Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Экуменический курс Патриарха Кирилла, смущение в рядах консерваторов и еще кое-что о выставке в храме св. Татианы. Обзор православной блогосферы за вторую неделю Петрова поста


Вторая неделя Петрова поста в "православном сегменте" Живого Журнала была полна подковерных интриг, открытых кляуз и негативных эмоций. Небольшая часть пользователей из Московской патриархии была озабочена приездом в Москву Вселенского Патриарха Варфоломея, которого консерваторы из МП считают экуменистом, и поэтому приезд и совместные службы с Патриархом Кириллом были восприняты как вызов и как знак, что и Патриарх Кирилл будет держаться экуменического курса. Некоторые из консерваторов делились своими мыслями и переживаниями, как в открытом режиме, так и "под замком", для ограниченного круга читателей.

Игорь Гаслов опубликовал у себя в журнале в открытом доступе чужую подзамочную запись, не спросив разрешения автора, что по негласному кодексу пользователей Живого Журнала является аморальным. Человека, позволившего себе такую выходку, в дальнейшем стараются не допускать до своих "секретных" записей. Но, судя по комментариям к опубликованной записи, Игорь Гаслов не смог совладать со своими эмоциями, направив свою агрессию на епископа РПАЦ Григория (Лурье) и его последователей, которых он называет "лурьитами", считая, что это они искусили братьев по вере и склонили тех к неблагочестивым мыслям по поводу экуменизма Патриарха Кирилла. Спасти свое лицо Гаслов пытается "шутливыми" комментариями, якобы не понимая, в публиковании какого чужого "подзамка" его обвиняют. Инцидент заставил его поссориться со многими пользователями, в этот же день Гаслов вынес из своего списка чтения около двадцати друзей. Но эта профилактическая мера не спасла его от той же участи, которой он подверг другого доверившегося ему человека. Некий пользователь, пожелавший остаться неизвестным, опубликовал у себя на следующий день новую запись Гаслова, подзамочную, в которой, как утверждает этот пользователь, Игорь Гаслов после своего неблаговидного поступка начал испытывать тревогу и полагать, что за проступок последует наказание. В частности, в подзамочной записи Гаслова, по уверению перепубликовавшего, были такие строки:
"Внимание!
А теперь реальное предупреждение.
Вероятно, господа, интересы которых были затронуты в сообщениях, опубликованных за два последних дня, напряглись и начали предпринимать какие-то действия. Только что мои аккаунты в социальных сетях начали пытаться взломать. Вероятно то же коснется почтовых ящиков и интернет-пейджеров.
"

Еще один пользователь Живого Журнала не удержался от высказывания отрицательных эмоций в адрес епископа Григория (Лурье), также, видимо, полагая того виновником смущения в рядах консерваторов МП от встречи двух патриархов. На этот раз все было, вроде, благородно, запись была открытой, но и тут не обошлось без интриг.
Как написал у себя под замком один из православных пользователей из МП, также пожелавший остаться неизвестным:
"Вчера запасся попкорном и подписался на комменты от этой записи про Лурье, предвкушая холивар. Автор архидиакон Стефан (Пучков), зри здесь его фотку, довольно злобный тип, люблю читать, как он холиварит.
А сегодня с утреца офигел, увидев, что некоторые самые смачные каменты, пришедшие ко мне в ящик, удалены хозяином журнала.
Решил их перепостить сюда для истории.
dixie_dweller: Ну пишете же, и ничего... удобно...
anchoret_lander: Я меня уважаю, и не позволю тут... некоторым...
dixie_dweller: можно даже сказать о_божаю)
Чего на мужика наехали? Нормально говорит. По крайней мере лучше этой модной российско-церковной манеры в час по слову с надутой рожей и закатившимися глазами. Епископ не обязан быть жирным, медленным и наглым. Нет таких канонов:) Это просто совецкая традиция, вот и привыкли... Ну не Брэд Питт он, предположим, да, чего ж теперь, не снимацца в видеороликах?:)
Выкладывайте Вашу видеопроповедь - посмотрим, что там у Вас за баритон и внятность речений и мыслей)
anchoret_lander: моя не речист
dixie_dweller: Ну а почему этот самый ХГР должен быть речист, статен и прекрасен собой? Непонятно. Не секс-символ, предположим. Но ведь даже я не возмущаюсь:)
anchoret_lander: ну вот моя и не выкладывает моих видеозаписей. а его выкладывает. абидна, насяльника
dixie_dweller: не так чтобы абыдна, но несправедливо вроде как. Представьте, Вы видите запись в чьем-то ЖЖ: "Встретила вот вчера сидорову в реале, не понравилась она мне рожею и кожею - вот и фотки - не красавица, согласитесь. Кроме того, она, оказывается, заикается..." Удивитесь, наверное, такому наезду на нищасную сидорову...
anchoret_lander: Дикси, Вы сегодня не в ударе. Ваша Сидорова, согласно Вашей версии, не выкладывала своих фоток в свой ЖЖ сама. А здесь именно тот случай, когда человек сам выставляет свои недостатки, но не видит их, и вполне собою упивается: свои проповеди хгр размещает в сети уже годами, просто теперь дошёл, наконец, до видеоформата."

Поиск по Яндексу показал, что удаленные комментарии действительно существовали и оказались сохранены. Также поиск по блогам выявил, что информация касательно имени соответствует действительности. Можно ознакомиться здесь и здесь.

Но основные страсти в православном сегменте, открыто или подзамочно,  кипели по поводу выставки современного искусства в притворе храма св.Татьяны в Москве.
Пользовательница dodododo написала: "Как я еще в самом начале дебатов с удивлением отметила, пресловутая выставка оказалась для чад МП большим камнем преткновения, чем какой-либо экуменизм."
Несколько священников, из "миссионеров", высказались за выставку, остальные все были против.
"За" был о.Агафангел (Белых), посвятивший защите выставки несколько записей. В одной из них он писал: "С одной стороны, мизерное количество апологетов самой возможности такого подхода, никем не слышимое, робко оправдывается, пытаясь сохранить интеллигентный тон в беседе, с другой, их голос заглушается воем толпы - "не сметь свое суждение иметь", мы знаем истину и истина в том, что таковых как вы - следует расстрелять для пользы Церковной, как можно скорее!
Мы, - в натуре, народ Божий! Долой попов и самодержавие священноначалие! Мы наш, мы новый храм построим, в котором все будет как при царе-батюшке: обязательная справка о говении, причастие раз в году и общаться между собой будет дозволено только на церковно-славянскомн аречии
."

Священник Сергий Царев  из Воронежа провел опрос, в комментариях можно ознакомиться с мнениями разных священников по теме:
"Прочел я тут мнение о.С. Круглова о той выставке.О. Сергий формулирует классически: "гетто", "самодовольная спячка","голословный фарисейский ригоризм", "православный коан", "Церковь никогда не боялась живого" - вот вам и ясна уже позиция автора. Несколько озадачила "постановка болючих вопросов", но это... пусть.
Чтение навело на мысль устроить опрос среди священников-жежистов:
А ты, о пресвитер! согласился бы на такую выставку в притворе своего храма?
Просьба снабдевать ответ кратким обоснованием (обоснованием, но кратким). Я, конечно, тоже отвечу, но не сразу, а в гуще комментариев, во избежание.
"

Художник Авдей Тер-Оганьян, один из собратьев выставившихся в храме художников и коллега их по предыдущей выставке "Осторожно, религия!", также был недоволен выставкой, о чем написал в своем журнале:
"Не знаю что говорят о выставке в Москве, но не пишут ничего. Я понимаю, гордиться нечем, художественных достижений никаких, скорее наоборот. Критиковать у нас не принято, во-первых художники все известные, денег стоят, во вторых все страшно озабочены такой мифической вещью, как "пиар", не дай Бог его кому нибудь не тому сделать, поэтому молчим. Или просто сказать нечего.
Мне все это совсем не нравится. Я серьезно озадачен вопросом, - понимает ли художественная общественность что происходит? Что такое "современное искусство", каковы его цели и задачи, каковы критери и оценки? Вообще, хорошая получилась у Гора выставка или плохая?
Не удивительно, что о художественных произведениях говорят только православные критики выставки. И если подумать, они правы. Не место "современному искусству" в церкви. Оно или оскорбляет чувства верующих, либо является жалкой халтурой, как в нашем случае. Церкви не нужно искусство. Искуство стало собой только отделившись от церкви. Выставка не ужасна, она посредственна
."

Из священников положительно отозвался о выставке о. Филипп Парфеньев из Москвы.

У протоиерея Александра из Луганска критический отзыв о выставке вызвал множество комментариев. Протоиерей Дмитрий Карпенко, сам предусмотрительно воздержавшийся от оценочных вычказываний о выставке, обращал внимание на то, что некоторые пользователи предлагают составить "расстрельный список" согласных с выставкой.

Сам организатор выставки Гор Чахал был потрясен беспринципностью о.Тихона (Шевкунова), поначалу благожелательно отнесшегося к выставке, присутствовавшего на открытии и фуршете и сразу по следам положительно высказавшегося, но затем резко сменившего свою позицию, после появления множества недовольных отзывов:
"Должен сказать, я был поражен статьей о. Тихона (Шевкунова). Мы так надеялись на его понимание! Его авторитетное мнение вполне могло бы перевесить чашу весов возникшей острой полемики на нашу сторону. Погасить её накал. Ведь на вернисаж он пришел по своему желанию (о.Всеволод Чаплин, например, отказался сразу). Говорить вступительную речь на открытии выставки - это значит брать на себя ответственность за нее. И, надо признать, умилялся о. Тихон не только несуществующим работам на выставке (картина Врубеля и Тимовеевой о хохочущих подростках), но работам, действительно выставлявшихся там. Я откровенно был шокирован тем, что люди такого уровня могут быть столь непоследовательными! Прямо византизм какой-то! И, напротив, искренне восхищен о. Всеволодом Чаплиным, верному своей позиции вне зависимости от изменения внешней ситуации. Это пастырь!"

Иконописцы супруги Андрей и Лариса из Москвы были непреклонны относительно работ, представленных на выставке:
"На наш взгляд, суть этой мерзости в храме - создание антииконы. Пастырь может и должен терпеть мерзости своих чад, но не выставлять их напоказ.
Икона и кривое выпрямляет, некрасивое красит, а здесь обратное – уродливость подчеркивается и смакуется (а на шприц в вене в "Евангельском проекте "посмотришь - и самому "вмазаться" хочется, если кто понимает). Смысл духовного искусства - увидеть нетленную красоту через уродство человеческого падения, а здесь обратное - канонизация уродства.
Уродливое творчество - это не творчество, а уродство.
Физическое уродство, это, безусловно, не грех, но последствие греха, но творческое уродство - это грех для художника.
Воцерковление творческого уродства есть канонизация греха.
Это - антихристианство
."

Евгений Павленко иронизировал по поводу "миссионера" о.Сергия (Рыбко), написавшего о выставке положительный отзыв:
"Игумен Сергий Рыбко в очередной раз пришел и показал всем козу  обличил миссиофобов" и продолжал возмущаться:
"Гор Чахал на иконы
а священники на Священное Писание. А между тем, Священное Писание - свято. Удивительная мысль, не правда ли? Но еще удивительнее, что ее приходится объяснять священникам. Священное Писание свято. Примерно так же, как и (все -- в разной степени) священные предметы в храме. А кто использует священные предметы в несвященное употребление, иначе говоря,оскверняет святыню, - гласит 10 правило Двукратного собора (а также 72 Апостольское правило), - того это правило подвергает отлучению. Очевидно, что и употребляющие изречения Священного Писания в видеподписей под картинками, изображающими отнюдь не сюжеты Священной Истории, также используют священные предметы (в данном случае,изречения) в несвященное употребление, то есть оскверняют святыню (вданном случае, Священного Писания) и сами себя отлучают от Церкви. Никто (практически) из священников в моей ленте (я уже не говорю просвященство во всем интернет-пространстве -- за редким исключением) невыступил против этого осквернения святыни. Судите по этому сами о состоянии современного священства и поместных церквей
"
Он же отметил тему, ставшую третьей по популярности в ЖЖ на прошедшей неделе:
"Упущенные возможности
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на встрече с общественностью в Петрозаводске в четверг на вопрос о выборе профессии, заявил, что мог бы стать садовником или лесником"

Пользовательница Ника Волина посвятила этому высказыванию стихи, ее инициативу подхватили епископ Каллиникитского синода греческих старостильников Нектарий (Яшунский) и протоиерей РПАЦ Алексий Лебедев.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования