Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТРУД": Россия вступает в новую эпоху. Интервью митрополита Кирилла(Гундяева)


На днях гостем нашей редакции был председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он давний друг журналистов и читателей "Труда", от которых в его адрес пришло очень много вопросов. Немало интересных тем было затронуто и во время беседы в редакции. Сегодня мы публикуем лишь часть этого диалога с читателями и журналистами. Ответы митрополита Кирилла на другие вопросы, поступившие в редакцию и прозвучавшие на нашей встрече, а также на вопросы, которые продолжают к нам поступать, будут публиковаться и в следующем году.

- Владыко, новогодний рубеж всегда предполагает подведение итогов и анализ времени, в котором мы живем. Его, это время, оценивают по-разному: кто-то говорит о наступлении постхристианской эпохи, кто-то, наоборот, о возрождении традиционных религий, а для кого-то лучшим решением многих проблем кажутся рецепты радикалов. Каково Ваше мнение?

- Перед этой встречей мне довелось открывать научную конференцию, посвященную 1700-летию императора Константина Великого, который в 312 году легализовал христианство и с именем которого связана новая эпоха в истории Церкви. Так вот, мне кажется, что есть немало параллелей между эпохой святого равноапостольного Константина и нашим временем.

Конечно, нам сегодня невообразимо трудно войти в психологический мир верующих людей первых веков христианства. Ведь триста лет - не три года и не семьдесят лет, а триста лет подряд! - Церковь фактически находилась в подполье и в моральной оппозиции к современному ей политическому режиму. И поколения христиан формировались в сознании того, что государство - это зло, что государство - это враг. А между тем Константин Великий своим Миланским эдиктом вовсе не сделал христианство государственной религией. Он просто провозгласил принцип веротерпимости и объявил, что христианство больше не будет преследоваться государством. Но что кардинально изменило ситуацию, так это личность самого императора - он стал верующим христианином, а вместе с ним христианство приняла элита тогдашнего общества.

И начался удивительный период, который я назвал периодом "синтеза". Вспомним известные еще из "Диалектики" Гегеля и не теряющие своего значения понятия "тезиса", "антитезиса" и "синтеза". Когда существует жесткий "тезис" в виде государственного атеизма, возникает и соответствующий "антитезис" как естественная реакция на него. В условиях социально-политического взаимодействия "тезиса" и "антитезиса" всегда привлекателен радикализм. Именно поэтому крикуны, пиарщики, политики-популисты имеют наибольший спрос в периоды общественных катаклизмов - когда сталкиваются "тезис" с "антитезисом". Но эти люди становятся абсолютно не востребованы в моменты "синтеза".

Так вот, сегодня, по моему убеждению, Россия в своем историческом развитии вступает в эпоху продуктивного "синтеза". И поэтому радикализм становится все менее востребован. А востребована сейчас способность наводить мосты, искать точки соприкосновения и взаимодействия конструктивных систем, взглядов, убеждений. Так, в эпоху Константина Великого богословие и нравственное учение Церкви вошли в прямое соприкосновение с тем, что прежде далеко стояло от жизни христиан - с языческой философией и культурой, с римским правом, которые при этом не отрицались как таковые и не объявлялись вселенским злом. В итоге в Римской империи было положено начало мощному и творческому духовному синтезу, объединившему тогдашнюю философию, право и христианскую доктрину.

Думаю, что в каком-то смысле переживаемое нами время - это тоже эпоха синтеза. Ибо сегодня Русская Православная Церковь, свободно выйдя на свое служение в большой мир из той социальной резервации, в которую она насильственно была заключена на протяжении долгих десятилетий, лицом к лицу встретилась с современной нерелигиозной культурой. И перед нею встала точно та же проблема, что и во времена Константина Великого: должна ли Церковь проклясть, анафематствовать эту чуждую ее духу культуру или войти с нею в контакт и взаимодействие? Глубоко убежден, что необходимо взаимодействие, что христианская идея должна пропитать своими животворными токами эту современную нерелигиозную культуру. Если так произойдет в России, то ее ждет великое будущее.

- Сегодня приходится слышать, что Церковь слишком близко стоит к государству, что слишком многое берет на себя в смысле выполнения государственного заказа. Как Вы это прокомментируете?

- Люди, утверждающие это либо плохо осведомлены о реальных процессах в сфере церковно-государственных отношений, либо какие-то свои собственные фобии проецируют на реальность. В обоих случаях это контрпродуктивный подход.

На самом деле никакого госзаказа в отношении Церкви не существует. Я также не уверен, что нынешнее общее состояние умов позволит кому-либо развернуто сформулировать конкретный заказ государства в отношении Церкви. Даже если принять во внимание те интеллектуальные процессы, которые сегодня имеют место в среде политиков и философов. Ведь сегодня все в нашей жизни пребывает в движении, в формировании, в становлении. И пока что ни у кого в стране нет собственной законченной идеологии, ничего такого, что иногда называют "национальной идеей".

Что-то в этом направлении только начинает складываться, в том числе и на уровне администрации президента России. И я с большим позитивным вниманием отношусь к этому стремлению людей, работающих в Кремле, философски осмыслить то, что происходит сегодня со страной.

Церковь, со своей стороны, готова в этом процессе осмысления участвовать, но, разумеется, не как исполнительница какого-то заказа, а как непосредственная участница общей работы. И если Церковь будет из нее исключена, я думаю, что это не принесет стране ничего хорошего.

- Ваши телевизионные передачи "Слово пастыря" очень популярны. А для Вас они что: послушание, долг или хобби?

- Очень непростой вопрос. Вообще-то я себя никогда ни психологически, ни духовно не готовил к подобного рода деятельности, потому что собирался быть священником. А поскольку я принял священный сан в советское время, то отчетливо понимал, что моей аудиторией будут только те люди, которые придут в храм. Конечно, какие-то надежды на изменение тогдашнего тяжелого положения Церкви всегда существовали, ведь без надежды жить нельзя. Но в те времена даже представить себе невозможно было, чтобы Первый канал обратился ко мне с просьбой произнести проповедь на Пасхальной неделе. Но именно так произошло в мае 1994 года. И я произнес такую проповедь, ее передали в эфир в субботу перед Фоминым воскресеньем. Тема была о вере. Через несколько дней меня попросили сказать для телезрителей еще одну проповедь. Я в свою очередь спросил: а не получится ли так, что потом попросите о третьей? Телевизионщики говорят: очень может быть. Тогда, предложил я, давайте подумаем о телевизионном цикле, который помог бы нашим людям понять, что такое христианство. И затем в течение двух лет я пытался средствами телевидения представить зрителю своего рода введение в христианство, разговаривая с аудиторией не на специфическом богословском языке, а на языке, понятном людям.

Вот так все и началось. А то, что это продолжается до сих пор, я не могу назвать иначе, чем чудом Божиим. Ведь помимо того, что я являюсь правящим архиереем Смоленско-Калининградской епархии, мне приходится заниматься тем, что называется "внешними связями Русской Церкви". И эта работа поглощает огромное количество времени, накладывая массу серьезных и неотложных обязательств, заставляя быть в постоянных разъездах по стране и миру. Поэтому сам не могу ни понять, ни объяснить, каким образом вот уже двенадцать лет без перерыва мне удается каждую субботу встречаться по утрам на Первом канале в передаче "Слово пастыря" с моими зрителями, стараясь при этом рассказывать им каждый раз что-то новое, интересное и важное.

Каюсь, было время, когда я начал серьезно подумывать о том, что, может, хватит уже - пора закругляться с моими телевизионными беседами. Потому что очень не просто совмещать церковно-дипломатическое и церковно-общественное служение с работой автора и ведущего еженедельной телепрограммы. Но всякий раз, когда я встречаюсь с людьми, и они говорят о том, как важны для них эти телепередачи, я говорю себе, что не вправе прекращать эту работу.

- Новый год приходится на время Рождественского поста. Как допустимо отмечать его православным? Что делать, если остальные члены семьи не придерживаются поста, и как быть постящемуся, если пришли гости в новогоднюю ночь?

- После перехода России в 1918 году на новый гражданский календарь между гражданским и церковным календарями появился разрыв, который составил 13 дней.

Сегодня празднование Нового года по гражданскому календарю выпадает на период Рождественского поста и предваряет сам праздник Рождества Христова, что раньше было невозможно. Верующий человек попадает с трудное положение, связанное с тем, что вся страна с шумом и весельем отмечает наступление Нового года, в то время как пост более располагает к внутренней сосредоточенности, к несуетной духовной работе. Но чтобы, с одной стороны, не впасть в фарисейство, а с другой - не растерять наше особое духовное состояние, сложившееся в предыдущие дни поста, нужно правильно сориентироваться в этой непростой ситуации.

Будет правильно отметить наступление нового года "благости Божией" новогодним молебном, который совершается в храмах Русской Православной Церкви 31 декабря. Можно собраться семейным кругом и провести праздничную ночь в общении и взаимной радости. Пост всегда доброволен, поэтому будет неправильно обязать всех участников праздничного застолья ограничиться исключительно постной трапезой, если некоторые из них поститься не желают. Можно приготовить постные блюда и скоромные, а выбор - дело каждого.

- На Ваш взгляд, в сегодняшней власти увеличивается число действительно верующих людей? Можете кого-то из них назвать?

- Такие люди есть, и их, слава Богу, немало. Предпочел бы не называть имена: думаю, если будет нужно, они сделают это сами. Это благо для страны, что к вере приходят и те, кто облечены властью. Ведь Господь ждет от Своих учеников покаяния и смирения, готовности нести крест, служить ближнему. Конечно, процесс обретения веры часто бывает "растянут" во времени. Безусловно, принадлежность к власти оказывает известное влияние на склад личности. Ведь это нелегкое бремя. Мешает ли пребывание во власти прийти ко Христу? Все зависит от стремления самого человека и от помощи Божией. Думаю, что верующий человек должен осознавать временный и ограниченный характер своей власти, равно, как и самой жизни. А каждый из нас призван жизнь прожить так, чтобы не было стыдно перед Богом, ближними и самим собой. Как учит нас Слово Божие: "от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут".

- Когда Вы лично поверили в Бога?

- К счастью, в моей сознательной жизни не было периода, когда я не ощущал бы себя православным христианином. Бог судил мне появиться на свет и воспитываться в благочестивом русском семействе, где веру в Бога я впитал, что называется, с молоком матери. Мои покойные отец и дед были священниками, при этом оба они были самыми настоящими исповедниками - пострадали за веру, прошли лагеря и ссылки. Великий пример их церковного служения, который я имел перед глазами в собственном моем семействе, безусловно, во многом определил мой ранний жизненный выбор - посвятить себя Церкви. Однако в нашей стране, где атеизм на протяжении семи десятилетий пребывал в статусе государственной доктрины, выросло несколько поколений людей, насильственно отторгнутых от отеческой веры, от тысячелетней духовной традиции нашего народа. Путь таких людей к храму, к обретению Бога в душе и сознательной жизни по Его заповедям бывает не всегда прост и гладок. Поэтому я придаю исключительно важное значение, во-первых, задаче воцерковления взрослых людей, а во-вторых, делу воспитанию подрастающих поколений граждан России в отечественной религиозной традиции. И здесь огромную положительную роль должно сыграть преподавание Основ православной культуры в школе. То же самое относится к преподаванию аналогичного курса детям из семей мусульман или буддистов в местах их компактного проживания и там, где это возможно. А тем детям, чьи родители хотели бы, чтобы их дети ничего не знали ни о христианской, ни о мусульманской, ни о буддистской культуре, можно было бы предложить в соответствующие учебные часы изучение основ светской этики.

- Приходилось ли Вам жалеть о том, что Вы избрали монашеский путь? В чем преимущество этого пути?

- Нет, я никогда не сожалел об этом выборе, потому что такова была воля Божия о моем пути. Заканчивая семинарию и размышляя, быть мне женатым священником или монахом, я решил, что если Господь благословит мне встретить такую девушку, которая составила бы счастье всей моей жизни, то я пойду с ней под венец, а если такой встречи не произойдет, значит, Господь желает моего иночества. Так в 22 года и определился мой жизненный путь.

"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене", - говорит апостол Павел. В этой формуле и заключено, на мой взгляд, представление апостола о преимуществе монашеского пути. Церковь понимает монашество как духовный подвиг и нескончаемый духовный труд. Но все люди не могут и не должны становиться монахами, равно как все они не обязаны быть женатыми. В момент великого выбора своей судьбы человек должен прислушаться, к чему его призывает Господь. У Отца Небесного обителей много, и верующий женатый человек всегда найдет такую модель существования, которая позволит ему честно служить Богу, своему семейству и ближним, жить по заповедям Божиим. Женатое состояние православного или его иночество имеют равную честь в глазах Церкви при наличии твердой и деятельной веры.

- Говорят, что в школьные годы Вы не скрывали своей веры и продолжали успешно учиться в советской школе, как же возможно это было в то время?

- Это правда, я никогда не скрывал своей веры и не отрекался от Христа. Я также никогда не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Учителя пытались дискутировать со мной по вопросам веры, меня вызывали на педсоветы. Но им нечего было противопоставить моим убеждениям, а я, признаюсь, к таким разговорам специально готовился. А впервые написали обо мне в ленинградской газете именно в то время, когда я был школьником. Помнится, автор заметки грозно ставил вопрос о том, куда глядят мои учителя, товарищи и общественные организации: мальчик по успеваемости один из первых в классе, а верит в Бога, и это в наше время! Как бы то ни было, в пятнадцатилетнем возрасте я вынужден был пойти работать и одновременно заканчивать вечернюю школу.

В юности я участвовал в геологических экспедициях и до сих пор высоко ценю полученный тогда жизненный опыт. Потом поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, что вовсе не приветствовалось властями, которые как раз в те времена обещали, если помните, показать по телевизору последнего попа. Однако, никогда не скрывая своих убеждений, при этом политическим диссидентом я тоже никогда не был, потому что считал для себя невозможным бороться со своей страной.

- Можно ли совмещать веру и суеверие? Если православный человек, увидев черную кошку, переходит на другую дорогу или сплевывает через плечо, он грешит?

- Если это православный человек, то, значит, он не тверд в своей вере или немного знает о ней. Потому что мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.

- Почему получается так, что с мусульманами у Русской Православной Церкви конфликтов практически нет, а с католиками много проблем, хотя они вроде бы по вере нам ближе?

- Я не стал бы сравнивать отношения нашей Церкви с мусульманами и ее отношения с католиками. Было бы некорректно рассуждать о том, где больше проблем, а где меньше, потому что это совершенно разные сферы, затрагивающие различные культурно-исторические пласты. Единственное, что можно сказать с достаточной определенностью, так это то, что отношения Русской Православной Церкви с Исламом являются более устоявшимися, так как в России издавна существуют регионы компактного проживания мусульман. За многие столетия жизни бок о бок мы выработали, как я считаю, уникальный опыт добрососедства, мирного и взаимоуважительного сосуществования. Присутствие католиков в России также является неотъемлемой частью отечественной истории: в различные ее периоды в состав нашего государства входили такие традиционно католические территории, как Литва и часть Польши. Однако с тех пор многое изменилось, и в нынешней Российской Федерации католики не составляют численно значимой общины. Подавляющее большинство католического духовенства прибыло в Россию из-за границы. Этим людям, может быть, непросто сориентироваться в наших реалиях, что обуславливает их не совсем верные шаги в плане миссионерской деятельности и в отношениях с православными. По крайней мере мне хотелось бы верить именно в это, а не в чью-то злонамеренность.

- У Вас лично и у Церкви есть позиция относительно будущего президента страны и возможности остаться на третий срок нынешнему президенту?

- Позиция Церкви - быть всегда с народом, но вне политической борьбы. Она не участвует в предвыборных баталиях, видя в них разделение людей, тогда как ее долг - собирать их воедино во Христе Иисусе. Это положение со всей определенностью сформулировано в 2000 году в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". За каждой Божественной литургией во всех православных храмах неизменно возносятся молитвы о благополучии родной страны, о властях и воинстве ее, "да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Мне представляется, что для России в следующем четырехлетнем президентском цикле очень важно сохранить преемственность государственной власти, последовательность политического курса и обеспечить продолжение обозначившегося успеха нашего развития.

Валерий Коновалов,
"ТРУД"

27 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования