Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
Распечатать

Павел Макаров. Лунная сторона медали. Правосудие и произвол в православном киберпространстве.


Труп - это человек с альтернативным обменом веществ.

(норма политкорректности)

Биологи определяют живое как способное создавать и поддерживать внутреннюю среду. Для бактерии это значит постоянство химического состава, для животного - низкое содержание вирусов и токсинов. Для экосистемы - разнообразие видов. Для организации - соблюдение норм и правил, заявленных при ее учреждении. Собственно, термин "юрисдикция", вопреки распространенному употреблению, означает не "исповедание веры", но судебную власть в границах ее полномочий.

В "оффлайне" (во всяком случае, в наше время) правосудие в основном обеспечивается балансом сил - через посредство прямого столкновения, или состязательности судебного процесса, или каких-нибудь демократических процедур. "Онлайн" же тяготеет к старому доброму феодализму - единоличной власти с возможностью делегирования полномочий: во-первых - трое пограничников надежней одного, но один системный администратор надежней троих, а во-вторых - в интернете слишком легко основать новую Трою, чтобы девять лет упорно защищать старую.

"Навигатор" уже неоднократно писал о деятельности администратора кураевского форума Андрея Рычковского - как в административном, так и в теологическом жанре. Подробное исследование его богословских воззрений, хочется надеяться, еще впереди, а сегодня мы поговорим о плодах его административной деятельности - проектах и сообществах, параллельных www.kuraev.ru/forum; не "оппозиционных", а именно скорее "эвакуационных".

Во-первых, это сайт "философско-религиозного поиска" www.nefedor.com (администратор Николай Федоровский). На нем расположены зеркала форума Кураева и еще нескольких, меньших масштабом; через его форму поиска можно найти любую тему, как еще активную, так и удаленную модераторами. Упоминание сервера "nefedor.com" на кураевщине, как говорят, запрещено: "Когда-то давно между создателем этого сервера и админом курятника произошел конфликт. Причина, вероятнее всего, была в том, что этот сервер зеркалил форум без учета модераторских действий... [...] Админ курятника не говорил это явно, а утверждал, что зеркало создает большой исходящий трафик и что он в любой момент отключит для него доступ к форуму". На сайте есть развернутая подсказка: Основные понятия, Расположение ресурсов сайта, Работа поисковых процедур, Как найти разные вещи? Недавно у Николая появился сетевой дневник: www.livejournal.com/users/nefedor. Основные темы - инциденты на кураевщине и кинокритика.

Есть и более активное решение - LJ-сообщество "После Кураева...": "Это комьюнити -- альтернативная форуму Кураева площадка для обсуждения вопросов религиозной и околорелигиозной тематики. Жесткая, жестокая и неумная модерация на форуме Кураева вынуждает искать другие места для СВОБОДНЫХ дискуссий. Сюда будут помещаться наиболее интересные темы, которые там модерируются или удаляются. [...] Члены комьюнити, по возможности, будут стараться снабдить бывших и временно замороженных членов форума Кураева ЖЖ-кодами".

Психология среднестатистического посетителя "Нефедора" и "После Кураева" - это психология эмигранта. Возможно, он верит, что положение дел в отечестве исправится, но не возлагает на это надежд и лишь со вздохом наблюдает, как становится еще хуже: "Заглянул на кураевщину. Оказывается, с легкой руки скота Сузана там ВОВСЮ морозят священников. Думаю, история с о.Шрамко была подстроена хитрым Дворкиным, а сделана руками Сузана, чтобы создать прецедент. И теперь там все можно. Хоть самого Патриарха заморозить". У некоторых наблюдателей набирается достаточно материала, чтобы открыть собственный сайт: "Домашняя страница начинающего православненького писателя" Морозова Николая ("Термин "православненький" означает: 1) Околоцерковную жизнь, не связанную со святыми таинствами; 2) Новоначального христианина"); альманах "Паки-и-паки. Клировые ведомости" Светланы Наумовой. Заметки Николая тяготеют к научной фантастике, фэнтези и антиутопии, но есть и личные воспоминания. "Клировые ведомости", по признанию самой Светланы, "по жанру лучше рассматривать как некое церковно-этнографическое собрание наблюдений".

И все же в сети не только играют в игры. Иногда в сеть - как в предпоследнюю судебную инстанцию - бегут от совершенно реального произвола.

О старообрядческом (РПСЦ) протоиерее Леониде Гусеве, настоятеле Покровского кафедрального собора, Портал-Credo.Ru писал уже достаточно давно - еще в феврале 2003 года. А недавно (17 октября) на нашем форуме появилось отчаянное письмо некоего Алексея: "...я, как человек, действительно знающий Леонида Гусева, хотел бы рассказать кто это такой, и что происходит на Рогожке. [...] Начнем с того, что он занимается рукоприкладством. Я точно знаю и, мало того, сам видел, как он ударил священника (!) о. Виктора на Рогожке, это видели и другие. Видел как он и его приспешники избивали человека, слышал и другие случаи. Эти случаи происходили в изрядном подпитии о. Леонида. Мне конечно можете не верить, но в одном случае вызывали милицию на Рогожку – так что можете не верить и им. [...] Был случай, и все это знают, что он затеял драку в алтаре! [...] В храме вам расскажут, что денег за требы, совершаемые о. Леонидом, они не видели, хотя часть их должен получать храм – опять же настоятель забирает храмовские деньги. [...] Как может священник не держать тайну исповеди!?" Алексей заявляет, что о.Леонида "во всем его поддерживает его брат – митрополит Алимпий".

Присутствующий в теме Александр Писаревский ("АК"), один из администраторов сайта www.staroobrad.ru, не опроверг эти сведения, но заявил, что они не подлежат обсуждению с "внешними": "...я буду с Вами спорить по Вашим обвинениям, так как считаю, что любая подобная дисскуссия на виду у внешних только вредит Церкви [...] В обще-то Владыка Алимпий на Архиерейском Соборе, прошедшем в прошлую пятницу, запретил давать во вне какую-либо информацию о Соборе". (См. также более ранние его сообщения от 1 октября).

Ту же линию "АК" проводит и на других форумах - в частности, в ответ на тему Н. Минича на кураевском форуме "Обряды разные, болезни - одинаковые" ("У них ["белокриницких" - П.М.] также при живом (правда, тоже не совсем здоровом) предстоятеле настырно рвется к власти, совершенно того не скрывая, не епископ даже, а всего лишь протопоп, да еще и отнюдь не вдовый – отец Леонид Гусев") он заявляет: "Сударь, чего Вы собственно добиваетесь? Не надо воду мутить, пожалуйста, простите Христа Ради!" На форуме www.staroobrad.ru критические сообщения просто удаляются безо всяких извинений - "ЗАПРЕЩЕНО обсуждать внутренние проблемы и разногласия любого из старообрядческих согласий".

Впрочем, даже такую ревность можно счесть признаком жизни: организация  - по разуму или нет - по крайней мере реагирует на раздражители и заботится о своем внешнем облике. У обезглавленной лягушки действуют спинномозговые рефлексы. У совершенно мертвой лягушки отказывают и они.

21 августа ставропольское АТВ сообщило о вступительных экзаменах в Ставропольской духовной семинарии: "которая в этом году получает лицензию Высшего учебного заведения". Как заявил неназванный представитель семинарии, "в течение недели мы смотрим на нравственные качества поступающего, и если это будет удивительный умник с холотыми медалями, но совершенно безнравственный человек, мы от него откажемся". И действительно, как следует из резюме, размещенного на rnd.superjob.ru, выпускников факультета богословия СтДС отличают "комуникабельность, порядочность, ответственность, целеустремленность". Должность, на которую претендует соискатель - "Представитель. Стартовый оклад от 600 USD" - и трудовая биография - "менеджер отдела продаж в компании ООО "Трансазия", супервайзер миниCD, менеджер по оптовым клиентам в компании СФ ЗАО "Тандер", региональный менеджер в компании ЗАО "ФОЗЗИ Евразия" [Эксклюзивный импортер и производитель группы торговых марок]" - не должны вызывать удивления: в конце концов, стяжание Царствия Небесного (вслед за Мф 13:45-46) тоже называется драгоценной куплей. Можно надеяться, что с новым ректором еп. Феофаном (Ашурковым) - деятельным сотрудником ОВЦС и сподвижником митр. Кирилла (Гундяева) - преемственность мастерства не прервется, и семинаристы не останутся без должного наставления.

Удивляет другое. В начале нового учебного года (8 октября) в гостевой книге "Клировых ведомостей" разгорается дискуссия "Голубой разврат в СтДС". Тему открывает не называющий себя Студент семинарии: "Я бы не писал, если бы это меня на прямую не касалось. Мне еще два года учиться, а у меня пол курса гомосеков. А заводилы у них все в рясах и с крестами на пузах. Самый главный у них – игумен Роман, в миру Алексей Александрович Лукин. Его самого в тринадцать лет лишил невинности один ныне игумен Антоний Д. [...] Второй – иеромонах Андрей, Мороз Сергей Григорьевич. Его папа военком, увидел, что сын педиком растет, в армию его спровадил, но это ему не помогло. [...] Третья "красавица" – иеромонах Иннокентий, Васецкий Иван Степанович. Он как напьется, только в женском роде себя и называет".

  • Студенту сочувствуют: "Терпите, друг мой, терпите. Помяните, что мужеложники не наследуют ни хрена, так что немного уж нам осталося! // Кешка Васецкий - та еще радость! Кешки - они все такие. // Есть мое к вам предложение - втихаря записывать все несуразности на видео, а потом тихо усылать в Синод".

  • Студента поддерживают: "Гласность - спаситель нравственности. Так что информируй обо всем общественность. Страна должна знать своих пастырей и учителей патырских" - и удивляются: "Неужели папа-военком не знал, что и в армии такого много? Недаром отдел по взаимосвязям с вооруженными силами возглавлял Савва Волков, организатор голубого притона для мальчиков-сирот".

  • Иные прохожие философствуют: "Кто бы ты ни был, если ты не трудишься физически - ты деградируешь, и как ни странно, в первую очередь морально. Неслучайно на Руси мужиков, которые несколько месяцев ничем не работали (по разным причинам) называли порченными", иные задаются вопросом: "Геи ли они? Думаю, что утонченные истинные геи просто бы оскорбились, узнав, что таковыми называют еще и тупых и диких ставропольских (и иных) бурсаков. Просто кидаются на все что движется".

  • Наконец, звучат уточнения: "Уважаемый человек! Ну ведь вранье ВЫ на иг. Романа (Лукина) возводите. // Он то ведь НЕ пидар (и это знают все в епархии, даже те, кто резкого и вспыльчивого Романа терперть не могут) // Кстати, игумена Антония (Даниловва) ВЫ отчего-то побоялись назвать по фамилии, хотя он тоже НЕ из этой группировки. По кр.мере сегодня. // А вот реальных пидаров (кроме Алексея Мороза и Иннокентия) ВЫ не назвали: это игумен ЕФРЕМ (по кличке "мамуся") и нынешний епископ Бакинский Александр (Ищеин) - духовник Ефрема и иже с ним!"

Конечно, сами по себе эти обвинения ничего не доказывают. Но безапелляционность - и даже, прямо скажем, наглость - с которой они выдвигаются, означает одно из двух: или заявители совершенно уверенны в своей безнаказанности (и в том, что опровержения не будет) - или они правы, и администрации СтДС просто нечего возразить.

Похоже, что опровержения действительно не будет.

Последние новости на официальном сайте Ставропольской семинарии - kavkaz.bogoslov.ru - датированы весной 2003 года: 17.04.2003 - Визит Патриарха Варфоломея в Азербайджан, 23.03.2003 - Соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с кончиной митрополита Гедеона, предыдущего правящего архиерея Ставропольской и Владикавказской епархии и врио ректора семинарии. При новом ректоре сайт оказался практически заброшен: ряд разделов ("Структура", "Преподаватели", "Экзаменационные программы" и др.) пустует, в разделе "Контакты" написано: "Тут адрес  и все такое". Не пустуют исторические разделы (о святителе Игнатии Брянчанинове ("Творения", "Исследования"), о священномученике Иоанне Восторгове), выложена одна старая студенческая работа - и все.

Еще меньше сведений об СтДС удается найти на других сайтах. На www.pastor.ru в разделе православных учебных заведений почему-то написано, что семинарией руководит архимандрит Евгений. В справочнике "Русское православие" в статье "Семинария Ставропольская духовная" указывается, что еще в советское время "ректор семинарии протоиерей Михаил Рудецкий и инспектор Дмитрий Огицкий" обвинялись "в развращении молодежи и пьянстве".

При подобной информационной политике вряд ли поможет и "гласность - спаситель нравственности". Просто будут две стороны медали - солнечная и лунная. Парадные облачения, антивоенные проповеди "Аще кто ираколюбив...", соболезнования жертвам терроризма - и безответные жалобы в гостевых книгах и на форумах интернета. И, как сказал бы Киплинг, "не встретиться им никогда - лишь у подножья престола Божья в день Страшного Суда".

А там, на Страшном Суде, - посмотрим.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования