Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

"Патриаршие" пожары, тайные слова Кирилла и словесная дуэль поклонников двух старцев – Рафаила и Наума. Обзор православной блогосферы в середине сентября


В начале прошедшей недели православных блогеров весьма взволновал пожар на Ганиной яме, когда под Екатеринбургом сгорел главный храм недавно построенного монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев.
Журналист Владимир Голышев в своей реплике по этому поводу - "Скажете: случайность?" - анализировал: "Что там имело место в последнее время?
1. первоначально купола церквей монастыря были сделаны из дерева, но впоследствии были заменены на позолоченные.
2. визит предстоятеля.
После посещения монастыря Святейший Владыка совершил закладку храма в честь иконы Божией Матери "Феодоровская", Екатеринбургской духовой семинарии и духовно-просветительского центра, строительство которых планируется в урочище Ганина Яма...
"Неправедная нажива — огонь" (Русская народная пословица)".
В следующей записи В. Голышев, не ограничиваясь уже общепринятом в блогосфере поверии об "особой силе" молитв нынешнего Патриарха, сделал предположение еще об одной причине пожара: "Екатеринбургская епархия представила православной общественности свой новый проект: спортивную трассу для любителей бега и спортивной ходьбы под названием "Царский марафон". Как сообщает "Православная газета", старт трассы находится у Храма-на-Крови (где раньше стоял дом Ипатьевых, в подвале которого была расстреляна семья последнего российского императора Николая II), а финиш – на Ганиной яме, куда были привезены и сброшены в шахту останки тел".
В. Голышев посвятил свои размышления и другому пожару, задаваясь вопросом по поводу собранных Синодальным отделом РПЦ МП по церковной благотворительности и социальному служению денег: "85 % - это по нынешним временам нормальный откат?" (Согласно опубликованным отделом отчетам, сумма собранных средств более чем в пять раз превосходит сумму расходов на помощь пострадавшим от летних пожаров в России).
Журналист "Известий" Борис Клин также писал по поводу пожара на Ганиной яме. Он начал с цитаты из священника Сергея Лепина, написавшего: "Меня когда-то в юности очень поразила одна мысль свт. Иоанна (Шаховского). Он задает вопрос, суть которого такова. В России было много великолепных храмов, но потом их в одночасье разрушили. Что случилось? И тут же отвечает: многие храмы были построены на деньги, отнятые у вдовиц, украденные у сирых, невыплаченные рабочим… Руки беззаконных их воздвигли – руки беззаконных и разрушили. Как-то так, приблизительно и своими словами". Борис Клин продолжил эти размышления: "То есть храм чиновники хотят восстановить на деньги, отнятые у вдовиц, сирых, больных и невыплаченные рабочим… У Екатеринбургской епархии, понятное дело, рука взять эти деньги не дрогнет".
У популярного блогера и дизайнера Артемия Лебедева в записи, где он предлагает специалистам в разных областях рекламировать себя, некий блогер заявил о себе как о "специалисте по РПЦ" и начал отвечать на разнообразные вопросы всех желающих по предмету своей специализации.
Пользовательница mmekourdukova поведала читателям поучительную историю о любви и экуменизме: "Когда в 50-е годы древний Лёвенский Университет раскололся надвое из-за склок между нидерландофонами и франкофонами, франкофонное крыло выстроило на ровном месте новый университетский город Лувен-ля-Нёв. Я год работала в этой уютной зеленой новостройке, населенной профессорами и студентами, и по утрам проходила мимо тамошнего просторного храма с высокой колокольней.
Мой шеф, диакон РКЦ, приписанный к этому храму, рассказал мне, что лет двенадцать назад при оном построили часовню, но не простую, а особо гостеприимную. На четыре угла - католический, протестантский, буддистский и мусульманский. С тем, чтобы она стояла открытой круглосуточно, для нужд духовно озабоченных студентов всех шерстей.
Студенты ее посещали, и даже круглосуточно, но озабочены они было не только духовно. Уборщики находили вещдоки. А также в часовне регулярно заставали молодежь, предававшуюся таким практикам, которые не подходили ни под одну из означенных конфессий. Поэтому часовню закрыли довольно скоро. Ныне она используется просто как подсобное помещение".
Не оставляли своими заботами миссионеры РПЦ МП протоиерея РПАЦ Алексия Лебедева и на этой неделе - его "еще раз отмиссионерили", по его собственному замечанию.  На этот раз постарался пользователь davlatov, написав "Увещевание попу-раскольнику". Запись оживленно комментировалась читателями.
Пользователь die-ante-bellum поведал: "Сегодня утром, на Измайловском вернисаже, прямо из ящиков распродавали несколько сотен старинных Богослужебных и Богословских книг, из которых треть с современными печатями библиотек Троице-Сергиевой Лавры и МДАиС.
Книги из библиотеки неизвестного мне игумена Павла (подписаны от руки: из книг игумена Павла), возможно, он стал епископом или просто получил новое назначение, забрал с собой книжки, а вот теперь умер (решил избавиться от надоевших книжек).
Мрачное зрелище – кипы священных книг под дождем, на земле, народ роется, наступает на евангелия…".
Сергей Болотов жаловался про "архивы Патриархии": "Уже который раз встречаю в церковной исторической литературе ссылки на "Архив ОВЦС", а в Православной энциклопедии фигурирует еще и "Архив МП". Ясное дело, в интернете про эти архивы никакой информации нет.
Еще позавчера в ГАРФе мне опять "по техническим причинам" отказали в выдаче первой из одиннадцати описей Фонда-6991 (Совета по делам религии при Совмине), бывшей в советское время "секретной" описью (документы были рассекречены в 1993 г.). Попробую их пободать еще раз.
Прямо ватиканские тайны какие-то".
И далее, на ту же тему: "Кстати, книги "Правда о религии в России" 1942 года выпуска нет ни в одном каталоге РГБ, я проверял.
Хотя в самой библиотеке она есть. Это я тоже проверял. Достать шифр этой книги и саму эту книгу можно только одном путем - договориться с сотрудниками РГБ. Но и это не все. На книге стоит штамп "Не копировать", что в общем-то не является редкостью для книг такого возраста. Но это означает, что ее можно только переписать от руки или перепечатать на свой ноутбук, а отксерить нельзя. Видимо поэтому эту книгу везде упоминают, но никто не цитирует.
Обычно копированию не подлежат ветхие книги, библиотечный же экземпляр находится в прекрасном состоянии. Я такого никогда раньше не видел - там сохранились листы папиросной бумаги, которыми проложены фотографии на глянцевой бумаге (в книге очень много фотографий). Еще там широко используется цветной "рукописный" шрифт. Роскошное издание, даже по мирному времени. Такие дела".
Протодиакон Андрей Кураев сообщил: "Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В память о посещении города и собора Святейший Владыка передал собору икону святого исповедника Марка Эфесского. http://www.patriarchia.ru/db/text/1272366.html
Телеканал Спас показал проповедь Святейшего в Тутаеве 11 сентября. Передавая икону св. Марка Эфесского, Патриарх сказал так:
"Святитель исповедник Марк Эфесский жил в далеком 15 веке и когда православную церковь хотели соблазнить унией, еретическим отступлением от истин православной веры, и когда на этот соблазн откликнулись многие иерархи, Марк Эфесский практически один сохранил веру православную, но с такой силой защитил ее, что благодаря его трудам не произошло того, что могло разрушить православную веру. Взирая на этот образ, вспоминайте то, что я вам рассказал о святителе Марке Эфесском, будьте бдительны, храните православную веру как великую драгоценность".
Но, как заметил один из комментаторов, на официальном сайте патриархии по ссылке протодиакона "о соблазне унии ничего нет".
На фоне активизации молдавских ревнителей православия, призывающих руководство РПЦ МП выйти из ВСЦ, завязался спор между почитателями схиархимандрита Рафаила (Берестова) и архимандрита Наума. Они спорили друг с другом о том, кто из двоих является лжестарцем, а кто истинным.
Игумен Виталий (Уткин) – "миссионер" Ивановской епархии - в критической записи по поводу о. Рафаила "Нужно ли "умиротворять" правую оппозицию?" отвечал оппоненту:
"Стоп, отче. Я категорически не согласен с Вами в отношении архимандрита Наума. Он никакого отношения не имеет к когорте "лжестарцев". Архимандрит Наум - это прекрасно устроенные монастыри, это по-настоящему образцовые детские приюты, это традиция здорового духовничества. Точно так же, как ко всяким рафаилам и симонам не имеет отношения мой покойный старец схиархимандрит Серафим (архимандрит Авель (Македонов)). Не надо с водой выплескивать из ванночки и ребенка. Все наиболее духовно и нравственно здоровое в нашей епархии - это чада архимандрита Наума".
И далее уточнял: "О том, что Вы столь бестактно называете "сводничеством". В нашем обществе в силу психолого-исторических причин существует очень значительный процент людей, не способных самостоятельно принимать серьезные жизненные решения. Они хотят, чтобы за них их принимали другие. И добровольно следуют советам. Лучше - здоровым советам отца Наума, чем предложениям "отдай квартиру и приезжай к нам", исходящим от какого-нибудь очередного "симона".
Никакой "цены" нет - есть предполагаемый размер пожертвования. Точно также было и в Иоанно-Богословском монастыре и у меня на городских приходах. Либо до бесконечности кланяться в ноги очередному "спонсору", либо работать с людьми. Я всегда предпочитал последнее. Без средств ни один храм и ни один монастырь существовать не может.
Монастыри архимандрита Наума - это абсолютно здоровые, правильно устроенные и, я бы сказал, образцовые иноческие обители. Это настоящее русское монашество, свято хранящее свою духовную традицию. Это, как я уже говорил, великолепные школы. Никто пока ничего подобного не сделал.
Недавно мне пришлось быть в одном из городов "Золотого кольца". Там я посетил женский монастырь, настоятельница которого является чадом отца Наума. Совсем недавно здесь были руины и три насельницы. Теперь их 30 и готовится открытие православной школы.
И хватит об этом у меня в журнале".
Обсуждение этой темы продолжилось в журнале игумена Агафангела (Белых). Но в результате горячий дискуссий сторонники оо. Рафаила и Наума так и не смогли прийти к согласию.

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования