Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Суфизм во Всемирной сети. Мистическая традиция, которая изучена хорошо, но известна плохо…


Суфизм - это такое многогранное явление в духовной истории человечества, о котором даже сегодня, спустя более тысячи лет с момента его зарождения, по-прежнему можно высказываться только в парадоксальных формах. Например, так: cуфизм хорошо изучен в сотнях своих школ и традиций, но одновременно мы о нем знаем совсем немного. В частности, отсутствует даже общепринятое научное определение этого явления, а также единое мнение о его соотношении с исламом - как среди ученых религиоведов, так и среди самих мусульман, продвинутых богословов и рядовых верующих.

В художественной книге английского автора Омара Бьерка "Среди дервишей", посвященной духовным исканиям европейца в среде различных суфийских течений, один из духовных учителей говорит: "Мы - ислам, и мы - не ислам". Во многом такое утверждение емко отражает суть проблемы. Из академических определений суфизма наиболее полным представляется данное российским исламоведом О.Ф. Акимушкиным: "Суфизм - это особое мистическое религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считали возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание и соединение) человека с божеством".

Уже на раннем этапе развития в суфизме выделились два различных подхода. Последователи первого утверждали, что вступление на мистический путь невозможно без досконального соблюдения норм, изложенных в Коране и Сунне, а также принципов исламского права. Суть другого подхода заключалась в том, что, черпая из ислама основные религиозные образы и понятия, последователи этого, "неортодоксального", суфизма в своей практике и мировоззрении практически выходили за рамки коранического исламского вероучения. Для них нередко установки духовного учителя ставятся выше буквального понимания Корана и Сунны, а в доктрину интегрируются элементы иных, неисламских верований. Поэтому часто бывает, особенно в новейшее время, когда мюридами (последователями, послушниками) некоторых суфийских тарикатов становятся люди, традиционно исповедующие и продолжающие исповедовать иную, отличную от ислама, религию. Эти два подхода часто определяют как cуфизм "коранический" и "некоранический".

Более традиционное деление определяется словами "ираки" ("иракский") для первого подхода и "хурасани" ("хоросанский") - для второго. Это напоминает о том, что более "ортодоксальный" суфизм возник в гомогенной в религиозном отношении арабской среде нынешнего Ирака, а "неортодоксальный" - на востке Ирана, в Хоросане, а это был регион, открытый самым различным культурным и религиозным веяниям из соседних стран. Трудно сказать, какой подход адекватнее и ближе сущности суфизма. Здесь можно только вспомнить самого известного суфия Ходжу Насреддина, однажды сакраментально рассудившего двух спорщиков, сказав: "Ты прав, и ты тоже прав". Кроме того, среди значительной группы мусульман, особенно у суннитов, бытует мнение, что суфизм в любой его форме - это явление неисламское, ересь, отход от вероучения, нежелательное нововведение (бидаа).

В настоящей статье мы используем определения (разумеется, крайне условные) "шариатский" (для первого подхода) и "нешариатский" (для второго подхода).
Наиболее полным русскоязычным ресурсом, рассказывающим о шариатском суфизме, является сайт Sufizm.ru http://www.sufizm.ru/, аффилированный с интернет-проектом Islam.ru. Поскольку этот ресурс - инициатива в значительной мере последователей наиболее крупной и авторитетной фигуры в российском суфизме - Саида-афанди Ацоева из Чиркея, - то именно на нем можно почерпнуть наиболее полную информацию о взглядах и поучениях этого духовного наставника. Судя по особенностям ресурсов "Суфизм.Ру" и "Ислам.Ру", современные последователи этого направления считают историческим образцом личности, соеденившей приверженность ортодоксии с мистическим подходом суфия, иранского богослова и философа аль-Газали (XI-XII вв.). Кстати, в ходе своих сетевых исканий автор этих строк наткнулся на любопытный ресурс - Moon-temple http://www.moon-temple.org/RU/10.html. Из его содержания ясно, что некие, скорее всего, дагестанских суфии выступили с инициативой построить мечеть на… Луне. Несмотря на некую странность, эта инициатива освящена (как следует из содержания ресурса) авторитетом шейха Саида-афанди и многих других суфийских деятелей.

Пожалуй, самым интересным и разнообразным источником информации по "некораническому суфизму" в русскоязычном Интернете является портал Sufism.ru (отличается от упомянутого в предыдущем абзаце одной буквой – s вместо z). Портал создан российскими последователями тариката Ниматуллахи, возникшего в шиитской среде в Иране. Это группа объединилась в 90-е годы минувшего столетия вокруг писателя и переводчика Леонида Тираспольского, которого современный кутб (глава этого ордена в мире) Джавад Нурбахш посвятил в шейхи и сделал духовным наставником для общин бывшего СССР. Сайт содержит информацию не только о тарикате Ниматуллахи, но и разнообразные сведения о других течениях преимущественно "персидского" "нешариатского" cуфизма, а также богатый материал по истории, культуре и литературе.

Следует обратить особое внимание на русскоязычный портал Международного суфийского движения http://www.sufimovement.ru/. Это современное духовно-универсалистское течение возникло в начале минувшего столетия в суфийско-мусульманской среде Индии, для которой характерно смешение элементов разных духовных культур и толерантное к ним отношение. Движение связано с именем Хазрат Инаят-хана, оригинального философа и духовного мыслителя.

Надо заметить, что в русскоязычной сети нашлось место для ресурса, посвященного аргументированной критике всех и всяческих суфийских направлений - как неисламских: http://sufii.narod.ru/

Переходя к англоязычным сайтам о суфизме, отметим количественное преобладание страниц, созданных последователями тариката Накшбандийя - наиболее авторитетного и распространенного направления в "шариатском суфизме", возникшего в XIV веке на территории современного Узбекистана. Особенно интересен сайт Naqshbandi.net http://www.naqshbandi.net/, содержащий информацию на 12 языках, в том числе и на русском (правда, русская страничка, в отличие от английской, не обновлялась с 2003 года). По-видимому, русскую версию сайта поддерживали московские мюриды авторитетного накшбандийского шейха Назима, проживающего ныне в суфийской обители-ханаке на Кипре.

В англоязычной сети представлены также последователи тариката Мевлеви, основанного известнейшим поэтом XIII столетия Джалал ад-Дином Руми, который и поныне признается самым читаемым поэтом в мире http://www.hayatidede.org/. Эти суфии известны сегодня широким массам, главным образом, благодаря "вертящимся дервишам" из Турции, ставшим одной из туристических достопримечательностей этой страны. Интересно, что несмотря на всю внешнюю необычность ритуальных молитвенных практик этих суфиев, вступление в этот тарикат предусматривает безусловное признание ислама и следование шариату.

Нетрудно найти в сети и информацию по-английски о таком специфическом направлении суфизма, как тарикат Бекташи, первоначально возникший среди султанских янычаров, а сегодня распространенный, прежде всего, в Албании, где он считается национальной религией. Обращаем внимание на два ресурса - Bektashi.net http://www.bektashi.net (языки - албанский, английский и боснийский), а также турецкий сайт Alevibektasi http://www.alevibektasi.org.

Как известно, в суфийской культурной среде, особенно в ее индо-иранском варианте, существуют и направления, целью которых является целительство, развитие сверхспособностей человека - таких, например, как телепатия. К их числу относится, в частности, англо-пакистанское суфийское сообщество "Азимийя" http://www.azeemiafoundation.org/index.htm. Однако эти суфии (кстати, действовавшие несколько лет тому назад и в России) очень далеко выходят за пределы ислама.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования