Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
Распечатать

Павел Макаров. За тех, кто против. К первой годовщине концерта "Рок к небу".


Я предпочел бы безумие наслаждению.
(
Антисфен)

Взаимовлияние и взаимодействие рок-н-ролла и религии не исчерпывается "позитивным культом" самодеятельного православия. Более того: исповедующие его "молодые поэты светлой направленности" до сих пор составляют в рок-н-ролльной среде компактное инородное тело, "своя для своих". Куда ведут (если ведут) духовные поиски настоящих деятелей рок-н-ролла - "ленинградцев", "свердловцев", "тюменцев"? Кто сопровождает их на этом пути?

Дорога Керуака

Как известно из газет, естественными исповеданиями протестующей западной флоры являются дзен-буддизм, раста и сатанизм. Ла Вей и Кроули, не выдержав конкуренции с Марксом-Энгельсом и Лениным-Сталиным, не особенно прижились на российской почве, буддизм же - точнее, "восточный мистицизм"в экспортном западном варианте - пустил обильные корни.

1. Петербург ("Ленинград")

Рассказ о "восточном мистицизме" уместно начать с Бориса Гребенщикова.В то время, когда мода на Ричарда Баха была едва салонным поветрием (до 1989 года в СССР официально была издана только "Чайка по имени..."), а до дебютов Пелевина в "Знании - силе" оставалось почти десятилетие, Атман Есть Брахман и Джа Даст Нам Все стали постоянными гостями "естественных альбомов" классического "Аквариума". Эта просветительская деятельность продолжается по сию пору, доказательством чему служит раздел "Книжная полка" официального сайта группы; "продвигаемое" ей миросозерцание подробно документировано в книжке "Иван да Данила", написанной Гребенщиковым в эпоху сотрудничества с художниками-митьками:

"Вот, брат Иван, полезная вещь перепелка".
"Вижу, Данилушко".
"А вот, к примеру, хлеба буханка".
"И то правда, Данилушко".

[...]
"А это, брат, подзорная труба".
Выйдут на крылечко, наставят трубу в небо и смотрят в свое удовольствие.
"Никак, Данилушко, спутник летит?"
"Не спутник, брат, а пришельцы на тарелке".
"А пришельцы, так и хорошо, что пришельцы".

Столкновение с простым фактом - обыденным ли, чудесным ли, - окрашивается ценностно и становится культовой практикой; наивный пантеизм - "все божествено, и все божественно в равной степени" - уравнивает значимость обыденного и чудесного.

{Необходимо отметить, что движение митьков имеет для нашего исследования самостоятельное значение, лишь отдаленно связанное с "Аквариумом". Музыкально митькам была близка советская и народная песня, переосмысленная как отстраненно-эстетический феномен; известен альбом "Митьковские песни", в записи которого принял участие ряд рок-музыкантов.Наиболее известным литературным памятником митьковского движения стала трилогия Владимира Шинкарева о Максиме и Федоре - "кувшин знаний для изучающего дзен". Митькам также приписывается апокрифическое "Евангелие от митьков", проповедующее недеяние и ставшее в 1997 году (см. хроники движения) причиной отлучения редактора газеты "Прямая речь" от официальной церкви.}

Увлечение "буддизмом" затронуло еще одного питерского рок-поэта - Александра Васильева, лидера группы "Сплин", называющего Гребенщикова одним из своих учителей; трудно судить, насколько это увлечение серьезно, - но, во всяком случае, оно серьезней поверхностного знакомства. В классическом интервью журналу "Алла" (1997) Александр признается:

Наверное, я был бы буддистом, если бы не наш дурацкий климат. Если бы у меня была возможность попутешествовать, есть фрукты с деревьев и заниматься медитацией, я бы только этим и занимался. Сейчас я не могу причислить себя к поклонникам ни одной религиозной школы. Но меня очень интересуют проявления искусства, которые связаны с религией, например, храмы католические я очень люблю.

Однако уже зимой 2000 года "год рождения планеты Altavista" на втором официальном сайте группы исчислялся от просветления Будды; в комментариях к интервью от 17 июня того же года упоминается о "поездке на Валдай, где [Александр] провел много времени в медитации".

2. Москва

Из "московского рока" на память прежде всего приходит литературовед Анна Герасимова, известная поклонникам как Умка (псевдоним происходит не от медвежонка, а от издательства YMCA-Press). Приблизительная эволюция ее интересов: диссертация "Проблема смешного в творчестве обэриутов" - движение хиппи как эквивалентный феномен современности - классический западный рок. Именно Герасимовой принадлежит перевод "Бродяг Дхармы" Джека Керуака (см. его же по частям). О дальнейших изменениях мировосприятия А.Г. сведений не поступало; некоторый религиоведческий интерес ("во что верят неформалы") может представлять архив листа рассылки [email protected], где регулярно случаются оживленные беседы о музыке и философии.

В свою очередь, тема "растаманства" - не просто как музыкального стиля "регги", а именно как мироотношения - детально рассмотрена Ольгой Арефьевой (группа "Ковчег"), подругой и соученицей А.Г. (уроки гитарной игры у Сергея Калугина). В дискографии "Ковчега" выражением этого отношения стал альбом "Батакакумба"; на сайте Арефьевой (в разделе "Переписка и мемуары") можно найти статью "О растаманстве", дополненную перепиской с поклонниками:

В основном это гремучая смесь из христианства, иудаизма, языческих суеверий, чёрномагического культа вуду и кажется, индуизма. [...] Они признают Библию, но по их мнению, она написана про чёрных. [...] Оригинальны их представления о Святой Троице. Например (пишу по памяти, точных источников под рукой нет), Джа, император Эфиопии Силассие Ай [Хайле Селассие I, "Сила Троицы" - П.М.] (ныне уже умерший), и я. Я, то есть каждый верующий в отдельности и все вместе.

[...] Чем же эта странная религия привлекла белых? Не негров и не евреев? [...] ...курение ко-но-пли. Плюс - чудесная регги-музыка. Она оптимистична, успокаивающа и красива сама по себе (вообще, у растафари очень поощряется творчество - все должны петь, танцевать, рисовать, изготовлять поделки)...

[...] То, что шутливая песенка-пятиминутка станет народным хитом и поводом для такого долгого и яростного ломания копий - я и подумать не могла. [...] Юмор, однако в ней не случаен и состоит в доведении идей до гипертрофированного вида - "Джа купит нам ганджа, Джа впишет на флэт..." [...] абсурден вариант отношений деда и бабки с золотой рыбкой - "чтоб была у меня на посылках".

Поклонники огорчены:

Если это правда, что ты, Ольга, смеялась, когда сочиняла свои песни про Джа, мне очень тебя жаль...

Однако несколько позже - в статье, кстати, "Про Умку..." - Ольга делится воспоминаниями:

Там же в больнице, с иглой капельницы в вене я и писала  "Все  мы  пойдём вслед за Джа". Конечно, никакой это не был стёб...  Жизнь хороша и смерть хороша - это действительно так!

В подшивке "Религия и магизм" эта же позиция изложена более подробно:

По принадлежности рождения и обитания [sic! - П.М.] я отношу себя к православной конфессии, но - о ужас! - не испытываю ощущения монополии на истину. Чувствую религиозность в самых разных проявлениях человечества. Она для меня - ощущение божественного присутствия, творения, игривости. Чувство неслучайности всего происходящего. Чувство "второго дна" в реальности, только кажущейся твёрдой.

The keyword is "чувство".

В мироотношении "Ивана и Данилы" -в отличие от мироотношения "КСП" - протест реально присутствует, но он направлен не против чего-то объективно существующего ("данного в ощущениях"), а против определенного отношения к объективно существующему. Стругацкие (в "Отягощенных злом...") сформулировали этот протест следующим образом: "...дикари совершенно особого типа - племя, вкусившее от нашей цивилизации и с отвращением извергнувшее то, что оно вкусило". Теперь мы можем указать, что именно извергнуто: "профанное" отношение к миру, "привычка не ощущать божественного".

Это, конечно, еще не исход из мира, и даже не бегство от мира.

Православное сопротивление

Сейчас уже трудно поверить, что "боевое православие" на российской рок-сцене не началось с "Алисы". Тем не менее, это так - задолго до героев "Рока к небу" это знамя подняли и понесли деятели "сибирской" школы панк-рока (в кавычках - потому что круг соратников, протеже и эпигонов Игоря Федоровича Летова уже лет десять как не ограничивается ни городами Сибири, ни государственными границами России). Сам Летов, правда, поклоняется другим богам (в 1999 году "Гражданская оборона" сыграла ряд концертов в поддержку "Сталинского блока" Виктора Анпилова), а о масштабе и разброде шатаний среди прочих представителей "сиброка" можно судить по прилагаемой публикации на music.altapress.ru (см. также оригинал на сайте "РусМиРОс"); но то, что делается, делается серьезно - достаточно сравнить статьи Александра Непомнящего (1. "О рок-музыке на службе сатаны и книжниках на службе своей правоты"; 2.""Время колокольчиков" в свете церковного суда"), - где А.Н. ссылается на "Введение в святоотеческое богословие" Иоанна Мейендорфа, "Православный взгляд на творчество" священника Михаила (Труханова) и "Свет и тьму в искусстве" игумена Антония (Логинова), - с детским лепетом Константина Кинчева на сервере "Православие.Ru".

"Грязь - это способ остаться чистым", - цитирует Непомнящий своего актюбинского коллегу Ермена Анти. В отличие от "стадионного" рока с его фирменным кличем "Мы вместе!", панк-культура - как до нее античные киники - изобрела велосипед индивидуального аскетического делания, противостояния страстям, "предпочтения безумия наслаждению"; но, не имея средств вылечить homo sapiens от страстей, объявила войну внешним соблазнам - "FM-формату", "общественному мнению", "транснациональным корпорациям", - приводящим их в действие.

Описание внутренней борьбы с помыслами словами из новостей CNN, скрытое понимание конфликта мировоззрений (священной войны) как конфликта культурного - "хорошей музыки" с "плохой музыкой" - в рудиментарном виде сохранились у "православных панков" и после обращения: во всяком случае, употребление плакатно-политических клише ("Убей янки", "общество спектакля") автором, способным на строки "Лес продрог и горизонт постарел" ("Оскольская") или "Ветер перевесил все вывески в городе" ("Опричники"), трудно списать на поэтическую беспомощность.

Песню "Убей янки" ("Джим Моррисон русский, родом с Москвы!")Непомнящий сопровождает развернутым комментарием:

В песенку загнаны имена великих американских рок-музыкантов, чтоб даже до самого последнего тупого и параноидального идиота [...] дошло, что речь идет не о "разжигании национальной розни", а о совсем другом. Я многое люблю из американской культуры, в частности, литературы, и на концертах расширяю "список" до безобразия. А тот факт, что при забрасывании камнями... посольства человеконенавистнического государства США, разные, в том числе и абсолютно неизвестные мне люди принесли самопальные листовки с текстом этой песни, мне приятен. [...] А своего великого поэта Эзра Паунда янки посадили в клетку.

Выходит, что "аскетическое" прочтение аллегорий - желательно (ср.: "внутренний Пилат", "внутренние иудеи" в православной гомилетике), но буквальное ("геополитическое") - хоть и "сквозь пальцы", но допустимо.

Антисоветизм "советского рока" был, по большому счету, изобретением райкомов по борьбе с молодежью, мифом, сыгравшим на руку "музыкальным критикам" с обеих сторон "идеологического фронта"; трудно вообразить соло-гитариста "Зоопарка" или "Обороны", одобрившего бы Беловежскую пущу или американских солдат на берегах Смоленщины ("так уничтожить себя и другого, // чтоб не было снова // тридцать седьмого" было спето уже в 1999 году о Казахстане). Антиамериканизм "православного сопротивления" - явление вполне реальное, оно признается от первого лица и заявляется как программа.

...Сайт группы "Инструкция по выживанию" и ее предстоятеля Романа "Ромыча" Неумоева (некоторые разделы - "Дискография", "Выставка" - не открываются, но их есть на старой странице ipv.pesni.ru) с порога встречает двумя коллажами: "Так уходит, уходит столетний взбесившийся хам" // "Возрождается Белое царство, мир, в котором есть Царь". Оформление страницы никак не напоминает красно-бело-черную "революционную" эстетику, в которой выдержан сайт Непомнящего. В новостях (после перепечаток с православно-хоругвеносных новостных серверов) основное место занимают мемуары Ромыча под общим названием "Мифология". Логично было бы ожидать, что Ромыч - проповедник с опытом не только творчества, но и восторженного увлечения - вынесет в них, как в некое "предание", существенно важные комментарии к исполняемому со сцены "писанию". Интересно, однако, существо комментариев - Неумоев не только регулярно цитирует деятелей русской истории (что предсказуемо), не только вздыхает о "семейных ценностях" и "счастливом советском прошлом" (что объяснимо), но сожалеет, что связался с "этим рок-н-роллом":

Да, правы, тысячу раз правы были советские идеологи, не жалевшие денег на производство и эксплуатацию "радио-глушилок". Кабы эти "глушилки" работали с еще большим КПД, то и не услышал бы я в далёком 78-м по "Голосу Америки" группу "JUDAS PRIEST", а по "Би-би-си" передачи Севы Новгородцева "Рок-посевы". Да, и Слава Богу, если бы не услышал! Умереть, не умер бы. А жизнь, может быть, сложилась бы более счастливо. Но взошли эти рок-посевы. Ох, взошли, будь они не ладны.

Наивность? Вряд ли. Похоже на целенаправленное "вложение символического капитала".

О наивности скорее можно говорить применительно к сподвижникам Неумоева - группе Артура Струкова "Культурная революция":

Если мы от души откажемся,
тогда у нас будет "все путем":
сытый ‘рай’ без радости -
Гоморра и Содом.

ПРИПЕВ:
НЕ ПРОДАВАЙ СВОЙ КРЕСТ!
ЭТО ВСЕ, ЧТО У НАС ЕСТЬ

("Не отдавай свой крест!"; см. также графику, которой оформлена песня - классическая живопись с элементами "фэнтезийных" спецэффектов).

О своем обращении в православие группа рассказывает следующим образом:

Во время Фестиваля [Первый фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки - П.М.] главные его участники знакомятся с известным дао-концептором Алексеем Михайловым (Необитаемое время), который надолго оставит свой след в их мировоззрении. Вместо провозглашавшейся до тех пор анархии предпочтение отдается монархии. На смену ''общечеловеческим'' планетарным интересам приходит русский патриотизм. Увлечения мистикой и всяческими дзенами уступают место родному Православию.

Струков А. начинает настороженно относиться ко всему, чем занимался до того. Возникает противоречие: с одной стороны, пишутся песни, и даже аранжируются группой; с другой стороны, публичное исполнение этих песен считается действом, которое играет на руку ''новому мировому порядку''.

{Справка. Каталог "Необитаемого времени" на info.ee мертв. В настоящее время "НВ" представлена в сети постмодернистским проектом "Межлокальная контрабанда". На одном из субдоменов последнего (katakomb.postart.ru) еще год назад размещался сайт самопровозглашенного "архиепископа Готфского графа фон Сиверса" (Алексея Смирнова), известного распространением легенд о "Кочующем Соборе" и исповеданием Адольфа Гитлера "Богоизбранным вождем", едва ли не "мессией третьего завета". Конец справки.}

Концепция "противостояния культур" излагается Струковым с живой прямотой:

Кто себя называет гарантом свободы,
а нас империей зла?
У кого руки - по уши в крови,
и чьим жертвам в мире нет числа?

Их еще называют янки,
Их называют гринго,
Их называют дядюшка Сэм...
Но имя им - гопники!
Имя им - плебеи!
Имя им - чернь!
Их число - 666!

("Гопники", подражание одноименной композиции Майка Науменко; см. также "Разрушь Америку" из того же альбома "Музыка бунта").

Формулировки "чернь" и "плебеи" наводят на странные подозрения. Так мог бы сказать "римский гражданин", но только гордящийся римским гражданством; речь здесь уже не идет ни о кинизме, ни даже о стоицизме, но о некоем кредо колонизаторов-культуртрегеров.

К песне прилагается пояснительная записка: "...В городе Тюмени [...] наблюдалось, скорее, америкофобство. Во-всяком случае, в 1980-е годы. // Вытекало оно из многочисленных, жадно читаемых, сочинений американских же, между прочим, авторов - Брэдбери, Шекли, Воннегута, Скотта Фитцджеральда, Апдайка, Хеллера, Дос Пасоса, Керуака, Гинзберга, Паунда, и проч., и проч., и проч., из которых выходило, что США есть средоточие мировой пошлости, тупости и мещанства, погрязшего в пошлости, тупости и мещанстве. И нам, утонченным европейцам[выделение мое - П.М.], ничего не остается, как только Америку презирать".

Итак, "своими" (пусть по принципу "враг моего врага") для утонченных бойцов "православного сопротивления" оказываются великие одиночки (ср. с размышлениями Непомнящего о Густаве Майринке: "...удивительная фраза из Ю. Воробьевского, где тот упрекал австрийского писателя... в том, что де он, Густав Майринк, живя в начале века В АВСТРИИ (!) читал всякую оккультную чушь, вместо того, чтоб придти к Православию. Где же бы это он Православие в Австрии то нашел в начале века?") - "мировая аристократия духа" (со строчной), орлы горных вершин, о которых так много говорил Ницше. Откроем жизнеописание дважды уже упомянутого Эзра Паунда: бегство в Италию к Муссолини, выступления на фашистском радио, проповедь "Нового Ренессанса"; "стихи - рычаг утопии", "поэт - антенна расы". Вообразите Мандельштама или Маяковского, бежавшего в гитлеровский Берлин, чтобы воплощать идеалы акме и конструктивизма.

Впрочем, вернем микрофон Струкову: "...нынче тюменские мыслители [...] при слове "Америка" просто жаждут хвататься за пистолет. Слава Богу, его у них нету. И на выборах голосуют за коммунистов: не из любви к Маркс-Энгельс-Ленину, а - назло ЦРУ и Аллену Даллесу".

Круг замкнулся. Интернационал в очередной раз подменил собой Пятидесятницу.

- Он поставил на царство королей и королев, - возразил Каспиан.
- Король, выигравший великую битву, обычно сам ставит себя на царство, без помощи дрессированных львов. - заметил Никабрик. [...]
- И кроме того... что произошло с королями и их царством? Они тоже исчезли. Другое дело Колдунья. Говорят, она правила сотни лет: сотни лет зимы. Вот это сила, если хотите знать. Это что-то практическое.

К.С. Льюис - "Хроники Нарнии", ч.4

...Окончание следует.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования