Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
Распечатать

Павел Макаров. Юная кровь. Зачем простому церковному народу объединение с РПЦЗ?


Ведь, и вправду сказать,
я и сам никогда не любил серебра,
А ещё чеснока,
И, конечно, осин,
И распятий... Ну, ладно о грустном, давай о другом -
Например, о тебе.

Сергей Селюнин - "Рыжий альбом"

Известно, что Обрезание Господне - как и все, о чем повествует Писание - имеет троякий смысл: буквальный ("телесный"), персонально-аскетический ("душевный") и догматический ("духовный"). О "душевном" смысле обрезания пишет апостол Павел (Рим 2:28-29), авва Евагрий толкует его как отсечение помыслов; "духовный" же смысл изъясняет Сам Господь: "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лк 12:51) - так, что камень веры (1 Пет 2:7) оказывается для многих камнем претыкания и соблазна, каменным ножом разделения (Нав 5:3) - в том числе разделения церковного.

Анекдот про непокорный народ

...Вопреки распространенному заблуждению, сотрудничество митрополита Сергия (и возглавляемой им церковной организации) с безбожной властью рассматривается как серьезное отступление от Православия не только в "альтернативных", "катакомбных" и "зарубежных" деноминациях, но и среди чад самого Московского Патриархата. Проблемой занимаются в основном те же люди, что ИНН, электронным контролем и Новым Мировым Порядком - см., напр., портал www.zaistinu.ru и примыкающий к нему сервер Константина Гордеева и альманаха "Сербский крест" www.kongord.ru. На последнем слово "сергианство" встречается на 15 страницах; размещенный на сервере итоговый документ семинара "Отношения Русской Православной Церкви и властей в России в 20-е - 30-е годы" именуется "индульгенция" и "оправдание сергианства". В редакторской статье "Зачем СК поднял тему сергианства" К.Г. пишет: "Корни нынешнего совершенно беспардонного отступления, лжи и заигрывания с откровенно антихристовой властью таковы же, как и в годы посланий м. Сергия", но при этом поясняет: "отступление и даже впадение в ересь [sic! - П.М.] конкретного архиерея распространяется лишь на тех, кто последовал за ним, увлекся его пагубными ошибками, заблуждениями и предательством"; "простому церковному народу" оно не повреждает.

Таким образом, К.Г. следует католическому учению о "непреложном" - не пресекаемом повреждением веры - апостольском преемстве: "Я твердо убежден в благодатности Русской Православной Церкви, действительности в ней таинств и обрядов". "Объектом непримиримости" для ревнителей оказывается не церковная, а светская власть. "Новые антисергиане" даже готовятся к новым катакомбам: "Остается ждать коллективного опыта гонений..." - с одним только отличием от предшественников: "старые катакомбники" остерегались брать советские паспорта, а новые остерегаются их отдавать.

Пока "антихристова власть" медлит расстреливать за отказ принимать ИНН, "ревнители" набирают "коллективный опыт гонений" в интернете - правда, не от "власти", а по преимуществу от модернистски настроенных мирян муттер-кирхи.

Подвиги тамплиеров

Интересно, что "модернисты" не в меньшей степени осознают себя в оппозиции текущему курсу патриархийного корабля. Основная мишень их критики - Архиерейский собор 2000 года: "Канонизировали не тех". Иногда уточняется: "в угоду зарубежникам" или "махровым монархистам, желающим политизировать Церковь". В дискуссии "Еще раз о революции 1917", открывшейся на кураевском форуме 11 января, православный люд отстаивает "неизбежность революции" с самых причудливых позиций - ссылаясь то на "Советскую цивилизацию" Кара-Мурзы, то на "убийства волхвов старой веры тысячу лет назад", вплоть до прямой хулы на царя-мученика.

Ревизия, впрочем, не ограничивается пострадавшими от большевиков. "Джентльмен Михаил Саяпин" (авторская страница здесь) публично признается: "Я в своё время даже составил длинный список возражений против его [Иоанна Кронштадтского - П.М.] канонизации - они просто вопиют". В открытой 8 января теме "Православный романтизм архимандрита Рафаила", где труды арх. Рафаила (Карелина) сравниваются с произведениями Эдгара По и М.Ю. Лермонтова, звучат призывы снисходительно отнестись к канонизированному в 1988 году Св. Игнатию Кавказскому: "У еп. Игнатия Брянчанинова был не менее романтический, и вообще блестящий и в то же время скорбно-пафосный стиль" - "канонизация принуждает многих абсолютизировать его творчество, не замечая в нем относительного - романтического. А романтизм от православия все-таки стоит отделять" (здесь и здесь). Священство поддерживает инициативу: "Попробуйте связаться с "Православными новостями за неделю". Могут пустить в свою рассылку".

{Интересно, что аналогичные "ревизионистские" настроения есть и в католической среде - против "конъюнктурно канонизированных" монахинь-кармелиток, также обвиняемых в избытке "романтизма". Впрочем, "народное непризнание" - феномен сравнительно новый по сравнению с "народным почитанием" - заслуживает отдельного "Навигатора".}

Надо сказать, что "подвиги тамплиеров" не ограничиваются открытой полемикой. Более того - как легко заметить, просмотрев вышепроцитированные темы, открытой полемикой с "ревнителями" занимаются почти исключительно новоначальные.

Начальство, носящее меч (Рим 13:4), носит его не напрасно. Попробуйте, например, найти (штатным поиском) темы и сообщения кураевского форума, посвященные РПЦЗ - последней найденной темой на момент написания "Навигатора" выходит "Помогите православному сайту" за 15 августа, предпоследней - "Как восстановить единство Русской Церкви?" за 13 августа - это при том, что воссоединение с РПЦЗ обсуждалось, например, 19 ноября в теме "Мы - часть единой Русской Церкви", со всеми полагающимися ключевыми словами. Контрольный поиск "за последние 30 дней" не выдает ни одного упоминания аббревиатуры "РПЦЗ".

Пробуем сменить пластинку. Поищем уже знакомое нам слово "сергианство" - найдена одна тема за 30 ноября 2001 года, последнее найденное сообщение (против признания сергианства ересью) датировано маем 2003 года, предпоследнее (против РПЦЗ) - февралем. Попробуем найти словосочетание "поместный собор" (мечта "ревнителей", надеющихся на исправление церковно-канонического строя РПЦ МП "изнутри") - последнее найденное сообщение датировано 11 августа и повествует о безошибочном способе (к которому мы еще вернемся) определить, принадлежат ли протестанты к Церкви.

Тут один из них, механик...

Разумеется, "информационная политика" нигде не афишируется. Она не отражается ни в каком открытом оффтопик-листе; более того, она не отражается в текущей активности модераторов. Так, уже восьмой день на кураевском форуме продолжается дискуссия "Возможно ли, чтобы будущим Патриархом стал ЕПИСКОП РПЦЗ?", открытая диаконом Аркадием Шиловым: "Все хотят оздоровления нашей Церкви. Особенно сам церковный народ. Очевидно, что в недалеком будущем все же состоится объединенный поместный Собор РПЦ МП и РПЦЗ, и как мне кажется единственныйм правильным и богоугодным выбором было бы решение избрать Патриарха из епископата РПЦЗ".

Высказываются такие аргументы в поддержку: "над ним не будет довлеть "груз прошлых лет" сотрудничества с органами советской власти, а это делает человека смелее (компромата-то нет)" (Сергей Федоров); "всегда в сложные времена приглашали правителя со стороны - ему проще и виднее, он никому ничем не обязан".

На возражения свящ. Георгия Белодурова, члена совета форума: "Я уверен, что вы наш епископат явно недооцениваете. [...] епископы РПЦЗ не сильно разбираются во внутрироссийских проблемах" - и Геворкян Каринэ: "А с "с органами антисоветской власти" - то бишь с зарубежными спецслужбами?" - и на развернутый диагноз мирянина РПЦЗ Леонида Волкова (судя по последующим его заявлениям, из "витальевцев", но при этом почитающего Луку Войно-Ясенецкого):"...словеса-словесами, а глубинное массовое сознание священнослужителя МП: РПЦЗ это вне Церковной ограды. [...] Ну, а с другого конца, из среды пасомых, тут же добавили: "А они все повязаны ЦРУ!" Просто так добавили. Без раздумий" - следует универсальный ответ: "Пора собирать Поместный Собор всей полноты нашей Церкви". Впрочем, есть и иные поводы для надежды: "Вон как Путин в Москву из Питера пришел - и все завертелось ;)".

Несколько далее выясняется, что диакон Аркадий придерживается популярной "теории ветвей": "Я за РПЦ - которая ни МП ни (Л) ни (В) ни (К) а просто РПЦ" - той самой, которую недавно озвучил архиеп. Марк Берлинский.

Остроумное решение проблемы "сотрудничества с Гитлером" предлагает Дмитрий Бондарев: "Как по-Вашему кого поминали в приходах МП на территории Третьего Рейха, т.е. временно оккупированной территории России (например в Пскове)?" - "Те же власти, что и в приходах РПЦЗ на территории Гремании и Югославии. В чем я, кстати, не вижу никакой ереси - как не вижу ее в действиях Карловацкого Синода, не протестовавшего против поминовения немецкой власти".

Много копий ломается о "принцип территориальности окормления": "Я не один раз замечала, как страдали душой (с невероятной силой) те люди, которые нарушали каноническую территорию" ("новоначальная" Юлия Л.). Леонид Волков справедливо замечает: "...на Поместный Всероссийский Собор, буде случится таковой, мальчика Лёню из Квебека не пустят. Ну разве после встречи с Путиным квебекское правительство решит с Россией объединятся..." Виктор Судариков и Лев из Торонто поднимают зеркально обратную проблему: "отношение негативное отношение к здешним РПЦЗшникам понятно - не может быть двух РПЦ на одной территории. Они появлялись здесь на волне отрицания, на волне осуждения Церкви. Это, я считаю, совершенно недопустимо". Впрочем, стоит Аркадию Шилову, рассуждающему вслух "от противного", заикнуться про "три Поместных Церкви" - "как в Кипре и Константинополе и Греции", - и выясняется, что подлинным ultima ratio считается все-таки общий язык; да и не видно со стороны, чтобы для РПЦЗ была приемлема "какая-то автокефалия".

Отдельно рассматривается вопрос: всегда ли от кающегося в заблуждениях требуется именно публичное покаяние?. На этот вопрос модератора Иоанна берется ответить только "невоцерковленный верующий" Ярослав, и тот как-то неуверенно: "Церковь наверное как-то с этим ассоциируется. Я конечно же не могу ее призывать к этому, ну кто я такой?" Часть участников уклоняется в параллельную беседу о казачестве: "Заходил по Вашему приглашению на форум Екатеринодарской и Кубанской епархии. Мы, оказывается, где-то как-то земляки (часть предков моих с земель войска Кубанского)" - с хвостом сообщений примерно на пять (А.Ш.: "Надо объединить нашу форму с Вашим содержанием ;)) // Могу выйти на атамана Кубанского Казачества В.Громова :) (хотя он тоже советского менталитета :(((()").

Предварительные пикейные итоги

Из перекопанного выше следует один интересный вывод.

Объединение с РПЦЗ уже довольно долгое время не рассматривается "внутрисистемной оппозицией" РПЦ МП как путь (или хотя бы шаг) к Возвращению Короля. Под обличительными заключениями вроде "после событий 2000 года разницы между епископатом РПЦз(Л) и МП нет никакой" подписываются не только "талибы" митрополита Виталия, но и правоверные "заистинщики": "Социальная Доктрина МП вовсе не схоластическое латинство - это новое издание Декларации Сергия, только данное мировому правительству НМП. [...] То, что лаврский Синод сделал из факта МП-шной "фронды" вывод об упразднении сергианства в МП - говорит лишь о том, что и Синод РПЦЗ внутренне готов дать НМП [Новому Мировому Порядку - П.М.] подобную "подписку лояльности"". Да и волнует правоверных "заистинщиков" больше не "белая Церковь" и не "подвиг русскости", а отношение к насущным проблемам современности - например, к контрацепции или телевидению.

В то же время идея объединения с РПЦЗ - участия клира и паствы РПЦЗ в будущем Поместном соборе - выборе патриарха из числа нынешних епископов РПЦЗ - в первую очередь привлекает ("чтобы ничто уже не омрачало радости") благодушествующих представителей большинства. Не скептиков-модернистов, не непримиримых грозно-распутинцев, но оптимистов, искренне убежденных, что "духовное возрождение России" - дело решенное и уже совершающееся.

Блажен, кто верует... 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования