Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Гора опять родила мышь: тотальное разочарование православной блогосферы в проекте катехизиса РПЦ МП, который надо читать только “из-за политики”


Новый катехизис РПЦ МП вызвал в сети обсуждения, по оживленности близкие к обсуждению половых отношений во время Великого поста.

Диакон Андрей Белоус написал: "Пожелания к Катехизису? Выгнать из Библейско-Богословской тов. Малера или не привлекать его ни к чему серьезному. Потому как чувство такое, что писал "Катехизис" кто-то типа Люльки и прочей тусовки сысоевцев. Если это не он... Распустить общецерковную докторантуру, ПСТГУ, МДА, СпбДА, РПУ и т.д., членам комиссии съесть свои дипломы и удостоверения и уйти с административной и преподавательской работы до окончания какого-нибудь богословского факультета Афинского университета. И, разумеется, никакой теологии в светских ВУЗах в ближайшие лет 40. Потому что это - сочинение заочника-троечника за второй класс МДС".

Публицист и политолог Александр Морозов, имеющий весьма широкий круг читателей, вывел обсуждение за уровень внутриРПЦшного дискурса: "Для внутренней жизни Церкви - это большое событие: после пяти лет подготовки опубликован проект нового Катехизиса РПЦ. Им будут пользоваться каждый день и на всех приходах. Поскольку эта книга является простым и - по своему жанру - понятным каждому члену Церкви руководством по всем вопросам, с которыми он может столкнуться. Работали над ним умные люди. Страницы 262-342 охватывают все вопросы "политической философии" РПЦ. 
Как бы не относиться к современному положению РПЦ в государстве, надо понимать, что Катехизис - это плод усилий лучшей гуманитарной команды в Патриархии и что позиции, изложенные в нем, важны для всех, поскольку Патриархия теперь - активный политический игрок. Поэтому - надо читать"
.

Затем подлил масла в огонь: "Скорее, скорее пусть редакционная группа нового Катехизиса вычеркнет из главы про биоэтику положение о необходимости согласовывать график секса в семье с духовником. И так уже мало жить осталось, а тут еще эти "согласования"...".

Не осталась в стороне от темы и Ксения Лученко: "Прочитала первые несколько страниц, потом ещё сколько-то по диагнонали. Вернулась к предисловию, чтобы свериться, правильно ли я помню, зачем существуют катехизисы. Выяснилось, что правильно: "для верующих Русской Православной Церкви, а также для готовящихся вступить в нее через таинство Крещения". 
То есть, на вопрос "для кого это всё???", возникающий на первом же абзаце, ответ - для широкой современной (!) аудитории. 
Тогда следующий вопрос: что же это за Бог, о котором современному человеку надо говорить таким карикатурным бюрократическим языком? Бесконечные "является", нанизывание падежей, нескончаемые причастные обороты. И всё это периодически сползает то в стиль учебника по философии, то провинциальной газеты, как бы авторы спохватываются, что люди не понимают, и начинают с ними сюсюкать. 
Я помню времена патриарха Алексия, когда всякие "преклоним колени сердца" вызывали у нас смешки, но это была "византийщина", - большой стиль, как теперь выясняется. Было хоть ощущение какого-то специального церковного архаизированного языка, а теперь тотальный новояз постсоветской бюрократии. Сплошные "агрегаты" с комическим эффектом. 
И это когда уже созданы все форматы, инструменты и технологии для того, чтобы говорить с реальным читателем, с человеком, просто о сложном, объяснять и убеждать. Сделали бы церковный "Арзамас" вместо устаревшей до издания книжки - какой был бы прорыв, аж католиков бы опередили. А на его основе уже хоть книжки делай, хоть кино снимай, адаптируй хоть для молодёжи, хоть для пенсионеров, хоть для котиков"
.

Игумен Петр Мещеринов так высказал свою позицию: "Пролистал вчера появившийся проект Катехизиса. Зацепило про Св. Писание — что это-де "часть Предания"... хотя само понятие "Предания" оформилось на Тридентском (католическом, прошу заметить) соборе, и это вовсе не то "предание", которым нам постоянно тычут в цитате Василия Великого. Во времена Василия Великого никому бы и в голову не пришло так уничижать Писание. А про "богослужение суточного круга"... про "подготовку к причастию"... откуда всё это, на чём основано, почему это так, а не иначе, что за "святые отцы", какой в этом вообще смысл? — читаешь, как вату жуёшь. Чего-то даже дёрнулся написать — где-то там отзывы призывают оставлять. Но почитал сегодня комментарии в ленте... нет, не буду ничего писать. Неохота на это тратить время и силы. Я лучше катехизисы Шпенера и Терстегена почитаю, вон, стоят на полке уже несколько лет, ждут своей очереди. Те хоть настоящие катехизисы".

Александр Морозов подытожил дискуссии: "Вот люди пишут: почему "Основы социальной концепции РПЦ" (документ, принятый на Соборе в 2000 году) целиком всадили в проект нового Катехизиса, ведь сами эти "Основы" - глубоко секулярный, казенный и малохристианский документ? Никому он никогда не нравился, пользы от него было мало, профессиональное философское сообщество обсуждало его даже меньше, чем какие-то статьи Суркова о будущем России.
Но эти люди не совсем правы. Дело в том, что "Основы социальной концепции" оказались в своем роде пророческим документом, поскольку в дальнейшем на то понимание государства, права, общества, народа, которое в нем содержится, плавно перешел весь госаппарат - от министров культуры и образования - до председателя Конституционного суда (см. последнюю статью В.Зорькина о естественном праве). В известном смысле этот документ является неформальным Манифестом всего "военно-исторического общества", которое ныне управляет Россией"
.

Андрей Нефедоров,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования