Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

А. Нуне. Майскими короткими ночами отгремев, закончились бои?


Чуть более недели назад завершилось событие, которое, вне всякого сомнения, сподобится войти в анналы экклесиологии, будет изучаться и горячо обсуждаться нашими весьма отдаленными потомками. Событие значимое не просто в контексте нашей личной веры или личных убеждений, но и исторически значимое.

Но, как всегда получается с такими событиями, большая политика многое от нас заслоняет. И в этот раз получилось так: основные участники событий получили основательную долю внимания прессы, оказались со всех сторон освещены прожекторами всех СМИ, в то время как другие, не менее заинтересованные "в переделе уже переделанного мира", остались за кадром. Видимо, в силу их малочисленности и непрямой включенности в события мирового значения, средства масс-медиа решили если не игнорировать их, то, по крайней мере, отодвинуть на второй план. Несправедливо? Возможно. Но в информационном бизнесе "справедливость" вряд ли можно считать критерием, на который обращают внимание.

Вот и получается, что о Русской Православной Церкви под омофором митрополита Виталия (РПЦЗ(В)) приходится говорить лишь в контексте пословицы "мал золотник, да дорог". Да и сама Церковь митрополита Виталия предстает эдаким алмазом, потерявшимся в пыли. В этой заметке я постараюсь провести хотя бы краткий анализ сложившейся ситуации, особенно касаясь её психологического характера.

Однако, прежде чем приступить к сюжету, мы проведем вводное ознакомление с основной терминологией, ибо практика Живого Журнала (ЖЖ) показывает, что даже люди, считающие себя верующими и посещающие церковь, часто высказывают недоумение по поводу того, что же означает аббревиатура РПЦЗ(В).

До октябрьского переворота в России, до сих пор чаще именуемого революцией, была Православная Российская Церковь. После переворота среди многочисленных эмигрантов оказались, разумеется, и православные священники, и даже архиереи. Те, кто остались, были последовательно уничтожены большевистскими властями. Наконец, этими же властями был призван митрополит Сергий (Страгородский), написавший под чекистскую диктовку печально знаменитую примирительную декларацию, которую посвященные называют "ваши радости - наши радости", и, таким образом, "спасший Церковь", как считают его последователи в Московской патриархии.

Те, кто не был согласен с такими действиями властей и с такой декларацией, приводящей к расколу, ушли в так называемые "катакомбные церкви", - кто выжили, разумеется. Подробнее на этом мы не будем останавливаться. Желающие глубже вникнуть в суть дела могут набрать в поле поиска любой поисковой веб-службы или, например, ЖЖ-поисковика, ключевую фразу "митрополит Сергий", дабы ознакомиться со взглядами представителей разных юрисдикций на ту самую декларацию.

Ситуация была, мягко говоря, двусмысленной: было непонятно, насколько "спасение Церкви" необходимо для самой Церкви, что теперь делать с расколом и т.п. Этой ситуацией сполна воспользовались эмигранты, огласив себя истинными наследниками "той, настоящей Церкви", находящимися "временно в изгнании, пока на Родине справедливость не восторжествует и не исчезнет безбожная власть", и учредили Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ), которую до сих пор некоторые, обладающие неплохой памятью, именуют "карловацкой" - по имени древнего городка Сремские Карловцы в бывшей Югославии, в котором РПЦЗ была конституирована как самостоятельная религиозная структура.

По поводу каноничности (с церковной точки зрения) этого действия мнения теоретиков православия разделились. То, что РПЦЗ была внеканоническим образованием, никто не спорит, но одни считают, что это было противоканоническим действием, а другие, что -временно допустимым. Основной тезис здесь такой: каноническая Церковь должна быть поместной, чего никак нельзя утверждать о РПЦЗ. Особенный акцент сторонники той точки зрения, что РПЦЗ была противоканоническим образованием, делают на 34-е Апостольское правило, подчеркивая, что священники и архиереи покинули своего епископа без его благословления.

На Родине же осталась поместная Церковь, которая в свою очередь стала именоваться Русской Православной Церковью Московского патриархата (РПЦ МП).

Так бы они жили себе и поживали, почти безо всяких проблем и конфликтов. РПЦЗ – в ожидании окончания безбожной власти (от осознания своей непоместности и неканоничности никуда ведь не денешься), время от времени громя МП за сергианство, продажность и позднее - экуменизм. РПЦ МП – в самодовольном игнорировании существования "соперницы", тем более, что последняя в позиционировании себя таковой была непоследовательна и переменчива – многие правящие архиереи РПЦЗ считали МП не врагом, а сестрой, а подчас, и матерью, а некоторые даже поминали во время Богослужений патриархов МП. Непримиримых в этом отношении были единицы. В 50-е годы два архимандрита - Виталий (Устинов) (РПЦЗ) и Антоний (Блум) (РПЦ МП) - служили в одном и том же церковном здании в Лондоне, попеременно: неделю - один, неделю - другой. Архимандрит Виталий начинал всегда с малого освящения храма. И как-то архимандрит Антоний спросил его: "Отец Виталий, что же, Вы меня совсем священником не считаете?" (личные отношения двух будущих митрополитов были вполне хорошими). На что тот честно ответил: "Считаю. Священником Сатаны".

Непримирим к РПЦ МП был и Митрополит Филарет (Вознесенский), а также некоторые другие иерархи РПЦЗ. Высказывания же остальных звучали в унисон известному припеву из песенки "Песняров", летевшей "под солнцем советской России": "Зови меня дочкой, зови меня сыном, // А я тебя "матерью" с детства зову!".

Кажется, наша ознакомительная вводная часть несколько затянулась. Тем не менее, для того, чтобы, наконец, приступить к основному герою повествования, нужно вспомнить ещё немного истории.

В эпоху "перестройки", особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, интерес к РПЦЗ среди православных России, в том числе и членов МП, значительно возрос. Уже в 1989 году отдельные представители духовенства МП заявляют о своем присоединении к РПЦЗ.

Известие о присоединении к РПЦЗ прихода в Суздале вызвало обвальный процесс перехода диссидентствующих и просто недовольных клириков Московского патриархата в юрисдикцию Зарубежного Синода. Официально присоединяются к РПЦЗ: "сибирская группа" (игумен Евтихий, священники Иоаким Лапкин, Михаил Курочкин и Василий Савельев, диакон Сергий Бурдин), священник Петр Астахов в Калининградской области, священник Виктор Усачев под Москвой, диакон Сергий Перекрестов в Санкт-Петербурге, игумен Иннокентий в Приморском крае, общины с храмами в Брянской области, Ставропольском крае, Пензенской области и многих других регионах России. Известны случаи, когда за одну неделю в юрисдикцию РПЦЗ переходило более десятка общин.

В июне 1990 года в Суздале "зарубежниками" были устроены торжества по случаю 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской Руси. Праздничное Богослужение в Цареконстантиновском храме совершили епископы Берлинский и Германский Марк, Тамбовский и Моршанский Лазарь и Манхэттенский Иларион. Это был первый случай открытого служения в России иерархов РПЦЗ.

В 2001 году происходит довольно некрасивая история, результатом которой становится разделение самой РПЦЗ на две части: (Л) - первоиерархом которой стал владыка Лавр, и (В) - по имени отстраненного с поста первоиерарха РПЦЗ, но вернувшегося митрополита Виталия.

Саму историю легко изложить в общих чертах: престарелый митрополит Виталий под нажимом пишет обращение об уходе на покой, затем следует череда, мягко говоря, никому не делающих чести событий, подробно описанных, к примеру, бывшим келейником самого митрополита Виталия. Далее события тоже не отличаются особым эстетизмом с обеих сторон - в Сети можно найти ссылки как на описание избиения престарелого митрополита противной стороной, так и на всякие странности в поведении самого митрополита (давших повод к его принудительному психиатрическому обследованию, признавшем, впрочем, его полную вменяемость).

Но, если бы всего этого не было (оставим в стороне эстетику), то что-то подобное следовало бы выдумать, поскольку с тех пор, как даже для слепых стал ясен курс владыки Лавра на объединение с РПЦ МП, возрастающему числу чад РПЦЗ, привыкшему с детства, что "с МП нельзя иметь дела, пока она не покается в сергианстве и ереси экуменизма", было бы некуда деваться, т.к. МП недвусмысленно продемонстрировала, что не только каяться не намерена, но и готова всем указать, кто здесь главный.

Примечательно, что сами члены делегации РПЦЗ(Л) решили в своем подытоживающем сообщении списать все на промысел Божий, сняв таким образом с себя всю ответственность: "Поездка дважды откладывалась, и только по нашем прибытии в Россию стало ясно, почему мы совершили ее, по промыслу Божию, именно в мае. Первое Богослужение, за которым мы молились, была Божественная литургия на Бутовском полигоне, на месте убиения безбожниками тысяч и тысяч русских православных людей, в том числе архиереев и священников." Вполне в духе – "заслуги все – наши, а промахи просим считать от нашей воли не зависящими".

Надо отдать должное митрополиту Виталию - его позиция относительно МП была всегда непоколебимой, и, говоря без обиняков лично о себе: если бы у меня не было выбора, я бы в данный момент всерьез подумывала о переходе в РПЦЗ(В). Если бы не было выбора и... Интернета. Потому как "государство - это я" - принцип давно неактуальный, и прав был Станиславский - "короля играют придворные".

Так что переходим к нашему алмазу, который во дни последних событий был лишен достойного освещения, и рассмотрим, что из себя представляют чада РПЦЗ(В).

Для этого даже не надо ходить на сайты, являющиеся рупором РПЦЗ(В). Кажется, их всего два: зарубежный - "Мысли о России" и российский - "Меч и трость", под авторством Черкасова-Георгиевского - на последний советую сходить любителям всяческой клиники.

Мы можем сильно упростить себе задачу, понаблюдав за поведением приверженцев РПЦЗ(В) в ЖЖ. Так уж сложилось, что нет ни одной юрисдикции, имеющей русскоязычных прихожан, которая бы не была представлена ЖЖ-юзерами, так что они образуют вполне репрезентативную выборку.

В связи с прошедшими событиями последние две-три недели представители всех юрисдикций были несколько взволнованы, и каждый на свой лад излагал свое отношение к происходящему (ведь "у кого что болит, тот о том и говорит"). Надо отметить, что, несмотря на всеобщее возбуждение от происходящего, поведение большинства лжеюзеров, представляющих все оттенки юрисдикций, было на удивление достойным.

Своей неадекватностью выделялись только чада РПЦЗ(В)-ЖЖ, лжеюзеры со анонимы. В чем же состояла тактика и стратегия их ведения войны - потому как именно они непрестанно подчеркивают, что находятся в ситуации войны? В то время, как другие излагали свои позиции, рассуждали и пытались прогнозировать ход событий, они публиковали в своих журналах тексты и воззвания своих единомышленников, имеющие целью доказать, что их вера - самая верная. А то следили за записями других заинтересованных в исходе событий лиц, методично выражая радость в комментариях, когда один из противников ругал другого, чтобы затем перейти в журнал этого другого и тоже в комментариях одобрить, если он поругал первого или еще кого. Наконец, бывало и так, что своих собственных мыслей не выражали, а только давали ссылки на какую-либо особо скандальную публикацию о событиях, чтобы затем в комментариях отпускать шуточки-прибауточки, совсем в духе "а ля рюсс", так почитаемом их юрисдикцией. Ну, а ежели кто по недоразумению справлялся об их собственном мнении, то бывал тут же отсылаем "к духовному завещанию нашего духоносного старца, там все сказано".

Аргументация в высказываниях практически отсутствует. К примеру, в этой записи только первые два комментария принадлежат чадам РПЦЗ(В), остальной весь спор ведется представителями других юрисдикций или носит эмоционально-патетический характер с напором на некую загадочную "духовность, которая есть только у нас", приобретая откровенно агрессивные нотки в случае несогласия, что не раз уже ставилось им на вид другими пользователями ЖЖ. Таким образом, декларируется некая духовность, претендующая на исключительность обладания носителями копирайта, без права пользования, и демонстрируется эмоциональность в далеко не лучших своих проявлениях.

В общем, тоскливей мне еще ничего не приходилось видеть. Может, и правильно, что эта юрисдикция миновала света прожекторов СМИ. Во всяком случае, контингент "выборки" представителей РПЦЗ(В) в Интернете не делает чести Церкви, носящей имя митрополита Виталия.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования