Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Разворот "Татьянина дня", облагодетельство-ванные погорельцы и костромская "плесень". Обзор православной блогосферы за четвертую неделю марта


На прошедшей неделе в блогосферу выплеснулось явное недовольство новым главным редактором популярного православного интернет-издания "Татьянин день", опекаемого настоятелем храма РПЦ МП при МГУ протоиереем Максимом Козловым. Ранее блогеры уже обсуждали слишком резкие перемены в редакторском составе.

Московский клирик Федор Людоговский писал: "Призрак Оруэлла на ТД. У ТД новый главред. И это хорошо. Но со странички под названием "Редакция" исчезли все бывшие главные редакторы - от В. Томачинского до К. Лученко. Раньше там были их фотографии, было кратко рассказано о каждом из них. Пишем историю с чистого листа?"

И затем добавил в ответ новоиспеченному редактору Полине Тюренковой: "А страничку, пожалуйста, восстановите - пусть и отдельно от действующей редколлегии. Это дань уважения и благодарности к тем, кто трудился над газетой и сайтом в течение полутора десятков лет. Ведь не в 2011 году, в самом деле, началась история ТД".

Пожелание клирика не было исполнено, более того, через неделю конфликт возник уже у него самого с новым редактором. Людоговский возмущался: "После первого тревожного звоночка последовал следующий, вполне недвусмысленный, сигнал.
Думаю, тенденция ясна. Неважно, что выставка организована СФИ. Неважно, что пригласил меня человек, имеющий прямое отношение к выставке. Неважно, что именно студенты и преподаватели СФИ своими руками обустроили то помещение, где расположена экспозиция. Ни имя свящ. Георгия Кочеткова, ни СФИ на ТД упоминаться не должны. И dolpol вовсе этого не отрицает: такова установка свыше. Любопытно, не правда ли?"

Бывший многолетний редактор ТД Ксения Лученко удивилась: "Как странно... :( Но вообще-то профессор СФИ и член Преображенского братства Давид Гзгзян - член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия.
А я только порадовалась, что там Мещеринова начали публиковать наконец...".

Ее поддержал супруг, Сергей Чапнин, написавший, обращаясь к о. Феодору: "Православная жизнь (а значит и журналистика) сегодня очень идеологизированы. И если речь идет о вымарывании идеологически неугодного, то здесь ситуация принципиально иная. Я считаю, что автор в праве серьезно возмутиться, если редактор не заявляет прямо свою позицию и возможные ограничения до публикации. Это нечестно. В случае с Вашим текстом всем всё понятно :)".

После этого Людвиговский решил написать открытое письмо протоиерею Максиму Козлову, резюмировав его новой записью: "В ответ на свое обращение я не получил никакого официального ответа. Но фактически ответ дан - публикация молча удалена.
Таким образом, П. Тюренкова не смогла признать неэтичность своего поведения, что, разумеется, не делает ей чести
". О. Максим Козлов сначала отреагировал иронично - "Сколько слоФФФ", но затем снизошел до ответа: "Отец Феодор!
Вы пишете много, но не по адресу.
Отношение к последователям взглядов свящ. Георгия Кочеткова мы на ТД никогда не меняли и это отношение мое и ответственность моя.
Никогда мы не пиарили и не будем пиарить ничего связанного с деятельностью означенного круга людей.
Не могу представить, что Вы этого не замечали и о моем отношении не знали.
Если Вам так бесконечно дороги именно эти тексты, то Вы и отправляйте их туда, где их будут приветствовать и публиковать.
Впрочем, отношу Вашу эмоциональную реакцию к категории постовых искушений.
Отношение к Вам как к потенциальному автору не поменяется, как не поменяется и позиция издания.
В дальнейшую дискуссию не вступаю.
Простите и благословите,
прот. Максим Козлов
".

Этим о. Максим вызвал вопросы у многих священнослужителей РПЦ МП, на которые решил ответить отдельно в своем журнале: "На вопрос некоторых уважаемых читателей и авторов любимого сайта о мировоззренческих установках нашего издания отвечу кратко: для меня неприемлема ни редукция христианства к (или, если угодно расширение до) т.н. христианскому социализму и, соответственно, однозначная апология советского прошлого, ни размывание его в либеральном космополитизме с отрицанием религиозной значимости патриотизма, равно не соглашаюсь ни с дурно понятым экуменизмом, даже до отрицания единственной истинности Святого Православия, ни с уверенным посыланием даже до ада всех неправославных.
Аллергически отношусь к разного вида проповедям "новой духовности"".

Киевский священник УПЦ МП Андрей Дудченко опубликовал на своем сайте спорную статью, удаленную из ТД, о чем сообщил у себя в журнале: "Что написано пером...
Вот та самая статья ludenhoff, которая была удалена с сайта "Татьянин день":
Вслед за ailoyros попросил о. Максима ( testis_mutus) огласить весь список неугодных слов и выражений".

Игумен Арсений (Соколов) из Лиссабона также поддержал коллегу, дав ссылку на статью.

Андрей Десницкий недоумевал по поводу ответа Максима Козлова, продолжая задавать ему настойчивые вопросы, на которые последовал краткий ответ: "Дорогой Андрей Сергеевич!
Пишите и дальше - договоримся, надеюсь.
А список запрещенных книг даже братья наши меньшие, католики то есть, с 1955 года не публикуют:)
".

Этот ответ, в свою очередь, вызвал недовольство телеведущей Ольги Бакушинской, практикующей католички.

Протоиерей Димитрий Карпенко из Белгорода поместил у себя ссылку на видеозапись передачи, в которой журналист Невзоров спорит со священниками, подписав "о. Кирилл Копейкин рулит!", но затем исправил слово "рулит" на "лучший". Епископ Нектарий (Яшунский), российский иерарх "каллиникитского" Синода ИПЦ Греции, возразил ему: "Если кто там и рулит, так это Неврозов, а остальные, в лучшем случае, выруливают".

Блогер egor-prokudin написал по поводу программы "5-го канала" "Свободная трибуна", где Невзоров дискутировал с представителями РПЦ МП и РПАЦ: "Авторитет Церкви будет продолжать падать в ближайшее время, и очень сильно. На каждое глупое высказывание типа "дресс-кода" будут звучать обоснованные претензии - "Какое право вы имеете что-то указывать нам, когда у вас (к примеру) "Дача патриарха" строится на деньги, выманенные у бабушек? Как вы можете после этого ныть о бедных приходах? Что вы можете указывать нам о правильности жизни, когда вы ручкаетесь с ворами и жуликами из правительства?" И так далее. И нам нечего будет ответить, как нечего (судя по ответам) сказать и сейчас. Невзоров предсказал наше будущее. Авторитет и доверие к Церкви в обществе рухнет, его и сейчас уже практически нет, есть только в головах у синодальных работников и в православных СМИ. И, слава Богу, что рухнет. Может тогда, находясь в состоянии дискредитировавшей себя организации, к словам которой не будут относиться всерьез (потому как "у самих рыло в пуху, на себя посмотрите"), у Церкви и появится шанс. А с ней самой ничего не случится, потому что жизнь Церкви не зависит от количества синодальных отделов, количества упоминаний в СМИ или величины стадиона, на котором проходит встреча с патриархом.
Из оппонентов:
Ардов - единственный, кто мог говорить правду.
Копейкин - здравый, спокойный. Но прямо на вопрос о "даче" не ответит - должность обязывает
".

Еще одну большую волну дискуссий вызвало расследование Владимира Голышева о расходовании средств, собранных Синодальным отделом РПЦ МП по социальному служению на помощь жертвам летних лесных пожаров в России, о котором мы писали в предыдущем обзоре. В сообществе, посвященном пожарам, разместили ссылку на эту статью, результатом чего стало ее обширное обсуждение, в том числе со свидетельствами лиц, давно знакомых с главным фигурантом этой истории.

Обсуждение подхватили различные блогеры, в результате чего Иван Семенов перешел на оскорбления в адрес автора статьи. Он пригласил журналистов на "независимое расследование", хотя Голышев в своих выкладках опирался исключительно на официальные данные, вывешенные на сайте патриархии, но никто не откликнулся на его призыв, о чем Семенов сокрушался в следующей своей записи. Из комментариев к записи Голышева, впрочем, стало известно, что в свое время и Семенов попадал в список "персон нон грата" о. Аркадия Шатова.

Журналист Борис Клин, со своей стороны, приводил свидетельства очевидца в журнале Игоря Гаслова: "Я имею в виду провал кампании помощи погорельцам. Денег собрали мало, а еще и потратили неэффективно, развозя погорельцам ненужные продукты, воду и ненужные вещи. В Рязанской области я сам видел провал такой неудачной акции. А ведь летняя кампания анонсировалась как "крупнейшая общецерковная кампания со времен Великой отечественной войны". Тогда, кстати, во время войны, денег на 40 танков собрали, а летом только на полтора. В общем, шуму было много, а шерсти мало. И в дальнейшем каких-то великих дел от отдела не видно было.
Как-то так
".

Много обсуждений вызвала смерть двадцатитрехлетней Алины Малин в Израиле, которую многие православные сочли мученической. Блогер haeldar обратился к православным: "Граждане православные, давайте подискутируем" и получил разъяснения от епископа Григория (Лурье) из РПАЦ. На эти разъяснения сослалась блогер dodododo, вызвав оживленную дискуссию.

Но особенно поразили православных блогеров преследования со стороны костромских властей игумена Харитона (Просторова), также ведущего блог в "Живом журнале" много лет и пользующегося любовью и уважением очень большого числа пользователей. После неудачных попыток окружения губернатор Костромской области "выбить" из о. Харитона "компромат" на архиепископа Александра (Могилева), позже все-таки смещенного с Костромской кафедры, началось уголовное преследование священнослужителя по традиционным для такого случая "сексуальным" обвинениям. После публикации соответствующего сообщения в РИА "Новости" епархия внезапно выступила с кратким извещением о "давно состоявшемся" лишении сана о. Харитона, которое на следующий день подтвердили высокопоставленные московские чины – Владимир Легойда и игумен Савва (Тутунов). Епархия отреклась от своего клирика задним числом (ни на какой суд его не вызывали и постановлений о лишении сана не вручали) только потому, что он не поладил с властью, а патриархия все это "легитимировала". Открыто костромская история обсуждалось в журнале епископа Григория (Лурье), а в подзамочных записях многие клирики и активные деятели РПЦ МП выразили свое разочарование поступком патриархии и стали поговаривать о столь модном в последнее время "расцерковлении".

Андрей Нефедоров,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования