Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Запрет на искусство как искушение, конфликт батюшки с архиереем и околоселигерские ужасы. Обзор православной блогосферы за последние дни Петрова поста


На прошедшей неделе светскую общественность Рунета более всего волновал приговор организаторам выставки "Запретное искусство", вынесение которого планировалось на 12 июля, особо праздничный для православных день. Как известно, прокуроры потребовали для Ерофеева и Самодурова трех лет лишения свободы – беспрецедентное в новейшей истории России наказание за художественную акцию. Протестная запись с образцами осужденных художественных работ и с призывом присоединиться к протесту вызвала более полутора тысяч комментариев. Многие вняли призыву организаторов акции и дали в своих журналах ссылки на эту запись с выражением собственного протеста.

Поэт и издатель Александр Шаталов также сослался у себя на эту запись, уточняя в комментариях: "Защитников я как-то не очень знаю - кроме художественных критиков и самих художников, но то, что сама церковь в лице своих представителей и многих верующих - аморальна, для меня бесспорно... Моя бывшая жена (вторая) является родственницей настоятеля Троице Сергиевской лавры, именем которого все время любит "козырять". Так вот - более гнусного и аморального человека, нежели она, я не знаю - воровка в прямом смысле, вымогательница и т.п. При этом свои действия она объясняет всегда именно религиозными чувствами... И таковы практически все, кто говорит о вере и моральных принципах... Каждый из нас может привести сотни примеров растленных священнослужителей, коррупционных и т.п. Рассказам нет числа. Это уже не случайность для РПЦ, а давно - закономерность. Мы снова сейчас возвращаемся к тем времена (Льва Толстого), когда церковь, как институт, должна бы быть лишенной всех имущественных прав... Такие истории - как с этой выставкой - плохая она или хорошая, не имеет значение - пример нарождающегося в стране пародийного фашизма, который был описан еще в юношеском романе братьев Стругацких "Трудно Быть Богом".

Поэт Всеволод Емелин написал: "Негоже вам, люди русские, тем более именующие себя православными и националистами, бегать, стучать к куму, да еще размахивать этой шкварной 282-й статьей. Вы всерьез считаете, что кум за вас? Бросьте. У него на нарах всем места хватит. Завтра вас по этой же статье и закроют, чтобы не высовывались. Или мало по ней русских сидит? Больше всех сидит. Сами знаете".

Неожиданно для многих галерист Марат Гельман, до этого объявивший, что  он повторит выставку "Запретное искусство", выступил с пророчеством: "Я так понимаю, что вопрос с завтрашним приговором уже решен - будет оправдательный. Никого не посадят. Даже условно. Только не надо меня в аквариум к осьминогу".

Многие считают, что Марат Гельман может об этом знать напрямую. Поэт Александр Тимофеевский придерживается такого мнения: "Непонятно, как из этой истории вылезти: ответчики ничем не хороши, но потакать истцам невозможно - завтра они подадут в суд на Венеру Милосскую. Она уж точно что-нибудь да разжигает. Когда за пьяным столом одна из баб начинает грязно скандалить, ее мужу говорят: "Уйми свою". Я думал, Общественная палата, где Гельман с о. Вс. Чаплиным, как шерочка с машерочкой, для того и существует, чтобы вовремя унять свою. Но даже этот простейший механизм там почему-то не работает".

В то же время православную часть ЖЖ более всего волновал запрет в служении и увольнение с должности протоиерея Игорь Прекупа, настоятеля таллиннской Николаевской церкви в Копли, митрополитом Таллиннским и всея Эстонии РПЦ МП Корнилием. Пользовательница olga-titova, прихожанка о. Игоря, написала: "Остались без духовника. Отца Игоря запретили в служении и уволили с должности настоятеля Коплиского Никольского храма главным образом за то, что он не исполнил архиерейского требования отстраниться от проблем семьи своей духовной дочери Татьяны. Если бы он тогда это сделал, то не исключено, что сейчас осиротевшие дети Татьяны оказались бы на попечении отца-педофила.

Отец Игорь за этот год создал вокруг Татьяны и ее детей прочный круг если не друзей, то братьев и сестер во Христе, единомышленников и молитвенников. Он реально учил нас быть христианами - каждый день, не словом, а действием. Татьяна стала для многих из нас близким и дорогим человеком. Ее кончина на Пасху не оставила, кажется, даже у недоброжелателей сомнений в том, что эта душа если не спасена, то уж точно помилована будет. Но батюшка - трезвенник не только по образу жизни, но и по образу мысли - в своих трудах не остановился, продолжая принимать деятельное участие в судьбе ее детей, не отговариваясь расхожим "ее детей Бог не оставит".

И вот результат. Комментировать пока не в силах. Судите сами. Но мы, духовные чада отца Игоря, собираемся его поддерживать и дальше. И надеемся, что запрещение будет снято.

Пока я, честно говоря, чувствую себя, как в первые дни после смерти: шок и оцепенение. И усталость, всегда сопутствующая похоронам... Много молишься, много и суетишься.

Но, слава Богу, отец Игорь жив, к нему можно по-прежнему обращаться "батюшка", подходить под благословение и поминать как протоиерея. Он всем передает привет, говоря, что не сразу будет отвечать на комментарии. Надо немного прийти в себя.

Просьба к духовным чадам отца Игоря, прихожанам Никольского храма в Копли и просто неравнодушным людям отмечаться у меня здесь или в личке, если есть желание дать подпись в его поддержку (составлением письма займусь в ближайшее время, у всех будет возможность ознакомиться с текстом). На мой взгляд, приход не должен молча сносить то, что у него одним движением "сверху" отнимают настоятеля. Ведь многие посещали этот храм отнюдь не по месту жительства, а ради духовного окормления отца Игоря - "священника, с которым я могу говорить на одном языке". Отец Игорь давно стал любимцем творческой интеллигенции. Хотя среди его прихожан были и простые коплиские старушки, и инвалиды, и даже бывшая путана (за последнюю ему, конечно же, попало).

Нам батюшка велел продолжать посещать наш храм до разрешения ситуации (хотя мы, честно говоря, не хотели).

И прошу молитв о протоиерее Игоре, его супруге Агафии, которая делит с ним тяжесть запрета, и, конечно, о нас, осиротевших никольских прихожанах, и детях Татьяны, которых, кстати, на днях перевезли в детский дом даже вместе с котом..."

Сам запрещенный протоиерей вывесил в своем журнале копию указа. Один из его читателей заметил у себя в подзамочной записи: "Кстати: подписавший указ, видимо, не в курсе – но по-русски пишется не "предать по акту", а "передать". Однако описка сама по себе характерна...".

В субботу о. Игорь опубликовал в своем журнале пост "Апелляция": "Вчера подал апелляцию в Общецерковный суд. Молитесь, пожалуйста! Кто-то считает, что шансы большие, поскольку и правила "за уши притянуты", и процессуальных нарушений масса. Другие смотрят на эту затею, как на дело гиблое, считая, что шансов у меня нет. Пусть все будет по благой и благоугодной воле Божией, а не по Его попущению!"

Священник Филипп Парфёнов рассуждал в своем журнале: "Прот. Игорь Прекуп (Таллин) недавно запрещен в священнослужении, похоже, что на неопределенный срок. Я заочно знаю его около 5 лет, еще по первому Кураевскому форуму (лично свидеться не доводилось).

Оснований для запрета никаких, кроме разногласий с правящим архиереем, которому о. Игорь проявлял "непослушание". А он просто пытался поступать по совести, какая она у него была и остается - человеческая и христианская, пастырская. И не идти против нее!

У о. Игоря есть целая документальная повесть о Татьяне, регенте его прихода и духовной дочери, которой уже нет в живых. Это предыстория и решила все дело. Кто не в курсе - может почитать в журнале о. Игоря".

Кое-что проясняет эта запись http://asha-sashin.livejournal.com/49350.html?thread=547526#t547526 : "Нет такой заповеди (о послушании - свящ. Ф.). Есть заповедь о любви, когда жизнь полагают за други своя, есть заповедь о милосердии, есть и другие, а заповеди о тупом послушании начальству, когда оно руководствуется ложными побуждениями, - такой заповеди нет. Не надо на Бога спихивать то, что он желает осуществить через нас. Вот так от нее многие отворачивались, уклонялись: Бог поможет... А Бог, может, именно через них-то и хотел помочь, им же оказывая милосердие, подавая возможность послужить ближнему. Потому-то я и не отходил, что видел, как никто не собирается жертвовать своим временем и спокойствием, чтобы поддерживать ее, защищать... Родственнички (не один ли из них вы, благоразумненький вы мой?) только этого и ждали, чтобы надавить ее и или заставить полностью подчиниться, или довести ее до психушки, а то и в могилу. Последнее-то получилось, но только несколько позже, чем хотелось. Теперь, вот, пытаются свести на нет все, чего она добилась.
Только что о. Игорь подал апелляцию в Общецерковный суд http://asha-sashin.livejournal.com/55366.html . Дело о. Игоря в дальнейшем покажет, что на самом деле будут стоить решения этого суда...

P.S.: Дело отца Александра Тимченко вселяет некоторые надежды на то, что суд сможет серьезно и беспристрастно разбирать дела пострадавших клириков".

Игорь Гаслов дал в сообществе "Устав" ссылку на статью в АПН с попыткой канонического разбора сложившейся ситуации.

Вновь привлекли внимание православных пользователей неординарные действия Патриарха Кирилла. Пользовательница orehovayasonya задавалась вопросом: "А святой-то согласен?" "В этом году, - пишет она, - Церковь и Федеральная служба судебных приставов заключили соглашение о сотрудничестве. Святейший Патриарх Кирилл благословил великомученика Феодора Стратилата быть небесным покровителем этой государственной структуры.
Отсюда: http://yareparhia.ru/index.php?name=News&file=article&sid=1279
".

Пользователь Игорь Самойлик, побывавший в молодежном лагере на Селигере, предупреждает: "ВНИМАНИЕ!!!! ВСЕМ КТО ЕЩЕ СОБИРАЕТСЯ НА СЕЛИГЕР!!!
Особенно смене "Информпоток"!
За нелестные отзывы в СМИ, блогах и даже в твиттере о Селигере авторов текстов выгоняют с форума!
Это абсолютно реально.
Есть служба, которая мониторит интернет и вычисляет авторов.
Меня сегодня вывели с лекции трое охранников для воспитательной беседы с Василием Якеменко.
Кроме меня на беседу привели парня, писавшего в Твиттер.
Василий встретил нас с распечатками постов и очень плохим настроением.
Парень с твиттером писал, что пил алкоголь в палатке, а меня призвали к ответу за это и это.
Твиттерянин уговорил Василия оставить его на форуме и пообещал написать, что соврал в прошлых сообщениях.
Я решил не оставаться еще на одну абсолютно бессмысленную смену и не стал прогибаться под Васю.
Хорошо, что мои нелестные отзывы о Селигере специально обученные юные силовики обнаружили уже в конце смены.
Тем не менее, я уехал на 1 день раньше.
Сейчас я в Москве и буду тут еще 2 дня. Кто из знакомых хочет увидеться, пишите.
Что касается тех, кто еще в пути или собирается на форум.
Будьте аккуратней в интернете.
Правда и здесь никому не нужна, а кроме того вредна и опасна.
Удачи
!"

Писатель Юрий Максимов сообщил о почитании о. Даниила Сысоева за рубежом: "Сегодня прислали мне с Балкан написанную там икону о. Даниила Сысоева, что для меня было большой неожиданностью. Написана качественно, портретного сходства немного, но видно, что сделано с большой любовью. Стало интересно, появилось ли нечто подобное на наших просторах, полез смотреть в поисковики, но что-то ничего не нашёл.

А недели две назад написали верующие из Америки, которые в своём городке основали приход и имеют надежду построить церковь, которую хотят посвятить во имя священномученика Даниила. "Мы знаем, что он ещё не канонизирован, но уверены, что это дело времени". Вообще мне уже доводилось сталкиваться с такой практикой - в Африке есть православный храм в честь старца Паисия Святогорца, хотя он тоже ещё не причислен к лику святых.

Удивительно, что Господь внушил в сердца наших зарубежных братьев и сестёр такую любовь к о. Даниилу. Мне, например, много доводилось читать, а то и переводить материалов про подвижников и мучеников нашего времени в других Церквах, но даже мысли не было, чтобы, допустим, посвятить храм в их честь".

Пользователь bsv-aka-bsv интересовался: "Креда опубликовала совместную статью Холмогорова с Солдатовым о каноническом пространстве. Сама статья по форме пассажей довольно фривольная:

- Даже богословы путаются в тех дебрях, в которые завела и РПЦ, и Ватикан полемика о канонической территории.

- Искусственное упорядочивание было произведено только на территории "социалистического лагеря". Там восторжествовал ясный принцип организации "одна страна — одна церковь", именно этот принцип оформления автокефальной церкви под определенную геополитическую единицу и породил "каноническую территорию" РПЦ в защищаемом ею виде — одна Православная церковь на всем советском пространстве.

- культурный традиционализм, развиваемый довольно последовательно современными идеологами Московского патриархата.

- Конфликт с Ватиканом нужен РПЦ, в частности, для того, чтобы, продемонстрировав силу на имеющем высокий престиж, но очень слабом на территории России противнике, произвести должное впечатление на куда более близких и опасных соперников — националистов-раскольников, Константинополь, всевозможные протестантские деноминации. Если удастся продемонстрировать силу на католиках, то проще потом будет приструнить и остальных.

К чему бы это? Там, правда, оговорено, что "первоначально статья была опубликована в журнале "Отечественные записки" в 2002 году", а в 2002 он еще был в РПАЦ. Но все равно не понятно. Сам он пока в своем ЖЖ молчит.
Апдейт: Холмогоров в камментах =)))
"

Пользовательница uliana1975 задавалась богословскими вопросами, приводя примеры из жизни: "Что такое святость? Я так понимаю, что это единение человека с Богом, духа человечес­кого — с Духом Божиим. Я считаю, что это невозможно без личностного решения человека быть с Богом. Без этого получается какая-то святость в забытьи или по случаю, то есть магизм.

Возьмем православных святых. К примеру, святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. Где тут их решение? Какая то вынужденная святость. Вот не понимаю я этого.

Опять же мученик младенец Гавриил Белостокский. Он младенец. Какой там выбор и вообще причем там православие? Кто-то убил ребенка, потом вроде как нашли мощи. А в чем там святость? Я видела пример сугубого почитания этого мученика. Ну я назову все своими именами: церковь в лесу, там батюшка антисемит сидит и пишет книжки (я их пролистала, поэтому пишу, что батюшка антисемит), которые его духовные чада издают. Судя по качеству, издают где-то в подвале. Батюшка доволен, чада довольны. Смотрится все... странно. Ну на что его такая святость вдохновила? На лесное графоманство.

При этом есть примеры нереальной для человека красоты и "правильности" поступков. Такой святости, которая показывает что-то надмирное от чего замираешь и начинаешь видеть все как-то иначе. И в одном флаконе тут же Петр и Феврония со страннейшим житием, канонизированные младенцы. Младенцев жалко. Это да. Но жалость ведь не повод для канонизации. Тогда б первый в очереди был бы Кирилл Фролов. Но это ж неправильно как-то".

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования