Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКОЕ РЕВЬЮ": Праведный мэр Тамбова. Тамбовская интеллигенция продолжает традиции православного деятеля-демократа


Повсеместное разочарование в демократии является уже общим местом в оценках современного российского общественного сознания. Эпоха 1990-х годов подарила надежду постсоветскому обществу и довольно быстро отняла эту надежду. Когда читаешь нынешних журналистов и политологов-социологов, создается впечатление, что у населения навсегда выработано стойкое неприятие демократических ценностей, самой дискуссии с употреблением таких понятий как "демократия", "права человека" и "свобода". Официальная пресса создает примитивное впечатление о том, что основная масса граждан России поддерживает "традиционные ценности", а свобода, достоинство человека, ответственность власти, веротерпимость стоят по крайней мере на втором месте. Но это не совсем так. В действительности честная и демократичная по существу политическая деятельность вызывает у народа симпатия и поддержку. Память о людях, которые проповедовали ценности свободы, становится руководством к действию.

Характерным примером того, как общественное сознание сохраняет такого рода память о честном политике, романтике и демократе, является авторитет мэра Тамбова Валерия Коваля. Его имя стало знаковым для широкого круга тамбовской общественности. Память о делах и принципах Коваля до сих пор оказывает влияние на общественную, культурную и церковную жизнь Тамбова. Деятельность Коваля и ее последствия можно назвать уникальными для российской провинции, тем более что Тамбовщина относится к так называемому "красному поясу". В честь Коваля ежегодно проводятся разного рода светские мероприятия, а в газетах его называют: "Мэр-романтик, мэр, умевший любить людей". Валерий Коваль был первым градоначальником Тамбова, который носил звание мэра, с 1992 по 1998 годы. Когда он умер - зимой 1998 года - весь Тамбов скорбел о своем мэре, который пользовался огромным уважением в городе.

Религиозное движение в среде тамбовской интеллигенции было связано с деятельностью демократов из общества "Мемориал", во главе которого стоял именно Валерий Николаевич Коваль, демократ, ставший глубоко верующим православным человеком. Коваль, декан исторического факультета Тамбовского государственного педагогического института, стал по сути создателем демократического движения на Тамбовщине, основателем в 1988 году общества "Мемориал", через которое часть интеллигенции пришла к православию. Помощь в восстановлении церквей стало его "личным духовным очищением", как замечено в одной из статей, посвященных его памяти ("Тамбовские известия", 23 февраля 1999 г., № 9). Именно с его именем, когда он был избран мэром Тамбова, было связано наиболее тесное сотрудничество Церкви с интеллигенцией.

По инициативе мэра Коваля поддерживались контакты Церкви и интеллигенции, мэр сам организовывал встречи архиепископа Евгения, возглавлявшего Тамбовскую и Мичуринскую епархию РПЦ МП вплоть до 2002 года, с общественностью. Часть студенчества, в основном с исторического факультета, пришла в результате в православие. Какая-то часть интеллигенции после этого широкого движения стала прямо ориентироваться на Церковь. При Ковале стали регулярно выделяться деньги на восстановление храмов в Тамбове и по области. Однако Валерий Коваль был благосклонен не только к православию, хотя и старался делать все для епархии. У Коваля было, прежде всего, уважительное отношение к верующим. Он был настоящим демократом, при его правлении свободно развивались все конфессии. Например, Коваль выделил пятидесятникам 1 га земли на окраине Тамбова. В результате лидер Ассамблеи евангельских христиан "Свет Истины" Рувим Назарчук построил Храм Христа Спасителя (огромное здание с колокольней в центре), где располагается и общеобразовательная школа пятидесятников. Свой Дом Молитвы (Церковь ЕХБ "Истина") построили в 2001 году и баптисты на участке земли возле Центрального рынка, который был предоставлен баптистам мэрией в середине 1990-х годов. Старший пресвитер Союза ЕХБ по Тамбовской области Анатолий Ярмолюк считает мэра Коваля одним из самых демократичных руководителей в постсоветской России. По словам баптиста, Ковалю не грех на территории баптистской церкви поставить памятник.

Летом 1998 года на выборах мэра Тамбова победил ближайший соратник Коваля - Алексей Ильин (Ильин читал псалтирь над гробом Коваля), который фактически стал продолжать политику Коваля в отношении к религиозным меньшинствам. Ильин считает себя православным, и многие считают, что он стал верующим именно под влиянием Коваля. В сборнике, посвященном памяти Коваля, Ильин даже написал такую фразу: "Он был дан нам Божьим Промыслом, чтобы мы поняли, для чего приходит человек на Землю". Несмотря на открытое известное всем православие мэров Валерия Коваля и Алексея Ильина, они совсем не следовали всем советам архиепископа Евгения, а в некоторых случаях даже были готовы пойти против его воли. К примеру, мэрия и при Ильине благосклонно отнеслась к строительству колоссального Дома молитвы пятидесятников, к строительству Дома молитвы баптистов. При этих публично православных мэрах стало возможно возрождение католической общины Тамбова. Мэр лично приветствовал передачу костела местной католической общине.

Одной из ключевых инициатив, поддержанных Ковалем, стало создание православного культурного центра выпускниками и преподавателями исторического факультета педагогического института, учениками Коваля. Центр был создан Сергеем Чеботаревым, другом Коваля, в 1994 году. Благословил идею такого центра протоиерей Николай Засыпкин. Центр был создан фактически силами мэрии, лично Коваля и студентов истфака, которые входили в общество "Мемориал" - Сергея Чеботарева, Антона Лозинского и Андрея Алленова.

Центр православной культуры был важной составляющей жизни епархии при архиепископе Евгении. Возглавил Центр Антон Лозовский. Его сотрудники были достаточно критично настроены по отношению к архиепископу Евгению. Молодежь, собиравшаяся в Центре - около 30 чел., одновременно состояла в приходе протоиерея Николая Засыпкина, который фактически являлся духовником Центра. Антон Лозовский читал в Духовном училище Библейскую историю и являлся заместителем инспектора Духовного Училища. Первоначально Центр располагался в Казанском соборе, но у его сотрудников не сложились отношения с и.о. наместника монастыря протоиреем Виктором Шальневым, у которого было свое понимание духовничества. Ему не нравилась независимость Центра и то, что он располагался в отремонтированных помещениях Казанского монастыря. Тогда мэрия выделила Центру помещение, как муниципальному учреждению, и он стал образовательным Центром Православной культуры при мэрии. Антон Лозовский, имеющий польские и католические корни, считает, что православие должно вытеснять инославных, прежде всего, в сфере образования. Протестанты и католики паразитируют, по его мнению, на бездеятельности РПЦ, которая не может дать такой сплоченной общинной жизни, как у них. В целом позицию Центра можно было определить как умеренно консервативную. Сотрудники Центра вели по местному радио православную передачу "К истокам", но в 2002 году она была снята с эфира. Центр фактически прекратил свое существование в 2005 году. Центр, который имел статус учреждения дополнительного образования, был реорганизован в формально светскую прогимназию имени свт. Питирима, где ведется преподавание "Основ православной культуры" с первого класса.

Однако само по себе исчезновение Центра православной культуры не стало поводом для исчезновения традиций тамбовской интеллигенции, заложенных в 1990-е годы Ковалем. При нынешнем главе Тамбовской епархии епископе Феодосии Антон Лозовский стал проректором Тамбовской духовной семинарии, хотя фактически Лозовский был проректором духовного училища еще с 2000 года. Сергей Чеботарев возглавил при губернаторе Тамбовской области Олеге Бетине Управление культуры и архивного дела областной администрации. Чеботарев фактически курирует религиозную политику областных властей. Приоритетом, по его словам, является развитие сотрудничества с РПЦ в образовательной и социальной сферах – в детских домах, в реабилитации наркоманов, в создании богаделен и т.д. На поддержку епархии в областном бюджете выделено 300 тыс. руб. в год. По мнению Чеботарева, в епархии отсутствует социально и интеллектуально активное духовенство. В результате епархия пассивна в социальной и миссионерской работе. Деятельность Православного молодежного центра и некоторых других православных движений и организаций осуществляется по инициативе и силами мирян при поддержке властей, независимо от епархии. Власти приветствуют и поддерживают особую активность баптистов и католиков в совместных с администрацией социальных проектах, у которых православные перенимают опыт проведения детских летних лагерей. В 2001 году впервые на областном уровне на празднование Пасхи были приглашены баптисты, а губернатор Олег Бетин посещал костел. В Общественную палату области был также впервые приглашен в 2006 году представитель баптистского союза – Анатолий Павлов, профессор одного из технических университетов Тамбова.

Феномен тамбовского религиозно-демократического движения, безусловно, связан с историческими особенностями Тамбовщины. В той или иной степени эта земля была всегда населена людьми, которые хотели быть независимыми и свободными. Тамбовское крестьянство оказывало в ходе антоновского восстания чрезвычайно упорное сопротивление советской власти. Тамбовщину называют "колыбелью духовного христианства" и религиозного диссидентства. Тамбовская область являлась и является сейчас одним из центров молоканства и хлыстовства. Группы скопцов были зафиксированы здесь еще в нач. 30-х гг. ХХ века. Весьма распространенным явлением в области были блаженные, юродивые и просто старцы, монахи и монахини в миру, жившие в маленьких городках, деревнях и кочевавшие по России. Особенно они почитались народом в Кирсановском уезде, где десятки такого рода людей Божиих бродило до 30-х гг. нашего века, пока их всех не пересажала советская власть (См.: Певин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов православный, М., 1999). На Тамбовщине с начала ХХ века существуют крепкие баптистские общины. Мичуринск является одним из центров Истинно-православной церкви, альтернативной официальному православию, а в Моршанске в 2000-х годах стал бурно развиваться молодежный приход Евангелическо-лютеранской церкви России.

При всем многообразии религиозной жизни, которое можно встретить и в других регионах России, люди на Тамбовщине обладают исключительной способностью действовать самостоятельно, стремится к свободе мысли и терпимо относится к инаковерующим, даже проявляя внешне почтение к слишком рьяным и жестким на словах церковным и светским начальникам. На деле любая попытка осуществить тотальный контроль, заставить всех на все просить благословение, заканчивается провалом. Советская власть научила людей, и не только в Тамбовской области, двойной жизни. Лишь в 1990-е годы личность мэра Валерия Коваля и его деятельность вдруг позволили тамбовчанам снова стать самими собой, верить и думать независимо от административной системы и приказов свыше. Прорыв к самому естественному – к честной цивилизованной жизни – произошел, и никакая вертикаль уже не заставит отказаться от радости христианской свободы и ответственности. Пути назад уже нет.

Роман Лункин,
"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА"

№16, январь 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования