Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕВРЕЙСКИЙ ЖУРНАЛ": Его называли "еврейским Глинкой". Сегодня – день рождения Михаила Гнесина


2 февраля 1883 года в Ростове-на-Дону в многодетной семье казенного раввина родился Михаил Гнесин. Его мама, Белла Исаевна Файфер, была ярко одаренной натурой, некоторое время занималась вместе с одной из своих сестер у известного польского композитора С. Монюшко. Любовь к еврейскому фольклору привил Гнесину дед со стороны матери, виленский бадхен, народный музыкант и остроумец Шайке Файфер (1802-1875) — Иешаягу Флейтзингер — "певец-флейта", как его звали в народе. Другим источником первых музыкальных впечатлений был кантор местной синагоги и автор духовной синагогальной музыки Элиэзер Герович, часто бывавший и певший в доме Гнесиных. Ему обязан был маленький Миша и первоначальными знаниями в области музыкальной грамоты.

С 1892 по 1899 гг. Михаил обучался в Ростовском реальном училище, а в 1900 году сделал попытку поступить в Московскую консерваторию, но принят не был. Экзаменационная комиссия даже не заинтересовалась представленными сочинениями, чтобы не нарушить постановление о "закрытых дверях" для лиц еврейского происхождения. А вот в Петербургскую консерваторию его приняли охотно, и его учителями в консерватории были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.К. Глазунов. Окончил он ее в 1909 году по классам композиции Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. С 1908 года вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в период с 1914 по 1921 гг. организовал первую в России музыкальную школу и Народную консерваторию, общество "Музыкальная библиотека им. Н.А. Римского-Корсакова". В 1914 году он впервые побывал в Эрец Исраэль, познакомился с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на его дальнейшее музыкальное творчество и сделало его одним из зачинателей профессиональной еврейской музыки в России. Там, в Палестине, он был буквально пленён вечно влекущими древними мелодиями, которые бередили душу.

Тогда-то и пригодился Гнесину богатый опыт собирательства народных мелодий, приобретенный еще в петербургском "Обществе еврейской музыки". Всю жизнь Михаил Фабианович был верен мудрому напутствию своего учителя Н. А. Римского-Корсакова: "Еврейская музыка существует; это замечательная музыка, и она ждет своего Глинку".

В 1917–1918 годы Гнесин пишет "Вариации на еврейскую тему", маленькие пьесы и симфоническую фантазию, исполненную впервые лишь через четырнадцать лет. Традиционные молитвенные напевы, хасидские и бытовые песни составляют сердцевину этих сочинений, создают внутри инструментальных произведений ценнейшие вкрапления. Дебаты о том, что бытовая еврейская музыка и хасидские мелодии грешат заимствованиями, остались в прошлом... Гнесин черпал силы в чистом, ничем не замутненном, животворном источнике.

После штормов войны, после голода и разрухи М.Ф. Гнесин в конце 1921 года снова уезжает. На этот раз - более чем на год. Грузия, вновь Палестина, Германия. Отметив своё 40-летие, композитор возвращается лишь весной 1923 года и сразу принимается за сочинительство. Еврейские мелодии с легкостью ложатся на бумагу: "Пляски галилейских рабочих", опера "Юность Авраама", сюита из музыки к пьесе Н.Гоголя "Ревизор" - "Еврейский оркестр на балу у городничего" (1926). И песни, песни, песни.

Духовная связь со своим народом вместе с русской музыкальной культурой воплотились в удивительные по мелодике романсы "Из Песни Песней". В те годы Гнесин сделал в своем блокноте такую запись: "Элементы еврейской музыки так овладели моим музыкальным чувством и воображением, что и там, где я не ставил себе заданием поиски еврейского стиля, они стали проступать в моих сочинениях. Погружение в еврейскую народную музыку помогло мне понять язык народного искусства вообще, и я стал "демократичнее" как художник". Кстати, вокальный цикл к "Повести о рыжем Мотэле" на стихи Иосифа Уткина стал самым значительным произведением того периода. Из других его еврейских сочинений следует отметить элегию-пастораль памяти еврейского поэта Ошера Шварцмана для фортепианного трио (1940), фортепианное трио "Памяти наших погибших детей" (1943).

С 1923 года Михаил Фабианович Гнесин работал в Москве, преподавал в музыкальной школе (с 1925 г. - музыкальный техникум им. Гнесиных). Профессор композиции Московской в 1925-36 гг. и Ленинградской консерватории (1935-44), заведующий кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1944-51).

Как воспринималось и оценивалось еврейское творчество М. Гнесина в СССР? До поры до времени он был обласкан властью. Но в конце 40-х на него стали писать доносы. И Гнесин вынужден был уйти из института. Тем не менее, еще за три недели до смерти Сталина "группа сотрудников" института просит Лаврентия Павловича Берию разобраться в пагубном влиянии М. Гнесина на сестру Елену Фабиановну в подборе кадров "по признаку сосредоточивания в институте кадров еврейской национальности" и в сионистской, еврейско-националистической идеологии.

Сегодня трудно переоценить вклад семьи Гнесиных (пяти сестер и младшего брата) в развитие российской музыкальной культуры. Самой яркой личностью в этой удивительно одаренной семье был Михаил Гнесин, композитор, педагог, критик, музыковед. Умер Михаил Гнесин в мае 1957 года.

Текст и фото: Леонид Школьник

2 февраля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования