Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REGIONS.RU": Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация. Итоги 2006 года по данным Московского бюро по правам человека


По данным регионального мониторинга Московского бюро по правам человека, всего за январь - декабрь 2006 г. было зафиксировано 170 нападений на почве этнической ненависти. В результате 51 человек погиб, 310 пострадало. В списке наиболее "ксенофобских" городов - Москва (27 погибших, свыше 125 пострадавших) и Санкт-Петербург (5 погибших, 48 пострадавших). За ними с  большим отрывом идут Владивосток и Волжск (по 2 убитых, 2 пострадавших), Сунженская область и Бийск  (по 2 погибших), Калмыкия (2 или 3 погибших), Нижний Новгород (1 погибший и 23 пострадавших), Воронежская область (1 убитый и 3 пострадавших), Тульская область и Самара (по 1 погибшему и 2 пострадавших), Саратов (1 погибший и 1 пострадавший), Ивантеевка, Омск (по 1 погибшему), Калининград (более десяти пострадавших), Кострома (5 пострадавших), Красноярск (4 пострадавших), Чебоксары, Краснодар, Уфа,  Екатеринбург,  Ярославль (по 3 пострадавших), Калуга, Иркутская область и Казань (по 2 пострадавших). Замыкают список Орел, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Хабаровск, Уссурийск, Челябинск и Сургут, где зафиксировано по 1 пострадавшему.

Среди погибших и пострадавших выделяются азербайджанцы (5 убитых, 45 пострадавших), выходцы из африканских стран (1 убитый, 30 пострадавших), таджики (6 убитых, 22 пострадавших), узбеки (4 убитых, 5 пострадавших), выходцы из стран Ближнего Востока (16 пострадавших), киргизы (3 погибших, более 15 пострадавших), евреи (9 пострадавших), армяне (5 убитых, 21 пострадавший), цыгане (3 убитых, 4 пострадавших), русские (7 или 8 убитых, 4 пострадавших), корейцы (2 убитых и 1 пострадавший), китайцы (1 погибший и 11 пострадавших), белорусы (1 погибший и 1 пострадавший), турки (6 пострадавших). 

В общей сложности за год по делам о преступлениях на почве этнической ненависти было осуждено 109 человек, а еще двое отправлены на принудительное лечение. Из 109 осужденных - трое были приговорены к штрафу, четверо - к исправительным работам, 20 - к условным срокам лишения свободы, еще 36  получили от полутора до пяти лет лишения свободы, двое получили сроки от 20 лет и выше, еще шестеро - от 10 до 20, восемнадцать - от 5 до 10 лет, а  десять приговорены к колонии-поселению. Один из осужденных попал под амнистию. 

При этом у 72 осужденных в приговоре и обвинении присутствовала ст. 282 УК или 282-1, а еще у троих ч.2 ст.105 (убийство на почве этнической ненависти). В трех случаях речь шла об обвинении в хулиганстве (ст. 213 УК). Еще у 13 человек согласно ст.63 УК добавлен квалифицирующий признак преступления: "совершение на почве национальной ненависти". Троих осудили по ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды). Из находящихся в настоящий момент под судом 33 человек 16 обвиняются по ст. 105 ч.2, 11 человек - по различным пунктам ст.ст. 280, 282, 282-1, 282-2. В отношении преступлений на почве национальной ненависти в девяти случаях возбуждены дела по ст. 105, ч. 2, п. "л" УК РФ (убийство, совершенное по мотивам национальной розни), в восьми  - по ст. 111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего). В одном случае дело расследуется по ч.2 ст.116 УК РФ. Еще в одном случае применена ст. 282 УК в сочетании со ст. 213. 

Нужно отметить, что в прошедшем году власти активно использовали антиксенофобскую риторику. Вот лишь некоторые примеры. 

На "прямой линии" 25 октября 2006 г. президент РФ Владимир Путин отметил, что судебная система и правоохранительные органы должны адекватно и оперативно реагировать на проявления ксенофобии и экстремизма и не проводить эти преступления по статьям о хулиганстве. На встрече Владимира Путина с лидерами политических партий 6 декабря, специально посвященной борьбе с экстремизмом, президент отметил, что для противодействия экстремизму  усилий одного государства недостаточно, а требуются "консолидированные усилия политических партий, других общественных организаций, всего гражданского общества, всех граждан страны". Президент также выразил тревогу в связи с тем, что материалы, пропагандирующие ненависть и рознь, сегодня легкодоступны (как в бумажном, так и в электронном варианте), а также в связи с тем, что в антиэкстремистском законодательстве существуют определенные пробелы. Для того, чтобы остановить рост ксенофобии и экстремизма, помимо улучшения правоприменительной практики  необходимо организовать активную просветительскую работу в регионах, что может стать задачей политических партий. "Все, кто проповедует расовую, национальную или религиозную вражду, должны знать, что их взглядам будет дан адекватный отпор. И подчеркну, что многонациональное и многоконфессиональное российское общество должно знать и постоянно чувствовать, что у партий есть четкая и консолидированная позиция по этому вопросу… у нас главная задача - "выбить" почву из-под ног экстремистов. Мы должны дать ясный сигнал в общество, что государство думает о гражданах России, о коренном населении страны, что государство в состоянии цивилизованным способом организовать миграционные потоки, защитить рынок труда и действовать не избирательно, а по ясно заявленным принципам, сбалансированным интересами всего общества", - резюмировал президент РФ.

Он обратил внимание партийных лидеров на недопустимость проявлений экстремизма в предвыборных кампаниях. "Известно и то, что в период выборов идет вполне естественная борьба за голоса избирателей и при этом возникает опасность перейти ту хрупкую грань, за которой острая постановка проблем может перерасти в экстремизм", - подчеркнул он, предложив лидерам партий создать консультативный совет для обсуждения вопросов борьбы с экстремизмом.

Спикер Госдумы Б.Грызлов заявил 21 ноября, что коллегия Верховного Суда должна рассмотреть дела, связанные с экстремизмом и национальной враждой, по которым суды присяжных вынесли оправдательные приговоры. На встрече 6 декабря он высказал мнение о необходимости ужесточить уголовную ответственность за проявление экстремизма до четырех лет, отменив решение 2003 г. о снижении уровня санкций. Кроме того, по мнению Б.Грызлова, должна быть усилена ответственность за вандализм, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений экстремистского характера, а также распространение материалов экстремистской направленности в сети Интернет (он также призвал пресекать деятельность соответствующих Интернет-сайтов). Спикер Госдумы также предложил политическим партиям не включать в избирательные списки лиц, "которые зарекомендовали себя как пропагандисты экстремистской риторики" и тех, "кто призывает к межконфессиональным разногласиям".

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил 22 ноября по итогам заседания объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений о необходимости ужесточить наказания за разжигание национальной розни. При этом он отметил, что возникновение межнациональных конфликтов часто провоцируют чиновники своим невниманием запросам граждан. На встрече президента с лидерами политических партий 6 декабря он сформулировал  четыре основных задачи политических партий по предотвращению экстремизма. В качестве первой и главной меры он назвал "продолжение совершенствования законодательства". Остальные - "внутрипартийная работа в регионах по профилактике, и по противодействию", межпартийное взаимодействие и сотрудничество с зарубежными коллегами. 

25 октября, выступая в Совете Федерации, замминистра внутренних дел А.Чекалин для усиления борьбы с экстремизмом предложил ввести ответственность владельцев информационных ресурсов в российском сегменте Интернета за размещаемую на них информацию. Его поддержал и заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь. "В настоящее время имеется крайняя необходимость в разработке законодательных норм, предусматривающих пресечения деятельности интернет-сайтов, пропагандирующих терроризм и насильственный экстремизм", - заявил он. Кроме того, по словам А.Чекалина, МВД России создает единую базу данных экстремистских организаций, действующих в стране. Пока, по данным МВД около 80 процентов участников экстремистских групп составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет, на территории России действует до 80 международных экстремистских групп и организаций, имеющих "финансовую и идеологическую подпитку из-за рубежа".

Министерство внутренних дел также предлагает  повысить уровень ответственности за преступления экстремистской направленности, увеличив срок наказания за них до 5 лет лишения свободы и более, а также квалифицировать эти преступления как особо тяжкие. Предлагается также расширить 282-ю статью Уголовного кодекса (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) составами "за организацию экстремистского сообщества для совершения иных преступлений" и "создание экстремистской организации для разжигания межнациональной розни". В.Гринь также поддержал предложения об ужесточении ответственности за экстремизм и разжигание межнациональной розни и заявил о необходимости принятия Федеральной целевой программы по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма и ксенофобии в российском обществе, отметив, что составной частью такой программы должен стать раздел о профилактике экстремизма в молодежной среде. 

Выступая в рамках "правительственного часа" в Госдуме 15 ноября, председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев заявил, что "дела этой категории представляют сложность в связи с исследованием и подготовкой совокупности доказательств, результатов и выводов социально-психологической и лингвистической экспертизы". Нижестоящим судам, по его словам, уже направлены рекомендации, как следует трактовать преступления, содержащие экстремистскую составляющую. Кроме того, В.Лебедев особо подчеркнул важность профилактики подобных преступлений. 

Также выступая в Государственной думе, генеральный прокурор Ю.Чайка назвал борьбу с экстремизмом одним из главных приоритетов работы своего ведомства. Он привел данные, что в прошлом году по стране было зарегистрировано 80 преступлений, ответственность за которые предусмотрена по 282 статье УК "возбуждении ненависти или вражды по признакам национальности, расы, пола". 

Генпрокурор сообщил, что чаще всего преступления, связанные с возбуждением ненависти или вражды, а также экстремистские проявления регистрировались в Санкт-Петербурге, Москве, Московской, Воронежской, Свердловской, Самарской областях, а также в Дагестане, Башкирии и Татарии.

По данным правоохранительных органов, в России действуют 150 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью более 10 тысяч человек. В это число входят как объединения футбольных фанатов, так и организованные группировки, которые располагают своими боевыми отрядами.

Большинство таких группировок находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Мурманской, Самарской и Нижегородской областях. Особое беспокойство вызывает тот факт, что 80% их участников составляют лица в возрасте до 30 лет.

С начала 2006 г. года в России раскрыто 137 преступлений экстремистской направленности, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. К уголовной ответственности был привлечен ряд лиц, виновных в их совершении. Было пресечено более 1,5 тысячи фактов вандализма, начиная от нанесения фашистской символики и заканчивая попытками нападения на иностранцев.

Генпрокурор РФ Юрий Чайка призвал депутатов ускорить принятие законопроекта об ответственности распространителей информационных материалов экстремистского содержания в случае их издания в других регионах России (не по месту обнаружения) либо за рубежом. Он напомнил, что до сих пор такого права (привлекать к ответственности в случае публикации материалов экстремистского содержания не по месту их обнаружения) у правоохранительных органов не было.

Кроме того, Ю.Чайка предложил депутатам предусмотреть ответственность провайдеров и издателей, осуществляющих публикации материалов экстремистского содержания, "вплоть до их ликвидации". Произведения идеологии национал-социалистов в открытую распространяются в местах массовых мероприятий, а в сети Интернет размещены сотни материалов, направленных на разжигание национальной розни, вовлечении лиц в участие в незаконных вооруженных формированиях. 

Генпрокурор РФ предложил создать в России специальный центр по проведению лингвистических и других экспертных исследований печатных, аудио- и видеоматериалов на предмет наличия в них экстремистского содержания. Все эти меры позволят активизировать правоприменительную практику, чтобы поставить проблеме ксенофобии и экстремизма действенный правовой заслон.

22 декабря Госдума одобрила во втором чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказание за вандализм. В случае, если это преступление совершено "по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды", нарушителей ждет наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Кроме того, законопроект устанавливает ответственность за незаконное изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацисткой атрибутики и символики - штраф для граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, для должностных лиц - от 20 до 50 МРОТ, для юридических лиц - от 200 до 1 тыс. МРОТ. При этом предмет административного правонарушения должен быть конфискован. 

МБПЧ попросило ведущих экспертов охарактеризовать особенности проблем ксенофобии и этнической дискриминации в 2006 г.

Леокадия Дробижева, руководитель Центра этнической социологии:

- В 2006 году расширилось поле проявления насильственных актов. Сохраняется широкий ареал межэтнических преступлений по территориальному признаку.

Сохраняется тенденция, при которой у 20-30 процентах населения страны - совмещенные негативные установки. То есть, к только что прибывшим мигрантам они относятся плохо, а, например, к соседям неславянской внешности, - хорошо.

Марк Урнов, политолог, декан факультета прикладной политологии Высшей Школы Экономики:

- Во-первых, в этом году ксенофобия у нас приобрела характер организованной кампании со стороны сил националистических, внеправительственных, имеет место и государственная ксенофобия, тоже в организованной форме.

4 ноября, несмотря на все категорические запреты властей, националисты все-таки пошли на проведение акции, причем во многих  городах. Это показывает, что ксенофобские структуры стали мощной и организованной силой. Если им удается в Москве собрать несколько тысяч человек, то это означает, что мобилизационная способность их очень велика. А если она еще будет и вооруженной, хорошо натренированной, то мы будем иметь дело с очень опасной угрозой.

Кондопога. В разрастании конфликта принимали участие активисты ДПНИ. Они тоже быстро организовались и туда приехали. Это все ставит на повестку дня угрозу быстрореализуемых погромов. Если еще учесть, что, как утверждает пресса, значительная доля представителей силовых структур сочувствует нацистам, можно представить опасность для России. Страна просто начнет разваливаться. 

Есть еще и государственные акции, вроде депортации грузин. Это такая государственная ксенофобия. 

Что касается нацболов, их нельзя всерьез называть националистами. Это скорее эпатажная структура, несмотря на свою мерзкую символику. На месте правых я бы объединяться с ними не стал. Это плохой союз, портящий впечатление о правых. Практическая основа возможного союза - протест против нынешнего режима. Но и протестуя, нужно понимать, с кем объединяешься. Это пятнает имидж "Другой России".

Юрий Табак, писатель, религиовед:

- Несомненно, что уровень ксенофобии и расизма в 2006 г. заметно возрос. Необходимо, прежде всего, изучить причины этого явления. Правозащитные организации, а в последнее время органы государственной власти и правоохранители уделяли немало внимания этому вопросу и разработали ряд важных рекомендаций. Однако создается впечатление, что при этом обсуждении упускается обычно важный аспект, а именно, в какой мере возрастание ксенофобии и расизма в России обусловлено системным цивилизационным кризисом, характерным и для других стран мира, а в какой - спецификой развития российской государственности и гражданского общества.

Представляется, что такой анализ чрезвычайно важен, ибо поиск эффективных инструментов для борьбы с нарастающей ксенофобией напрямую зависит от выявленного источника такой ксенофобии. Например, антиисламские настроения в России в известной степени порождены нарастанием противостояния исламской и иудейско-христианской цивилизации в мире, обусловленного конфликтом на Ближнем Востоке, войной в Афганистане и Ираке и т.д. Только мудрой политикой в отношении нелегальных иммигрантов и проблем Кавказа решения здесь не добиться; нужно решать глобальную проблему совместно с другими государствами мира. 

Другой пример: антисемитизм в России в настоящее время носит традиционно "правый", националистически-религиозный характер. В Европе же, в дополнение к такой же форме антисемитизма, набрал и "левый" антисемитизм, порожденный специфическим прочтением ближневосточной ситуации. Не исключено, что такие же тенденции возможны и в России, поэтому от точного анализа и соответствующих решений многое зависит.

Анализу ситуации в России в разрезе общемировой ситуации с правами человека правозащитными организациями уделяется традиционно мало внимания. Поэтому необходимо усилить соответствующий системный анализ, выявляя частное и общее в российской ситуации с правами человека. 

Если анализировать конкретные события 2006 года, которые СМИ преподносили как носящие явно этнический характер, то я не считаю, что погром в Кондопоге является таковым. Скорее всего, это было переходом коммерческого противостояния в национальное. Если в Москве убивают армянина, это еще не значит, что убивают по национальному признаку. То же самое и в Кондопоге. Вероятно, что разборки конкурентов просто в какой-то момент приняли межэтническую окраску.

Союз демократов с лимоновцами абсолютно не считаю возможным. Можно противостоять фашизму, когда объединяются партии разного направления. Но они не должны быть экстремистскими. Анпилов - это тот же фашист, что и Лимонов. Нельзя дружить против кого-то. Поэтому считаю, что это только дискредитирует демократическое движение. Каспаров же вообще неискренен. Нельзя прибегать к фашиствующим элементам для решения проблемы фашизма.

Сергей Арутюнов, член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН:

- За прошедший год количество проявлений ксенофобии в нашей стране не уменьшились. Но они качественно изменились. Может быть, и не было таких громких, чудовищных преступлений, или было, но меньше, как потрясшее нас убийство профессора Гиренко и маленькой таджикской девочки. В начале же 2006 года было совершенно зверское нападение на синагогу на Большой Бронной. 

Прошедший год ознаменовался тем, что ксенофобия стала проявляться на высшем государственном уровне, чего раньше никак не наблюдалось. Имеется в виду чудовищно-позорная антигрузинская кампания, которая, как и некоторые другие вещи, вызывает в памяти ксенофобную атмосферу третьего рейха в начале 30-х годов. Тогда дело до газовых камер еще не дошло. Но и в нашей стране тоже не дойдет никогда. Высшие чиновники говорили о введении некой квоты в регионах на проживание там инородцев, иноверцев или людей с иной культурой. 

Сопредседатель НДПР Севастьянов в своей книге и вовсе предлагает конкретные законопроекты по изгнанию мигрантов. И в этих предложениях сквозит низменная сущность. 

Погром в Кондопоге показал, что власти не могут или не хотят сдерживать распоясывающуюся ксенофобию. Власти должны были пресечь, во-первых, деятельность кавказцев, позволявших себе криминальные действия, а во-вторых, предотвратить погромы, которые были направлены на ни в чем не повинных мирных жителей города-кавказцев. А народ позволил себе именно такой способ защиты от этнически-базирующей группировки, поскольку те, кому положено было их защищать, не желали этого делать.

Сегодняшняя ситуация с межэтническими отношениями - ни что иное, как возврат к первобытному состоянию, когда люди уходят в лес и там отрубают в голову первому встречному, поскольку он не из их племени.

Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований:

- В 2006 году процесс проявления ксенофобии, расизма и этнической дискриминации расширяется и захватывает все новые регионы. Ксенофобия приобретает все более жесткий характер. Если позавчера для нас было новостью  - избиение иностранных граждан, вчера - их убийство, то сегодня это уже стало обыденностью. Особенно настораживает то, что ксенофобия распространяется среди молодежи и сегодня это та молодежь, которая социализирована в иных социокультурах. Все новое поколение молодежи привыкает к тому, что это нормально.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что этническая нетерпимость прочно вошла в нашу жизнь. Это стало нормой публичных выступлений политиков, властей, средств массовой информации. Часто власти подогревались в течение 2006 года ксенофобским настроением, либо провоцировали вспышки. Новость этого года - отношения с Грузией, которые подстегнули рвение чиновников, перешедших всякие границы. Нам антигрузинская кампания показала, что власти должны очень осторожно относиться к словам и делам.

"REGIONS.RU"

26 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования