Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": Не от мира сего. Что такое икона?


В 726 году византийский император Лев III приказал офицеру своей гвардии по имени Ювим снять особо почитаемый образ Спасителя с ворот Константинополя — тогдашней столицы Византии. Икону было велено заменить изображением креста. Присутствовавший народ пришел в очень сильное волнение и попытался помешать святотатству. В результате схватки пролилась кровь, и император организовал жестокую расправу над непокорными. Так начался период жесточайшей борьбы против иконопочитания. Этот период продолжался до 830 года. Он был отмечен кровью мучеников и острейшими богословскими дискуссиями

К Богу через икону

Икону видел, наверное, всякий человек. Если не дома, где они могли остаться от прадедушек и прабабушек, то в храме, на репродукциях в книгах, в телевизионных сюжетах. Однако об иконах знают очень немногие и не много.

В словарях можно прочитать: "Иконы от греческого "изображение", в христианской церкви — название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющие священный характер и служащие предметами религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувства молящегося к изображаемому". Уже из этого определения можно уяснить, что иконы — это живописные изображения; икона — изображение почитаемое; и икона — предмет, имеющий особое, мистическое предназначение. Икона помогает возводить мысли и чувства верующих через изображение (или образ) к изображенному на ней.

Изображают на иконах не только Иисуса Христа, Богоматерь и святых. На иконах можно увидеть и ангелов, и события из Библии или церковной истории. Икона — это иллюстрация к какому-либо событию или портретное изображение святого. Богословы говорят, что портреты или иллюстрация — это только первая, самая низкая ступень понимания иконы. Хотя и она имеет немалое значение. Еще на седьмом Вселенском соборе, утвердившем догмат иконопочитания, говорили об учительской и назидательной роли икон. А в древности иконы вообще называли "Библией для неграмотных".
Иконы издревле считаются священным изображением. А священный, если снова заглянуть в словарь обозначается как "отделенный от обыкновенного, освященный, посвященный". Итак, иконы отделены от обыкновенного… Автор фундаментального труда "Зримая истина" С. Алексеев спрашивает: "Что это значит? То, что они выполнены каким-нибудь особым образом и вследствие этого имеют большую ценность? А может быть, они наделены какими-то особыми свойствами? Или же эти предметы определены для какого-то особенного, отличающегося от повседневного действия? Действительно, священные изображения предназначены для одного особого действия — общения с Богом".

Почитая святые иконы, православные направляют свои молитвы не на сам предмет — доску и краски, а на того, кто стоит за этим предметом. Иконы — как бы посредник между миром духовным и земным. Почитая иконы — предмет, посвященный Богу и освященный, православные поклоняются самому Богу. Почитая святого, его мощи или его изображение, люди почитают человека преображенного Господом, и следовательно, самого Господа.

Священные предметы, иконы никоем образом не должны смешиваться с реалиями нашего мира. Они отделены от быта, поскольку предназначены для общения с Богом. Иконы называют святыми не только потому, что они освящены, но еще и потому, что святость — одно из свойств Божьих.

Есть несколько уровней восприятия икон. Первый — буквальный, когда человек воспринимает конкретное изображение. Второй уровень — символический, в нем прослеживается богословская мысль, заложенная в данной иконе. Третий уровень — назидательный, проще говоря, верующий воспринимает пример святости от изображаемого на иконе. И только четвертая — самая высшая ступень восприятия иконы — это уже молитвенное общение с тем, кто изображен.

Икона — понятие духовное. Анализу она поддается только до определенного предела. Можно рассуждать об иконописной школе или о богословских тонкостях изображенного. Но все дальнейшее, что происходит в душе верующего перед иконой, — тайна.

От гофера и ситтима к кипарису и ольхе

Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописцев. Совокупность этих приемов называется иконописным каноном. "Канон" — слово греческое и означает "правило", "мерило". Иконописные правила создавались в течение многих веков, причем создавались не только иконописцами или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви.

Так, в 691 году в Константинополе состоялся собор. Из постановлений, принятых на этом собрании отцов Церкви, многие касались иконописного канона. Правилом 82-м запрещалось изображать Христа в виде агнца (ягненка), т.е. символически. Отныне Спаситель должен был изображаться в Своем человеческом облике. Правило 73-е напоминало о почитании изображений святого Креста. Можно сказать, что именно с этого собора Церковь начинает выработку правил иконописания. А Седьмой Вселенский собор в 787 году утвердил догмат иконопочитания, обозначил место и роль священных изображений в Богослужении. Можно сказать, что в выработке иконописного канона участвовала вся Церковь, весь Ее соборный разум.
Чаще всего икона пишется на деревянной основе. Дерево для иконы избранно не случайно. И дело не только в том, что этот материал наиболее доступный и недорогой, или том, что он легко поддается обработке. Дерево имеет еще и глубокое символическое значение. Вспомните о Древе Жизни, о Древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду, где жили Адам и Ева. Можно вспомнить о дереве гофер, из которого был построен Ноев ковчег. О дереве ситтим, из которого был сделан Ковчег Завета, и, наконец, о дереве Креста, на Котором Иисус Христос был распят и принес искупительную жертву за людей.

Для изготовления иконных досок чаще всего используют кипарис, липу и ольху. Кипарис не поражает жук-точильщик, поскольку в древесной ткани кипариса присутствуют вещества, отпугивающие этих насекомых. Доски из кипариса не коробятся и не подвержены воздействию влаги. Липа и ольха отличаются легкостью, а вот осина, береза, ель, сосна хотя и используются для икон, но имеют ряд свойств, которые влияют на долговечность, и их стараются брать как можно реже. Так же как и дуб, который способен вызывать деформацию и растрескивание красочного слоя.
Если посмотреть на лицевую сторону иконной доски, то можно увидеть углубление, которое называют ковчегом. Здесь очевидна связь иконного ковчега с ковчегом Ноевым и с Ковчегом Завета. Ноев ковчег — это средство спасения праведных людей от гибельного наводнения, а Ковчег Завета — это средство общения с Богом. Православная икона — это и средство богообщения, и веха, показывающая путь к спасению.

Возвышающиеся над ковчегом края называют полями, а скос между ковчегом и полями — лузгой. О предназначении полей на иконе один из иконописцев заметил так: "Картину для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося".
Сама икона состоит из четырех слоев. Слой первый — это иконная доска. Иногда на нее, для лучшего сохранения красок наклеивают ткань — так называемую поволоку. Слой второй — это грунт, основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Третий слой — это краски.

Для писания икон используются темперные краски, сделанные на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия из воды и яичного желтка. Эта техника возникла в глубокой древности, а на Русь пришла в X веке. Цвет, тон и сохранность красок темперной живописи намного долговечнее других красок, скажем, масла. Кроме прочего такая живопись очень хорошо подходит для священных изображений. Она прозрачна, и сквозь краску просвечивает белый левкас, придавая особую светоносность образам.
После подготовки левкаса идет золочение нимбов и фона. Потом доличное письмо — это изображение одежд, пейзажа, архитектурных деталей. Следующий этап создания иконы — роспись. Потом личное письмо. Здесь сначала идет роскрышь санкирью, опись, затем вохрение и завершающий этап изображения ликов — движки. Затем икону надписывают.

Когда написание иконы завершено, ее покрывают специально приготовленной натуральной олифой и просушивают в течение долгого времени, предохраняя от пыли. Оклад — декоративное украшение лицевой части иконы — был известен уже в Византии, но широкое распространение получил значительно позже. По поводу оклада существует два разных мнения: с одной стороны, понятно желание украсить святыню и выделить ее из предметов повседневности даже по внешнему виду. Но с другой стороны, пышная декоративность оклада из благородных металлов, да еще и украшенного драгоценными камнями может привести к противоположному результату, и духовное подменит материальным.

Следует заметить, что кроме дерева для изготовления икон использовался и холст. К XV веку стали появляться двусторонние изображения на холсте, как правило, небольшого размера. Такие иконы называли тогда "полотенца" или "праздники и святые на полотенцах". Считается, что поначалу они использовались в качестве образцов иконописцами, так как их легко можно было носить с собой. Потом такие изображения получили самостоятельное значение и уже позднее стали именоваться "таблетки".

Иногда для иконописи используется металл. Например, знаменитые златые врата собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале созданы в XIII столетии на меди в технике "золотой наводки", или, как говорят по-другому, "огневого золочения". Изготавливаются иконы и шитьем.

Сами изображения на иконах делятся на оглавные (изображается только лик), оплечные (фигура изображается по плечи), поясные (фигура изображается по пояс) и ростовые. Святые на иконах часто изображаются в окружении житийных клейм. Это небольшие композиции, которые показывают наиболее яркие события из жизни святого. К названию таких икон делают прибавление: "с клеймами жития" или "с житием".

Икона — не картина

Наши предки, рождавшиеся и жившие в православной среде, хорошо понимали язык иконы. Современным людям достигнуть этого значительно сложнее. Многие вообще считают, что икона — один из видов живописи. Между тем картина и икона принципиально отличаются.

Как писал С. Алексеев, картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение художника, в свою очередь, зависит от очень многих причин: времени его жизни, эпохи, характера самого художника, образа его жизни. А икона — откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца — это мировоззрение Церкви. Икона вне времени, она — отображение инобытия в нашем мире. Не случайно авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение. Кисть иконописца бесстрастна, личные эмоции никак не влияют на работу.

Картина — это средство общения с автором, с его идеями и переживаниями. Икона — средство для общения с Богом и Его святыми.

Первое отличие иконы от картины, это то, что для икон характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько его идея. Все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда, кстати, "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур. Это идея преображения плоти, обитающей в мире духовном. Известный богослов Е. Трубецкой писал: "Икона — не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества, и так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что значит в этом изображении истонченная телесность? Это — резко выраженное отрицание того самого биологизма, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь… Изможденные лики святых на иконах противополагают этому… царству самодовлеющей и сытой плоти не только "истонченное чувство", но прежде всего — новую норму жизненных отношений. Это — то царство, которого плоть и кровь не наследуют".

На иконе все имеет особый смысл. Вот изображение гор. Это не голубые вершины Рериха — на иконах это символ духовного восхождения, восхождения к Единому Богу. Поэтому горы на иконах имеют лещадки — своего рода ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы. Второе существенное отличие икон от реалистической картины — это принцип изображения пространства.

Картины построены по законам прямой перспективы. Рельсы, удаляясь на такой картине, будут сходиться в одной точке, расположенной на линии горизонта. Для иконы характерна обратная перспектива. В иконе точки сходятся не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке. Так изливается в наш мир духовный. Параллельные линии на иконе не сходятся, а, наоборот, расширяются в пространстве. Да и самого пространства в иконе нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное изобразительное, а смысловое значение. Отдаленные предметы на иконах не скрыты, а включены в общую композицию как первоплановые. Третьим отличием является отсутствие внешнего источника света. На иконе невозможно определить где находится источник света, не видно и падающих теней. На иконе свет исходит от самих ликов и фигур, из глубины, как символ святости. Икона светоносна сама по себе. Кажется, что свет изливается изнутри самих лиц и фигур. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой (левкас) просвечивает сквозь краски.

Говоря о свете на иконах, следует упомянуть и о нимбах. Нимбы, как символ святости и напоенности божественным светом — очень важная особенность священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. Для католических картин характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. "Можно сделать вывод, — пишет С. Алексеев, — что католический вариант нимба — это награда данная святому извне, а православный — венец святости, рожденный изнутри".

Еще одно отличие икон от картин — это то, что цвет несет в них символическую функцию. Скажем, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертву себя ради Христа, а на других иконах — это цвет царского достоинства. Особенно специалисты выделяют использование золота на иконах. Золото — это символ божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото. Примечательно, что золото на иконах — прямая противоположность золоту как символу земного богатства. Золотые нимбы святых, золотые блестки на их ризах — знак осиянности светом божественной славы, знак причастности к Богу.

Черный цвет — цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используют только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподней.

Еще одно отличие от картин: для икон характерна единовременность изображения. Все события происходят сразу. Это говорит о том, что события, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют совсем другой образ в пространстве духовном. Событие, произошедшее 20 веков назад, действенно и сейчас. Оно вне времени и пространства, оно и сейчас оказывает такое же воздействие на главную цель — спасение душ человеческих от вечной смерти. Главная задача иконы — показать реальность духовного мира, а картина передает чувственную, материальную сторону нашей жизни. Картина — это веха на пути художественного осмысления жизни. Икона — веха на пути к спасению.

И люди увидели Бога

Первую икону в истории человечества создал сам Иисус Христос. Она известна под названием "Спас Нерукотворный". История эта такова: некий восточный царь Авгарь, услышав о Христе, прислал к Нему своего художника, который должен был написать Его образ для царя. Но из-за постоянно окружавшей Спасителя толпы людей, художник никак не мог подойти к Нему поближе. И тогда Сам Христос приложил к Своему лицу ткань, на которой чудесным образом и запечатлелось Его лицо.

Первой рукотворной иконой стал образ Богородицы, написанный Апостолом и Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым обедал Иисус Христос со Своей Матерью Девой Марией и приемным отцом Иосифом.

Священные изображения известны с первых веков существования христианства. Они встречаются уже в катакомбах, в которых скрывались первые христиане. К VIII веку иконы распространены повсеместно, и почитание их в чем-то становится даже похожим на идолопоклонство. А ведь сказано в Библии, чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо. Между тем кое-кто в те годы зачастую почитал не изображенного на иконе святого, а сам предмет — доску и краски. Некоторые суеверные священнослужители доходили до крайности, соскабливали частицы краски с иконы и опускали их в святую Чашу, полагая, что таким образом Причастие приобретает "большую благодать". Византийские придворные щеголи украшали себя одеждами, на которых были вышиты лики святых. Поэтому среди интеллектуальной элиты того времени возникла тенденция к отказу от почитания священных изображений. Ко всему в те годы окончательно сформировался ислам, а мусульмане относились враждебно не только к иконам, но и к изображениям людей вообще. Все это вместе взятое и привело к возникновению иконоборческой ереси.

В 723 году халиф Иезит отдает распоряжение произвести изъятие и уничтожение икон из всех христианских храмов, находящихся на подчиненной халифу территории. В 726 году в наступление против святых икон пошел византийский император Лев III. В 730 году иконоборец патриарх Анастасий подписал указ об изъятии из храмов и уничтожении икон. Православные епископы, священнослужители и миряне не подчинившиеся указам Василевска (императора), подвергались ссылкам, пыткам и смертной казни. Жестокость, с которой в 741 — 775 годах сын Льва III император Константин Копроним преследовал защитников иконопочитания была особенно изощренной. Например, защитникам священных изображений разбивали голову, положив ее на икону. Иконописцам отсекали или жгли на огне руки. Монахов, не подчинившихся требованиям императора, топили в воде зашитыми в мешках. По инициативе императора в 754 году был созван иконоборческий собор, участие в котором приняли 388 епископов-иконоборцев. Собор постановил, что всякий пишущий или хранящий у себя иконы будет предан анафеме и гражданскому суду.
Было уничтожено великое множество святых икон, сбиты драгоценные фрески и мозаики храмов, многие церкви закрыты и превращены в казармы или конюшни. Запретили и почитание мощей святых. Многие святыни были сожжены или утоплены в море. Церковь утратила величайшие реликвии, почитаемые не одним поколением христиан. На седьмом Вселенском соборе, состоявшемся в 787 году в Константинополе, иконоборцам был дан богословский аргументированный отпор.

В Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа, на изображения Бога был наложен запрет. Никак нельзя было изображать Того, Кого никто никогда не видел. Но с пришествием Иисуса Христа люди увидели Бога. Христос есть Бог. Он воплотился в человека, родился от земной женщины и Святого Духа. Христа можно было видеть по Его человеческой природе. А значит, по словам Самого Спасителя: "Видевший Меня видел Отца". Итак, если в прежнюю пору Бога нельзя было изображать, потому что "вы не видели образа", то с тех пор, как "Он явил" и "вы видели", изображение Бога во Христе уже возможно.

В 843 году почитание икон было окончательно восстановлено, и это событие до сих пор Православная Церковь отмечает как праздник. Праздник этот называется Торжество Православия и отмечается в первый воскресный день Великого Поста, как победа над последней из больших ересей эпохи Вселенских соборов.

Икона как чудо

Русская Православная Церковь отмечает более 200 праздников, связанных с чудотворными иконами. О каждой из этих икон можно написать большую книгу. Не меньше книг можно написать и о таком непознанном феномене, как мироточение икон. Все попытки научных скептиков дать физическое объяснение чуду мироточения заканчивались крахом. Один из химиков доказывал, что мироточение — результат скопления в храме паров нагретого свечами воздуха, частиц лампадного масла, воскурений от ладана. Дескать, все это вступает в химическую реакцию, и на иконах начинают выступать "слезы". Но оказалось, что мироточат репродукции икон в домах, их ксерокопии, распечатки на принтере. И это объяснить никто не может. Так же, как никто не может объяснить, почему у мироточащих икон люди часто получают исцеления. Никто не может объяснить вроде бы частную, но очень характерную историю с росписью Владимирского собора в Киеве.

Строительство собора закончили в 1885 году. Провели штукатурку стен, и храм посетила комиссия, где был профессор А. Прахов, которому поручили руководить росписью собора. Об этом посещении сохранился официальный документ, из которого следует, что на запрестольной стене вдруг все увидели изображение контуров Богоматери с Младенцем. Затем штукатурка высохла и изображение исчезло. Прахов отправился в Москву для поисков художника, который мог бы сделать роспись собора. В Белокаменной он обратился к знаменитому Виктору Васнецову. Тот поначалу отказался ехать в Киев, но вскоре сам разыскал А. Прахова и изъявил согласие работать во Владимирском соборе. Как оказалось, Васнецов залюбовался видом своей жены с младенцем на руках, и ему пришла в голову идея именно вот так изобразить Богородицу с Младенцем. Художник выдвинул единственное условие: он начнет работу в соборе с росписи запрестольного образа Богородицы. Васнецов писал этот образ около двух лет, а все живописные работы в храме заняли у него около десятка лет. Наконец роспись была закончена, и на запрестольной стене А. Прахов увидел точное изображение того самого образа Богородицы, которое проступило на мокрой штукатурке. Прахов показал Васнецову тот самый официальный документ, и художник на несколько минут потерял дар речи!

Александр Оконишников,
"ЧЕСТНОЕ СЛОВО"

20 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования