Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Ольга Рощина. 14 дней Пасхального времени


Со светлого дня Христова Воскресения прошло уже больше двух недель. Посетители и постоянные жители христианских форумов все это время, конечно же, активно общались. Принимая во всем это самое активное участие, я решила провести маленькое исследование и выяснить, что же больше всего волнует людей, только что переживших свой самый главный праздник, какие мысли роятся в головах христиан в светлое пасхальное время, какими чувствами нынче живут мои братья по разуму…

Оказалось, что все "хитовые" темы последнего времени можно разделить на группы.

Во-первых, вопросы внутрицерковные. Христиане делятся знаниями об обрядах, традициях, просят духовных советов, делятся опытом и рассказывают поучительные истории "из храма".

Во-вторых, обсуждение событий. Как обычно, народ держит руку на пульсе и реагирует на происходящее в нашей стране и за ее пределами, пытаясь в споре обрести истину.

В-третьих, продолжается межконфессиональная и межрелигиозная полемика. Это, собственно, никогда не иссякающий источник бурных дискуссий. Интересно, насколько подействовала Пасха на чувство- и волеизъявление людей, которые называют себя христианами?

Ну, и конечно, не остались за бортом культура и искусство. Здесь все рекорды бьет обсуждение недавно вышедшего в прокат фильма Мела Гибсона "Страсти Христовы". До начала апреля о фильме спорили лишь теоретически (высказывания вроде "я Пастернака не читал, но скажу…"). Сейчас все, кто побывал в кинотеатрах, бросились делиться впечатлениями, выдвигать теории сообразно своим ощущения и представлениям о христианской вере.

В рамках простого обзора невозможно объять все темы: активность народная после Пасхи резко возросла. Посему ограничусь лишь некоторыми особенно яркими высказываниями.

Традиция, храм

Вот такие вопросы ставили перед собой посетители форума Андрея Кураева:

Верую? в то, что брюки – мужская одежда всегда? Ныне? Присно? Во веки?

Пасхальные яйца;

Православный взгляд на болезни и лечение;

Вера в истинность Таинств;

Люди на свои средства строят Храм!

По Рождестве Дева;

Когда нужно раздавать вещи умершего;

Вопрос по греческой пасхальной службе;

В поисках догматов;

Какие мы христиане, христиане ли мы?

"Враги человеку домашние его"?

Как причащать детей на светлую седмицу?

Церковные обряды и традиции;

Пасхальный заяц;

Обычай – печь куличи;

Простейший способ избавления от духов осуждения.

Вот только несколько сообщений из этих тем.

Например, вопрос о платочках и юбках поднял Морозов Николай: "Проблема длинно-юбко-ношения среди православных женщин еще острее, чем проблема платочконошения, ибо платочек – замечательное наипрактичнейшее изобретение человечества, а юбка – совершенно неудобная, непрактичная одежда (как мне кажется), особенно, если она благочестивой длины. Я не сторонник отмены церковных традиций в плане женской одежды, напротив, я считаю, что т.к. Церковь – Христово воинство, т.е. действующая армия – дисциплина в одежде необходима. На военных сборах нас заставляли заниматься полнейшей глупостью – подшивать подворотнички, а в жару не разрешали расстегиваться и закатывать штаны. В Николо-Перервинском монастыре женщины даже работают в огороде (!!!) в юбках. Согласен, для смирения полезно. Вопрос в другом: просто интересно, чем мотивируют свою точку зрения священники, говорящие про женщину в брюках как одетую в мужскую одежду и, следовательно, подлежащую наказанию. Мода на одежду, как известно, тоже меняется".

Дискутировал народ (что интересно, в основном, мужчины!) бурно, сыпал цитатами из Писания и разных древних постановлений. Женщины на проблему смотрят очень философски и никак не соотносят вопрос длины/наличия юбки с христианским благочестием. Любопытно и то, что за женские брюки высказываются невоцерковленные и вовсе неверующие люди, православные же против. Но не все. Некоторые высказывают довольно здравые суждения:

Александр У. (православный): "Если же следовать только БУКВЕ законов и канонов, не рассматривая их в контексте, то нам придется срочно менять весь быт и многие именно современные обычаи:
1) Всем мужчинам придется носить бороды, ибо их сбривание раньше считалось бесчестием и даже признаком женоподобности (Стоглав даже запретил таковых отпевать);
2) Мужчинам также надо будет запретить носить штаны, которые были разрешены в Ветхом Завете разве что священникам ("как часть нижней одежды, совершающий священнослужение священник, ради особенных случаев, должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх. 28:42)" (энциклопедия архим. Никифора). О том же говорит и Библейский словарь Нюстрема: "Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх. 28:42 и дал.)"). При этом подозреваю, что мужские брюки для женщин также (если не в большей степени) являются причиной "соблазна" – об этом-то почему все молчат?
3) Давайте запретим ношение и галстуков – ведь их многие называют "масонской удавкой";
4) Женский платок в древности закрывал и лицо – вернемся к парандже?
5) Придется принципиально запретить ношение одежды импортного производства, ведь можно "постараться найти" и такую заповедь: "Я посещу князей и сыновей царя и всех, одевающихся в одежду иноплеменников" (Соф. 1:8);
6) В конце концов, а почему именно брюки? Давайте последовательно запрещать женщинам носить все, что можно отнести к "унисексу": кроссовки, свитера, плащи etc.
Интересно, а существуют ли социологические исследования на предмет изучения самоощущения женщин в брюках – считают ли они сами, что тем самым уподобляются мужчинам?
В итоге вопрос: может, перед тем как выгонять из Храма очередную девушку (которая, естественно, в него не вернется) стоит задуматься, а не с ветряными ли мельницами мы сейчас сражаемся".

Других волнуют более серьезные вопросы, чем брюки и платочки. Например, у Александры Антрушиной, открывшей тему Вера в истинность Таинств, возникло сильное искушение относительно Святого Причастия: "Уже скоро год как я не исповедуюсь и не причащаюсь из-за весьма банального, очевидно, едва ли не всеми пережитого искушения: я перестала (или мне кажется, что перестала) верить в истинность Пресуществления…

Я говорила об этом с двумя священниками и услышала от них совершенно разные вещи. Один батюшка резонно сказал мне, чтобы я не морочила себе голову интеллигентскими самокопаниями, а шла к Причастию, и рано или поздно искушение пройдет само собой.

Другой сказал, что ни в коем случае нельзя причащаться в таком состоянии и с такими мыслями, поскольку такое причащение идет не на пользу душе, а только ей во вред. Надо молиться, чтобы искушение прошло, и тогда только причащаться. В книгах на этот счет тоже разные указания, друг с другом не сходящиеся. А я не знаю, что делать. Молитва пока не помогает. Причащаться же без веры почему-то боюсь и стыжусь…"

Среди множества советов, самый, на мой взгляд, достойный дал Николай П.: "Причастие – это способ РЕАЛЬНОГО соединения с Богом, а как этот способ "технически" осуществляется Богом, по-моему, совершенно не нашего ума дело. Соединяемся РЕАЛЬНО с Богом вместе, воедино – и хватит с нас дальнейших размышлений. Пусть детали выясняют богословы. Наша вера должна быть простой, детской".

События и происшествия

Россия должна вмешаться! Поводом для открытия этой темы на "Курайнике" и аналогичной ветки на "Русской беседе" послужило сообщение информационного агентства Православие.RU, о том, что Православный храм в Приштине превращен в общественный туалет: "…Представителям информационной службы Рашко-Призренской епархии удалось сфотографировать очередное кощунство в самом центре административного центра Косово и Метохиии Приштине. На фотоснимках запечатлен недостроенный храм Христа Спасителя, который превращен в общественный туалет. На церковном участке около храма образовался поселок цыган, прибывших с территории Албании. Ранее в храме уже совершалась Божественная литургия, а его фундамент и крест были освящены во время строительства..."

Факт – просто вопиющий. За время югославского конфликта пострадало огромное количество храмов, монастырей, икон и других уникальных произведений искусства. Невосполнимы эти потери, неоценимый культурный, нравственный и духовный ущерб нанесен этой войной. Только вот можно ли на основании беззакония (даже такого!) совершать другой грех? Некоторые уверены, что – да. И при этом даже называют себя христианами:

Виталий К: "Христос Воскресе! Простите Христа ради, но кровь стынет в жилах от ненависти, когда это все читаешь. Я не призываю к оружию, но если бы меня благословили... То есть, вы сами понимаете. Мне кажется, что конечно, в первую очередь надо усмирить себя, молиться и готовить себя. Может, сподобит Господь постоять за Правое дело. Простите еще раз. Все понимаю, но душа болит и хочется высказаться перед теми кто, как мне кажется, поймет тебя".

Каким диким кажется слово "ненависть" рядом с пасхальным приветствием! Как странно видеть рядом Имя Христово и слова о желании отмщения и воздаяния! Впрочем, этот форум никогда не отличался особой культурой общения с инакомыслящими;

Anna: "А помните, сколько крику было, когда буддистских болванчиков разбили? Весь мир кричал, и наши СМИ тоже заливались. А по этому жуткому поводу – ни слова."

Это не единственный пример "миролюбия" и доброжелательности обитателей "Русской беседы". И если в отношении буддистов подобные высказывания еще можно как-то понять (ну, всякое случается…), то в отношении братьев по вере это уже вообще непостижимо.

Полковник Рюмин: "Идеолог РПАЦ" и "политолог" Егор Холмогоров "перешел в МП". Ходок этот не видит, то есть, "оснований не быть в РПЦ МП". Кто хочет, пусть сам ищет в Сети его словоизвержение по этому поводу. Вот только можно ли считать это письменное свидетельство полнейшего инфантилизма и морального разложения тем покаянием, которое необходимо после всего, что он про "эМПэ" понаписал, и всех его подвигов в "медиапространстве"?

Далее, этот милый человек берет на себя смелость назначать епитимию, судить о тяжести греха и делать потрясающие обобщения:

Полковник Рюмин: "По мне, так он должен каяться, как положено: в храме перед народом. И нести епитимию. Можно нестрогую: скажем, отлучение на несколько лет от Интернета. Урок будет тем, для кого уйти в раскол – это "поменять юрисдикцию", вроде как высморкаться. И прочим новохристианам-идеолухам и "политологам", церковная жизнь для которых проходит на страницах газет и в виртуальном пространстве".

Ему согласно вторит и модератор форума. И в его словах звучит не только сарказм по поводу чужой духовной жизни (о которой, как известно, может судить только Господь Бог и духовный наставник), но и откровенный антисемитизм:

Александр Килим: "Кагал, вероятно, понял, что из жидовской суздальской лавочки ничего больше не получится. Вот и командировали Холмогорова в МП разлагать изнутри. Скоро Тер-Григорян с ряжеными Лурьём и юмористом Ардовым ринутся обратно..."

Однако больше всего потрясает тема "Русское дело", открытая священником отцом Владимиром. Поднятый им вопрос можно вкратце перефразировать: "Кто виноват и что делать, чтобы на Руси было жить хорошо?" Среди различных ответов мне попался перл, за который можно просто возбуждать уголовное дело и отправлять в места отдаленного отдыха:

Инженер: "Вот только молить Господа – чтобы послал нам не "лояльных", а мужественных священнослужителей, готовых публично благословить конкретных людей на защиту отечества с оружием в руках, – чтобы послал нашей Родине суровые внешние испытания, не дающие нам утонуть в своих свинских заботах о построении "земного благополучия", – чтобы очистил и спас КГБ".

Вот как, господа! Нас спасут суровые испытания, оружие в руках и Особое ведомство!

Вот такие замечательные люди, эти "христиане"!

Тема на "курайнике" Просто менты. Или бесправие гражданина в Российской Федерации. посвящена очередному кошмару с участием криминализированных органов правопорядка. Расстрелян московский студент, который боролся против милицейского произвола. Событие, прямо скажем, из ряда вон. Но и отклики на него попадаются не лучше:

Ал. Всев. Быстров (православный): "КАК ВОЗДУХ НУЖНО ОРУЖИЕ! ВСЕМ. Каждому. Смертельное. Чтобы мент, решивший "показать свою власть", знал, что он может сдохнуть в следующую минуту. У преступников оружие есть и так. А вот нормальные люди беззащитны. ВООРУЖАЙТЕСЬ, ЛЮДИ! И будь прокляты все, кто станет у нас на пути. Особенно менты".

О странности подобной позиции для православного христианина напоминает человек сомневающийся:

Старовойт Юрий Иванович: "А я говорю вам, чтобы вы не противились злому человеку, напротив, кто бьёт тебя по правой щеке, поверни к нему другую.

И тому, кто хочет судиться с тобой и взять твой хитон – уступи ему и плащ..."

И – "КАК ВОЗДУХ НУЖНО ОРУЖИЕ! ВСЕМ. Каждому. Смертельное... И будь прокляты все, кто станет у нас на пути".

Вы чувствуете разницу? Или это сообщение – ваша ирония?"

А настоящий диагноз всему этому беспределу поставил Нифатов Алексей: 838905: "Дело в том, что Вы живёте в обществе, Вы его "достойный гражданин", и именно поэтому не сможете подняться на Евангельские высоты. Потому что "жизнь по Евангелию" неминуемо приводит к "смерти". Нельзя надеяться на то, что в падшем мире, возможно будет жить по Евангелию – или-или. Иногда нетрудно понять, где смирение, а где просто трусость.

Всё более чем очевидно, если не ты, то кто-то за тебя. Вот за нас была принесена очередная жертва (19-ти лет парень). А мы же будем "смиренно возносить мольбы" и ждать пока опять кто-то что-то не сделает за нас".

И, подумав, добавил: "Почему, когда медики вместо того, чтобы лечить людей "наваривают бабки"; милиция вместо того, чтобы бороться с негодяями, скатывается к бандитизму и вещам, которые и банды-то не всегда себе позволяют. Когда военные вместо того, чтобы учить солдат чести, самоотверженности, дисциплине и военной подготовке, посылают их за водкой и издеваются; когда священник, весело смеясь, обсуждает, очередную исповедь, рассказанную ему; когда мать, продаёт своих детей или калечит их, чтобы получить повышенную пенсию, – всё это вызывает даже не просто возмущение, а шок?

Потому что переворачивает основы всего общественного строя, разрушает само понятие Государство и уничтожает смысл слова "гражданин". Происходит разрушение, распад самих основ сформированного за многие столетия общества. А такие страны не выживают. Надеюсь, что я достаточно понятно объяснил, отчего такая реакция. Просто дальше уже некуда. Приехали, как говорится. И всё по большей части от безволия, трусости и жадности нашего нынешнего общества.

Когда какая-то мадам тратит на "шейпинх" по 30.000 в месяц, она оправдывает это тем, что "я же должна быть в форме?!", на детский дом не даст ни гроша ("это проблема государства")! Потом эта мадам удивится наркоману или алкоголику, который в поисках денег на "дозу" бросится на неё с ножом около входа в этот самый "шейпинх". (Откуда берутся такие гады?! Всех посадить! Расстрелять!)."

Полемика межконфессиональная

На форуме Кураева последние две недели народ активно обсуждал вопрос о перевоплощении, выяснял, что такое духовная преемственность и почему Православная Церковь осуждает антропософию, а также задавал вопросы к представителям восточных духовных традиций. Братья-католики снова извлекли на свет Божий интеллигентные, но уже изрядно потертые сентенции о конфессиональной обусловленности менталитета (православные и католики), а братья-православные в ответ поставили ребром свой знаменитый вопрос: Восток и Запад – два мира, две традиции... Едина ли Вера???

Впрочем, Пасхальные торжества подействовали на всех положительно: дискуссии хотя и накалялись, но все же не переходили в открытое противостояние, а некоторые даже нашли в себе мужество обратиться к народу с просьбой о прощении.

На протестантском форуме по сравнению с другими местами виртуального обитания христиан атмосфера несколько иная: последние две недели здесь с энтузиазмом "громили" инакомыслящих, выясняли, "кто правильнее верит" и с удовольствием публиковали компрометирующие материалы.

К примеру, DmitryM открыл тему с весьма интригующим названием: "Православный талибан", где продемонстрировал следующие сетевые изыски:

"Перечислим основные принципы "Символа веры" православного "талибана" МП:
1. Ретроспективность мировоззрения – обращенность назад, сакрализация прошлого. Подлинная истина – лишь в древнем благочестии.
2. Вера в незыблемость, истинность лишь старого стиля (юлианского календаря).
3. Неприемлемость богослужения на современных языках: для россиян – недопустимость служения на русском.
4. Запрет уставных богослужебных изменений.
5. Приверженность идеи псковского старца Филофея (XV в.) "Москва – Третий Рим". И отсюда:
6. Политико-религиозная жажда восстановление в России монархии, империи и церковно-государственной симфонии, якобы существовавшей до 1917 года.
7. Воинствующий антиэкуменизм, требование выхода РПЦ из Всемирного совета Церквей
8. Крайняя враждебность к инославным: католикам, протестантам и др.
9. Враждебность к Западу, к его политическому общественному укладу, к западной культуре. Особенно к США и военному союзу НАТО.
10. Неприятие демократии, демократических свобод, прав человека и в особенности – свободы совести. На архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года была принята концепция крайнего неприятия права на свободу совести: "Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствуют об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу церкви и победе над грехом".
11. Антисемитизм, уверенность, что во всех несчастьях России повинны евреи. Духовный учитель православного "талибанства" митрополит Иоанн (Снычев), вдохновитель гонений на сторонников церковных реформ, был убежденным антисемитом, верил в подлинность "протоколов сионских мудрецов", в мировой заговор против России и Православия – оплота подлинной борьбы против антихриста и сатаны. Так в любимой митрополитом Иоанном "Совраске" за 14.03.95 этот идеолог антисемитизма изложил такие теологические изыскания по национальному вопросу: "Русский человек видит теперь еврея и судьёй и палачом. Русский человек твердит: Жиды погубили Россию...". Либерально-реформаторское направление в РПЦ, считал богоборческим: "Убедившись в невозможности разрушить церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной "прививки" к апостольскому святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрствований".

Перечисленные вероучительные "истины" к концу 90 годов все более стало разделять церковное руководство во главе с Патриархом Алексием II и митрополитом Кириллом (Гундяевым), переходя на экстремистские консервативные, ультра-националистические позиции".

Когда некий Эмиль православного вероисповедания попытался робко защититься, получил от модератора щелчок по носу:

Masha (администратор): "А теперь посмотрите на себя со стороны. И в порядке забивания форума православными темами... и в порядке определения большинства верующих как сектантов и отлученных от любви и от милости Божьей и в порядке "непогрешимости" ПЦ."

Эмиля такое обращение явно обидело: "Мы, что ли, эти темы создаем? Здесь каждый день создаются темы ПРОТИВ Православия, а не "за", и мы еще виноваты!"

Модератор сменил суровость на сатиру:

Masha (администратор): "Понятно, теперь и стрелки еще переводите... типа: "я не я и лошадь не моя"... Любая тема, где бы вы ни появлялись, всегда сводится к одной...
ПЦ – "молодцы и огурцы". Остальные - так... "ходют тут чевой-то, а потом ложки пропадают". Поразмышляйте на досуге от битв..."

Подключился и еще один православный христианин:

Илья: "Здравствуйте, Дмитрий. Вы не правы. Я, правда, не знаю, стоит ли Вам ответить по пунктам, или это ничего не изменит в ваших взглядах на православие, и вопрос здесь чисто риторический. Скажите: для чего Вы это написали? Вам хочется, чтобы я это опроверг, или Вы просто довольны тем, что написали?"

Ответ не заставил себя долго ждать:

DmitryM: "Это просто ответная реакция на Ваши сказки о православии, чуть более объективный и критичный взгляд изнутри, прекратите врать про "апостольскую традицию" и я не буду подбрасывать разоблачения".

В общем, в этом королевстве все как всегда – мириться и жить дружно даже в радостное пасхальное время здесь не намерены. Принципиальные все, хоть плачь..

Впрочем, достается здесь не только православным. Некто Fortunateпредставил на суд обитателей форума тему Куда идет Общество Сторожевая Башня, где процитировал очень любопытный документ о внутреннем "партийном" кризисе в высшем руководстве Свидетелей Иеговы. Приводить его здесь полностью не имеет смысла. Общий вывод из публикации таков: у высшего руководства религиозной мегакорпорации появились серьезные проблемы с собственным вероучением. Кажется, неразрешимые противоречия в "богословии" Свидетелей Иеговы скоро станут очевидны и самим Свидетелям…"

DmitryM: "Так-с, в воздухе запахло расколом, в данном случае это, пожалуй, даже радует".

На этом этапе в разговор включился некто Джошуа, сочувствующий Свидетелям Иеговы (или вовсе принадлежащий к этому обществу…). Он аккуратно огибает все больные вопросы, поставленные в статье. Однако другие посетители форума бдительности не теряют:

DmitryM: "Я задал Вам вопрос четыре раза, Вы либо отвечали вопросом, либо просто уклонялись, тут уже не надо интуиции:
Один раз – случайность,
Два – совпадение,
Три – тенденция,
Четыре – уже закономерность.
Сейчас Вы стремитесь перевести разговор на другую тему, это совершенно прозрачно, но мне и так понятен Ваш ответ, спасибо, от члена тоталитарного сообщества большего самовыражения на публичном форуме ожидать было бы столь же наивно, как от советского студента собственного мнения во время телемоста с Америкой".

Вообще, тема Свидетелей Иеговы почему-то фигурирует на многих форумах. С чем это связано – сказать сложно. Но, к примеру, на "Курайнике" с увлечением говорили о том, как Иегова и его свидетели потеряли друг друга (история по Сторожевой Башне), на уже упомянутом протестантском форуме параллельно с цитируемой функционирует тема "Сторожевая Башня провозглашает себя пророком Божьим", а на портале "Христианство" обсуждали тему "Москва. Иеговисты под запретом". Кстати, на последнем был затеян настоящий социологический опрос. Из всех участников 59% высказалась против запрета этой организации, поскольку подобный вердикт нарушает закон о свободе совести…

На российском католическом форуме (РоКФор) cнова возникла тема Filioque – душа христианства. На этот раз дискуссия "не для всех" – сложный богословский разговор понятен только профессионалам. Впрочем, среди тяжкого, перегруженного философскими терминами диалога встречаются и некоторые места "интеллектуального отдохновения".

Например, palamit пишет: "Законна ли замена терминов исхождение и рождение на происхождение (насколько я понял объяснения католиков, этот термин шире чем исхождение), ведь тогда теряется специфика внутритроичных отношений?"

На что Alexander Konev отвечает: "Это не замена одного термина другим (что, конечно, было бы странно), а истолкование. В латинском языке, как вы видели из предыдущего текста, слово procedere означает не изначальное исхождение, а исхождение в процессе. То есть, смысл procedit не эквивалентен греческому "экспореютаи". Об этом я подробно писал в другой теме. Это различие смыслов и было истолковано в письмах св. Максима Исповедника".

Проникнувшись глубоким уважением к людям, которые могут спокойно рассуждать на ТАКИЕ темы, я по невежеству своему, все-таки предпочитаю согласиться с Павлом Цветковым:

Pavel Tsvetkov: "Ну вот есть же любители схоластики и прочей греко-римской религиозной философии! Мда-а-а ... А впрочем, каюсь, сам когда-то был к ней неравнодушен. Особенно тогда, когда отстаивал истины, на самом деле никем не понятые. И чем дальше влезаешь в эти дебри, тем лучше понимаешь, что Провозвестие Иисусово было совсем, совсем не о том..."

Проблема Филиокве одновременно возникла и на "курайнике". Правда, не специально – тема "Католичество и православие. Кто виноват и что делать?" была открыта с целью получить совет: "У меня затёртый вопрос о католичестве и православии. Сестра вышла замуж за американца-католика. То, что он сразу сказал, что их будущий ребёнок будет католиком, думаю, говорить не надо. Я не хочу войны на религиозной почве в их семье, сестра невоцерковленный человек, крещённая, но особо не верующая, а скорее по инерции. С мужем они хоть в церковь ходить стали… Но она всё же склонна крестить детей в православие, я горячо поддерживаю, но имею ли я право, если это внесёт смуту и раздор?.."

Сначала диалог был вполне миролюбивым.

Дмитрий В. (агностик): "Зачем лезть к сестре с советами? Тем более что "сестра невоцерковленный человек, крещённая, но особо не верующая, а скорее по инерции", а в храм стала ходить лишь благодаря мужу. Может, у них там в окрестностях вообще нет православного храма – тогда зачем огород городить?"

Как вы понимаете, это не могло остаться без внимания. Возражения посыпались, как из рога изобилия:

Андрей Шаройко (православный христианин (новоначальный): "Если уж так ставить вопрос, что католики – это и не христиане вовсе, а "беда", то может быть Вы посоветуете ей для начала развестись с мужем-католиком? Я бы посоветовал ей сказать мужу следующее. Православная Церковь есть Церковь, стоящая в истине, а Католическая пребывает в ереси, но поскольку воля Божья в том, чтобы жена слушала мужа, а не перечила ему, то, как ты скажешь, так и поступим. И муж её, видя веру её, непременно задумается, так ли уж он прав…"

Итак, заветная фраза о "католической ереси" была произнесена, а дальше сработал уже привычный сценарий: подключились католики, посыпались ссылки на Вселенские соборы, большие цитаты из Катехизиса Католической Церкви и сочинений святых (западных и восточных). И, конечно же, всплыли и главные камни преткновения – власть Папы и Filioque:

Антонов Александр (православный христианин): "Это исповедание Веры Святым Марком Ефесским и есть Православная Вера. Именно при столкновении с такой Верой ересь "и от Сына" моментально обнаружила свою иноприродность по отношению к Православию, почему и была впервые анафематствована 20 июля 1054 года на поместном Соборе в Константинополе, и далее всеми последующими Соборами Православной Церкви".

Яна Завацкая (католик): "Имхо, здесь все далеко не так просто. Сама идея исхождения Св. Духа от Отца и Сына родилась задолго вообще до разделения церквей и до Марка Эфесского. Посмотрите Афанасьевский символ веры".

Диалог на "курайнике" относительно папских догматов и Филиокве не в пример легче воспринимается, чем богословский диспут на РоКФоре. Но, здесь – на вкус и цвет, как говорится…

Лакмусовый "иконокинематограф"

"Опять Гибсон!" – скажут некоторые. Да. Опять. Потому что нет темы более обсуждаемой, чем эта. На всех христианских (да и обычных мирских) интернет-ресурсах кипят "Страсти Христовы". На одном "курайнике" специальных тем аж девять:
PassionofChrist;
Страсти Христовы;
Вчера посмотрела фильм "Страсти Христовы"...;
Фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы";
Моя рецензия на фильм Гибсона;
Оригинальность ситуации вокруг "Страстей" заключается в том, что;
ThePassionofChrist. Реакция;
Диакон Андрей (Кураев) о фильме Мела Гибсона;
Джим Кэвизел в фильме Мела Гибсона "Страсти Христовы".

На портале "Христианство" – две:
Passion;
Евангелие от Гибсона.

На протестантском форуме – тоже пара:
Обсуждение фильма Мела Гибсона "Страсти Христовы"
Пережить Голгофу во время просмотра фильма Гибсона.

Везде – множество ссылок на статьи, большая коллекция кадров из фильма. И многостраничные дискуссии. И немудрено, ведь фильм Мела Гибсона даже задолго до официальной российской премьеры был самым обсуждаемым проектом.

Но вот, свершилось. "Коварный" Мел подбросил человечеству отличный лакмус, реакция пошла и каждый увидел то, что хотел увидеть. А заодно обнаружил свое настоящее лицо…

Краткая пробежка по форумам.

"Русская беседа" вывесила рецензию некоего Венцислава: "...фильм ничего общего с верой Христианской, Православной не имеет. Трудно также было бы назвать его "антихристианским"… Большая часть фильма изображает Его жестокие мучения: издевательства, избиения, бичевание и Распятие, то со стороны иудейского Синедриона и евреев, то со стороны римлян. Бичевание одно заняло около двадцати минут экранного времени, в то время как Распятие показано только в течение нескольких минут. Что, впрочем, типично для католиков, которые концентрируют внимание на мучениях Иисуса, вместо того, что бы больше думать про его Воскресение и Прославление.

Очень удивляет и настораживает сцена в самом начале фильма: Христос дрожит от страха, долго молится, плачет, как будто б очень боится, и даже говорить Апостолам: "Я не хочу, чтобы они Меня видели в таком состоянии!" Такого страха и таких слов нет ни в одном Евангелии.

Господь показан настолько озабоченным и испуганным, что Его слова в самом конце "да будет воля Твоя" остаются незамеченными, особенно после эффектной, отвлекающей внимание зрителя сцены, в которой Он сразу после этих слов разбивает голову змее, появляющейся из стоящего рядом сатаны.

Кстати, о сатане. Слишком много ему уделено внимания в течение всего фильма, можно сказать, что он постоянно присутствует на экране, что опят же, не соответствует описанному в Новом Завете. Да и его вид напоминает типичную роль из плохого фильма ужасов, но что хуже всего, он изображен внешне схожим с Девой Марией, Божьей Матерью, вплоть до того, что у него на голове такой же покров, как у Нее.
В фильме есть сцена, когда Сатана ходит с противным маленьким ребенком на руках, по-видимому, антихристом, у которого лицо старика. При этом, благодаря покрову, он очень напоминает внешне Богоматерь с Младенцем. Кощунственная сцена, пародия на Богородицу.

Дева Мария и Апостолы показаны как малодушные меланхолики, которые даже не пытаются возмущаться на суде, когда решается судьба Христа, а толпа озверевших евреев кричит "казнить", "распни Его"!

Так что, если фильм сложно назвать "антихристианским", то "проеврейским" его назвать можно, так как в нем сглажены, убраны все те события, которые раввинам показались "антисемитскими".

И вообще, раввины изображены как какие-то милые старички, которые просто случайно ошиблись, послав Христа на казнь. В фильме есть сцена, которой нет в Евангелии, а именно, как два раввина на суде питаются оправдать Господа, но их тут же выгоняют из зала, что не соответствует правде, так как согласно Евангелию все раввины осудили его на смерть. ("Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти…" (Мк. 14:55) – ред. "ПиП")

Последний кадр из фильма – это голый зад Иисуса. Да, в самом прямом смысле – голый зад. Может быть, именно из-за таких сцен независимые американские критики, такие, как, например, Келли МкГинли, даже называют этот фильм "Сатанинским обманом".

Тяжкое ощущение охватывает смотревшего фильм, и сохраняется в течение нескольких часов, как будто бы какой то чужой дух нашел на зрителя. Это состояние с трудом смывает даже усердная молитва. Непонятное, трудно описуемое чувство, но можно с уверенностью сказать, что оно прямо противоположно благодати, которая ощущается после прочтения хорошей Православной книги, или просмотра хорошего фильма про святые места, или про житие Святых отцов наших.
Рекомендую фильм обойти стороной, лучше потратить деньги на что-то более полезное, особенно для детей, их юные и беззащитные души надо уберечь от кривды о "Страстях Христовых".

Самое смешное, что Венцислав увидел в "Страстях" скрытый сионизм, тогда как американские евреи обвинили Мела Гибсона в пропаганде антисемитизма! Вот уж воистину, каждый видит то, что хочет!

Протестантский www.jesuschrist.ru не отличается оригинальностью оценки:

Игорешка: "Самое большое его зло – он извращает представление о характере Бога, и формирует в отношениях человека с Богом - вместо ответной любви за Божественную жертву – чувство вины и комплекс неполноценности. Хотя чему удивляться, в фильме ярко прослеживается доктрина католического богословия о месте страданий человека на пути к Богу и духовной святости. Я был откровенно разочарован и постановкой и вообще всем. Главная вещь, которую надо было показать, это не три литра крови и обнажившиеся ребра, а духовную мощь Этого Человека, Его суть. Этого нет и в помине. Хочется посочувствовать Гибсону, если у него именно такое виденье событий. Это ужасно... видеть это именно в таком свете".

И рядом – прямо противоположное:

Элиос: "Прорыдала, конечно, полфильма, но у меня не было ощущения, что у меня искусственно эти слезы вызывают, давят на психику и раздражают нервные центры. Фильм оставляет ощущение полной естественности, и боль, которую испытываешь на протяжении всего фильма, в общем-то, ЗДОРОВАЯ боль, если так можно выразиться, настоящая, естественная, необходимая. Человек не может считаться человеком, если он не чувствовал такой боли. Фильм жесток, но жестокость – это не цель. Все равно над этой жестокостью ощущается Божье провидение, любовь – я даже описать не могу. Сейчас сижу, вспоминаю, внутри просто все бурлит. Фильм меня потряс.
Я, когда читала НЗ, прилежно пыталась представить, через что же прошел Иисус на Голгофе... А тут, из фильма, вся эта жуть на тебя обрушивается, так ярко, живо – этому невозможно сопротивляться. Совершенно новые ощущения.

И Иисус показан таким живым.

Но самый супер, это то, что Он воскрес. Я до последнего боялась, что режиссер пойдет на поводу какой-нибудь философской дури и сведет на нет идею воскресения.
Но, слава Богу – этого не произошло… Посмотрите все этот фильм, кто не смотрел.
И не ахайте-охайте от "жестокости" – на это НАДО посмотреть, если у вас есть сердце".

А некий Костя приводит факты уже не кинематографические, а вполне реальные: "Житель Техаса Дэн Лич после просмотра фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы" признался в убийстве и добровольно сдался полиции. Как сообщил шериф округа Форт-Банд, Лич признался в убийстве 19-ти летней беременной женщины. Убийство было совершено 18 января. Причём, следствие по этому делу было закрыто, так как в нём указывалось, что женщина повесилась сама. В офисе шерифа сказали, что Лич под воздействием фильма решил "искупить вину".

20-ти летний житель города Месса (штат Аризона) признался в полдюжине краж, заявив, что осознал свою вину после просмотра фильма "Страсти Христовы". Тернер Ли Бингэм добровольно сдался полицейским, среагировавшим на сигнализацию и приехавшим в 3.30 ночи с субботы на воскресенье в магазин мобильных телефонов. Молодой человек признался, что взял из кассы 80 долларов, а также совершил до этого ещё пять или шесть других краж. "Он признался, что мысль о явке с повинной возникла у него под влиянием фильма Мэла Гибсона", – сообщил детектив полиции г. Месса Рубен Квесада.

На портале "Христианство" единодушия тоже не наблюдается. Увы, но мои братья-католики тоже разделились во мнениях по этому поводу. Впрочем, обошлось без гневных выкриков. Были разочарованные вздохи (как и везде), хвалебные словоизлияния (как и везде). Но чего не было в других обсуждениях – здесь появилась даже настоящая философия:

Oleg-Michael: "Конспект рассказов о символике фильма, которые вел с кем-то некий о. Шон, священник из конгрегации Легионеров Христа. На момент беседы (27 февраля) о. Шон видел фильм шесть раз". Далее – крайне интересная расшифровка символики фильма. Очень многие моменты в фильме становятся более понятными после этих объяснений...

Форум Андрея Кураева по обсуждению побил все рекорды. Здесь также сталкиваются совершенно противоположные мнения, идут дискуссии между православными, атеистами, иудеями и агностиками.

Александр Гагин: "Я смотрел этот фильм на сеансе 22.00. В зале сидели в основном люди, которые пришли скоротать вечер на очередном боевике, и вероятно просто по инерции купили билеты на этот фильм. Многие заходили в зал с колой и попкорном в руках. Но насколько я мог видеть, покинули зал всего 3-4 человека во время просмотра, остальные сидели до конца. Из чего я заключаю, что фильм приковывает внимание практически каждого зрителя".

Ирина Жилина снова приводит факты внезапных обращений: "А во Флориде после сеанса добровольно сдался в полицию опасный преступник, которого три года безуспешно разыскивали за вооруженное ограбление банка".

То, что фильм – глубоко христианский, подтверждает и тот факт, что люди, далекие от апостольской традиции, вообще не понимают смысла происходящего:

Бен-Арье (иудей): "То, что христиане позволяют сделать это, и даже нажить постановщику фильма сотни миллионов, если не миллиарды на его прокате, свидетельствует, что христианство уже не существует. Разве что, как "скудный дым с потухшего костра".

Но Анна Лейцина (католик) резонно возражает оппоненту: "Тогда христианство не существовало никогда. Потому что мы носим на груди образ Христа именно в "неподобающем виде". Потому что такой же образ висит у нас дома и в храме. Потому что "мы проповедуем Христа распятого" – и без этой проповеди христианства нет. Даже в виде скудного дыма. Просто – нет".

А вот Червинский Андрей Петрович вообще ставит вопрос ребром: "Заботящемуся о своём духовном здоровье человеку противопоказаны ЛЮБЫЕ произведения искусства, как содержащие плоды фантазий автора, ну а что такое фантазия, кто его родитель и каковы его плоды – читайте о. Софрония в "старце Силуане".
Совершенно правы те из нехристиан и христиан, что слёзы на таких фильмах – следствие глубочайшей патологии и мутации сердца, а не плоды Духа".

Впрочем, поддержки такой подход к делу ни у кого не нашел.

Лучше всех о фильме, по-моему, отозвался обитатель "курайника" Сергей Худиев, написавший в своем ЖЖ: "Первое – это фильм действительно произведение искусства; как иконография, но средствами кино. Каждый кадр производит впечатление религиозной живописи. Второе – фильм действительно очень тяжелый; по сравнению с этим привычный евангелизационный "Иисус по Евангелию от Луки" выглядит просто карамельным. Я понимаю людей, которые возмущались обилием крови и жестокости на экране и даже называли это "кощунственным". Люди привыкли, что распятие – это такое изящное ювелирное украшение, или небольшая позолоченная скульптура между двух свечей. В таком виде оно совершенно не беспокоит и ничего не требует. А Гибсон напоминает, что это – орудие страшной смерти, смерти, которая выглядит в высшей степени отталкивающе и неизящно. Реальное распятие наверняка выглядело еще хуже, чем в фильме Гибсона; обойти этот момент, не искажая самого послания, невозможно.
Гибсон выводит Евангелие из области культурообразующего мифа в область грубой реальности...

Люди, которые закрываются от послания, вложенного в фильм автором, проецируют в фильм что угодно – садомазохизм, гомосексуализм, и уж не будем говорить кто знает, что еще. Если люди захотят воспринимать фильм как анисемитский/ садомазохисткий/ троцкистко-бухаринский – помешать им нельзя. Некоторые деятели воспринимали "Властелина колец" как прославление нордической расы или как историю оккультного посвящения. Но это уже проблемы интерпретаторов, а не фильма. Суть послания, которое пытается донести фильм Гибсона:

Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, (Деян.3:19)

Один человек – убийца и другой – неонацист, поняли его именно так. Именно они поняли его правильно".

В заключение так и хочется спросить: "А вы прошли проверку на детекторе лжи от Мела Гибсона?" Если нет – пройдите. Узнаете, в какого Бога вы верите и какой Истины ищете…

Ольга Рощина, для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования