Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

"Миссионерить" или монашествовать, какие попадьи лучше и тяжелая жизнь патриаршего блогера. Обзор православной блогосферы за первую половину ноября


Прошедшая неделя ознаменовалась в православной блогосфере скандалом вокруг инока РПЦЗ МП Всеволода (Филипьева), о котором мы уже писали и который, похоже, уже сошел на нет.
Но неким легкомысленным ветерком, отдающим в это позднее осеннее и еще далеко не постное время весенними предпасхальными искушениями вокруг темы "монахи и плотская любовь", повеяло в сети еще задолго до означенного скандала.
Задал тему бессменный в последнее время лидер православного ньюсмейкерства протодиакон Андрей Кураев. Ортопаутина бурно откликнулась на его очередную творческую находку, причем особенную поддержку тема нашла у монашествующих и целибатствующих.
Диакон Михаил Люкшин из Москвы написал: "Мы неоднократно слышали кураевскую хулу в адрес святых угодников Христовых, в адрес архиереев, священнослужителей. Если образчик "богослова", эта прилипчивая зараза останется без прещения, в Церкви установится, закрепится прецедент поведения "по-кураевски". Судя по интернету, к сожалению, этакий моветон входит в моду. Ведь книжный протодиакон преподает в Духовной Академии, выступает перед публикой, в СМИ, дает наставления, например ищущим невесту: "на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте её, катехизните её по самое не могу..."".
Его недоумения разделил иеромонах Никанор (Лепешев) из Хабаровской епархии РПЦ МП. Приведя в своем журнале видео с означенным выступлением Кураева, он написал: "В связи с этим вспомнилось. В МДС на пару курсов младше меня учился паренёк. Проучился года два, а потом сказал: "Не хочу учиться, а хочу жениться. И рукоположиться". Отчислился, вернулся в епархию, из которой поступал. Разыскал свою школьную любовь - совершенно светскую барышню, даже не крещёную. "Отмиссионерил её, катехизнул по самое немогу" (с), и после крещения предложил руку и сердце. Вскоре состоялась свадьба, а ещё через некоторое время - диаконская хиротония. А после неё начался ад.
С первых дней брака юная новообращённая жена никак не могла понять, с какой стати она вдруг должна быть лишена радостей секса целых три дня в неделю в непостное время, и тем более аж от двух до семи недель в многодневные посты. Естественно, закатывала истерики. И с ужасом ожидала, когда её муж начнёт служение у престола, и к перечисленным дням вынужденного воздержания добавятся ещё и дни его храмовой чреды. 
И вот он начал проходить диаконский сорокоуст. Этого она уже перенести не смогла. Заявила: "Мне нужен мужик, а не дьякон!", после чего хлопнула дверью. И вскоре нашла себе мужика, а не дьякона. 
Бедный молодой батюшка разрывался между снятием сана, с последующим поиском новой супруги, и между принятием монашества, с последующим продолжением священнослужения. И выбрал монашество. Надеюсь, что этот путь он проходит достойно.
В общем, предлагаемый в ролике способ поиска матушки - прямая дорога в монастырь. Куда лучше приходить иным путём
".
Но прочие ЖЖ-собратья, кажется, вполне разделяют мнение протодиакона Кураева по поводу брака не только семинаристов, но и монашествующих, высказанное несколько ранее: "А я в ноги кланяюсь монахам, которые смогли полюбить, смогли СМИРИТЬ себя до поношений, оставить высокие посты и не оставить Церкви. Таков б. наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Феоктист, б. иеродиакон Прохор Лисицын из Нило-Столобенской пустыни... Это все очень светлые люди. Господь благословил их сыновьями. Улюлюкать им вслед подло. Не нам они давали свои обеты. Создать бы помянник таких расстриг, проследить их жизни..."
Целибатный священник Филипп Парфенов поделился своей перепиской по этому поводу с неизвестным адресатом: "Допускать ли священникам второй брак, как лаикам? Почему бы нет, в конце концов?... Это сходная проблема со священниками, безбрачными в миру. У коптов, кстати, я читал, что священник может жениться после принятия сана". На что протоиерей Алексий Лебедев (РПАЦ) ему возразил: "Лучше никаких клириков, чем прелюбодеи".
Поучаствовал в обсуждении этой темы и епископ РПАЦ Григорий (Лурье), о чем о. Филипп сделал отдельную запись "Христианами должны быть вовсе не все…"?
Архидиакону Стефану (Пучкову) более всего в обсуждении понравилась мысль Т. Джефферсона - настолько, что он решил привести ее отдельно в своем журнале:
"Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать (Т. Джефферсон)". Правда, о. архидиакон не нашел поддержки у большинства комментаторов. Пользователь vvz ему ответил: "Природа тоже разная бывает, и законы у неё, порой... Логичным (в некоторой системе логики) следствием из этой фразы следует "Падающего - толкни", поскольку противоречить закону тяготения - преступно :-)".
Вызвала тема резонанс не только у монашествующих, но и совсем наоборот - у публициста Егора Холмогорова, хорошо разбирающегося к мирской жизни, она вызвала весьма неравнодушный отклик в виде нравоучительной записи "Попадьи" с моралью в конце: "Вообще, история с советом о. Андрея обращать девушек с дискотек имеет и обратную сторону. Поскольку спрос на матушек регентш, после этого совета, возможно, несколько снизится, определенное их число, возможно, выйдет на "внешний рынок", где они будут весьма востребованы среди людей, попами быть не собирающихся и, напротив, весьма заинтересованных в православной, домовитой, смотрящей на жизнь чуть "узко" жене.
Думаю, что оборотистый человек тут бы открыл такой брачный бизнес, что семинаристам бы вообще ничего не осталось.
А проблема тут серьезная. Будущий священник вступает в своей жизни с принятием священства на очень опасное поле, на котором как сапер не имеет права на ошибку. Если от него уходит жена, то он либо остается на всю жизнь один (а к монашеству призван далеко не каждый), либо обрекает себя на блуд и либо превращение в бессовестного циника, либо на моральную раздвоенность, не говоря уж о том, что при всей снисходительности священноначалия могут и запретить и извергнуть. А уйти от священника жена может по массе причин - в том числе и связанных с его деятельностью, с его суровым графиком, суровыми постовыми требованиями, переездами с прихода на приход.
Пресловутая регентская "школа попадей" - это школа подготовки именно таких матушек, которые психологически готовы ко всему этому. Это может и не лучшие жены, но жены, точно знающие, какая судьба им предстоит. Тут есть и плюсы, и минусы, которые о. Андрей обозначил. Но "регентская школа" - это нечто вроде школы офицерских жен, но только к тому же жен, которые точно знают, что никогда не станут генеральшами.
Девушка с дискотеки скорее всего не представляет, даже после отмиссионеривания, какая её ждет судьба. И в этом её минус. Но, с другой стороны, из матушек без "матушкинского образования" тоже получаются такие яркие и сильные духом люди, как матушка Юлия Сысоева. Так что считать совет о. Андрея однозначно ошибочным я бы не стал.
В любом случае, переход всех православных интернетчиков в стадию гражданской войны, смуты и бесконечных взаимных сливов - это очень дурной симптом.
Хочется сказать всем - побойтесь Бога. Не абстрактно, а конкретно так побойтесь. Подумайте о том, что Он думает о вашем поведении. Не делайте себе скидок на "я хотел как лучше", а подумайте - что в самом деле значит и стоит ваше поведение
".
Впрочем, за отвлеченными наставительными и философскими беседами вокруг дилеммы "монашество и брак" не забывали и конкретного инока Всеволода, в основном, стараниями иерея РПЦЗ МП Николая Савченко. Он в своем журнале неоднократно возвращался к этой теме, пока история, усилиями его основного собеседника Игоря Гаслова, не поменяла жанр, перейдя из бульварного в детективный, и завершившись взаимными обвинениями в сотрудничестве с враждебными разведками.
Небезынтересна была также реакция о. Савченко на упрек Гаслова: "Вот и приведите ряды РПЦЗ в порядок. Там у вас таких чудотворцев хватает". На это последовало утверждение: "Я ЕДИНСТВЕННЫЙ СВЯЩЕННИК РПЦЗ на обе столицы. Теперь постоянно", из которого можно сделать вывод, что иеромонах Валентин (Саломаха) официально более не считается священником РПЦЗ МП.
Сам Саломаха прокомментировал выпад следующим образом: "Когда то одному бишопу М. я высказался по поводу "Коли - сплетника", что он "мальчик из страны Негодяев", на что бишоп ответствовал: "Ну что Вы хотите: при современных церковных методах - мы все должны причислять себя к негодяям...".
В свою очередь, патриаршему блогеру удалось вновь удивить читателей. Неожиданно, после многочисленных выпадов в адрес Георгия Гупало, директора православного издательства "Дар", Гаслов решил по непонятной причине извиниться перед ним: "Письмо Георгию Гупало. Уважаемый Георгий Михайлович! Приношу свои извинения в том, что я обидел и оскорбил Вас своими словами или делами. Но Вы искренне ошибаетесь о каких-либо "заказчиках". Не доверяйте всяким Бяликам, втирающимся к Вам в доверие. Ссылку на то, кто и что они такое, давать не буду, захотите - сами найдете. Еще раз простите меня. Всегда Ваш, Гаслов Игорь".
Видимо, в качестве компенсации, он решил усилить свои претензии к другим, так что некоторые пользователи вынуждены были удалить Гаслова из списка чтения за нецензурные выражения.
Надо заметить, что скандальность Гаслова усиливается день ото дня. На неделе он успел поругаться и с создателем сайта "Антираскол", высказав ему претензию, которая легко переадресовывается в адрес священноначалия самого Гаслова:
"Интересно?
Интересно, когда на "антираскольном" сайте пишут такое:
1 октября 1992 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архимандрит Адриан (Старина) был отстранен от должности настоятеля Свято-Богоявленского собора и почислен за штат. Причиной этого решения стало крайне аморальное поведение о. Адриана, который в 1991 г. изнасиловал двух несовершеннолетних алтарников. Не выдержав моральных страданий, один из них вскоре окончил жизнь самоубийством. Для того, чтобы отвлечь внимание ногинской общественности от этой скандальной истории, в отношении второго алтарника было возбуждено уголовное дело. Обвиненный в краже икон из Свято-Богоявленского собора, он был приговорен к тюремному заключению. (линк)
На какую реакцию надеются авторы?
Митрополит отправляет насильника всего лишь за штат. При этом насильник виновен в доведении до самоубийства. Затем, видимо снова с подачи насильника и без участия епархиальных властей, возбуждается уголовное дело в отношении второго пострадавшего. Интересно, кто в это поверит?
Вопрос не о том, нужно или не нужно такое публиковать. Публиковать безусловно нужно. Но не в порядке антираскольной полемики. А говоря о своих ранах
".
Умудрился Гаслов поссориться и со своей неизменной защитницей и соратницей - за то, что обнародовал ее подзамочное сообщение из другого блога. После возмущения telenis Гаслов удалил свою запись, но последствия оказались непоправимыми: они взаимно удалили друг друга из "френдов", а telenis также оказалась отстранена от многолетнего модераторства в сообществе "Устав".

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования