Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Борьба с ересью, раскрытие псевдонимов и соблазнительные реплики Патриарха. Обзор православной блогосферы за конец сентября – начало октября


Прошедшая неделя началась с большого скандала: у одного из священнослужителей РПЦ МП в писаниях обнаружили ересь. Обнаружил ее иконописец Кирпиан Шахбазян у протоиерея Кирилла Чернетского на сайте "Богослов.Ру". Клирики и миряне РПЦ МП, непривычные к публичному обсуждению ересей в писаниях и высказываниях своего духовенства, необыкновенно всполошились и начали высказывать возмущение в комментариях и в собственных журналах.
Иеромонах Феогност (Пушков) задавался вопросом: "Что было бы с о. Чернетским, живи он в эпоху Вселенских Соборов? - Против него собрали бы собор (даже против простого диакона Сотериха Пентавгина, пару раз высказавшего свои заблуждения, собирали собор, хотя диакон - не иерей, не пастырь и учитель прихожан) и потребовали - под угрозой анафемы - раскаяться в заблуждении. А что мы сейчас имеем? - Да все списывают на личную глупость, дурость и просто мнения. Как будто кто-то имеет право мыслить не по образу веры, а самочинно, как моча в голову стукнет? Как будто кто-то имеет право уклонять свои мысли от истины?"
Иеромонах Никанор (Лепешев) из Хабаровской епархии поддержал его: "Врачу, исцелися сам!" И Мария Сенчукова была с ними единомысленна, написав: "Кошмар и ужас.  На уважаемом портале Богослов.ru опубликована чудовищная статья, ссылками на которую сегодня пестрит моя френдлента".
Кто-то даже отыскал мемуары одного из пользователей в журнале священника Георгия Белодурова, к записи за сентябрь 2003 года об этом протоиерее: "Помню-помню молодую такую симпатичную американочку, частую гостью нескольких московских приходов в начале 1990-х. Она даже в храм заходила, и даже имитировала православное крестное знамение.
Только вдруг мне довелось быть свидетелем сцены, после которой симпатии к этой американочке напрочь сняло. Оказался я случайно в те годы в одном храме, расположенном на территории больницы, где мне довелось лежать. Пришел с утра на литургию - и тут вижу эту американочку в "рясе", с крестом, по приглашению тамошнего попа проследовавшую в алтарь и там остававшуюся до конца литургии. Она, видите ли, оказалась "пасторшей".
Попик (достаточно известный протоиерей Кирилл Чернетский) пояснял потом недоумевающим клирошанам и образованным прихожанам, что, дескать, они - протестанты, они тоже христиане...
Ноги моей больше в том храме не было, и даже в смертном случае я не обращусь к тому попу. При том, что он никакой не злой экуменист-ОВЦС-ник, а просто самочинствующий интеллихент. Очень даже пострадавший в годы мрачного брежневского застоя за "проповедь". Только Православия ли проповедь?
"
Возмущение православных привело к тому, что еретическую статью с сайта "Богослов.Ру" убрали, но оказалось, что рано еще радоваться: "Статью, содержавшую множество совершенно недопустимых богохульств, ересей и просто глупостей, о которой я писал в пред. посте, удалили.
Что же случилось? Прозрели? Объяснений, очевидно, не будет...
Update: Зато статья (со ссылкою на Богослов.ру) появилась на сайте СПбДА: http://spbda.ru/lib/a-179.html
Update 2: И Свято-Тихоновский отметился любовью к "богословию": http://pstgu.ru/news/smi/2010/09/28/24316/
Update 3: Теперь в Питере удалили! Ребята, это цирк, а не богословие! Ждем продолжения!!!
" - продолжал возмущаться Киприан Шахбазян.
Но все кончилось хорошо, статью со всех сайтов, на которых она была обнаружена, молча убрали, и на сей раз борьба православных с ересью под предводительством Киприана Шахбазяна закончилась победой православных, как и в случае массового выступления против хора Белгородской Духовной семинарии, принявшего участие в экуменическом исполнении песни "Свет и радость"  на юбилейном концерте группы "Цветы" в концертном зале "Крокус Сити Холл" в Москве. Тогда все возмущенные решили удовлетвориться ответом пресс-службы Синодального миссионерского отдела.
В середине недели "патриарший блогер" Игорь Гаслов продолжал методично ругать явных и тайных врагов. Поругал "православного эксперта" Кирилла Фролова, затем перешел к пресс-службе Синодального молодежного отдела, покритиковал иеромонаха Феогноста (Пушкова), а под конец замахнулся на РПЦ МП в целом. Одновременно с этим Гаслов писал по поводу созданного им блога, в котором он раскрывает имена пишущих в "Живом журнале" "клириков  канонических Православных Церквей", очень часто против воли последних: "Публика возмущается блогом dioecesis, требует блюсти приватность, кричит о свободе слова. Кстати вопрос анонимности, приватности и всего такого прочего недавно в Москве обсуждали, хоть и прошлись по нему пока совсем бегло.
Так вот, как есть у блоггера свобода быть анонимным, так есть и у другого блоггера свобода эту анонимность разрушить. Хотите свободы своего слова, привыкайте к свободе слова о вас".

Звучит гордо и смело, но если заглянуть в эти списки, то можно обнаружить, что не всякая анонимность раскрывается Гасловым так свободолюбиво и бескомпромиссно, как он пишет. В частности, более всех возмущался раскрытием своей анонимности иеромонах Валентин (Саломаха), но в отношении него Гаслов был неумолим и не убрал указания имени рядом с ником, в то время как рядом с общеизвестным для пользователей ЖЖ ником протоиерея Николая Балашова из ОВЦС МП скромно написано "протоиерей", без указания имени.
Оставшаяся часть недели была посвящена обсуждениям высказываний Патриарха Кирилла по разным поводам. Пользовательница dodododo опубликовала подзамочную запись другого пользователя, в которой было выражено удивление по поводу заявления Кирилла в его сахалинской речи о близком личном знакомстве с Мартином Лютером Кингом. Пользователь neuraum дал ссылку на эту запись, назвав это явление новым термином "старческий экуменизм". Популярный пользователь Рустем Агдамов также в свою очередь позаимствовал эту запись, не указав источника, поэтому ему самому пришлось не только выслушивать восторженные комментарии, но и отвечать на всевозможные претензии.
В частности, главный редактор журнала "Фома" Владимир Губроликов и главный редактор сайта "Православие и мир" Анна Данилова вынуждены были, по выражению некоторых пользователей, "всю ночь перерывать Интернет", чтобы найти подтверждения словам Патриарха Кирилла. Впрочем, их находки смогли убедить очень немногих.
Пользователь decalog собрал у себя возмущенные отзывы в адрес Рустема Агдамова, а
Владимир Голышев поместил фотомонтаж под заголовком "Мартина Лютера Кинга собесЕдниче".
На следующий день пользовательница dodododo воспроизвела в своем журнале комментарий игумена Иннокентия (Павлова), оставленный на форуме нашего Портала по поводу данного высказывания Патриарха Кирилла. Владимир Голышев откликнулся мемуарами об игумене Иннокентии: "Мне, кстати, посчастливилось в 90-е годы несколько лет провести в храме, в котором служил отец Иннокентий (все послушания там прошел - от алтарника до псаломщика).
отец Инокентий, как известно, большой смутьян, экуменист, демократ, приятель Егора Гайдара и прочих "антихристов"
неудивительно, что я первое время смотрел на него косо
даже очень косо
потому как неофит был класический - то есть ограниченный мракобес "святее папы римского"
но время шло, и по мере узнавания отца Инокентия морщины на моем строгом лбу разгладились
во-первых, он был совершенно безотказный - служил чаще других попов
в основном, по будням (когда другие попы служить не хотели)
в полупустом храме
всегда читал небольшую проповедь
никогда ни на что не роптал
все время улыбался
как блаженый
соглашался на любые копеечные требы
у него был простой заношенный белый льняной подрясник
зовут причастить умирающую старушку в больнице - вешает на шею дарохранительницу и бежит на трамвай
седые патлы развеваются по ветру
серебряная коробочка на шее
потертый портфель
пассажиры охреневали от зрелища...
на него же сваливали бесконечно длинные великопостные будничные службы
мой напарник-алтарник тоже под Великий пост обычно исчезал
в итоге, несколько Великих постов подряд я ни одной службы не пропустил
больше половины - с отцом Иннокентием
у него был шикарный великопостный крест - кустарно сделанная деревяшка
с распятием, которое выжгли явно детские руки
наверное подарок чей-то
(у протоиереев были шикарные перламутровые или костяные - греческие или иерусалимские)
а потом на Пасху всех в нашем храме настигла неумолимая сальмонела (пасху делали на сырых яйцах)
единственным здоровым попом оказался отец Иннокентий (не стал разговляться со всеми в трапезной - уехал домой)
пришлось ему и всю Светлую Седьмицу (и еще пару недель после) служить
одному
а я - единственным дееспособным алтарником тогда оказался
так и ходили с ним вдвоем на крестные ходы...
в общем, мы подружились
ходили друг другу в гости
он мне иногда помогал письменные работы делать, когда я в Свято-Тихоновском учился...
".
Обсуждались и другие яркие и запоминающиеся высказывания Патриарха Кирилла. Пользователь dion2006 написал по поводу одного из них: "Что-то новое:
"Предстоятель напомнил, что новый храм "создан специально для того, чтобы здесь совершались браки, чтобы Господь соединял здесь людей в одну плоть, нерасторжимо, чтобы они получали здесь благословение на создание крепкой семьи, на рождение детей, на воспитание их в православной вере и в любви к Отечеству""
http://www.patriarchia.ru/db/text/1289747.html
Модернизация, однако".

Пользователь Дмитрий Струве назвал "страшными словами признания" "неосергианскую декларацию" Кирилла, произнесенную на приеме у губернатора Сахалина.

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования