Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Осадок шествия 24 мая, "первый суд комом", вселенский гость и как молится Патриарх Кирилл. Обзор православной блогосферы за последнюю неделю мая


Прошедшая неделя началась с возмущенных записей самых разнообразных блогеров, оказавшихся по той или иной причине невольными участниками "патриаршего шествия" 24 мая. Предоставляем вниманию читателей небольшую подборку их отзывов.

Пользователь chateaubriand написал: "Положен ли отгул за крестный ход?
Из вчерашнего диалога в храме между моей матерью и священником:
Священник (уныло): Меня завтра на крестный ход с патриархами Кириллом и Варфоломеем  посылают. Вы-то не хотите пойти?
- Да вы что, батюшка. Туда из каждой управы народ по разнарядке сгоняют. А я уж в советские времена свое отходила.
- Ну, я так и думал, это я вас для приличия спросил. А мне-то вот придется идти...
И впрямь, в советские времена, помнится, народ тоже сгоняли на официальные встречи-проводы. Когда приезжали в Москву вожди братских соцстран, их радостно встречали советские трудящиеся. Трудящимся за это полагался отгул. Столбы на Ленинском проспекте были пронумерованы, за каждым предприятием (учреждением) был закреплен свой столб, у которого сотрудникам этого предприятия положено было выражать бурную радость при виде очередного братского вождя. За отгул, естественно.
А однажды мою мать отправили в Дом дружбы на Воздвиженке (это ныне Дом приемов правительства). Там тоже надо было кому-то бурно радоваться. Мать отбрыкивалась, она в тот момент была беременна (мною).
- Ну и хорошо, что беременна, придешь и сразу сбежишь оттуда по уважительной причине, - изрекло начальство матери.
Но когда мать попыталась смыться из Дома дружбы, ей в живот  (где находился я) уперлись дула автоматчиков советской армии.
- Куда? Не положено! Сиди!
- У меня воды отходят! Рожаю! - бодро завопила моя мать.
- Пропустите ее, пусть идет отсюда! - в ужасе приказал командир автоматчиков.
Через несколько минут моя мать была уже в метро. На свет я появился лишь где-то через месяц.
Времена меняются, вместо вождей братских стран к нам приезжают вселенские и невселенские патриархи, вместо первомайских демонстраций у нас крестные ходы по разнарядкам.
Интересно, сотрудникам управ дадут отгул за отыгранную "симфонию государства и церкви"?
"
Пользователь dabu2 также недоумевал, озаглавив свой пост "Жесть": "Православная жесть: на крестный ход от храма Христа Спасителя до памятника Мефодию и Кириллу отправили наших студентов. Пришла разнарядка. Только меня забыли предупредить - у меня из-за этого нет у них пары.
Честно говоря, даже меня, человека, который пытается быть православным, это не только удивляет, но и раздражает. Видимо, это новое слово в миссионерской деятельности - а как же иначе эти разнарядки объяснить? Беда в том, что после такой вот деятельности церкви вряд ли кто поверит, что она реально отделена от государства. Иначе зачем использовать госресурс для организации крестного хода? Да и вообще, кто поверить теперь в то, что у человека в нашей стране есть выбор - быть православным или нет? Ведь свобода - это то, чему в первую очередь учит православие, это то, что мы должны уважать в человеке, даже если с ним и не согласны. А тут вот всех заставляют быть православными государственными установлениями...
Да и вообще, честно говоря, относительно государства уже есть ощущение того, что мы возвращаемся в СССР. Досадно, что подобные чувства начинают проявляться относительно церкви - не как Церкви Христовой, а как организационной структуре
".

С ними солидарна и студентка ledi-diana: "День славянской письменности-Москва, 2010. Только-только вернулась с этого "замечательного" праздника. Естественно, никто из московских студентов туда особо не рвался. Но, как это всегда бывает, доводов у деканата оказалось предостаточно, и все они были довольно весомыми.
В итоге, приехали мы на Кропоткинскую в 9-40, долго-долго ждали, когда нас запустят на васильевский спуск. а лично у меня теплилась надежда, что мы всё-таки поприсутствуем на литургии и пойдём по домам.
Выяснилось, что само мероприятие начинается в 13-30. нас вывели на набережную: предварительно обыскали и заставили оставить перед рамками всю воду. поставили в колонну - если учесть, что там было 40 тыс (как утверждают СМИ), то хвост колонны был очень далеко. Я стояла почти в самом начале, но от этого было совсем не легче.
Из колонны выходить было нельзя, поэтому мы сидели на асфальте, пока не подходил строгий дядечка в тёмных очках-авиаторах (типа Робокоп)) и не поднимал нас принудительно.
всё это время я ещё и флаг держала, так что левой рукой теперь могу гири 100 кг поднимать). Как потом выяснилось, ждали мы патриархов, и потом вместе с ними, точнее за ними, дошли до васильевского спуска. Дома добрый Интернет подсказал мне, что это был крестный ход. там мы послушали речь патриархов, Миронова, Лужкова и Авдеева. И благополучно выскользнули из толпы и пошли домой. Топать пришлось долго-аж до м.Лубянка, все остальные подступы были перекрыты)
Зато:
-мы поиграли в крокодила
-попели песни
-изрядно накачали мышцы ног, спины и другие группы
В общем, мне лично всё это сильно напоминало армию или первомайское шествие времён СССР
".

Более позитивно шествие было воспринято православным пользователем belanovskyy, но тем убедительнее его свидетельство, содержащее также некоторые статистические данные: "Спина болит.
Был сегодня на общественном шествии в день памяти святых Кирилла и Мефодия. Слава Богу, который даровал нам всем хорошую теплую солнечную погоду.
Прежде всего, хочу выразить благодарность организаторам. Не знаю как там другие колонны, но православная формировалась на демократических принципах очень спокойно и по делу. В назначенное время я, некоторые сотрудники Патриаршего центра и немного молодежи (чуть более 20-ти человек) собрались в назначенном месте. Прошли через кордон и построились в одну шеренгу в указанном месте. :)
Ждали около часа. Закончилась Литургия в ХХС и священники, епископы вышли из храма и заняли свое место. Потом вышли Святейшие Патриархи и шествие двинулось к Васильевскому спуску. Там перед храмом Василия Блаженного устроена сцена, откуда собственно звучали речи Патриархов и музыка.
Думаю, что Патриарх Варфоломей был порадован многотысячной толпой. :)
Понятно, что православных было немного (думаю % 5-7), основную массу представляли группы от районов Москвы, ВУЗов с соответствующими флагами, но ведь и шествие было общественным. :)
Все бы хорошо, приятно все таки прогуляться с друзьями в теплый летний день... Только вот спина очень болит".

Еще одно свидетельство от православного - священника - поместил у себя пользователь comandante1: "08:07 - Про праздник... Не буду про то, как я туда попал. Про стершиеся тормозные колодки не стану писать, про часы стояния в пробке - не буду.
Напишу про организацию праздника.
Вероятно я полный чайник и ничего не смыслю в массовых мероприятиях, но... голова у меня есть и в ней рождаются мысли. Сегодня они были не лестными для тех, кто все это осуществлял.
Строго по часам:
11.00 - приказано быть на Болотной площади.
11.30 - построение в колонну на Большом Москворецком мосту.
12.15 - начало движения... не состоялось.
12.30 - аналогично 12.15.
12.50 - показалась колонна от ХХС.
13.30 - начало мероприятия (потом оказалось, что оно и было назначено на это время)
14.10 - начало концерта.
Теперь описание. К 11.30 на мосту уже собралось огромное количество людей. Это были студенты, различные молодежные активисты из Московских управ, духовенство областное с прихожанами. Т.е. за два часа до планового начала мероприятия под открытым небом люди должны были коротать время. Уже через час молодежь лежала и сидела на асфальте, кто-то танцевал, кто-то водил "хороводы". Я не знаю, каким образом их удалось сюда собрать, но когда колонна двинулась... нет, тут я несколько забегаю вперед. Сначала пришла колонна от ХХС. Знамена, белые клобуки, молодежь в одинаковых футболках, транспаранты... все это приблизилось к огромной сцене на Васильевском спуске, стало уплотняться... и из-за сцены потек ручеек, потом уже и полноводная река людских голов. С моста хорошо было видно, как не оглядываясь они уходили в сторону метро. От огромной массы остались только держатели плакатов и знамен, да и то не все. Вот тут и пошли колонны с моста... люди проголосовали ногами, дойдя до назначенных им мест, они разворачивались и уходили туда же - к метро. А некоторые колонны поголовно даже не пытались попасть на площадь перед сценой, а сразу шли вправо от храма Покрова.
Тех, кто остался слушать речи Патриархов, Лужкова и других осталось так мало... что колонна областного духовенства, стоявшая на мосту в середине, на площади оказалась прямо за "ложей для гостей". Огромная масса людей, всего несколько минут назад стоявшая на мосту впереди духовенства и после начала движения заполнившая площадь так, что казалось мы на нее не попадем, бесследно исчезла... Только от храма в сторону метро двигалась море людское, оно заполнило все пространство между домами.
Когда закончилась официальная часть и объявили концерт, те, кто еще оставался, в большинстве своем начали расходиться. Были слышны и упреки, что же вы не слушаете, это же для вас. Но на них никто не обращал внимания. Три часа подневольного стояния под солнцем мало кого способны расположить к услаждению классической или народной музыкой... тем более, что слушать концерт надо было стоя под тем же солнцем.
На обратном пути не раз слышал от людей, что с удовольствием бы посмотрели и послушали, да сил уже никаких нет. Многие выезжали из дому в 6 утра, чтобы приехать к 11.00 в центр Москвы, никто из них даже представить себе не мог, что им предстоит голодными находиться на площади до 15.00 часов.
Как я все это оцениваю? Мне думается, что если это не сознательная дискредитация церкви и ее праздников ( а как еще более эффективно можно вызвать у молодежи отвращение? ), то элементарное отсутствие любви к людям, продолжение имперского представления о людях, как винтиках государственного механизма и элементарное нежелание изменить хоть что-то к лучшему.
ЗЫ: Из плюсов - туалеты были и они были бесплатными
".

Тот же пользователь в другой записи размышляет о выбранном для этого действа названии: "Действия церковной бюрократии порой таковы, что возникают сомнения в какой-либо церковности и самой вере этих людей. Чего стоит (уже воспетое придворными борзописцами) решение традиционный Крестный ход на праздник святых Кирилла и Мефодия заменить неким "патриаршим шествием", куда людей, как сообщают, собрали по разнарядке от префектур! Из тридцати тысяч планировавшихся участников (СМИ сообщают, что собрали сорок) для православных приходов была выделена квота в одну тысячу (!) человек, остальные составили люди, в лучших "совковых" традициях собранные от вузов, предприятий и общественных организаций. Церковная администрация, которая собственноручно расписывается в своем бессилии (или нежелании) собрать на свое мероприятие собственно церковный народ – весьма красноречивая картина реальности, прикрываемая победными реляциями о "православном прорыве"!"

Единственными, кто был безоговорочно удовлетворен итогами состоявшегося шествия, оказались, как и следовало ожидать, "политправославные". Кирилл Фролов прорекламировал "фоторепортаж с замечательного Патриаршего шествия 24 мая 0 http://consigliere-rpc.livejournal.com/273667.html#cutid1
Убежден-Лужники обязательно соберем!"
Но получил комментарий: "Сгоняли на шествие всех подряд, в том числе и мусульман и иудеев, и неверующих, в принудительном порядке, вызывая озлобление у людей к Церкви. Господь не претендует на свободу выбора человека, и Его Церковь не должна нудить или одобрять принуждение людей, не хотящих быть под Её омофором".

Православными пользователями обсуждался также первый, после столетнего перерыва, церковный суд, истцом на котором выступал священник Павел Адельгейм. В целом, можно сказать, православные разбились на два лагеря по отношению к этому событию. Большинство разделяло мнение, высказанное, к примеру, о. Агафангелом (Белых): "Отца Павла Адельгейма признали клеветником, а нынешнего настоятеля, сделавшего должностной подлог и фальсифицировавшего протокол приходского собрания - пожурили и призвали получить соответствующее образование, чтобы потом уж все делать канонически. Я огорчен. Церковный суд - первый блин!"
Другую точку зрения на происшедшее, не столь популярную, однако тоже имеющую сторонников, выразил священник Георгий Белодуров из Твери: "Предполагаю...
Некоторые долго добивались Церковного суда.
А теперь они скажут нам, что это и не суд вовсе".

Среди блогеров продолжала звучать критика в адрес высказываний устроителей грядущего "Всеправославного Собора". Так Евгений Павленко горько иронизировал по поводу высказываний о. Филиппа (Рябых): "Не мир пришел Я принести на землю, но права человека".

Недовольство у большинства вызывали также высказывания и действия Патриарха Кирилла и митрополита Илариона (Алфеева). Так, священник Димитрий Познанский, цитируя слова Илариона, задается вопросом : "Я что-то пропустил? <a href="http://religare.ru/2_75873.html">Отношения между нашими церквями не могут остановиться в развитии из-за теологических расхождений, принадлежащих прошлому.</a><br><br>Дорогие друзья, я что-то пропустил? Может быть кто-нибудь мне подскажет, какие именно богословские расхождения с латинянами можно уже отнести к прошлому?"

Священник Сергий Царев из Воронежа дал ссылку на тот же источник и призвал читателей к обсуждению: "А почему у меня во фрленте никто не обсуждает вот этого? Интервью про Сталина интересно, а слова о теологических расхождениях, принадлежащих прошлому - уже нет? Алё, в чем дело?"

Пользователь Константин Артемьев также сетовал: "Во френдленте увидел я удивленный пост одного из френдов в сане, что, дескать, никто не обсуждает высказывания владыки Илариона о том, что "теологические разногласия остались в прошлом", вот, пару лет назад ортосегмент ЖЖ бурлил бы...
Да, надо сказать, что моя френдлента тоже стала намного спокойней...
Мню, причин тут несколько, и пофигизм здесь не главная из них. Когда мутная младоцерковная волна поднялась пару лет назад, многие из нас пытались отстоять то, что нам казалось святым и неприкасаемым - нашу Поместную Церковь, и выглядела эта борьба как-то "на равных", что ли. Мы пытались образумить и братьев, пытавшихся пропихнуть в церковную жизнь мирские ценности в разных обертках - рок, патриотизм, византизм и прочая, прочая, прочая... Печально, но в этой борьбе мы забыли о том, что победивший дракона очень даже может стать им сам. И неспроста святоотеческая мудрость говорит о том, что утопающему надо давать не руку, а палку.
Святейший Алексий почил. И вот мы имеем то, что имеем... По моему безграмотному и худоумному соображению - никакого экуменизма уже не надо, не надо Папы, не надо унии. То, что мы имеем в настоящий момент, уже является католическим по своему духу - все это "освящение общества", "воцерковление общества" и прочее...
Однако выхода у нас, собственно нет - ну не к Лурье же подаваться ).
Мне, имеющему духовника, воцерковленному человеку, даже страшно представить, как искусительно то, что происходит ныне, для братьев и сестер, только что пришедших ко Христу. И если они смогут остаться в Церкви, то какого мужества это потребует...
И почему-то я думаю, что не один я испытываю подобные чувства. И потому и пуста френдлента на споры. И это не пофигизм, а чувство самосохранения.
И да поможет нам Господь, ибо все еще только начинается..."
.

Пользователь bsv-aka-bsv  решил одернуть забывшихся православных: "околопаническое
С некоторым недоумением, дорогие православные друзья, наблюдаю в ленте легкую панику. "Католики, Иларион, экуменизм, куды мы кОтимся?" и т.д.
Вы всерьез думаете, что потенциальный интеркоммьюнион вашего епископа с ихним кардиналом - это серьезная проблема вашей духовной жизни? Все настолько святы лично, что готовы бороться за святость Церкви? Своих грехов и страстей больше нет, проблема только в том, чтобы найти  "нормального батюшку"?
Все боятся явиться к вратам рая с поддельным флаером? Не понимаю".

Пользователь arnaut_katalan поместил у себя результаты голосования с кураевского форума по поводу гипотетической унии между РПЦ МП и католиками:
"результаты опроса
В (гипотетическом) случае установления унии (или интеркоммуниона) между РПЦ и РКЦ я её...
- приму (православный мирянин) 13 (20.3 %)
- приму (православный священнослужитель/диакон) 3 (4.7 %)
- приму (православный монах/иероманах) 1 (1.6 %)
- не приму (православный мирянин) 36 (56.3 %)
- не приму (православный священнослужитель/диакон) 2 (3.1 %)
- не приму (православный монах/иероманах) 0 (0 %)
- приму (католик) 7 (10.9 %)
- не приму (католик) 2 (3.1 %)
Всего голосов: 63
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=352893.460"
.

Пользователь 4asoslov, побывав на торжественной службе в Александро-Невской лавре, делился впечатлениями очевидца:
"Вселенское.
Видел сегодня в Александро-Невской лавре Константинопольского патриарха Варфоломея. Он показался мне довольно симпатичным. Ростом Варфоломей заметно ниже нашего первоиерарха, говорит тоже гораздо тише патриарха Кирилла.
Народу в Троицком соборе было немало, но давки не наблюдалось. Патриархи стояли на амвоне, епископ Назарий им что-то дарил, потом Варфоломей держал ответную речь. О чем именно говорил константинопольский владыка, сказать сложно, так как микрофон почему-то не работал. В процессе всего этого мероприятия по храму с озадаченным видом носились священники и миряне, отвечающие за визит Вселенского патриарха. Краем уха я услышал, что их озадаченность связана с тем, что Варфоломей внезапно, ломая протокольные планы, возжелал посетить могилу Федора Михалыча Достоевского! Потом взял слово патриарх Кирилл, всех поблагодарил и поздравил, и его было прекрасно слышно без всякого микрофона. Наконец, иерархи вышли из храма и отправились на Никольское кладбище - служить литию на могиле митрополита Никодима. Я пристроился за какими-то семинаристами и беспрепятственно прошел к могиле вслед за патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами и сопровождающими их лицами. Литию совершали питерский протодиакон и Константинопольский патриарх, облаченный в омофор. Наконец-то я услышал хорошо знакомые молитвы по-гречески! Кроме митрополита Никодима, поминали патриарха Алексия. В конце возникла какая-то путаница: Варфоломей хотел сказать отпуст, а хор - пропеть "Вечную память". И в момент, когда возникла эта заминка, я вдруг увидел, что стою буквально в двух метрах от московского патриарха! Все это время Кирилл был совершенно незаметен, отдав бразды правления своему греческому коллеге-турецкоподданному. А еще я увидел, что патриарх молится! Не произносит молитвы, не совершает богослужение, а тихо молится. Взгляд его был направлен на Крест над могилой митрополита Никодима. После литии все ее участники организованно покинули кладбище и разделились на две части. Русские пошли на прием в митрополию, а греки перед приемом направились в некрополь, где покоится великий русский писатель Достоевский.
Патриарха Варфоломея сопровождает делегация из десяти человек, среди которых несколько епископов. Однако в этой команде особо выделяется довольно странный тип - смуглый мужчина в пиджаке с погонами в виде Креста. Мужчина таскает с собой довольно обширную дорожную сумку на колесах, которую не выпускает из рук ни в храме, ни на улице. Что в этой сумке - красная кнопка, золото и бриллианты? Этого, боюсь, мы так и не узнаем. Зато один знакомый фотограф по моей просьбе незаметно сфотографировал этого мужичка и обещал прислать фото сегодня. Я его вам обязательно покажу!
" и затем, сдержав слово, предъявил фотографию "мужчины с погонами".

Его запись также вызвала горькую иронию у Евгения Павленко:
"Тень митрополита Никодима.
Кроме митрополита Никодима, поминали патриарха Алексия. В конце возникла какая-то путаница: Варфоломей хотел сказать отпуст, а хор - пропеть "Вечную память". И в момент, когда возникла эта заминка, я вдруг увидел, что стою буквально в двух метрах от московского патриарха! Все это время Кирилл был совершенно незаметен, отдав бразды правления своему греческому коллеге-турецкоподданному. А еще я увидел, что патриарх молится! Не произносит молитвы, не совершает богослужение, а тихо молится. Взгляд его был направлен на Крест над могилой митрополита Никодима
Патриарх молится! И не участвует в сослужении с константинопольским патриархом... Я бы тоже удивился. Что он увидел при этом кресте? Может, тень отца Гамлета своего духовного отца и его трагическую кончину?"

Новые высказывания Патриархов Кирилла и Варфоломея вызвали новую волну недоумений, например, здесь.

Пользователь Владимир Голышев также цитирует: "приснопамятный предшественник.
Когда иерархи собираются в Духе Святом для решения важных для Церкви дел, вражда, разномыслие уходят, а остается „программа Святого Духа", как говорил мой приснопамятный предшественник Патриарх Московский Сергий. 
жаль шир. нар. массы не интересуются историей церкви
а то б надо многими "и" появились бы жырные точки
P.S. кое что по теме"
.

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования