющая физиологическую сторону любви, а в армии Амура присутствует "сомнительный" рыцарь Лжевид. Важную роль в произведении Жана де Мена играют отступления, представляющие собой самостоятельные трактаты о женщинах, судьбе, свободном выборе, Природе и Гении. В центре романа находится представление о естественной любви между мужчиной и женщиной, которая необходима для продолжения человеческого рода.

Роман был очень популярен в XIV-XVI в. Он оказал большое влияние не только на французскую (см. Badel 1980), но и на итальянскую (Данте, Боккаччо), и английскую (Чосер) литературу".

Средневековые хроники, имеющие отношение к Ливонии, можно найти на сайте замков Латвии. На замечательном сайте "Восточная литература" давно уже не видно обновлений, список которых обычно вывешивается тут. Но и того, что там уже вывешено, с лихвой хватит историку религии для знакомства с самыми загадочными страницами "средневековой религиозности"…

И, наконец, нечто русское. На сайте "Русской виртуальной библиотеки" ( http://rvb.ru/ ) можно найти множество текстов, важных для реконструкции истории русской религиозности пораскольного периода. Тут и русские поэты XVIII в. Херасков, Ломоносов, Державин, Карамзин, и загадочный современный писатель Юрий Мамлеев, и много еще разного интересного для историка религиозности.

Поэзия XVIII в., определенная западными образцами и библейской образностью, выражает духовные чаяния образованного сословия:

Я некогда в зеленом поле
Под тению древес лежал
И мира суетность по воле
Во смутных мыслях вображал;
О жизни я помыслил тленной,
И что мы значим во вселенной.
Представил всю огромность света,
Миров представил в мыслях тьмы…

Несмотря на скандальную историю с библиотекой К. Мошкова, в Рунете немало ресурсов, освещающих историю религиозности. Были б только читатели... 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования