Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Ольга Рощина. Поводы для великопостных развлечений, или Кому на Руси жить хорошо?


До Светлого Христова Воскресения остались считанные дни. Великий Пост уже на исходе. В это "время благоприятное" каждый решает сам, какими богоугодными делами ему заниматься, с какими грехами бороться, какие вредные привычки изживать. Однако, не все христиане озабочены состоянием своей бессмертной души. Некоторые нашли весьма евангельское "развлечение", на их взгляд, вполне соответствующее моменту – они наловчились "выискивать сучки" в чужих глазах… Чтобы поиграть в эту игру, нужно просто найти повод!

Первый крупномасштабный скандал был затеян православной общественностью в первую неделю святой Четыредесятницы – страшное возмущение вызвало строительство в Нижнем Новгороде католического монастыря кармелиток. Этот инцидент обсуждался даже на самом высшем уровне – Патриархом Алексием II и кардиналом Каспером. Для католиков подобные акции уже привычны – за последние несколько лет гневных выпадов, увы, было столько, что очередной инцидент уже никого не удивил. Стало только очень грустно… Поскольку эта тема уже неоднократно освещалась (мои мысли на эту тему можно почитать здесь), повторяться я не стану…

Не успела улечься пыль, а борцы за чистоту веры нашли еще один сучек в глазу матушки Отчизны – Союз православных граждан раздул целую трагедию из строительства кришнаитского центра в Москве: "Общественная организация Союз православных граждан призвала мэра Москвы Юрия Лужкова не допустить строительства в столице кришнаитского храма. В заявлении Союза… говорится, что на Ходынском поле планируется возвести кришнаитский храм, рассчитанный на восемь тысяч человек… Между тем, "многие известные эксперты считают кришнаитов тоталитарной сектой"… "Мы, православные избиратели, вновь обращаемся к мэру Москвы с настойчивой просьбой исправить ситуацию" – подчеркнуто в заявлении. Ранее сообщалось, что в Москве в районе Ходынского поля будет сооружен Центр ведической культуры".

Впрочем, в процессе изучения гласа народного, выяснилась прелюбопытнейшая вещь: оказывается, точно такой же скандал случился в Санкт-Петербурге около ста лет назад!

Строительство в 1910 году буддистского храма вызвало не меньше агрессии, чем нынешний проект храма Кришны в Москве: "...кроме того, постоянно ощущалось противодействие строительству со стороны Департамента духовных дел, чему способствовала развёрнутая черносотенной прессой в 1910 г. беспрецедентная антибуддийская кампания. С нападками на буддистов обрушилась и некоторая часть православного духовенства... Храм был объявлен идольским капищем, с помощью которого буддисты якобы пытаются вернуть язычество на Святую Русь. "Наступает власть тьмы и время антихриста, ибо открытое идолослужение в центре России, в столице, при соизволении властей и молчании полуторамиллионного христианского населения, – что это, как не восстание древнего змия – дракона на Христа..", – писал архимандрит Варлаам... В Департамент духовных дел посыпались петиции православных с требованием отменить разрешение на постройку храма. Дорджиев и другие буддисты стали получать анонимные письма с угрозами убить их и взорвать храм…"

А.И. Андреев "Буддийская святыня Петрограда" Агентство ЭкоАрт. Улан-Удэ 1992.

История повторяется. И нынешнюю народную активность трудно переоценить – на одном только форуме иеродиакона Андрея Кураева сразу открылись около десятка тем.

Почему кришнаиты рвутся на Ходынку?

Пресс-конференция о строительстве вайшнавского храма

Против кришнаитов в Москве

Все – на акцию против храма кришны!

Еще раз о кришнаитах и об ошибке тов...

Кришна не Христос

Стеняев: кришнаитам нужен храм, но не такой большой

Внутренний кришнаитский документ

Мусульмане и иудеи – против кришнаитской программы раздачи идоложертвенной пищи

В некоторых из них бурные диалоги исчисляются уже десятками страниц. Впрочем, во всех ветках обсуждение плавно скатывается к выяснению понятия "тоталитарная секта", переходит на личности и начинает буксовать на прежнем месте – консервативные ортодоксы, "умеренные" и демократы ломают копья по поводу закона РФ о свободе совести.

И кришнаиты со своим храмом оказываются только поводом к очередной бесплодной разборке, где камень преткновения – место Русской Православной Церкви в жизни общества и государства. Таким поводом уже были (и остаются) католики, теперь – кришнаиты. Недавно в Москве запретили "Свидетелей Иеговы" и всплыла информация о "переписи протестантов", затеянной ФСБ

Кто следующий в списке, господа? Буддисты? Мусульмане? Иудеи?.. На извечный вопрос: "Кому на Руси жить хорошо?" ответ так и не найден. Некоторым кажется, что "общество от верха, до самого низа нуждается в лекарстве, имя которому – вера. Не свобода, потому, что свобода без веры, это страшный бесноватый зверь, а именно – вера, которая утверждает все то, что потом становится твердым основанием и морали, и нравственности, и свободы, в том числе и политической свободы". И львиная доля этого утверждения – истинная правда. Однако вывод, который делает Виталий Иноземцев (и очень многие посетители "курайника" целиком и полностью с ним согласны) – очень обидный и однобокий: "… на Руси, "вера", это – христианская вера. И не протестантского, или католического разлива, а Православная вера, вера Апостольская, вера семи Вселенских соборов, вера Русской Церкви…".

Следом появляется еще один камень (вспомним вечный спор с католиками о "канонических территориях"): "Важнее в кришнаитах то, что они эффективно умеют уничтожать в своих последователях всякую память о своем религиозном происхождении".

И наконец, делается потрясающее заявление. В Москве действительно живет много разного народа, тут и мусульмане, и иудеи, и католики, и еще Бог весть кто, но Москва, это все же русский город. Москва это священный город России, это священный город русских, Москва, это одна из пяти столиц Вселенской Церкви! Всем, кому это не нравится, я посоветую сначала убрать из Кремля и с Красной площади Святыни русского народа... Вот тогда и рассуждать о "поликонфессиональности", а пока – как это не противно некоторым, это наш город, и все прочие в нем лишь гости, желанные, или не желанные, законные, или не законные (другой вопрос) – но лишь гости. И если хозяева не желают что бы им под нос подсовывали неоязыческое капище замаскированное под "культурный центр" – значит, это нужно принимать не просто к сведению, но к сердцу. 

Так я, католичка с русскими корнями, оказалась гостем в своей стране. И неважно, что мои дедушки и бабушки воевали с фашистами в 40-е, неважно, что они всегда жили в России. Неважно, что в стране существует закон о свободе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Если я не принадлежу к РПЦ МП, я – не полноправный гражданин своей страны, а всего лишь гость, "желанный или нежеланный", "законный или незаконный"… И лишь от каких-то неведомых хозяев будет зависеть, какой будет моя жизнь, где будет мой храм. И будет ли он вообще…

Виталию Иноземцеву складно подпевает священник РПЦ МП протоиерей Александр Стрижак, говоря открытым текстом: "Вы не русский, Вы россиянин, пятая колонна. Прошу не обижаться, но любое государство, разделившееся в себе, погибнет… Разделяя русских, секты подрывают основу русской государственности. Подобная политика придумана не в России и применяется не только в ней. Хотите Вы или нет, соглашаетесь ли или будете оспаривать, но объективно Вы и другие русские, изменяющие православию, становитесь разрушителями Отечества".

На этом этапе я почувствовала себя просто преступницей, достойной только уголовного преследования (сколько нас таких, "разрушителей Отечества"?…) Впрочем, мне не удалось вмешаться – к несчастному баптисту Игорю, которого вот так внезапно лишили национальности и родины, на помощь подоспел Антон Л.Г., невоцерковленный верующий, который ответил священнослужителю в той же манере:

"Согласно Конституции страны, всякий считающий себя русским, является таковым. За этот пункт голосовал народ на референдуме 12 декабря. Откуда у некоторых слесарей-инструментальщиков взялась уверенность, что они могут говорить от лица государства, а те, кто с ними не согласен, враги и граждане второго сорта. Да, то государство, которое разделиться в себе погибнет, но это Вы же его делите. Вы объявили кришнаитов и других иноверцев нерусскими, а не они Вас. Вы не желаете жить в мире со своими согражданами, а не эти сограждане с Вами. Это Вы пятая колонна в нашей стране".

Потом пришел в себя и Игорь: "И даже если русский станет католиком, он будет русским. И если мусульманином – он будет русским. Только другой веры. Я вот русский, но я баптист, русский баптист. Моя национальность никуда не делась, она во мне. И братство баптистов России русское, в нем больше национальных форм и черт, чем в православии, которое все формы взяло у греков Византии, а не само свое изобрело. О какой русскости можно говорить, если вера христианская не русская по происхождению?"

Здесь еще один невоцерковленный верующий, Юрий Сотников, резонно добавил: "Это Ваше мировоззрение, но неправда. Еврей – это иудей? Итальянец – это католик? Араб, – это мусульманин? Грек – это православный? Неужели не видите дальше своей идеологии?"

А если вдогонку вспомнить слова Самого Господа Иисуса Христа: "Идите и научите все народы…" И слова из "Символа веры" - "Верую во Единую Святую Вселенскую…", то правда, как ни странно, не со священнослужителем РПЦ МП, а на стороне человека, порог храма еще не переступившего…

На мой субъективный взгляд, особого внимания заслуживает еще одна крохотная фраза, не попавшая в поле зрения обитателей "курятника", но зато многое в этой бесконечной интриге проясняющая: "Как они поспособствовали тому, чтобы в среде православных не возмущался этот пагубный дух гневливости?"

То есть, рецепт для "хорошей жизни на Руси" от консерваторов вроде Виталия Иноземцева, предельно прост: чтобы в стране был мир и не было митингов протеста, кришнаиты (читай – мусульмане, буддисты, католики, баптисты и пр.) должны сидеть тихо, незаметно и делать вид, что их просто нет… Короче, как у Раневской: "Муля, не нервируй меня!"

И тут у меня случилось дежа-вю. "Н..да, – подумала я, – прав был брат-католик, который в споре про кармелиток сказал, что лучшим вариантом, с точки зрения экуменических отношений, будет, если в России вовсе не будет католиков – ни монастырей, ни диоцезов, ни даже отдельно стоящих мирян. Да и, в сущности, в Европе лучше бы нас тоже не было. Вот если бы Папа сидел в Ватикане, и желательно – в подвале, а кругом была бы Сурожская епархия РПЦ МП, тогда бы, да, наступили бы замечательные межконфессиональные отношения".

А самый точный диагноз поставил Антон Л.Г: "Если я боюсь бородатых, то значит ли это, что всем бородатым надо запретить ходить в радиусе 300 м от меня? Сомневаюсь. Бородатые не виноваты в моих фобиях и комплексах. Так и с сектами – то, что Вы их боитесь, это Ваши проблемы. Они в них не виноваты, как и бородатые не виноваты в моих комплексах. Хотите спрятаться – прячьтесь, Вам закон такое право дает. Но вы не хотите прятаться, Вы требуете от закона, чтобы он наказывал их за Вашу их боязнь…"

Портал "Христианство" ответил на провокацию в собственной манере. Даже по названиям тем становится понятно отношение участников обсуждения к подобным акциям. К примеру, "Идиотизм и ненависть в исполнении Общественной организации "Союз православных граждан". Первый же комментарий дает автор темы – католик по вероисповеданию: "Было всегда понятно, что гонения на другие религии продолжатся и не ограничатся только нашей Святой Церковью на этой земле. Очень бы хотелось, что бы этот союз "словоправных граждан" ответил перед судом за слова про то, что кришнаиты – тоталитарная секта. Причем, в данном случае, на их заявление обращает внимание не моё хорошее отношение к кришнаитам, а ненависть очередной общественной организации, ходящей под знаменами Московской патриархии, к тем, кто думает иначе".

Впрочем, боевым духом остальные участники обсуждения не отличаются. Их больше беспокоит то, насколько кришнаитский храм впишется в местный пейзаж. Людей волнует архитектура и эстетика. В борьбу против кришнаитов никого из католиков не потянуло: "В храмы площадью 10 000 кв. м.??? Это, по-моему уже Черкизовский рынок какой-то, а не церковь. Всё хорошо в меру. Я не против индуистких храмов, но такое архитектурное чудовище, исполненное в традиционном индийском стиле, с завитушками и пр., будет смотреться похлеще стеллы на Поклонке...Вот кошмар-то, прости Господи! Мало нам церетелиевских "чудес"?!

Зато все по достоинству оценили шутку об "индуистском Ватикане" – и здесь без нас, бедных "папистов", не обошлось!

Г-н Лебедев начал персональную атаку на финансирующего центр г-на Форда, который намерен потратить около 10 млн. долларов на структуру с куполами, которая должна стать крупнейшей в Европе и уже получила прозвище "индуистский Ватикан".

На Portal–Credo.ru обсуждение было кратким, но и здесь было от чего покраснеть: невоцерковленный человек взывал к верующему, напоминая об основах учения, оставленного Иисусом Христом: "Про "намоленное" место православные очень любят вспоминать. У кришнаитов, наверное, тоже есть такое понятие... Я, конечно, понимаю, что Вам на кришнаитов наплевать. Мне, в общем, тоже... Но странно, что Вы, являясь христианином, которому завещано любить всех людей, готовы бороться против свободы веры этих самых людей, а я, не принадлежащий ни к одной из известных религий, выступаю за равенство всех верующих. Где готовность смиренно принимать окружающую действительность? Где терпимость? Разве не этому учил Христос? Где честность и объективность? Разве перевирать факты уже не грех?"

Небольшие итоги

Вообще, о Божьем предостережении насчет бревна в собственном глазу современным христианам нужно бы вспоминать почаще. Иначе окружающие будут вынуждены прийти к тому же выводу, к каком пришел глава исполнительного комитета Центра общества Сознания Кришны России Сергей Зуев: "РПЦ, с нашей точки зрения, является одной из самых тоталитарных сект в мире, которая в России маскируется под государственную религию. Именно в этом источник нетерпимости, а соединение православной веры с национализмом дает серьезно взрывоопасную смесь".

Подобный вывод сделал и посетитель Портал–Credo.ru. От этого стало совсем грустно, и вспомнилось Господне слово о том, "кто соблазнит одного из малых сих…": "Правильно говорят, что христиане любят только себе подобных. Таких же, как они – не слишком честных, упертых и помешанных на своей собственной сектовой обрядности..."

Странным является еще один замеченный мною факт. Наиболее разумные, здравые и – не побоюсь этого слова! – христианские вещи на всех просмотренных мной форумах говорили либо люди вообще без четкой конфессиональной принадлежности, невоцерковленные и сомневающиеся, либо представители нетрадиционных религиозных конфессий (к примеру, мормоны). Это наблюдение может стать ценным материалом для социологического исследования. А пока ясно одно: к доброму совету митрополита Антония Сурожского (Блума) прислушиваются не все. А хотелось бы, чтобы эти слова запомнил каждый, кто считает себя православным:

"Мне вспоминается в этом отношении разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: "Нет, в них истины нет!" Я пришел домой, взял книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: "Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы "по звуку" их узнать?" Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса. Это не значит, что мы должны отождествлять веру, которую получаем во Христе и от Христа, с другими верованиями; но как мы должны быть осторожны, когда мы судим о другой вере!"

Впрочем, не будем кривить душой. В Русской Православной Церкви еще не все катастрофически плохо и здравомыслящие, истинно духовные люди, по милосердию Божию, еще не перевелись. Очень радует то обстоятельство, что есть такие люди, как Хмелевская Наталья Михайловна, написавшая в "курятнике": "Простите, не соглашусь с Вами. Я сама – православная и верующая, но я никогда не буду бороться против чужой веры и строительства чужих храмов. Должна быть веротерпимость. Албанцы жгут православные храмы, но в ответ в другом месте жгут мусульманские мечети! Разве это не одинаковый грех?.."

И еще. На закуску всем борцам за национальную идею, за единство и пр. – еще один добрый совет. Тоже от человека еще сомневающегося, но очень здравомыслящего: "Когда же мы, наконец, освободимся от нашего национального идиотизма и перестанем вести этот дурацкий опрос внутри себя: да кто ты такой, да как ты сформировался, да что под тобой понимать, да где твои истоки. Мы тысячу лет бились за право не отвечать на вопрос: "кто ты такой?" У нас выясняли это последовательно венгры, хазары, печенеги, половцы, немцы, монголы, поляки, французы и т.д. Теперь мы уже имеем полное право НЕ ЗАДАВАТЬСЯ этим вопросом. Подобная национальная рефлексия и самокопание есть признак слабости, вырождения или неразумия. Как вы думаете, японцы в Японии ведут дискуссии на тему: кто такие японцы? Нет, они в здравом уме, они уважают себя. Вот если бы я жил, допустим, в Иране, тогда да, ко мне мог бы подойти любой и поинтересоваться: кто ты такой, кто твои родители, как ты здесь оказался. Мы же у себя дома, мы не обязаны никому доказывать себя. Мы заслужили это право, положив миллионы в войнах. Глядя на нас, другие народы потешаются: вот недоумки, у себя дома судят и рядят, да кто ж мы такие. Не обсуждать свою нацию самим и не позволять это делать другим – вот признак здравого разума и силы… Все народы мира знают о том, кто такие русские. Одни народы это выяснили практически, другие – приняли на веру".

Прав Тепляков Григорий Игоревич, тысячу раз прав! И если так дальше пойдет, то основам веры и нравственности нас, христиан, будут учить мормоны и атеисты... Может, стоит сделать это темой своей предпасхальной исповеди перед Праздником Праздников? А, братья-христиане? И оставив в покое буддистов с кришнаитами, взяться за искоренение своей собственной гордыни, властолюбия и ксенофобии? Ведь с Богом шутить нельзя и великопостные развлечения могут для нас кончиться весьма плачевно…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования