Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Патриарх "зажигает", игумения проговаривается, а детей выселяют. Обзор православной блогосферы за начало Рождественского поста


С началом Рождественского поста за первое место по ньюсмейкерству  в православной блогосфере боролся с переменным успехом Патриарх Кирилл своими как всегда яркими и запоминающимися высказываниями, которые так и просятся в цитатник. Его соперником выступал так называемый "Домодедовский конфликт", интерес к которому неустанно подогревался в течение всей недели пользователями, озабоченными судьбой детей-инвалидов, или "защитниками Церкви".

Пользователь Константин Артемьев написал "Патриарх обеспокоен": "Москва. 30 ноября. ИНТЕРФАКС - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удовлетворен церковно-государственным диалогом, но обеспокоен характером отношений между Церковью и обществом. (линк)
А характером отношений между этим государством и обществом Святейший не обеспокоен? Быстро забылись уроки 1917 года. Или и не понимались вовсе?
Судя вот по этому: "В то же время патриарх Кирилл указал на то, что все эти положительные изменения в отношениях Церкви и государства вызывают "недоброжелательную реакцию у очень многих общественных кругов", не делались".

Широко обсуждались также высказывания Патриарха Кирилла о "задаче Церкви - срывать маски с такого рода публики". Константин Артемьев написал по этому поводу: "Боюсь, таким сотрудникам, как о. Чаплин и иже с ним, никакие секретные указания не помогут )) опять позор будет".

Публицист Владимир Голышев принял это высказывание на свой счет: "Старик гундяев нас заметил :-)))".

Филолог Андрей Десницкий отозвался на слова Патриарха так: "Своя и чужая критика. Если изнутри Церкви не будет слышна критика того дурного, что в Церкви (рассматривая ее человеческую сторону) существует - критика с болью, критика ради того, чтобы исправить - нелепо думать, что никакой критики не будет слышно вообще. Тогда будет слышна критика исключительно злобная, направленная на то, чтобы Церковь уязвить, унизить и уничтожить, чтобы "отменить" не только человеческую ее сторону, но и Самого Христа.
Только и всего".

Пользовалось большим успехом у блогеров и другое высказывание Патриарха: "В одной из молитв, которую православные христиане должны читать утром — должны, но многие, конечно, не читают из-за нехватки времени, — содержатся поразительные слова: "Помози мне на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и от диавольского поспешения". Вот эти слова "избавь меня, Господи, от диавольского поспешения" надо было бы над кроватью повесить, чтобы человек, вставая, их сразу прочитывал. Ведь проблема времени — это проблема нашего внутреннего состояния. Мы действительно все время куда-то устремляемся, у нас катастрофически не хватает времени. Мы непременно что-то делаем, мы развиваем огромную энергию".

Блогер nice_beaver написал: "Слушайте, это же ужас какой-то. Поспешение - это по-церковнославянски успех, удача в делах (отсюда русское слово споспешествовать). Дьявольское поспешение - это когда тебе помогает дьявол, а вовсе не чертова спешка. Ну не может Кирилл этого не знать".

Не оставила пользователей равнодушными и одна из последних проповедей Кирилла. Блогер alpinist написал "Летит! Билл летит!": "Прослушал распиаренную kirillfrolov проповедь Святейшего в Звездном
http://www.patriarchia.ru/db/text/1330259.html.
Впечатление непростое.
Во-первых, поразила манера проповеди: жёсткая, как если бы генерал ГБ отдавал приказ подчинённым. Ни наш епископ, ни Папа так не проповедуют. 
Во-вторых, смутило освящение риска как такового, а не только в связи с познанием мира и овладением им ради общего блага. Дело-то непростое, говорю это как человек, испытавший тягу к риску на своей шкуре - горные походы, парашют, дельтаплан... Здесь надо тщательно различать духов. Я спросил все у того же многописучего тёзки и приятеля Патриарха kirillfrolov  - считать ли теперь богоугодным делом рисковый спорт, как то альпинизм, автогонки, бокс?.. В ответ получил, как и ожидалось, delete и бан.
В-третьих, странный намёк на кончину Алексия 2-го, годовщина которой как раз приближается - "ночёвка в темноте в загородном доме"..."
.

Конфликт детского реабилитационного центра для детей-инвалидов с женским монастырем в Домодедове с "позиций Церкви" освещался "патриаршим блогером". Пользователь Андрей Десницкий написал по этому поводу "Стратегия проигрыша": "Смотрю, как освещается у gasloff история о тяжбе монастыря с реабилитационным центром. По-моему, это полный проигрыш.
Во-первых, повторюсь, я сам об этой истории ничего не знаю и расследование проводить не буду. Я сужу по словам других.
Защитники центра выдвигают простую и очень убедительную версию, бьющую по нервам. Сама по себе простота немного настораживает: ну неужели там такие гады, в монастыре? - но в целом все смотрится логично.
Гаслов приводит множество фактов, которые сами по себе как будто о многом говорят, но все же они разрознены, неполны, связи между ними не очевидны. Он прозрачно намекает на коррупцию и недобросовестность сотрудников Центра, но все же картина далека от полноты - у каждого из этих фактов по отдельности может быть и другое объяснение. Например, "В 1995 году Администрация Ленинского р-на МО осуществила землеотвод участка площадью 18,77 га в бессрочное пользование Центру, в который вошел и земельный участок Монастыря площадью 0,7 га, прилегающий к корпусу № 6. Новое здание, несмотря на выделенные средства и землю, не строилось" - похоже, коррупция. А с другой стороны, мы все помним, как "выделялись средства" бюджетным организациям в 1995 году - только на бумаге. Может, и тут не построили, потому что не могли?
Главное, не дается альтернативная версия. Как можно было бы поступить? Сначала признать то, что в версии защитников Центра справедливо, а потом обернуть их же логику против них. Например: "Да, тяжба идет, но это Центр подает в суд на монастырь, проигрывая в каждой инстанции" (в этом пункте именно так и сказано, но только в этом). И внятно изложить, что на самом деле происходит и происходило, но только - очень важно! - ставя на первое место не тезис "какие врачи плохие", а тезис "дети не должны пострадать". На самом деле закрытая калитка, заставляющая детей-инвалидов идти в обход, бьет по нервам сильнее, чем все постановления администрации района. Вот тут бы и ответить: да нет там никакой калитки, или она есть, но открыта, или даже закрыта, но только потому, что через нее шастали пьяные бомжи, а теперь монастырь поставит там охрану и будет пускать детей.
И есть просто некрасивые полемические ходы: врачам на детей наплевать, надо подключать госборцов с экстремизмом и т.д. Это создает ощущение злобности, а она не убеждает никого.
В результате всего этого складывается ощущение, что судьба детей действительно в монастыре никого не заботит, а важно только с землей разобраться. То есть по сути поддерживается основной тезис защитников Центра, при том, что доказывается нечистоплотность их собственных мотивов. Вывод, который делает читатель: "все они там хороши".
А надо бы очень просто: разобраться, насколько безупречно поведение насельниц монастыря в отношении Центра, и либо оправдать их перед публикой по пунктам, либо призвать к соблюдению нравственных норм. Нам только это важно, а не коррупция среди руководства Центра и района"
.

Сотрудница сайта "Православие и мир" Мария Сенчукова также высказала воинственное мнение по вопросу конфликта, не вызвавшее поддержки у комментаторов - "Про монастырь и детей-инвалидов": "Общее впечатление на основе изученных фактов.
Руководство Центра почему-то решило, что освобождать не принадлежащие ему здания не надо.
При этом руководство Центра про…, как бы это помягче сказать, имело выделенные на расширение средства.
При этом руководство Центра построило на выделенной ему территории все, что угодно, кроме того, что нужно.
Но виновата РПЦ. Потому что РПЦ всегда виновата.
Если бы за каждое нецелевое расходование средств у нас давали бы, как бы это еще помягче выразиться, люлей, радостных и конкретных, такого бардака бы не было.
Дети-инвалиды вообще не при чем.
Монастырь сам по себе, кстати, тоже.
Это, ребята, не про детей и не про монастырь. Это про бардак. Именно поэтому здание должно быть передано монастырю, а на будущее хорошо бы Церкви открыть свое ЧОП. Типа, "православный спецназ", о котором так долго говорилось. И в менее драматичных случаях, чем с детьми-инвалидами, оное ЧОП должно присылать своих сотрудников, которые бы вежливо говорили: "Так, граждане, у вас трое суток, после - выносим вещи". Тогда руководства разных учреждений, от музеев до бухгалтерий, начнет, наконец, шевелиться и работать.
Ежели ошибаюсь где-то - прошу меня простить. Что такое реабилитационная медицина и как в ней зарабатывать деньги, мне немного рассказали. Поэтому у меня недоброе настроение"
.

Защитники монастыря в качестве козыря выложили интервью с игуменией Екатериной, которое вызвало еще больше недоверия. Архидиакон Стефан (Пучков) отметил проговорку игумении: "Ни монастырь, ни какие-либо другие государственные учреждения или органы власти…". Блогер max_sed отметил: "Ну, это...
Зря она…
Или уж молчать нужно, а если уж говорить, то по существу.
И, желательно, без диких оговорок типа: "ни монастырь, ни какие-либо ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ учреждения или органы власти". Вот, щас это все прочитают и нас поедом поедят.
"И пока это здание не будет построено, никто детей выкидывать на улицу не собирается" - значит что, потом собираются?
И лучше было бы больше конкретики, а не деклараций о намерениях.
Мы-то, как люди доброжелательные, закроем глаза на эти косячки. А наши внешние "друзья" - могут и поразвлечься...
PS. И хорошо бы было, если б матушка ситуацию со злополучной калиткой прояснила - закрыли ли и зачем закрыли... Это - мелочь, но она очень эмоционально значима..."
.

Владимир Голышев также раскритиковал это интервью.

Игорь Гаслов отозвался целой обоймой "защищающих" монастырь записей, намереваясь количеством и натиском покрыть оставленные без ответа вопросы.
Искусствовед Левон Нерсесян сам съездил в Центр и поделился впечатлениями: "Ест ли Гаслов наш мозг? (1)". На это последовала нервная реацкия Игоря Гаслова: "Естественно ем". Но, как заметил ему один из комментаторов, "ест-то конечно ест - но что толку? Скандал множится с привлечением Корсо и Десницкого - а имидж РПЦ каким был - таким и остался".

Подытожил спор известный журналист, обозреватель "Известий" Борис Клин: "Там мира не будет никогда. Его, собственно, никогда и не будет там, где соседями оказываются религиозные организации. Не получается соседства. Случаи разные - итог один. Нерелегиозное учреждение умирает. Оно обречено на смерть. Но смерть может быть легкой и чистой, указ - и все. Все умерли. Но смерть может быть мучительной, и самое отвратительное - унизительной. Это мы наблюдали на Валааме, потом в Рязани, теперь наблюдаем на Соловках и вот теперь в Горках Ленинских. И любое учреждение, любое частное лицо теперь знает: если соседом будет религ. организация надо пойти, переодеться в чистое белье и медленно, не создавая паники, ползти на кладбище. Потому что иначе обольют помоями, обвинят в воровстве, неуважении к чувствам верующих и т.п. Словом поражение неизбежно как восход солнца. Меньшинство при этом будет копить раздражение, которое со временем перейдет в неистовую злобу. И когда маятник госвласти качнется в другую сторону, что будет?"

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования