Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Вырождение веры, каноны на полочке, священномученик Александр Мень и образцовый патриархийный миссионер. Обзор православной блогосферы за начало сентября


На прошедшей неделе один из самых популярных пользователей "Живого журнала" Рустем Агадамов, профессиональный российский блоггер, посвятил несколько записей в не менее популярном сообществе "dewarist" отношению наших современников к вопросам религии. В записи "Бог поможет?" он попытался выяснить, во что верят читатели, в записи "Между мной и Богом" просил ответить, нужен ли читателям "посредник", в записи "Государство и церковь" интересовался, почему бы всем в России не признать что "церковь у нас не отделена от государства, а служит его интересам и пользуется его поддержкой", а в посте "Дети и церковь" хотел узнать мнение читателей о необходимости обязательного изучения в школах закона Божия.

Наконец, в записи "Итоги" Рустем Агадамов подвел черту: "Я думаю, что в наше время совсем невозможно оставаться в церкви и быть религиозным человеком, потому что все вокруг говорит о том, что ни Бога, ни Веры больше нет. Есть внешние атрибуты, вроде церкви, для которой Вера — это "бизнес и ничего личного". Есть какое-то количество людей, соблюдающих религиозные обряды и считающих себя верующими. Общение с такими людьми не приносит мне ничего, кроме отрицательных эмоций. Есть много разочарованных и даже озлобившихся на церковь — это другая сторона медали, столь же несимпатичная. Некоторым удается совмещать в себе религиозность и внешние признаки современного человека. Но, когда президент России, человек во многом мне симпатичный, далеко не глупый, читающий свои речи на айпаде и слушающий рок-музыку, говорит, что "иконы на башнях Кремля усилят защиту России", мне становится грустно".
"Патриарший блогер" Игорь Гаслов уже привычно для всех ругал конкурентов: "Интересно они сами то хоть понимают что нынешние Правмиры и прочее, как раз та самая совковая пресса, да еще и без профессионализма?". А архидиакон Стефан (Пучков), почувствовавший себя недавно богом из-за усилившегося к нему интереса по поводу смены юрисдикции, видимо, освоился в роли гуру и принялся назидать. Откровения сыпались как из рога изобилия. Вначале он просветил читателей по поводу канонов и, видимо, решил "побить" ставшую крылатой цитату из протодиакона Андрея Кураева: "Забудьте про эти каноны. Большинство канонов давно забыто. Церковь их давно забыла. Вы поцелуйте каноны и положите на книжную полку". Архидиакон, то ли перешедший в УАПЦ, то ли временно прикомандированный к ней Чистым переулком, возвестил: "Нужно просто понимать истинное место Книги Правил в Церкви, а оно - на столе архиерея. Ну, или в столе. В самом нижнем ящике".
Впрочем, следует признать, что высказывание о канонах у о. протодиакона оказалось более поэтичным, чем у о. архидиакона. Очевидно, и последний это почувствовал, поэтому решил блеснуть в других областях, еще не полностью приватизированных коллегой, начав наставлять читателей о возможности присутствия на литургии без причастия: "Я так считаю: есть некоторые "табельные" дни, вроде особо чтимых двунадесятых праздников, когда присутствие за службой для человека, ассоциирующего себя с православной традицией, более чем естественно. Ну т.е. странно для человека, считающего себя православным, не помолиться за службой, скажем, Преображения, даже если он не причащается. Резонный вопрос - а почему именно за литургией, а не Всенощной, где о смысле праздника говорится и поётся больше? Отвечу так: атмосфера собственно праздника лучше всего передаётся именно за литургией. Т.е. если попраздновать - то это на литургию, если помолиться в сокрушении сердца - то на Всенощную. А вообще, как мне кажется, если человек регулярно причащается - хотя бы раз в месяц-полтора, то ему вполне хватает этих литургий, так что вопрос о более частом хождении без причащения как-то и не возникает". И, наконец, совсем войдя во вкус, архидиакон в следующей записи блеснул яркими сравнениями: "Все, у кого есть хронические болячки, прекрасно знают, что такое интенсивное лечение и что такое поддерживающая терапия. Пока идёт лечение - горы таблеток, капельницы, физиотерапия, оперативное вмешательство и т.п. - всё, что нужно. Курс лечения пройден, но болезнь в силу возраста или иных причин уходит из острой фазы в хроническую. Тогда остаётся поддерживающая терапия: по утрам малахов плюс зарядка, на ночь витаминка, ограничения в диете, раз в полгода показаться врачу. Так вот, когда я говорил о месяце и больше, я имел в виду именно "поддерживающую терапию". А в период воцерковления, скажем (сколько уж он там лет будет длиться, у некоторых он, по-моему, сам по себе является хроническим недугом), или активного лечения (в Пост самое оно подлечиться) участие в храмовом богослужении безусловно должно носить вполне интенсивный характер".
Оживленные дебаты в "Живом журнале" начались в связи с 20-й годовщиной убийства о. Александра Меня. Дмитрий Вайсбурд вывесил в своем журнале фотографию уже явно не новой иконы с о. Александром, сопроводив ее молитвенной записью: "Священномучениче Александре, моли Бога о нас".
Много обсуждений вызвали записи Марии Сенчуковой и пользователя 3ilot по поводу о. Александра. Пользовательница marinabg недоумевала: "Объясните, мне, пожалуйста, в корректных выражениях, зачем надо было нашему Предстоятелю поздравлять муслимов с каким-то там их праздником? Вот эта фраза меня вообще убила: "Пусть те плоды периода воздержания и самоограничения, которые стремились приобрести наши братья мусульмане, послужат им на пользу" (с). Владикавказ показал плоды, ага. Но это мелочи, наверное. Главное - мирдружбажевачка".
Протоиерей Алексий Лебедев из РПАЦ поведал, как его в отношении него пытались "осуществлять миссионерство": "Зафрендило тут меня пару дней назад некое чудо в камилавке. Посмотрел я в его журнал и все там так образцово-показательно, как стенд про эвакуацию при пожаре. "По благословение преосвященного сходил в кино...", "По ссылке "Моспат.Ру" посмотрел новость...". "Поздравил владыку с ДР" и т.д. Думаю, наверное, миссионэр. Им ведь приказывают в ЖЖ и прочих вКонтактах логиниться. Посмотрел меня у других патриархийных батюшков и добавил не глядя.
Написал ему с личку: Отче, Вы не ошиблись, зафрендив меня? И из РПАЦ.
Написал: "Пардон" и расфрендил.
Я отвечаю: Во-во, осторожнее. Это мы можем дружить с кем хотим, а за вами следят.
Ответил: Мы тоже можем иметь во френдах кого хотим.
И зафрендил. Потом давай в личку слать односложные предложения: Бросай раскол! Переходи в каноническую Церковь! и т.д.
Потом обиделся, что не отвечаю. И расфрендил. Два раза за день.
В принципе, ничего особенного, мало ли какие поводы были. Понял, что журнал ему не интересен и т.д. Но для меня этот случай прямо коррелировал с прочтенным накануне житием преп. Авраамия Смоленского, его же память недавно была. О том, как гнали и клеветали на святого старца не кто-нибудь, а попы и иеромонахи, которые ревновали к его учительству и количеству духовных чад. Потом во время суда, каялись перед владыкой, что ошиблись. Потом, когда владыка все-таки запретил св. Авраамия, опять злорадствовали. И во все времена преподобных единицы, а вот таких лживых попов, которые при этом все правильно говорят с амвона, сотни и тысячи, из них же первый есмь аз.
Непостоянство попов в принципе пугает. Ведь не зря сказано: Да будет ваше слово да да и нет нет.
Хотя, скорее это именно постоянство, в духе брейского кюре, пример с которым так любит о. Михаил Ардов
".
Иеромонах Никанор (Лепешев), недавно вернувшийся из той же РПАЦ в РПЦ МП, признался о. Алексию: "Он меня о тебе расспрашивал и советовался, есть ли смысл тебя миссионерить. я, конечно же, ответил, что нет никакого:). (к тому же он имел прежде дело только с филаретовцами, и об ИПЦшниках судит по ним, так что всё равно не нашёл бы, чего тебе сказать). тогда он, видимо, и отфрендил тебя вторично:)".

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования