Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
Распечатать

Ольга Брилева. Парад Святого Патрика бывает раз в году.


Во время очередного православно-католического спора на Курайнике с православной стороны проскочила жуткая информация о католическом модернизме: как-то раз в католическом храме пели ужасную песню про то, как "Христос плясал по Галлилее..., с ним плясали апостолы..., и мы пляшем с ними". Я, на свою беду, эту ужасную песню знала. Это Lord of the Dance, старинная ирландская песня, написанная никак не позже 1848 года, когда она впервые появляется в сборниках. А 1848 год - это год великого голода в Ирландии, и то, что на этом фоне появляется такая вот песня - очень много об ирландцах говорит. Ирландское благочестие никогда не было чем-то бесхребетным и беззубым; пожалуй, никакой другой народ не понял и не принял "христианство как вызов" сильней, чем ирландцы. Начиная со времен Генриха VIII быть католиком в Ирландии означало - быть бунтовщиком. Во время голода, который произошел по причине поражения картофеля вирусом, британское правительство легко могло спасти людей - тот миллион их, что умер, и тот миллион, что уехал. Но условием получения помощи было принятие протестантизма. Тех, кто делал это, соседи называли "soupers", "супниками". И вот в это время появляется такая песня. Назвать ее неблагочестивой - все равно, что назвать неблагочестивым само мученичество. Народ, который танцевал в то время, как его тщательно распинали, имеет право петь песню о Христе от первого лица и говорить о Творении и Искуплении как о божественном танце.

Согласно одной из благочестивых легенд о Св. Патрике, Господь за его стойкость в борении с искушениями и демонами во время Великого Поста обещал ему, что Ирландия пребудет христианской страной до самого конца мира, пока не уйдет под воду. Пока что нет оснований усомниться в правдивости этой легенды.

Ирландских патриотов в Москве, Питере и Киеве проживает как бы не больше, чем в Ирландии. Чем объясняется такая страстная любовь к Ирландии в частности и кельтам вообще объяснить трудно, но можно. Ирландцы - хороший пример того, как можно быть патриотом и верующим - но без имперской истерики. Ирландия - маленькая страна, и патриотический пафос в ней носит антиимперский характер, поэтому ее героика привлекает людей, которым хочется любить родину, но при этом их тошнит от всего имперского. Она учит людей патриотизму "местечковому", патриотизму "малой родины": своего города, дома, двора, семейного и дружеского круга. Среди моих знакомых, серьезно увлекающихся кельтикой, фолком и ирландскими танцами, я не знаю людей, которые говорят о России (Украине, Беларуси - словом, о месте, где они живут) "эта страна" с таким характерным придыханием. Они могут ругаться по поводу всего происходящего здесь весьма эмоционально, но они никогда не дистанцируются от этого. Они учатся, как ирландцы, любить свою родину и слабой, и больной.

Характерно, что отечественое великодержавие не приемлет таких праздников, как парад в честь Дня св. Патрика на наших просторах. В тот час, когда население нашей великой страны изнемогает, понимаешь, под бременем Великого Поста, эти люди нахально празднуют. Нехороший праздник, подозрительный. И тот, кто его празднует, тоже подозрительный человек, не наш. "Католицкий держит крест и постами мясо ест". Хотя святой Патрик совершил свою миссию задолго до Великой Схизмы, был прославлен как святой неразделенной Церкви и вполне может почитаться православными в качестве православного же святителя.

Но нет. Праздник и тех, кто его празднует, принято ругать - за коммерциализацию (несравнимую, правда, с коммерциализацией Дня св. Валентина), секуляризацию и чуть ли не паганизацию населения.

Часть этих обвинения справедлива - да, для многих участников День св. Патрика - это не столько день памяти святителя Ирландии, сколько повод выпить пива или виски, попеть песни и пройтись маршем по улицам столицы, пугая и потешая цивильный народ килтами и волынками. Но, господа, не в наших ли все руках? То есть, можно признать, что не в наших и отдать праздник полностью на откуп католикам и неоязычникам (и пусть первые обращают вторых, чтобы их потом с чистой совестью можно было обвинить в прозелитизме). Можно продолжать игнорировать опыт святителя по отношению к окружающему язычеству. Одна из легенд о св. Патрике гласит, что святой, проповедуя Христа королю Лоэгайрэ, воскресил языческих героев древности и те приняли крещение и умерли снова, чтобы отправиться в рай. В каком-то смысле она совершенно правдива: эти герои живы в легендах благодаря наследникам св. Патрика, монахам, заботливо собиравшим и переписывавшим старинные саги в своих скрипториях. Вот еще одна черта, характерная для раннего христианства и нехарактерная для сегодняшних взбалмошных времен: стремление "крестить" языческое прошлое, а не открещиваться от него. То есть, понять, принять и осмыслить через призму христианства, как учили Григорий Богослов, Василий Великий и... ну да, Патрик Ирландский.

Интерес молодежи к кельтике, в том числе и к кельтскому язычеству, нельзя ни игнорировать, ни истребить. Остается идти к новым язычникам так, как св. Патрик шел к древним. Парень, ты учишься драться на мечах, шьешь себе килт и восторгаешься Кухулином? А ты знаешь, ирландцы верят, что Кухулин встал из могилы, чтобы принять крещение. Он встал из могилы, парень. А что сделал ты?

Но, кроме интереса к язычеству, просто ролевыми играм и исторической реконструкции (которые, надо заметить, не преобладают среди кельтолюбов), есть еще и просто интерес к истории, культуре и особенно - музыке. Причем, полным-полно людей, которые не только слушают кельтский фолк, но и сами его исполняют. Есть хорошие переводы ирландских народных песен - особенно выделяются на общем фоне переводы Александра Карпова, погибшего во время теракта на спектакле "Норд-Ост", Шона О’Брайена, Павла Осипова и автора, пожелавшего остаться неизвестным. Есть многочисленные подражания. Есть группы, исполняющие музыку на гэльском, бретонском и английском, есть и те, кто в этой манере исполняет и русские, и украинские песни. То есть даже не язычество, а просто светская культура. Ее-то зачем предавать анафеме?

Опыт св. Патрика, точнее, одно из его свидетельств, очень красноречиво говорит не только о евангелизации, но о ре-евангелизаци, об обращении формальных христиан. Вот, что св. Патрик пишет в своей "Исповеди": "В неспокойствии моего скорбного ума я открыл своему близкому другу то, что совершил в один из дней, - или нет, в один из часов, - моей юности, когда я не был еще укреплен против греха. Бог знает - я не знаю, кажется, мне тогда было пятнадцать, и я не верил еще в живого Бога, как не верил в Него с младенчества, но оставался в смерти и неверии, пока не был сурово исправлен и поистине приведен к смирению каждодневным голодом и наготой". То есть святой, выросший в христианском доме и воспитанный в христианском духе, говорит, что не верил в Бога, пока его не угнали в плен в Ирландию, где он, постоянно голодный, отягощенный работой и униженный раб, открыл для себя веру, молитву и пережил крещение Святым Духом. Нам нужно обращаться, нам, христианам, нужно обращаться снова и снова, и если для многих, кто выйдет на улицу 21 марта, это будет просто поводом хорошо провести время - то значит, наша, христиан, в том вина. Человек имеет право на веселье, на песню, на танец, на пиво наконец (тем более, что в Православной Церкви воскресенье исключается из числа постных дней!). Но, чтобы он веселился, ел и пил "во славу Божию", по слову Апостола, нельзя заведомо объявлять такое веселье мерзостью. Потому что ведь до смешного доходит - называть день памяти святого языческим праздником из-за того, что в толпу затесалось энное количество язычников.

А еще эти ребята напоминают английских чиновников, которые, искореняя и выхолащивая во времена оны национальную культуру Ирландии, запрещали носить национальные костюмы, национальные фамилии (их требовалось переделывать на английский лад) и - ну да, праздновать День святого Патрика.

Эй, Пэдди - слышал новость, от которой дрожь в ногах?
Трилистник больше не растет в садах и на лугах!
И День святого Патрика отныне запрещен,
И цвет его носить нельзя - таков теперь закон.

 И, кстати, по тем же самым соображениям - это-де подрывает государственные устои. Однако же сама история показала бессмысленность такого рода мероприятий. Ирландия "прописалась" на просторах СНГ (в то время как много русских "прописано" в Ирландии!), в День святого Патрика многие русские по паспорту с ирландской душой будут танцевать. Вопрос только один: будет ли Богом их танца Иисус Христос или нет.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования