Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Боголюбское дело и головокружительные успехи миссии (с приложением бонуса в стихах). Обзор православной блогосферы за середину ноября


На прошедшей неделе блогеры предпочитали среди прочего обсуждение двух тем: скандала в Боголюбском монастыре Владимирской епархии РПЦ МП и Общецерковного съезда миссионеров. Часто обсуждение шло по принципу "два в одном", поскольку на съезде немало внимания было уделено, в частности, и делу о. Петра (Кучера).
Решение, принятое по поводу о. Петра (Кучера) его епархиальным начальством, многих ввергло в недоумение. Игумен Агафангел (Белых), также являющийся участником съезда, написал пост "Проблема не решена": "За штат, на покой и проч. Без всякой экспертной оценки проповедуемой идеологии, без богословских комментариев. Мудро, конечно, но эта мина еще рванет, думаю". В записи Ольги Гумановой "Духовник Боголюбского монастыря отправлен на покой" комментаторы с горечью отмечали: "Такое многообещающее название и такой кошмар".
Обсуждая митинг сторонников о. Петра (Кучера), блогер Светлана Наумова написала: "Я не очень хорошо знаю, что там за старчик и как он детей забижал, но то, что он явный харизмат и лидер - несомненно. Его адепты готовы за него рисковать и действовать. Хвалимый новый понтифик мог бы внести свежую струю лет тридцать назад, сейчас он со своей комсомольско-партийной риторикой безнадежно устарел". 
Иконописец Киприан Шахбазян, в свою очередь, недоумевал над другим аспектом "Боголюбского дела": "Отказ в возбуждении уголовного дела.
Чо-то я не понял, почему редакция сайта Правмир не публикует радостной информации о Боголюбовском монастыре:
"По результатам проверок вышеназванных заявлений, основанных на совокупности собранных материалов, следователи пришли к выводу об отсутствии события преступления, предусмотренного ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы), в связи с чем в возбуждении уголовного дела отказано" (http://www.vladobl-su.ru/news.shtml?news=685)?
Или редакцию не радует, что обвинения (во всяком случае, часть их) в адрес православных монахинь не подтвердились?
Или я упустил какой-то материал на сайте?
"
Известный ученый Алексей Дунаев высказал протест: "Куда смотрит ИС РПЦ?
Якобы по благословению патриарха Кирилла масс-медиа продолжают транслировать еретические лекции А.И. Осипова о Евхаристии. См.: http://www.rv.ru/content.php3?id=8720 Вот печальные последствия того, что Синод всего лишь "принял к сведению" решение Богословской комиссии вместо того, чтобы полностью одобрить его. Или в самом деле патриарх благословил и есть соответствующий гриф?
" Протест этот получил очень мало откликов.
Отчеты миссионеров с места событий тоже не особенно воодушевляли читателей. Блогер a_razmahnin в ответ на фотоотчет иерея Димитрия Карпенко из Белгорода "В храме-автомобиле соверешено молебное пение по древнему чину" написал: "Замечательно. Остается прикупить храм-автомобиль. Наивняк были те, кто за 10-20 верст в храм Божий-то ходили, купил авто и пр (в Софрино, само собой) - и вперед. Дешево и сердито. Политика РПЦ все больше напоминает коллективизацию".

По результатам чтения блогов можно прийти к заключению, что съезд и его решения многих ввергли в уныние. Протоиерей Александр Авдюгин из Луганска написал пост "Миссия невыполнима": "Вчера вечером просмотрел практически все официальные выступления, что выложены в сети по прошедшему в первопрестольной миссионерскому форуму.
Много нужного и полезного сказано...
Нет одного. Главного.
Кто будет осуществлять миссию и выполнять те грандиозные задачи, которые предлагают качественно решить?"
Не вызвала восторгов у православных блогеров и широко растиражированная речь Патриарха Кирилла на открытии съезда. Блогер mmekourdukova написала, комментируя видеозапись открытия съезда: "Воздерживаясь от всякой ЛОЖНОЙ, ЛЖИВОЙ критики. Хотя разумным людям (не интеллигентам, нет! (кто это вообще такие, интеллигенты?) и так ясно, что происходит, а остальным объяснять, наверное, бесполезно, все же повешу этот ролик. Текст хорош, а интонации еще красноречивее".
Специалист по древнерусскому искусству Левон Нерсесян написал о той же речи: "Мрак кромешный... Честно говоря, уже после первого прослушивания этой речи (а я ее, между прочим, внимательнейшим образом прослушал целых четыре раза) хочется заткнуться навсегда.
И вовсе не от этих увещеваний, больше похожих на угрозы.
Заткнуться хочется от бесконечно тягостного ощущения, что никакие внятные и осмысленные слова в нашей стране больше никому не нужны - как, собственно, не нужно и то, что мы пытаемся защитить. Если исходить из того, что каждый народ имеет именно ту власть и то общественное устройство, которые заслуживает, то, видимо, таким же образом он получает заслуженные им образование и культуру, заслуженную церковь, а заодно - вполне заслуженного предстоятеля этой церкви.
От других эпитетов я, с вашего позволения, воздержусь - умному всё и так понятно, а злить дураков, как известно, занятие абсолютно бессмысленное".
Мрачные настроения общества выразил блогер vidjnana, написавший пост "Проблемы духовного министерства": "andreytz: К РПЦ я всегда относился более чем лояльно. Будучи человеком, склонным к мистицизму, мне близко это учение, да и сама традиция во многом обязывает. Однако и этому терпению есть свой предел!...
Наша уважаемая РПЦ в очередной раз подтвердила, что ради благих намерений, выставляемых под брендом воли Божьей, готова заняться вполне мирским и светским отъёмом собственности.
Новой жертвой церковников стал мой любимый спортзал, расположенный в Доме офицеров Нижегородского гарнизона.
...
Ещё одно подтверждение, что у РПЦ проблемы вовсе не с атеистами, антирелигиозниками и прочими "безбожниками".
Этих-то - капля в море и они ни что всерьёз уже давно не влияют.
У неё проблема с обществом. И, как думается, фатальная проблема. Потому, что облик РПЦ в постсоветской России - "министерство по вопросам религии, духовности и нравственности" - был заложен изначально неверный.
Хотели получить министерство - и получили. Ну а следствия - рост бюрократии, коррупция, аппетиты, карьеризм, "страшно далеки они от народа" - это уж само прилагается, без спроса.
Просто если иным "органам" люди готовы прощать подобное, ибо те и "не претендуют", как говорится, то РПЦ - претендует. Отсюда и парадокс - вроде бы всё, как у всех, а противно как-то особенно
".
Диакон Андрей Белоус прямо решил спросить: "Миссиофобский съезд?
Читая заметки его участников в ЖЖ, прихожу к тому мнению, что ряд вполне миссионерски настроенных отцов после него скатилась в какую-то миссиофобию, ерничанье, цинизм, насмешки над самой идеей миссии!
" Ему ответил один из участников съезда, протоиерей Александр Стрижак: "Отче, на следующей сессии встретимся и я все расскажу. Не все можно написать, однако". В свою очередь, на эту таинственность откликнулся "патриарший блогер", прокомментировавший фразу о. Александра следующим образом: "Так все прямо и написано. Но могу уточнить.
О. Александр Стрижак очень хотел попасть на Миссионерский съезд, так хотел, что упросил Анну Данилову аккредитовать его как корреспондента Правмира. В этой роли на съезде он и провел все дни. Как можно увидеть в комментариях (тебе, мне, о. Димитрию Карпенко и т.д.) подойти представиться он не пожелал. Но пожелал у себя в одном из ЖЖ, типа "анонимном" начать писать всякую пургу. А еще кое что даже писать не готов, а только конфиденциально рассказывать: http://andrej-belous.livejournal.com/347373.html?thread=1882605#t1882605 )))) Вероятно, что он как священнослужитель был крайне шокирован тем, что другие отцы пошли там искупаться в аквапарк, или еще чем.
Так вот. Хочешь говорить "правду" - говори ее открыто, а не скрываясь за "анонимным" ником. Тогда и вопросов никаких не будет.
Ну и по поводу самого съезда. К любому мероприятию можно придраться, но сначала надо знать как оно готовилось, как проводилось и т.д. Я это знаю, да и ты знаешь. Я прекрасно знаю сколько организаторы вложили в него сил и времени, чего хотели добиться и чего добились. Потому эти анонимные "аналитические комментарии" и воспринимаются мной столь остро.
Надеюсь внятно изложил свою позицию
".
Удивило доброжелательное участие в комментариях к этой записи блогера zoyae, под которым, как полагают многие, скрывается сам протодиакон Кураев. Трудно избавиться от ощущения, что многословные оправдания протодиакона по поводу своего отсутствия на съезде вызваны растерянностью. Напомним, что "Русская народная линия" написала: "Отсутствие на форуме отца протодиакона и других известных миссионеров связано с далеко не комплиментарной оценкой миссионерских экспериментов, прозвучавшей на открытии съезда в выступлении Святейшего Патриарха Кирилла и докладе протоиерея Николая Балашова".
Внезапный отъезд протодиакона из Москвы накануне съезда, о котором поначалу и не было речи, состоялся после следующей его записи в своем блоге: ""За миссионерские труды"...
Сегодня на миссионерском съезде владыка белгородский Иоанн спонсорам, которые помогли в проведении съезда, вручил благословенные грамоты "за миссионерские труды".
Все-таки очень не везет слову "миссия" в его толкованиях Мисс. Отделом.
То его подвергают инфляции – превознося сверх всякой меры ("Миссия Церкви – обожение космоса"). То, напротив, опускают ниже плинтуса и подвергают дефляции. Сейчас вот выходит, что миссионерский труд – это отчисление денег Церкви. А мне казалось, что именно апостолы занимались миссионерством, тогда как сбором денег ведали совсем другие люди…
Вспомнилось, что когда Синод учредил миссионерский орден – св. Иннокентия, - то первый его экземпляр вручили Рему Вяхиреву из Газпрома. На врученном ему ордене 1 степени надпись – "за миссионерские труды"…".
Кажется, Патриарх-миссионер в споре между миссионером-протодиаконом и миссионером-архиепископом решил принять сторону последнего.
Хочется все же завершить обзор на веселой ноте. Повод для этого нам дала блогер simply_tatiana своей записью, позволившей православным излить свое недовольство "миссионерами" в стихотворной форме:
"Валяем дурака.
Мой ненаглядный, насмотревшись на бесчисленные фотоснимки скульптур фарисеев, и начитавшись у меня во френдленте отчетов с миссионерского съезда, родил стих.
Не фарисеи мы, не книжники,
И заблуждений наших нет как нет.
Миссионеры мы – подвижники,
И с высоты вам шлем привет.
Кто продолжит тему?"
Тему продолжили:
pavel_lv: "Не откажите мне в любезности
Откатехизить Вас туда - сюда,
Чтоб не пропала в неизвестности
Моя духовна высота!"


lesolub: "Не фарисеи мы не книжники
у нас совсем иной портрет
мы виртуальные подвижники
на все, всегда готов ответ"


pavel_lv: "Что не от нас - ученье ложное!
Но топчем землю мы с тобой - не зря.
Ведь обращенье - дело сложное
Для блудникА и мытарЯ"


inainj: "Миссионерство - дело тонкое,
от фарисейства далеко оно,
и чувствую себя не ровно я,
здесь много ЗА и много НО".

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования