Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

В Живом Журнале обсуждают ОПК. От страшного до смешного


Появление с 1 сентября 2006 года в некоторых регионах РФ такого обязательного предмета школьной программы, как "Основы православной культуры", стало не только "горячим" информационным поводом для СМИ, но и поводом для обширных дискуссий в онлайн-дневниках (блогах). Блоги сейчас, пожалуй, являются одной из самых ярких примет "эпохи развитой виртуальности". Редкий пользователь Интернета не ведет онлайн-журнал, в котором фиксируются события как личного, так и глобального масштаба. Ну а уж читают их с той или иной периодичностью практически все пользователи Сети. Учитывая такую популярность, написать обзор, претендующий на хоть сколько-нибудь полный охват российских блогов, просто невозможно. Да и не нужно. Ведь дискуссии вокруг ОПК, которые велись в онлайн-дневниках в конце августа - начале сентября, не отличаются большим разнообразием. Что у сторонников, что у противников введения обязательных уроков ОПК в школах довольно быстро сформировался стандартный набор аргументов, который с небольшими вариациями повторяется от раза к разу. В данном обзоре мы ограничимся онлайн-дневниками, расположенными на самом популярном среди россиян сервисе - Livejournal.com. В просторечии эти блоги именуются ЖЖ (сокращение от "Живой журнал").

Что изучать: православие, марксизм или историю?

Вот - пример довольно типичной ЖЖ-дискуссии, начинающейся с тезиса о том, что уроки ОПК вводить надо. "Мы живем в России, дорогие друзья. России не было бы без православия. И не будет, не надейтесь," - заявляет хозяин блога. "А СССР не было бы без марксизма. Давайте будем марксизм изучать в школах, историю КПСС?" - тут же откликается один из комментаторов. Затем идет напоминание о корнях: "Кстати, России не было бы и без язычества ", и все логично приходит к главному тезису противников ОПК: "А давайте обойдемся обычным курсом истории, в котором есть и про язычество, и про православие, и про Империю, и про СССР?". Дальше спор сворачивает на исторические рельсы: "Российская Федерация это преемник СССР, который был преемником Российской Империи (которая, в свою очередь, создавалась на базе Московского княжества и т.п.) И эта, современная Россия совсем не та, которая строилась на фундаменте православия и от СССР в ней не меньше, чем от "позапрошлого" государства. Нынешняя Россия светская и не надо провозглашать давно устаревшие лозунги типа "православие, самодержавие, народность"". При этом забавно отметить характерную особенность блогосферы: далеко не все из участников дискуссии обладают глубокими историческими познаниями, но это совершенно никому не мешает спорить с искренним пылом защитников истины.

"Насколько я понимаю, принципиальное возражение вызывает не столько сам факт изучения православной культуры в российских школах, сколько факт преподавания предмета священниками, т.е., носителями определенной идеологии...", - вот еще одна распространенная точка зрения. "А откуда Вы взяли, что в школе будут преподавать священники? Сами придумали, или видение было, или ответственные товарищи сказали?" - а это наиболее распространенный ответ. К сожалению, как правило, на этом обмен содержательными суждениями и заканчивается, потому что участникам разговора пока не хватает фактов и все в значительной мере вынуждены довольствоваться слухами и предположениями разной степени достоверности. Хотя далее в том же блоге приводится ссылка на новость, вполне конкретно указывающую, кто будет вести ОПК в школах. Кстати, вспоминая свои "школьные годы чудесные", немало людей приходит к еще одному малоприятному для сторонников ОПК выводу: "Правильно. Нет средства вернее привить отвращение к православию, чем преподавать его в школах. А уж как преподают в школах - я знаю".

Дискуссии вокруг преподавания ОПК обширны, но возникают, как правило, вокруг довольно лаконичных заявлений. Чаще всего человек просто пишет в своем блоге: "Я против", или: "Я за", не обременяя себя развернутыми объяснениями. А вот уже в комментариях к этим тезисам и разворачиваются настоящие войны идеологий. Немалую услугу блог-сообществу оказал автор баннера, в котором посредством gif-анимации схематический рисунок человеческой головы с ввернутым в нее наподобие шурупа православным крестом чередуется с лозунгом "Я против обязательных уроков православия в школах". Многие противники ОПК удовольствовались тем, что просто разместили в своих блогах эту картинку, а раскрывали и аргументировали свою позицию опять-таки в комментариях.

"Пойду-ка лучше послушаю тяжелый рок"...

Настоящую бурю в блогосфере вызвал сценарий для школьного спектакля "Дорога к храму" из книги "Основы православной культуры в первом классе: Книга для учителя" (составитель О.К. Харитонова). Кто только не публиковал в своих блогах самые одиозные отрывки из этого опуса. В том числе - люди достаточно известные как в Интернете, так и за его пределами. Вот - обсуждение в блоге популярного литератора и сетевого обозревателя Алекса Экслера. Потрясающая наивность сценария (неумолимо переходящая в откровенную фальшь и сюсюканье), а также его зубодробительная дидактичность и полное отсутствие хоть какой-то деликатности в столь тонкой теме, как рассказ о православии школьникам младших классов, позволили острой на язык интернет-публике вдоволь поглумиться над творением О. Харитоновой. К слову сказать, оная книга издана под редакцией протоиерея В. Дорофеева и ни много ни мало рекомендована Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и РПЦ МП.

Злосчастный сценарий практически все цитировали со ссылкой на известный сайт российских сатанистов Warrax.net, так что в результате сторонники введения ОПК в школах заявили, что душещипательная сказка про Красную Шапочку, идущую в храм, и мешающего ей Волка-безбожника - всего лишь подделка, имеющая своей целью опорочить благую инициативу РПЦ МП и особо рьяных чиновников от образования. Но эта аргументация была довольно быстро разбита, так как нашлись и более заслуживающие доверия источники, подтверждающие как существование самого методического пособия Харитоновой, так и наличия в нем пресловутой "Дороги к храму".

От сторонников ОПК наиболее аргументированно на эту тему высказался в своем блоге православный журналист Юрий Максимов (ведущий рубрики "Добрые вести православия" на сайте "Православие.RU"). Хотя и он поначалу счел сценарий провокацией со стороны сатанистов, затем, разобравшись, признал, что книга Харитоновой действительно существует в природе. Но на этом не остановился. Проведя собственное мини-расследование, Юрий Максимов сделал вполне взвешенный вывод: "Факты свидетельствуют, что методические рекомендации Харитоновой — явление совершенно маргинальное и не используется при чтении уроков. В подавляющем большинстве школ предмет "ОПК" будет вестись с 5 класса и выше, а в меньшинстве, где преподавание будет начинаться с 1 класса, как правило, за основу взяты собственные методические разработки".

Однако именно маргинальность и обеспечила сценарию "Дорога к храму" ажиотажную популярность, а фраза "Пойду-ка лучше послушаю тяжелый рок", которую отрицательный персонаж Волк высказывает в качестве альтернативы походу на пасхальную службу вместе с положительной Красной Шапочкой, обречена стать в блогосфере крылатой. Ну а кроме того, книга Харитоновой безусловно стала жупелом, который теперь упоминается почти повсюду, где заходит речь о преподавании основ православия в школах. Что и говорить, "черный пиар", который это дидактическое пособие сделало "ОПК-изации" России, сложно преувеличить.

ОПК и Коран: кто кого?

Пожалуй, самое масштабное обсуждение проблемы ОПК состоялось в блоге известного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, который он ведет под ником (сетевым псевдонимом) Доктор Ливси. Учитывая, что согласно официальной статистике, онлайн-дневник автора "Ночного дозора" является самым популярным в мире (!) среди расположенных на Livejournal.com блогов, пройти мимо просто невозможно. Тем более что формулировку исходного поста иначе как провокационной не назовешь.

"Если наши дети не будут учить "Основы православной культуры", то наши внуки будут учить Коран", - пишет Сергей Лукьяненко. И первый же комментарий к этой записи наглядно показывает, что сеющий ветер пожнет бурю: "выпей йаду, мои внуки по любому будут учить коран". Сколько бы ни объяснял хозяин блога в последующей дискуссии, что вовсе не ставил целью оскорбить мусульман, страсти только накаляются. Выдвигаются и другие прогнозы относительно того, чем будут заниматься "наши внуки": "а мои - изучать АКМ и тех, в кого стрелять...".

К счастью, большинство комментаторов все-таки скорее недоумевают, чем обличают или воюют. Несколько цитат: "А что, третьего не дано?", "Чем православие лучше мусульманства? И чем оно лучше протестантизма и католичества?", "Странная взаимосвязь — ну короче её почти нету ИМХО. При чем тут уроки и отделение Церкви от государства?", "Честно говоря, не вижу связи. Ни наши отцы, ни мы сами никаких "основ православной культуры" в школе не изучали. Однако ислам не стал нас от этого более привлекать". При этом, непонимание Лукьяненко встречает и со стороны коллег по цеху. Писатель-фантаст Алексей Евтушенко прямо спрашивает: "Э, погоди, а разве внуки мусульман-россиян - это не наши внуки?".

Всемерную поддержку находит комментарий, который также не страдает избытком толерантности: "Доктор, не хочу с вами ссориться, но... вашу фразу можно пересказать вот так: "ПУСТЬ ТВОЙ РЕБЕНОК БУДЕТ АЛКОГОЛИКОМ, НО НЕ СТАНЕТ НАРКОМАНОМ!". Простите, Доктор, но я не хочу ни ребенка-алкоголика, ни ребенка-наркомана. Я постараюсь своих детей научить обходиться без наркоты в любом виде. Я верю в разум. В том числе и разум своих детей, внуков и правнуков". Вообще, хотя большинство участников разговора и пытается соблюдать правила культурного общения, но радикальный тон исходной записи так и провоцирует на не менее радикальные высказывания комментариях.

Впрочем, тех, кто выражает в комментариях полную поддержку позиции писателя, тоже немало. Вот одна из реплик в поддержку: "Я так понимаю, что Сергей (извините, забыл отчество) имел в виду, что внуки православных станут мусульманами. И ничего больше, так что не выёживайтесь, уважаемые! Нет ничего хуже для православного, чем наследник, принявший ислам. Уверен, наоборот то же самое. Так что я Вас полностью поддерживаю."

На сегодняшний день запись от 1 сентября в блоге Сергея Лукьяненко собрала 1 тыс. 771 комментарий, мнения в которых делятся примерно пополам. Последний комментарий, добавленный 28 сентября, краток и спокоен: "Остроумно. И, к счастью, неправда :)".

Иван Воронцов,
для "Портала-Credo.Ru"

При цитировании комментариев и записей в блогах по возможности сохранена лексика, пунктуация и орфография оригинала.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования