Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Об иноке бедном замолвите слово… Всплеск активности блогеров в связи с очень некрасивым скандалом вокруг "самого известного джорданвилльского инока"


Более всего в разразившемся в сети скандале по поводу инока Всеволода (Филипьева) меня удивил тот факт, что практически никто не обратил внимание на первоисточники.  Неужели такой пожар разгорелся из-за публикации каких-то подозрительных материалов в созданном 27 октября анонимном блоге или из-за отклика на следующий день никому не известного украинского сайта "The Moscow Post"? Ведь и до этого, где-то год назад, появлялись "компрометирующие" фотографии с иноком Всеволодом примерно того же направления, но выброс такого рода информации (ложной или соответствующей действительности - в данном случае неважно) приводил лишь к тихому тлению ее в малоизвестных блогах или в антирелигиозных сообществах, завершавшемуся пусть и несколько пахучим, но угасанием.

На сей же раз ярко вспыхнуло, и спичку к чадящим щепкам поднес не кто иной, как протодиакон Андрей Кураев. На этом обстоятельстве следовало бы остановиться поподробнее, поскольку оно знаменует собой явление миру новой ипостаси "протодиакона всея Руси".

На новую для себя стезю церковной политики протодиакон встал совсем недавно, во времена предвыборной кампании Патриарха Кирилла. Встал и понесся напролом через заросли, пугая даже преданных почитателей отвязностью и грубостью "компромата", который он изливал на соперников нынешнего Патриарха в предвыборной борьбе, круша все вокруг с отчаянием террориста-смертника, явно решившего покончить с этой жизнью и ничего в ней более не жалевшему, с твердым ожиданием награды в будущей.

И достойная награда дождалась своего героя в этой следующей жизни, сам протодиакон восторженно писал о ней в своем журнале. Правда, у большинства комментаторов почему-то эта награда начала непочтительно именоваться "красным колпаком". Тем удивительнее, что менее, чем за два года своей активной практики в церковной политике протодиакон вдруг продемонстрировал если не изящество и обтесанность, то, безусловно, дипломатическую хитрость. В своей записи, озаглавленной "Ярославль - столица журналистской лжи?", он, в числе высказываемых претензий к журналистам из Ярославля, дал третьим пунктом ссылку на ту самую статью на неизвестном украинском сайте, подчеркивая, что ложью в статье является лишь указание на его, протодиакона, обещание "более детально разобраться в этом сексуальном скандале".

И тактика возымела действие. Ссылку на статью подхватила многотысячная аудитория, при этом никто и не заметил, что ссылка на "The Moscow Post" пошла по рукам с подачи протодиакона. Даже у постоянных читателей Кураева создалось впечатление, что ссылку они впервые увидели в других журналах: "По наводке Холмогора и Вадима Б познакомился с деталями новейшего секс-скандала в РПЦ так наз. дело "инока Всеволода" из Джорданвиля. жесть, что и говорить".

Конечно, первыми ссылку у о. Андрея подхватили публицист Егор Холмогоров и заштатный священник Вадим Булатов, которым подобная тема небезразлична. Тот же Вадим Булатов еще до записи протодиакона сделал сообщение , без указания имен, о том, что к нему обратились с аморальным предложением разместить у себя информацию о "возмутительном поведении человека, выдающего себя за православного монаха", за скромное денежное вознаграждение. Остается только гадать, явилось ли это денежное вознаграждение стимулятором, повысившим  мастерство протодиакона, ранее трудившегося в дипломатической сфере довольно топорно, или это никакой роли не играло, но нельзя не отметить успеха этой пиар-акции.

Уже в следующей своей записи Вадим Булатов не только назвал имя инока Всеволода (Филипьева), хотя до этого публично зарекся на эту тему не писать, но и привел цитаты из его романа, косвенно свидетельствующие о правомерности обвинений. А Егор Холмогоров отписался по теме пространным эссе "Церковь и секс-скандалы. Правила для руководства ума".

Обсуждение темы в сети увеличивало обороты под полное молчание священноначалия. Тому же украинскому сайту удалось взять комментарий о. Владимира Вигилянского: "Владимир Вигилянский считает, что не его дело комментировать скандал вокруг инока Всеволода (Филипьева): "Я сегодня вечерком сам посмотрю. Мне не надо никаких ссылок, я могу сам найти. Ну, вообще, честно говоря, что мне комментировать какую-то там болтовню в блогах. Ну, вы что, в конце концов, это недостойно пресс-службы Патриарха"".

Священноначалие продолжало отмалчиваться под возрастающее недоумение блогеров. Наконец священник РПЦЗ МП Николай Савченко, недавно вынужденный вернуться из Лондона на свой оставленный приход в Санкт-Петербурге по причине окончательного отказа ему в визе ("Я уже окончательно отрезан от Лондона и получить разрешение на служение там уже не получится"), решил высказаться в своем журнале от лица всей РПЦЗ МП:

"Мы получили сообщение о том, что в адрес представителя монашества нашей Церкви предъявлены обвинения очень большой силы. Инок Всеволод всегда выступал как миссионер, принадлежащий к нашей Русской Православной Церкви Заграницей.
Для нас эти обвинения чрезвычайно болезненны, поскольку многие из нас знали как самого инока Всеволода, так и его родителей.
В нашей РПЦЗ этот вопрос будет расследован.
При расследовании мы, конечно же, будем ограничены тем, что большинство священнослужителей ни разу в жизни не смотрели фильмов или записей эротического характера и не собираются их смотреть.
В случае, если вина будет доказана, виновник понесет заслуженное наказание. В этом случае мы еще раз напомним, что и среди учеников Христовых дьявол нашел себе жертву в лице Иуды, что не может стать упреком как нашему Спасителю, так и остальным Его ученикам.
В том же случае, если налицо будет профессиональная фальсификация, мы будем добиваться всестороннего расследования этой клеветы. Тогда эта история несомненно получит громкий международный резонанс".

Правда, вскоре последовал официальный ответ управляющего делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ МП протоиерея Серафима Гана, последовавший, по всей очевидности, на запрос на запрос одного из ответственных работников патриархии и вывешенный в модерируемом Игорем Гасловым сообществе "Устав":

"Настоящим уведомляю, что инок Всеволод (Филипьев) не является ни насельником Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (США), ни, тем более, официальным представителем или прихожанином Русской Зарубежной Церкви. Свято-Троицкий монастырь и пребывающую в ее стенах духовную семинарию он покинул в 2008 году, по благословлению своего многолетнего духовника, архимандрита Рафаила (Берестова), к которому и следует обращаться по всем вопросам относительного положения вышеназванного инока".

После этого священник Николай Савченко поспешил скорректировать свои высказывания:

"Я должен уточнить, что инок Всеволод не был официальным представителем монашества Русской Православной Церкви Заграницей. Иноку Всеволоду было дано благословение на занятие миссионерской деятельностью в России. Однако он не принадлежал ни к одному монастырю или скиту РПЦЗ и не входил в клир приходов РПЦЗ, находящихся под омофором Преосвященного епископа Евтихия".

Причины, побудившие определенных лиц к разжиганию скандала, анализировали и главный редактор "Портала-Credo.Ru" Александр Солдатов, и епископ Григорий (Лурье), выясняя, "кому это выгодно".

Несмотря на то, что в биографии, творчестве и психологических особенностях инока Всеволода (Филипьева) можно найти немало зацепок в пользу обоснованности обвинений, нельзя спорить так же и с тем, что он был духовным чадом митрополита РПЦЗ МП Лавра и сразу после смерти последнего спешно покинул Джорданвилль, в котором жил и преподавал в духовной семинарии в течение многих лет. Сразу после своего загадочного переезда в Джорданвилль с Валаама в 1995 г. инок Всеволод возглавил редакцию ключевого СМИ РПЦЗ журнала "Православная Русь", а позже учредил собственный журнал – "Русский инок". Всеволод действительно сыграл немалую роль в процессе подготовки "Акта" о капитуляции РПЦЗ(Л) 17 мая 2007 г., а переехав в Москву, приобрел здесь дорогую квартиру и стал вести светский образ жизни. Но вот что совсем не удивило во всей этой истории – так это официальная реакция РПЦЗ МП по поводу обвинений в адрес своего многолетнего преподавателя и инока, еще до недавнего времени официально выступавшего в качестве "инока РПЦЗ, насельника Джорданвилльского монастыря" и представлявшего интересы РПЦЗ МП на всевозможных фестивалях, ярмарках и стендах.

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования