Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"THE WASHINGTON POST": Убить Санта-Клауса. Христиане первыми заявили права на Рождество, но торговцы присвоили его себе


Пятьдесят пять лет назад священники в соборе города Дижона на востоке Франции устроили довольно необычный рождественский спектакль для нескольких сотен школьников. Они повесили и сожгли Санта-Клауса.

Священники обвинили Санту в том, что он занимает все больше и больше места во время Рождества и сравнили его с кукушкой, которая захватывает гнезда других птиц. Что бы сказали священники сегодня, когда надувной Санта заполонил собой пейзаж. Наверное, они бы сказали, что тогда, в 1951 году, он слишком легко отделался.

Правы ли были эти священники? Споры о смысле и символическом значении Рождества превратились в ежегодный ритуал и часто исходят из идеи о том, что у этого праздника есть одно неизменное значение. Но даже неглубокий взгляд на историю Рождества открывает иную картину. Этот праздник утверждался, отвергался и переосмысливался веками. Такие праздники, как Рождество, отражают культуру и душу нации, и по мере того как меняются люди, меняется и смысл Рождества.

"Динамика развития культуры и общества отражается на таких событиях, – говорит Джек Сантино, изучающий фольклор и народную культуру в государственном университете Bowling Green штата Огайо. – Самые глубокие и серьезные проблемы и ценности общества как социальной группы проявляются в том, как люди празднуют, с кем они празднуют и с кем отождествляют себя".

Вероятно, самой ранней "заявкой" на Рождество было стратегическое решение ранней Церкви христианизировать нехристианские празднества, приходящиеся на период зимнего солнцестояния.

"В первые века существования Церкви обсуждался вопрос о том, надо ли выделить определенный день для празднования рождения Христа, – объясняет Сантино. – Они выбрали 25 декабря, рассудив, что "люди празднуют рождение солнца, а мы должны убедить их праздновать рождение Сына".

Появление Санты как главного рождественского образа в значительной части мира стало результатом усилий коммерческих гуру, таких, как Джон Уанамейкер и Роуланд Хассей Мейси, придумавших современную концепцию универмага. Подобно историческим Отцам Церкви, Уанамейкер и Мейси на протяжении XIX века систематически приспосабливали Рождество к своим нуждам.

К этому моменту, говорит социолог и антрополог из Йоркского университета в Торонто Рассел Белк, Рождество уже прошло через несколько реинкарнаций – христиане в Соединенных Штатах поначалу противились празднованию Рождества, поскольку оно рассматривалось как привязанное к католическому календарю, пока волны европейских иммигрантов не принесли с собой традиции праздника. И тем не менее идея дарить подарки родственникам еще не стала нормой, особенно среди иммигрантов-англичан, которые считали рождественские подарки прежде всего актом благотворительности по отношению к слугам и рабам.

Опубликованная в 1843 году нравоучительная сказка Чарльза Диккенса "Рождественская песнь" про жадного торговца, сделавшегося щедрым под влиянием Рождества, стала частью процесса, в результате которого Рождество превратилось в праздник, прославляющий в первую очередь семью. Но даже при том, что миллионы людей были растроганы историей спасения Скруджа, в реальной жизни коммерсанты имели гораздо больше шансов изменить Рождество, чем самим измениться под его влиянием. Об этом писал руководитель отделения религии Принстонского университета Лей Шмидт в книге "Потребительские ритуалы: купля-продажа американских праздников".

Воротилы бизнеса, когда-то протестовавшие против таких праздников, как Рождество, потому что они обескровливают экономику, оценили коммерческий потенциал Рождества и стали поощрять идею дарить подарки родным и близким. Там, где раньше рождественские подарки имели смысл в первую очередь как акт благотворительности, рекламщики и специалисты по маркетингу поощряли восприятие Рождества как праздника семейного и подчеркивали важность взаимного обмена подарками между родными и друзьями. К XX веку американские гении маркетинга во главе с компанией Coca-Cola ухватились за рекламный потенциал Санта-Клауса. Хотя предки Санты в Европе и Азии восходили к различным религиозным традициям, современный Санта является американским изобретением, привлекающим все больше поклонников в Европе и во всем мире.

"Coca-Cola до некоторой степени завладела Рождеством", – сказал Белк. В 1930-х годах, добавляет он, они "каждый год заказывали художникам по одному изображению Санты-Клауса... Вполне вероятно, что красный цвет костюма Санты пришел из этих картинок по заказу Coca-Cola".

Дети в нехристианских и нерелигиозных семьях в США теперь тоже ждут подарков на Рождество – и эта практика делается все более популярной по всему миру. Санта очень популярен, например, в Японии, где христиане составляют ничтожную долю населения. В Соединенных Штатах празднование Рождества оказало сильное влияние на нехристианские праздники: еврейская Ханука и Кванза афроамериканцев позаимствовали у современного Рождества идею обмена подарками.

Ежегодные споры о значении Рождества отражают борьбу в неоднородной нации за право присвоить себе Рождество. Для религиозной и по-прежнему преимущественно христианской нации, каковой являются Соединенные Штаты, Рождество остается самой важной христианской датой в гражданском календаре. Это Рождество в значительно степени славит Иисуса. Но для нации, которая одновременно поклоняется капитализму, Рождество дает возможность солидной части розничной торговли достичь положительного сальдо. И небесный покровитель этого Рождества, разумеется, Санта-Клаус.

Шанкар Ведантам

25 декабря 2006 г.

Перевод и публикация www.inopressa.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования