Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Иеродиакон ИОНА (Яшунский). Наши Катакомбы. (Вестник РХД, №166, III - 1992)


Иеродиакон ИОНА (Яшунский)
НАШИ КАТАКОМБЫ

Очерк "Наши катакомбы" написан монашествующим СПб епархии иеродиаконом Ионой (в миру –– Роман Викторович Яшунский) по благословению митрополита Иоанна (Снычева) С-Петербургского и Ладожского. Молодой автор (родился в 1966 году) имеет большой опыт общения с катакомбным духовенством разных направлений, существующих на территории России.

Задача его работы — осветить в общих чертах состояние катакомбных общин и направление их деятельности. Автору пришлось опустить почти все мелкие подробности ввиду того, что материал первоначально не предназначался дли широкой аудитории. Не названы, по вполне понятным причинам, и источники некоторых сведений.

Публикуемая заметка — первый результат большой работы по собиранию материалов об истории "катакомбной церкви", проведенной иеродиаконом Ионой.

А. К.

В настоящее время нам известно о существовании внутри К.Ц. (катакомбной церкви) (1) по меньшей мере 8 разных группировок, имеющих какое-либо иерархическое возглавление, а также некоторого, впрочем, совсем уж незначительного, числа акефалов, т.е. священников, а иногда даже и мирян, живущих без связи с каким-либо епископом. (Миряне иногда имеют у себя запасные Дары, заготовленные когда-то давно каким-нибудь иереем в предчувствии своей кончины).

Почти все эти течения не имеют канонического общения друг с другом, а зачастую и вовсе не признают друг друга. Большинство из них также оформилось сравнительно недавно и не связано непосредственно непрерывной цепочкой епископских хиротоний с отцами-основателями катакомбной церкви, свв. новомучениками Иосифом Петроградским, Кириллом Казанским, Андреем Уфимским (кн. Ухтомским) и другими. Единственное исключение могла бы составлять так называемая Геннадиевская иерархия, возводящая себя к самому св. патр. Тихону, но за отсутствием подтверждающих это документов и свидетелей никем не признаваемая.

Причиной такого вырождения послужили, с одной стороны, внешние условия гонения, в которых все эти годы жила К.Ц. и в которых часто просто не было возможности епископам поставлять себе преемников, и, с другой стороны, — вызванная этими условиями психология взаимного недоверия и сектантской самозамкнутости, которая не давала епископам, принадлежащим к разным традициям (иосифлянской, кирилловской и т.д.) объединяться хотя бы с целью совместных хиротоний.

Кроме того имеются у разных группировок и некоторые различия в принципиальных установках. Это касается отношения к патриархии, к советским паспортам и т.д.

Геннадиевская (она же Поздеевская) группа

Происходит от некоего еп. Серафима (Поздеева), якобы тайно рукоположенного св. патриархом Тихоном (никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, нет) и арестованного спустя 3 месяца после хиротонии. Проведя много раз по много лет в лагерях и выйдя последний раз на свободу в конце 60-х, он в 70-х гг., незадолго перед кончиной, рукоположил один Геннадия, (2) будущего схимитрополита, а затем, вместе с Геннадием, — Алфея. От этих двух и произошла наибольшая по численности на сей день катакомбная иерархия. Схимитр. Геннадий (Секач) некогда закончил семинарию и был патриархийным белым священником в Белоруссии. В 1962 г. был изгнан с прихода и лишен регистрации у уполномоченного за привлечение несовершеннолетних к вере и участию в богослужении. Стал служить нелегально, организовав тайную общину, сперва у себя в Белоруссии, а затем на Украине, куда перебрался. В 1968 г. встретился с еп. Серафимом, который постриг его в монашество и возвел в сан архимандрита (а может быть, тогда же и рукоположил. В одном из источников 1978 год называется годом хиротонии Геннадия, но это совершенно неправдоподобно, м.б. 1968)(3). Перебравшись затем по благословению еп. Серафима в Абхазию, в район Нового Афона, Геннадий основал там несколько общин, тайный монастырь в горах и даже тайные богословские курсы. В 1975 или 1976 году (он тогда уже точно был епископом) его посадили на 4 года. В заключении он встретился с двумя архиереями грузинской катакомбной церкви — Меладиосом и Малхазом, которые, желая укрепить его положение, повторили его хиротонию (ввиду сомнительности ее), нарекши притом митрополитом(4). Произведя затем от себя целое направление в К.Ц., Геннадий стал его первоиерархом, каковая должность в нем и поныне наследуется. Последние годы своей жизни он провел на Северном Кавказе, где жил в ветхой хижине вместе с митрополитами Григорием и Феодосием, откуда они и управляли церковью соборне и где совершали хиротонии. Рассказывают, что, будучи вынуждены обрабатывать для своего пропитания огород, старцы делали это в подрясниках "в цветочек" или "в горошек" и завязав головы и бороды платками, изображая таким образом старух, скрывались от советского правосудия. И вообще жизнь их была весьма подвижнической и исполненной всяческих лишений.

Владыка Геннадий был знаком с митр. Филаретом Минским (получая до самой своей смерти в 1987 г. пенсию от Белорусской епархии, иереем которой прежде состоял) и, говорят, с патриархом Пименом, пользуясь уважением последнего. Рассказывают, что когда владыка Геннадий бывал на патриарших службах, то патриарх Пимен приказывал вынести для него на клирос кресло. Еще рассказывают, что, впрочем, маловероятно, будто бы Геннадий постриг в монашество мать Пимена.

Вот список (хотя, вероятно, и неполный) геннадианских епископов:

схимитрополит Геннадий (Секач) † 1987;

схимитрополит Феодосии (Гуменников) Ставропольский (5). Был преемником Геннадия в должности первоиерарха, в настоящее время отошел от дел, передав первосвятительство Епифанию около полутора лет тому назад;

митрополит Григорий † 1975 (по-моему, на самом деле позже, по крайней мере лет на десять. Еще вероятнее, что он пережил Геннадия);

митр. Епифаний Могилевский, нынешний первоиерарх;

архиеп. Херувим Черниговский;

еп. Никандр (6)

еп. Досифей*:

еп. Варлаам*;

еп. Евгений*;

еп. Василий Устюжский;

еп. Исаакий (Анискин), устроитель Исаакианского раскола;

еп. Антоний (Пилецкий) Гомельский;

еп. Дионисий*;

еп. Андрей*;

еп. Александр*;

еп. Исидор* Иркутский;

еп. Феогност*;

еп. Афанасий, ушел из епископов, вернувшись в семью, и якобы стал мирянином в патриархии;

еп. Петр* (Громов);

еп. Александр*;

еп. Варфоломей*;

еп. Иларион (Светлов), настоятель скита в деревне Ивановской Вологодской области;

еп. Антоний* (Голеновский);

еп. Владимир (Абрамов) † 1988-1989.

В ведении каждого епископа находится в среднем по десятку священников, хотя у некоторых, например, митр. Епифания, архиеп. Херувима, — по нескольку десятков. Приходы маленькие — 10-15 человек, но почти у каждого священника, помимо прихожан, регулярно приходящих к нему на службы, есть пасомые в разных городах и весях, поэтому им приходится часто ездить в пастырские поездки.

Исаакианский раскол

Популяризировать ИПЦ (Истинно Православная Церковь) среди московской православной интеллигенции начал еп. Владимир (Абрамов), умерший (говорят, отравленный в больнице) в конце 80-х, около 30 лет от роду. Он-то привлек в катакомбы и иеромонаха Данилова монастыря Исаакия, который, поссорившись с наместником архим. Евлогием, ушел из обители и отправился к схимитр. Феодосию, которым был тотчас же возведен в игумены, а вскоре и рукоположен (в сослужении с еп. Владимиром) в епископы. Когда точно это было, нам неизвестно, но можно с большой вероятностью предполагать 1987-1988 год. Пройдя школу патриархии, Исаакий не мог уже удовлетвориться тихой жизнью старых катакомбщиков, душа его требовала большего размаха. Посему он начал еще более активную, чем еп. Владимир, популяризаторскую деятельность, привлекая в катакомбы интеллигентов, бывших зачастую совсем еще неофитами, и в краткие сроки делал их священниками. Многие из них вообще были обратившимися под его влиянием и в легально действующих храмах ни разу не бывали. Срок между крещением (или воцерковлением) и хиротонией мало у кого из них превышал полгода. Естественно, при таком положении дел уровень церковного сознания у большинства клириков и их паствы был очень низким, что компенсировалось весьма высоким уровнем почитания "святого владыки", основывавшегося на бесчисленных видениях, откровениях и даже чудотворениях последнего, в которые все они, включая и самого владыку, свято верили. Откровения порой доходили прямо до абсурда. Так, раздобывши некогда дореволюционный антиминс, еп. Исаакий стал молиться о том, чтобы узнать, чьи же в нем мощи? Мощи оказались (согласно откровению)... св. Иоанна Богослова. Также всякие косточки, случайно найденные на каком-либо кладбище, где были захоронения жертв большевистского террора, непременно объявлялись мощами св. новомучеников.

Надо сказать, однако, что внешне деятельность еп. Исаакия развивалась весьма успешно. Клир и паства его множились, и он основал даже два скита на Вологодчине, один из которых сгорел в 1991 г., а другой, главный, и поныне существует, возглавляемый еп. Иларионом (Светловым). После неожиданной смерти еп. Владимира, Исаакий остался единственным деятелем новой формации и к тому же единственным архиереем в Москве. Естественно, ему стало мало быть просто епископом. В 1989 г. он стал требовать от Феодосия, чтобы ему тоже быть митрополитом и ставить из своего клира епископов. Феодосии на это ответил, что "митрополит в церкви — один". Исаакий тогда запретил своим клирикам поминать Феодосия как первоиерарха, взяв в качестве предлога параклитчиков и то, что Феодосии якобы поддерживает их (7). Кроме того, он стал объезжать других архиереев с целью отвратить и их от Феодосия или по крайней мере помочь ему в поставлении своих епископов. И хотя первое ему не удалось, но игумена Илариона, настоятеля скита, он вместе с еп. Антонием (Пилецким) все-таки рукоположил в 1990 г. В том же году, уже с еп. Иларионом, он рукоположил и другого своего клирика — иером. Афанасия. Так появились исаакиане. За таковую деятельность схимитр. Феодосии с собором верных ему иерархов запретил еп. Исаакия в служении, на что последний ответил анафемой всему этому собранию. Раскол оформился окончательно. После такого поворота событий новорукоположенный еп, Афанасий отошел от Исаакия и вернулся сперва к Феодосию, а затем и вовсе к жене. Говорят, что теперь он прихожанин патриархии. Отошли от Исаакия и некоторые из его клириков и монашествующих, ушедши частию к геннадиевцам, частью к еп. Лазарю (принял их еп. Лазарь через перерукоположение). Отдельные лица отошли в патриархию и (о. Алексий Власов) в католичество или вообще в никуда. Так, в Петербурге был исаакианский иеромонах о. Петр (Иванин), который, будучи Исаакием не то запрещен, не то вовсе лишен сана, тем не менее продолжает служить (хотя более, чем в религиозных кругах, известен он завсегдатаям пивных заведений на Гороховой, где его постоянно можно встретить в подряснике и в изрядном подпитии). Нигде оказался и упомянутый выше о. Алексий, от римо-католиков перешедший к старокатоликам, затем к англиканам, но нигде надолго не задержавшийся. Тоже продолжает служить и именовать себя Истинно Православной Церковью.

Архиепископ Лазарь (Журбенко)

В 1981 г. умер еп. Владимир (фон Штромберг), последний в К.Ц. архиерей, имевший всеми признанное рукоположение (от еп. Андрея (Ухтомского), некоего еп. Симона и еще кого-то). У катакомбщиков, не признававших Геннадия и его группу, началась полня акефалия, побудившая их обратиться за помощью в Зарубежный синод. Те, в свою очередь, тайно рукоположили игумена Варнаву в епископа Каннского (хиротония была совершена двумя архиереями: арх. Антонием (Бартошевичем) Женевским и еп. Марком (Арндтом) Берлинским в пустом храме без народа с одним лишь диаконом)и отправили его с грамотами от Синода в Россию, где он один (ссылаясь все на тот же прецедент со св. Иоасафом Кодьякским) рукоположил иером. Лазаря (Журбенко). К еп. Лазарю стянулись многие представители иосифлянской, андреевской (в меньшей степени) и кирилловской (к которой он и сам принадлежал) традиций. Был среди них и последний священник, рукоположенный еще св. Иосифом Петроградским, о. Михаил Рождественский, брат св. новомученика о. Измаила Рождественского, служивший в одном из пригородов Петербурга и умерший лишь в 1988 г.

Всего у арх. Лазаря насчитывалось, по нашим данным, более полусотни катакомбных приходов, большинство из которых находилось на Кубани и Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине. Большинство из них так и осталось по сию пору катакомбными и не входит в официальную структуру Зарубежной церкви. Часть из них, правда, теперь подчинена еп. Вениамину (Русаленко), первоначально Гомельскому викарию Лазаря, ныне Черноморскому и Кубанскому. Таким образом, архиеп. Тамбовский и Обоянский (8) Лазарь в большей степени может считаться деятелем катакомбной церкви, нежели Зарубежной.

Юрисдикции греко-старостильнического происхождения

Еп. Гурий (Павлов). Владыка Гурий — живая история и, можно сказать, реликвия катакомбного движения. 1902 г. рождения, он в 1929 г. был рукоположен в иеромонахи, скорее всего еп. Андреем (кн. Ухтомским) или уж, по крайней мере, точно кем-то из новомучеников, никогда не имел советского паспорта, около 30 лет провел в лагерях и 15 в самом что ни на есть подполье, живя в подполе крестьянской избы у своих духовных чад. В конце 1990 — начале 1991 г. маститый старец оказался в Нью-Йорке, в Зарубежном синоде (непонятно, как ему это удалось без советских документов) и предложил себя в епископы для катакомб, страдающих от акефалии. В Синоде отнеслись к нему и его предложению благосклонно, но предложили подождать приезда владыки Лазаря, который (после неудачного опыта с еп. Валентином Русанцевым) потребовал, чтобы все рукоположения для России происходили с его участием. Архимандрит же Гурий ответил, что от руки такого нечестивца, как Лазарь (он якобы в дьяконы был посвящен в М.П., каковое антихристово клеймо невозможно отмыть ни катакомбным иерейским, ни даже зарубежным архиерейским рукоположен нем), он хиротонию принимать не станет и главенства его в России не признает. "На нет и суда нет", — гласит народная пословица, да и возраст ставленника тоже несколько смущал синодалов, так что пришлось ему домой ехать. Но летом 1991 года о. Гурий опять оказался в Америке, только на сей раз в Бостоне, в Спасо-Преображенском монастыре, несколько лет тому назад со скандалом отошедшем от Синода к грекам-старостильникам и возглавляемом неким еп. Ефремом и старцем архим. Пантелеймоном. Там-то и посвятили греки Гурия. Живет он ныне в Казани и рукоположил уже много священников. Подчиняется ли он грекам или автономен — неизвестно. Скорее — первое.

Антоний (Чернов), схимонах и митрополит

Еще одна замечательная личность. В детстве, будучи кадетом, ушел за границу с оружием в руках с Белой армией. Жил в Болгарии, где был духовным чадом и келейником архиеп. Феофана Полтавского (Быстрова). В 40-е годы готовил заговор с целью убийства первого советского посла в Болгарии, который был раскрыт болгарской контрразведкой. С занятием Красной армией Болгарии молодой террорист оказался на родине в лагере, где познакомился с катакомбщиками. По выходе в 50-е годы принял монашеский постриг (почему-то в Киево-Печерской лавре). Снова сидел, выходил, катакомбничал, опять сидел, и так до 1979 г., когда сумел, наконец, не только выйти, но и выехать. Жил сперва во Франции, где сменил за несколько лет все возможные православные юрисдикции, потом переселился в Великобританию, где, пожив сперва недолго у каких-то католиков, а затем у некоего англиканского пастора, обосновался наконец на острове Мэн при греческо-русской старостильнической церкви, где жил последние несколько лете настоятелем оной иером. Симоном (Иенсеном). Приход подчиняется архиеп. Афинскому и всея Греции Хризостому, принадлежащему, по-видимому, к Матфеевской иерархии — самой неканоничной из 4-х существующих в Греции иерархий старостильников (9). Летом 1991 г. Антоний приехал в Москву вместе с арх. Хризостомом и о. Симоном, якобы для поисков возможностей издания богословского наследия владыки Феофана Полтавского. Встречался с общественностью, принимал участие в съезде Союза Братств и других мероприятиях, везде представляясь несвященным схимонахом. Будучи же на самом деле митрополитом, тайно поставленным Хризостомом, основной целью своей имел устроение новой ветви катакомбной иерархии. Вместе с Хризостомом они и совершили 2-3 хиротонии старых сподвижников Антония по катакомбам. Пережив в Москве августовский путч, схимитр. Антоний вдохновился произошедшими в России переменами, и, съездив осенью ненадолго домой, снова вернулся на родину и обосновался где-то в районе Кисловодска, устроив там тайный скит, откуда и руководит созданной им иерархией.

...До нас дошли сведения (правда, пока непроверенные), что некоторые другие течения греков-старостильников тоже проникают в Россию и даже имеют якобы несколько приходов, хотя и не возглавляемых местными епископами, а подчиненных непосредственно Греции. Пытаются выходить на греков также и наши катакомбники, не нашедшие, по тем или иным причинам, общего языка с З.Ц.

Викентий Чекалин

Создатель, пожалуй, самого одиозного направления среди катакомбщиков, так называемый еп. Викентий, был некогда дьяконом в патриархии. За гомосексуализм его церковные власти лишили сана, а гражданские — посадили в тюрьму. По выходе из тюрьмы он прибился (скрыв позорные обстоятельства своей жизни) к геннадиевцам и был ими рукоположен в иеромонаха. Спустя некоторое время объявил себя епископом. Все катакомбщики отрицали свою причастность к рукоположению Викентия, а сам он выдвигал разные версии о происхождении своего епископства, среди них была и такая, что рукоположили его два архиерея из М.П., назвать которых он, естественно, не может, чтобы не подвести их.

Известно, что к помощи Викентия прибег Иоанн Бондарчук для рукоположения первых двух своих соепископов.

Будучи отвергнут всеми катакомбщиками и зарубежниками, Чекалин обратился к папистам. Ватикан признал сперва его архиерейство, и Викентий стал предстоятелем так называемой "Российской Православной Католической Катакомбной Церкви" с титулом епископа Яснополянского. Вскоре, однако, латиняне его дезавуировали, и он переметнулся к старокатоликам, но и оттуда был изгнан. Несмотря на это до сих пор функционирует, будучи "первоиерархом". Вот только чего — неизвестно.

Лазарь Каширский (Васильев)

Был белым приходским священник в М.П. Около двух лет тому назад под влиянием параклитчиков отошел от патриархии и объявил себя епископом. По всей вероятности, был рукоположен Бондарчуком. Сейчас именует себя "митрополитом Сибири". К катакомбам реального отношения не имеет, разве что по общности названия, ибо называет свою юрисдикцию (о численности которой мы сведений не имеем) ИПЦ.

Патриархийные катакомбщики

Название сие принято нами, ибо, скорее всего, здесь не приходится говорить о какой-либо целостной структуре. Известно лишь, что некоторые иерархи М.П. рукополагали тайных священников. Достоверно это известно о покойных митрополитах Иоанне (Вендланде), Леониде (Полякове) и... Никодиме (Ротове). Из ныне живущих молва называет архиепископов Платона Ярославского и Анатолия бывш. Уфимского, ныне Керченского, что, впрочем, не доказано. К кому относятся теперь иереи, рукоположенные покойными митрополитами, –– неизвестно. Говорят, правда, что они рукополагали их не для себя, а для уже существующих катакомбных течений. Принимал участие в катакомбных процессах и митр. Антоний (Блюм), к которому некогда обратилась группа священников с просьбой считать его своим епархиальным архиереем, на что он согласился.

Есть даже информация (правда, совсем уж на уровне слухов) о случае поставления даже тайного епископа владыками Платоном, Анатолием и, может быть, Иоанном. Случаев легализации тайных патриархийных иереев при наступлении новых общественных условий нам не известно.

Отношение вышеописанных течений к Патриархии, Зарубежной церкви и друг к другу

Если рассматривать данный вопрос исторически, то традиции, наследниками которых являются нынешние катакомбщики, по степени ужесточения их отношения к М.П. нужно расположить так: кирилловская, иосифлянская и андреевская. Если же смотреть со стороны нынешнего положения вещей, то на одном фланге оказываются геннадиевцы, на другом — примкнувшие к грекам и в особенности еп. Гурий, и посередине — группа арх. Лазаря.

Так, например, один геннадианский иеромонах из Минска с большой гордостью рассказывал нам, как его пускали послужить в патриархийный храм, что служило для него подтверждением подлинности его священства. Подобно и живший на Валааме иером. Алексий (Рогов), хоть и встретил первых насельников монастыря недружелюбно, однако вскоре тоже попросился сослужить. Это и не удивительно, если вспомнить, что сам Геннадий ушел из патриархии лишь вследствие того, что его лишили возможности легального священнослужения. Терпимость геннадиевцев к патриархии доходила до того, что еп. Антоний (Пилецкий), будучи уже в этом сане, по-прежнему продолжал оставаться смиренным иеромонахом Почаевской лавры, откуда был впоследствии изгнан, когда истинный сан его случайно открылся. Сей епископ имеет и поныне много чад духовных среди патриархийного духовенства Белоруссии, богослужения которых он по временам посещает (сам он практически не служит, будучи почти совсем слеп) и бывает удостаиваем от них встречи, приличествующей архиерею. Многих обращавшихся к ним в последние годы кандидатов на священство геннадианские архиереи сами отсылали в патриархию, говоря, что там тоже нужны истинно-православные клирики, готовые отделиться от нее со своими приходами, если она окончательно погрязнет в ереси экуменизма. Так что геннадианская иерархия может именоваться скорее параллельной, нежели альтернативной.

Еп. Исаакий, отколовшись от геннадиевцев, ужесточил и свою позицию по отношению к М.П. Так, он запрещал своей пастве причащаться в патриархийных храмах (10) поминать на проскомидии всех патриархийных архиереев и большинство иереев (за исключением особенно уж благочестивых). Кроме того он составил книгу "988-1988. Уроки Тысячелетия", где трактовал М.П. как апокалиптическую блудницу, сидящую на красном драконе. Впоследствии он еще более усугубил такое отношение и, по примеру карловчан, ввел принятие людей в общение из патриархии через покаяние.

На отношении к М.П. арх. Лазаря задерживаться не будем — это отношение Зарубежной церкви. Антоний же, и в еще большей степени Гурий, вовсе отрицают наши таинства, последний, наверное, вплоть до перекрещивания.

О Викентии и Лазаре Каширском нам ничего в этой связи не известно.

Что касается отношений разных течений с З.Ц., то тут надо сказать, что до совсем недавнего времени во всей К.Ц. поминали ее митрополита, как своего первоиерарха, что давало возможность священникам и в случае смерти своего епископа продолжать служить, даже если они и не сразу входили в контакт с другим. За границу пересылались сведения обо всех российских епископах. Одним словом, отношение было самое благоговейное. Все решения всех Зарубежных соборов принимались как обязательные. Зарубежники, в свою очередь, относились весьма уважительно к представителям всех направлений (впрочем, их в то время было меньше), в том числе и к геннадиевцам, называли их в письмах Владыками, Высокопреосвященствами и даже(по словам еп. Исаакия) присылали при случае св. миро и антиминсы. Игумен Герман (Подмошенский), основатель Братства преп. Германа Аляскинского, говорил нам, что он и блаженный иером. Серафим (Роуз) со дня своего рукоположения (т.е. с 1977 г.) поминали за литургией схимитр. Феодосия (они, очевидно, не знали, что первоиерархом являлся Геннадий, что явствует из того, что в изданной в 1988 г. Братством книге "Российские катакомбные святые" Геннадий упоминается как архимандрит).

Положение изменилось в годы перестройки, когда возникла возможность реального сослужения при поездках зарубежников в Россию и катакомбщиков за границу. Сыграло свою роль здесь и открытие в России легальных приходов, находящихся под омофором владыки Лазаря, который с геннадиевцами в общении не состоял.

У нас имеется письмо еп. Илариона Манхэттенского, где он сообщает нам, что поскольку хиротонии архиереев геннадиевской группы не доказаны, З.Ц. не считает возможным их признавать и переходящих от них клириков принимает через рукоположение. (Есть, правда непроверенные, данные, будто еп. Валентин Суздальский принял несколько таких клириков в сущем сане).

Естественно, что это охладило и отношение самих геннадиевцев к З.Ц. и теперь они ищут признания в других местах. По их словам, карловчане не признают их, скорее, из-за того, что их (больше всего арх. Лазаря) не устраивает существование в России катакомбных структур, не подчиненных арх. Лазарю.

Есть сведения, что митр. Хризостом Солунский (не путать с Афинским, в юрисдикции которого пребывает Чернов) ведет переговоры с митр. Епифанием о принятии геннадиан в общение. Способ, каким это будет осуществлено, нам доподлинно не известен. Возможно, архиерейские хиротонии будут повторены, а клирики останутся в сущем сане, а, может, и всех их примут просто через сослужение.

Отрицательнее всех относится к зарубежникам схимитр. Антоний (Чернов), который, хоть и не говорит прямо об их безблагодатности, однако в православии их весьма сомневается по причине ереси митр. Антония (Храповицкого) в отношении догмата об Искуплении, которую обличал еще арх. Феофан Полтавский. Зарубежники же Чернова называют офицером КГБ, аферистом, еретиком и прочими нелестными именами. Об отношении к З.Ц. еп. Гурия после размолвки его с Синодом сведений у нас нет, но с арх. Лазарем они по-прежнему заклятые враги. Кратко сказать, все они {кроме, м.б., геннадиан) считают себя единственной истинной церковью в России.

В силу территориального .расположения многих катакомбщиков на Кавказе возникали некоторые отношения их с грузинской церковью, особую роль в которых играл блаженнопочивший в 1985 г. митрополит Тетри-Цкаройский Зиновий {в схиме Серафим) — архиерей всех русских приходов Груз. патриархата, постриженник Глинской Пустыни и ученик ее великих старцев.

Сей богомудрый старец-святитель, движимый любовью к этим людям, положил много усилий, чтобы не допустить разрыва их со вселенским православием. Он шел не путем формального подчинения их, но путем икономии и снисхождения, ибо искал прежде всего их душ. Так, он позволял в своем кафедральном храме св. Ал. Невского в Тбилиси служить тем из катакомбных священников, кто сам не отказывался иметь с ним общение, окормлял многих тайных монахинь и зачастую присоединял их (в т.ч. и так называемых "бесцерковников", т.е. акефалов) через пострижение. Рясофорных он постригал в мантию, мантийных в схиму. Говорят также, что он совершил несколько рукоположений для катакомб.

И, как нам кажется (хоть по смиренному положению, занимаемому нами в церковной иерархии, нам не следовало бы иметь по таким вопросам своего суждения или, по крайней мере, высказывать его), такой образ действий должен быть и у нашей церкви по отношению к тем, кто, хоть и не находясь в каноническом ей послушании, тем не менее все же не вполне отвергает ее (а таковы геннадиевцы, а, может, и отдельные представители др. групп): неофициальный, основанный на личном доверии контакт и молитвенное общение. И даже невыясненность хиротоний не может служить непреодолимым препятствием, ведь принимались же в общение из ереси целые поместные церкви или епархии, а у еретиков, как известно из канонических посланий св. Василия Великого, нет никакого апостольского преемства и, следовательно, священства. Благодать, подаваемая Господом через общение с истинной церковью, восполняла сей недостаток. И члены Тела Христова связываются друг с другом узами любви, а не административного единства. Любви же свойственно делать первый шаг навстречу. И Господь непременно откроет сердца чад своих, ибо многие из них, и это необходимо помнить, ради любви к Нему и к чистоте святой православной веры и к непорочности Невесты Агнчей шли и идут сим скорбным путем.

Ноябрь 1992 г. С-Петербург

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. В данном случае общее название "К.Ц." применяется условно, т.к. среди "катакомбников" есть как принадлежащие, по мнению автора, к церкви, так и явные раскольники и даже еретики.

2. Геннадий имел еще бумаги от епископов Гавриила и Александра и по др. источнику еще Гермогена (Голубева?) о соизволении их на его хиротонию. Еп. Александр (Пружанский) был поставления белорусской автокефалии (или м.б., автономии?), существовавшей во время немецкой оккупации. О еп, Гаврииле точных сведений нет (еп. Иоанн Береславский в своей книге "Тайный схимитрополит" — М. Богородичный Центр, 1991 — называет его Ташкентским). Катакомбщики утверждают, что Собор 1917-1918 гг. и патр. Тихон предусматривали возможность в экстренных случаях совершения хиротонии одним епископом, при наличии на то письменного волеизъявления других, кроме того, ониуверяют, что Собор предоставил еп. Андрею (Ухтомскому) исключительное право и вовсе одному выбирать и поставлять епископов. (Прецедент такого рода хиротонии имелся еще в синодальный период. Св. Иоасафа Кодьякского рукоположил по благословению св. синода один иркутский преосвященный. Также в 1982 году зарубежный синод благословил еп. Варнаве Каннскому рукоположить еп. Лазаря Журбенко).

3. Известно, что в древности на Руси, со времени отделения русской церкви от Константинополя, предстоятели ее (начиная со св. Ионы) возводились в сан митрополита, а затем (со св. Иова) и патриарха путем повторения епископской хиротонии. Обычай сей пресекся лишь после низложения патр. Никона.

4. По еп. Иоанну (цит. соч.), рукоположение Геннадия было в 1971 г.

5. Вообще-то геннадиевцы (да и почти все катакомбники) не имеют титулов по кафедрам и даже при хиротонии нарекаются просто "во епископа" без указания города, объясняя это неизвестностью дальнейшей судьбы поставляемого. Епархии их строятся не по территориальному принципу, а на основе личной связи епископа и иереев. Епархия — не земля, а люди. Так что титулы здесь приводятся условно, по месту пребывания.

6. Звездочками помечены архиереи, о которых нам известны лишь их имена, и то из одного только источника. М.6., кто-либо из них и не принадлежит к геннадиевцам.

7. Дело в том, что основатель движения, которое ныне называется "Богородичный центр", а тогда именовало себя "параклитским", Иоанн (Яковлев или Береславский?) был рукоположен в иеромонахи схимитр. Геннадием и был поначалу скромным иеромонахом, и не думавшим основывать свою религию. Просто ему были некие откровения "от Богородицы", которые он записывал. Все было еще ничего, пока "Богородица" не повелела ему одного своего товарища и сподвижника, иером. Серафима (тоже рукоположенного Геннадием по представлению Иоанна) ... рукоположить во епископы, самому при том оставаясь иеромонахом. Серафим же стал рукополагать других иереев, и пошло и поехало... Сам же Иоанн стал архиереем лишь недавно, причем, как говорят, от руки не то Иоанна Бондарчука, не то Лазаря Каширского, который был в свою очередь рукоположен от Бондарчука, будучи подбит на то параклитчиками. Теперь, впрочем, они от Лазаря открещиваются. Надо также заметить, что Исаакий, хотя и возводил таковые обвинения на Феодосия, однако сам принял в общение в сущем сане рукоположенного у параклитчиков иером. Стефана (известного художника В.Д. Линицкого, картины которого часто встречались в Ж.М.П.) и, говорят (что, впрочем, доподлинно не известно), рукоположил затем в архиереи. Иером. Стефан теперь служит в СРПЦ в епархии архиеп. Лазаря.

8. Титул, как и сан архиепископа, был ему присвоен совсем недавно в связи с открытием легальных приходов, состоящих под его омофором, а до этого он именовался просто епископом Лазарем.

9. В мире существует 12 различных юрисдикции греков-старостильников, из которых в Греции представлены 4 — Матфеевская, Киприановская, Хризостомовская и Авксентьевская, называемые по именам своих первоначальников. Матфеевская юрисдикция, к которой принадлежит упомянутый архиеп. Хризостом, произошла от одного архиерея. Кроме того, она отличается самым крайним ригоризмом по сравнению с другими. Самая умеренная — Киприановская. Хризостомовская возглавляется тоже Хризостомом, только Солунским, а не Афинским. Между собой они разнятся происхождением, а также отношением к государственной церкви. Одни считают ее канонически неправильной, но все же благодатной, другие — вовсе еретической, вплоть до перекрещивания приходящих оттуда. В настоящее время ведутся переговоры с целью подчинения старостильников Иерусалимскому патриарху. Делали и сами они попытки к объединению, которые хоть однажды и увенчались успехом, но ненадолго: уже на пароходе, на котором участники Собора, проходившего в Америке, возвращались в Грецию, они заанафематствовали друг друга.

10. Чтобы богословски обосновать этот запрет (таинства ведь он признавал), он был вынужден прибегнуть к откровенно еретической нелепице. Так, он говорил, что согласно троечастному своему составу человек и причащается трояко: дух его воспринимает Дух Святый, тело — вещество хлеба и вина, а душа — душу служащего священника и поминаемого архиерея, а посему причащаться в М.П., где большинство священников и все архиереи — негодяи, не спасительно.

Вестник РХД. №163 (III) 1992


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования